Шумит ветер приключений
Внешне многоплановый, полифоничный, сложный. А внутренне – очень искренний, настоянный на юношеских мечтах. Именно таким в 2017 году получился спектакль «Капитан Фракасс» у Евгения Каменьковича.
Любимый роман детства – и надо же было продраться сквозь описания замка и хора наглых лягушек туда, где звенят шпаги и шумит ветер приключений. Никакого морализаторства и рефлексии! Здесь правит авантюризм, мужество и рыцарский кодекс чести. Роман XIX века французского прозаика и поэта Теофиля Готье рассказывает историю барона де Сигоньяка, однажды променявшего скуку в разорённом замке на жизнь актёра под длинноносой маской Капитана Фракасса (читай: бахвала). Разумеется, не без вмешательства большой любви. Всё в духе романтизма, «завтракающего одой и обедающего балладой»: если нищета, то тотальная, если любовь – то абсолютная, не требующая взаимности. Чувство де Сигоньяка ответно, но на дворе 1611 год, а в роли возлюбленной самоотверженная инженю, ставящая честь доброго имени выше чувственных желаний. Вот и скитается герой по дорогам Франции вместе с труппой актёров, собирающей то хлебные ангары простолюдинов, то вдруг самый цвет нации. Под маской скрывается не человек, а собирательный образ – такова комедия дель арте, где Сигоньяку достаётся роль ничтожного хвастливого купчишки, получающего в простонародной буффонаде лишь пинки да насмешки. А за сценой он продолжает быть рыцарем своей Изабеллы, которая вскоре становится предметом притязаний очень знатного герцога.
Первое, что в постановке Евгения Каменьковича привлекает внимание, – дорога. Это пьеса-движение. Движение к лучшей жизни, как у де Сигоньяка, или движение как смысл этой жизни – в случае с разбойниками Огастеном и Чикитой или актёрами. Вот они уезжают на подиуме, браво распевая куплеты на мотив «Братца Якоба», а вот они снова на сцене и уже другой подиум везёт их вперёд. Дорога-серпантин, полная извилистых путей с крутыми поворотами. Она временно отнимает у труппы то одного, то другого собрата и навечно забирает прежнего Капитана – Матамора. Но настроение всегда артистичное, а повозка и дни катятся вперёд – в Париж, где любые таланты находят применение. Да, талантами постановка богата. Богата живой, оригинальной музыкой композитора Николая Орловского. Оркестр здесь – полноправный участник действия. Вместо наивной простушки, «доброй, скромной и робкой» Изабеллы Мария Большова показывает нам уверенную барышню, чья мягкость давно обветрена бесконечностью пути. Она рычит, кусается и гримасничает; она сознаёт своё превосходство, даря плащ и ожерелье бродячей разбойнице; она понимает, что нелепо отвергать любовь знатного барона. Изабелла Большовой живёт на пару веков позже, в годы создания романа. В лирической сцене признания в любви мгновенный отказ Изабеллы от брака выглядит взбалмошным капризом, но благодаря этому да бурной и комичной реакции Сигоньяка (Александр Мичков) сцена не меняет общего настроения постановки. В мальчишеском романе не место продолжительным нежностям: эге-гей, где ваши шпаги, господа? Барон Мичкова благороден, хорош собой и влюблён «так искренно, так нежно». На дуэль он идёт по-мушкетёрски – с отчаянной храбростью. Сценические бои на шпагах Мичкова и его противников выразительны, пластичны и полны задора и юмора.
Здесь не пропущено почти ни одной линии, так тщательно, до мелочей, выписанных Готье. Режиссёр не забыл ни о похождениях длинноногого героя-любовника Леандра (Андрей Миххалёв), ни о вёрткой и музыкальной субретке Зербине (Полина Айрапетова). Каждый герой загружен работой, артисты много поют и появляются на сцене в разных образах, только успевай следить, как Леандр превращается в наёмника Лампура, а пышное убранство маркизы де Брюйер сменяется рваным платьем цыганки Чикиты. Маленькая разбойница с большим сердцем, жаждущим любви, Чикита – функционально важный герой романа Готье. Прыткая, дикая, ребячливая, отчаянная, смешная Роза Шмуклер, ставящая жирную точку в финале, – ценное украшение спектакля Каменьковича. Так же, как и ещё один герой. Видевшие постановку «фоменок» зрители больше не смогут произнести имя «Валломбрез», не придав ей интонации Юрия Титова. Распутный и богатый герцог, окружённый толпой поклонниц, оригинальный де Валломбрез Готье многословен, демонстративен, заносчив и кичлив. У Каменьковича это полноценный комический герой, хоть и не утративший ореола опасности. Незабываемая темпераментность, манерность движений и интонаций Юрия Титова преображает и переворачивает весь образ де Валломбреза, срывает с него маску всесильности – куда такому клоуну равняться с рыцарем без страха и упрёка, куда такому шуту добиваться Героини?
Финальный аккорд спектакля – сцена казни на Гревской площади и большой поступок маленькой Чикиты. На смену античному хору, поющему каноном душеспасительные вирши приходит звонкий романс Розы Шмуклер на стихи Теофиля Готье. Фееричный апофеоз для любимого романа юношества.
