Чего не было, того не было
В Мастерской Петра Фоменко поставили «Тополя» Вампилова
Спектакль «Тополя» в Мастерской Петра Фоменко поставили сразу три режиссера Юрий Буторин, Владимир Топцов и Сергей Осипьян. Это театральная экранизация одноименного рассказа Александра Вампилова, спектакль-кинофильм, где главная декорация это экран, на котором идет черно-белое кино, снятое Сергеем Осипьяном. Пространство подчеркнуто проницаемо: половичок с экрана перетекает на сцену, брошенная кофта летит в руки герою, сидящему на лавочке, а тени киношных деревьев ложатся на сцену. Фильм, снятый в эстетике «советской новой волны», втягивает в глубь действия и расширяет горизонт.
Герой идет к невесте. Он молод и счастлив. По пути он встречает девушку. Мимолетно. А потом мается всю жизнь. Ему 43, он женат не на ней. Каждую весну он возвращается в то место и тоскует.
Это история о том, чего не случилось. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь», так начинается рассказ. «И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя» так рассказ заканчивается. Он меньше, чем на страницу. Авторы раздвинули границы текста дополнили его отрывками из очерков и дневников Вампилова, стихами Николая Рубцова. Так появились дополнительные герои фасонистый молодой специалист в исполнении Амбарцума Кабаняна. И важные приметы времени стройка века, поезда, бороздящие страну, пивная с липкими столиками Но это ретрофон.
Главное все-таки встреча. Не та, вампиловская, а другая встреча героя с самим собой. Зрелого мужчины с юным студентом. Нынешнего играет Владимир Топцов, прежнего Юрий Буторин. Одеты они одинаково, только на молодом безрукавка по моде тех лет. Движения и жесты одни на двоих, будто зеркалят друг друга. Молодой герой только что встретил их «в последствии Жену». Так она обозначена в программке. Она яркая, смуглая, диковато-красивая (Полина Айрапетова). А герой щуплый, путает Ренессанс с Росинантом и не умеет танцевать. История покорения важная, но опять же не главная.Главное диалог героев, их миров-сознаний. Они двойники. Такие персонажи всегда одержимы какой-то блажью, им присуща комическая вина, они потеряны в этом мире. И они всегда социальный типаж.
Буторин дебютировал со спектаклем «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем. Там герой тоже раздваивается, и одного из Рыжих играет сам Буторин. В спектакле «Заходите, заходите» он из романа Шалева «Как несколько дней» вытянул лишь одну линию отца и сына. Так что у спектакля «Тополя» принципиально двойственная природа. Сценографическое решение не просто красивый и стильный, а идеологический ход. Кино не просто фон, а вторая реальность. Две реальности существуют одновременно. В разных плоскостях и временах. И ту самую девушку, и жену играет одна и та же актриса. И внутри спектакля «Тополя» играют пантомиму «Тополя». Экран и сцена. Старость и молодость. Случилось и не случилось. Он и Он же. Как это все по-нашему
Герой идет к невесте. Он молод и счастлив. По пути он встречает девушку. Мимолетно. А потом мается всю жизнь. Ему 43, он женат не на ней. Каждую весну он возвращается в то место и тоскует.
Это история о том, чего не случилось. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь», так начинается рассказ. «И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя» так рассказ заканчивается. Он меньше, чем на страницу. Авторы раздвинули границы текста дополнили его отрывками из очерков и дневников Вампилова, стихами Николая Рубцова. Так появились дополнительные герои фасонистый молодой специалист в исполнении Амбарцума Кабаняна. И важные приметы времени стройка века, поезда, бороздящие страну, пивная с липкими столиками Но это ретрофон.
Главное все-таки встреча. Не та, вампиловская, а другая встреча героя с самим собой. Зрелого мужчины с юным студентом. Нынешнего играет Владимир Топцов, прежнего Юрий Буторин. Одеты они одинаково, только на молодом безрукавка по моде тех лет. Движения и жесты одни на двоих, будто зеркалят друг друга. Молодой герой только что встретил их «в последствии Жену». Так она обозначена в программке. Она яркая, смуглая, диковато-красивая (Полина Айрапетова). А герой щуплый, путает Ренессанс с Росинантом и не умеет танцевать. История покорения важная, но опять же не главная.Главное диалог героев, их миров-сознаний. Они двойники. Такие персонажи всегда одержимы какой-то блажью, им присуща комическая вина, они потеряны в этом мире. И они всегда социальный типаж.
Буторин дебютировал со спектаклем «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем. Там герой тоже раздваивается, и одного из Рыжих играет сам Буторин. В спектакле «Заходите, заходите» он из романа Шалева «Как несколько дней» вытянул лишь одну линию отца и сына. Так что у спектакля «Тополя» принципиально двойственная природа. Сценографическое решение не просто красивый и стильный, а идеологический ход. Кино не просто фон, а вторая реальность. Две реальности существуют одновременно. В разных плоскостях и временах. И ту самую девушку, и жену играет одна и та же актриса. И внутри спектакля «Тополя» играют пантомиму «Тополя». Экран и сцена. Старость и молодость. Случилось и не случилось. Он и Он же. Как это все по-нашему
Зоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016