Источник: StartUp
Любимый роман детства – и надо же было продраться сквозь описания замка и хора наглых лягушек туда, где звенят шпаги и шумит ветер приключений. Никакого морализаторства и рефлексии! Здесь правит авантюризм, мужество и рыцарский кодекс чести. Роман XIX века французского прозаика и поэта Теофиля Готье рассказывает историю барона де Сигоньяка, однажды променявшего скуку в разорённом замке на жизнь актёра под длинноносой маской Капитана Фракасса (читай: бахвала). Разумеется, не без вмешательства большой любви. Всё в духе романтизма, «завтракающего одой и обедающего балладой»: если нищета, то тотальная, если любовь – то абсолютная, не требующая взаимности. Чувство де Сигоньяка ответно, но на дворе 1611 год, а в роли возлюбленной самоотверженная инженю, ставящая честь доброго имени выше чувственных желаний. Вот и скитается герой по дорогам Франции вместе с труппой актёров, собирающей то хлебные ангары простолюдинов, то вдруг самый цвет нации. Под маской скрывается не человек, а собирательный образ – такова комедия дель арте, где Сигоньяку достаётся роль ничтожного хвастливого купчишки, получающего в простонародной буффонаде лишь пинки да насмешки. А за сценой он продолжает быть рыцарем своей Изабеллы, которая вскоре становится предметом притязаний очень знатного герцога.
Первое, что в постановке Евгения Каменьковича привлекает внимание, – дорога. Это пьеса-движение. Движение к лучшей жизни, как у де Сигоньяка, или движение как смысл этой жизни – в случае с разбойниками Огастеном и Чикитой или актёрами. Вот они уезжают на подиуме, браво распевая куплеты на мотив «Братца Якоба», а вот они снова на сцене и уже другой подиум везёт их вперёд. Дорога-серпантин, полная извилистых путей с крутыми поворотами. Она временно отнимает у труппы то одного, то другого собрата и навечно забирает прежнего Капитана – Матамора. Но настроение всегда артистичное, а повозка и дни катятся вперёд – в Париж, где любые таланты находят применение. Да, талантами постановка богата. Богата живой, оригинальной музыкой композитора Николая Орловского. Оркестр здесь – полноправный участник действия. Вместо наивной простушки, «доброй, скромной и робкой» Изабеллы Мария Большова показывает нам уверенную барышню, чья мягкость давно обветрена бесконечностью пути. Она рычит, кусается и гримасничает; она сознаёт своё превосходство, даря плащ и ожерелье бродячей разбойнице; она понимает, что нелепо отвергать любовь знатного барона. Изабелла Большовой живёт на пару веков позже, в годы создания романа. В лирической сцене признания в любви мгновенный отказ Изабеллы от брака выглядит взбалмошным капризом, но благодаря этому да бурной и комичной реакции Сигоньяка (Александр Мичков) сцена не меняет общего настроения постановки. В мальчишеском романе не место продолжительным нежностям: эге-гей, где ваши шпаги, господа? Барон Мичкова благороден, хорош собой и влюблён «так искренно, так нежно». На дуэль он идёт по-мушкетёрски – с отчаянной храбростью. Сценические бои на шпагах Мичкова и его противников выразительны, пластичны и полны задора и юмора.
Здесь не пропущено почти ни одной линии, так тщательно, до мелочей, выписанных Готье. Режиссёр не забыл ни о похождениях длинноногого героя-любовника Леандра (Андрей Миххалёв), ни о вёрткой и музыкальной субретке Зербине (Полина Айрапетова). Каждый герой загружен работой, артисты много поют и появляются на сцене в разных образах, только успевай следить, как Леандр превращается в наёмника Лампура, а пышное убранство маркизы де Брюйер сменяется рваным платьем цыганки Чикиты. Маленькая разбойница с большим сердцем, жаждущим любви, Чикита – функционально важный герой романа Готье. Прыткая, дикая, ребячливая, отчаянная, смешная Роза Шмуклер, ставящая жирную точку в финале, – ценное украшение спектакля Каменьковича. Так же, как и ещё один герой. Видевшие постановку «фоменок» зрители больше не смогут произнести имя «Валломбрез», не придав ей интонации Юрия Титова. Распутный и богатый герцог, окружённый толпой поклонниц, оригинальный де Валломбрез Готье многословен, демонстративен, заносчив и кичлив. У Каменьковича это полноценный комический герой, хоть и не утративший ореола опасности. Незабываемая темпераментность, манерность движений и интонаций Юрия Титова преображает и переворачивает весь образ де Валломбреза, срывает с него маску всесильности – куда такому клоуну равняться с рыцарем без страха и упрёка, куда такому шуту добиваться Героини?
Финальный аккорд спектакля – сцена казни на Гревской площади и большой поступок маленькой Чикиты. На смену античному хору, поющему каноном душеспасительные вирши приходит звонкий романс Розы Шмуклер на стихи Теофиля Готье. Фееричный апофеоз для любимого романа юношества.
Источник: StartUp
Екатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016