Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король
Премьера «Короля Лира» в «Мастерской Петра Фоменко» – достаточно неожиданное репертуарное явление, почти оксюморон. Не то чтобы «фоменки» никогда не брались за трагический материал, но столь хрестоматийного и мрачного выбора, можно сказать, и не было. Наверное, поэтому режиссером выступил не только Евгений Каменькович, но и ведущие актеры, занятые в премьере, – Карэн Бадалов и Юрий Буторин, совсем не ученик Петра Фоменко. В роли Хора – молодые артисты из новой стажерской группы театра. И это тоже многое объясняет, как настоящий педагог, худрук Каменькович старается выбирать для большой сцены материал многонаселенный, чтобы было, где занимать все будущее пополнение труппы.
Нельзя не заметить, что именно в этом сезоне театры взялись и за «Макбета». Казалось бы, и так не сходящие с репертуаров названия вновь востребованы. Остается ответить на вопрос «почему?», но, к сожалению, как раз премьера «фоменок» не дает исчерпывающего ответа. В «Мастерской Фоменко» за 25 лет ее существования имя Шекспира на афишах появлялось трижды, но все в комедийном жанре: «Двенадцатая ночь», «Сказка Арденнского леса» (по пьесе «Как вам это понравится») и, конечно, «Сон в летнюю ночь». «Новая постановка в Мастерской“ – первое обращение театра к трагическому наследию Великого барда» – так представляет ее сам театр.
Главное, что дает премьере беспроигрышную свежесть, – перевод Осии Сороки, в российском театре, как ни странно, все еще из разряда редкого и новаторского, несмотря на давность. Хулиганский, «грязный», язвительный, такой, в котором поэзия оборачивается своей неприглядной изнанкой, чтобы вскрыть доселе прикрытые иносказательным флером смыслы и словно обнажить правду. Контрапунктом к этому «языку» – белоснежные одеяния с воздушными воротничками королевской четы на фоне белого же остова королевства, которое Лир буквальным образом тянет канатами на своих старых плечах и хочет поделить тяжкую ношу сначала на три части, но, оскорбившись холодностью младшей дочери, делит на две – между старшими. Напротив, все отрицательные и ниже рангом персонажи, как и второстепенные – свита короля, – сугубо в черном, и только шуту (Александр Мичков) позволено выпадать из цельной картины своей красно-серой, раздражающей глаз расцветкой (художник по костюмам Мария Боровская).
Александр Боровский придумывает полукруглую подвижную платформу, напоминающую отдаленно в том числе и конструкцию шекспировского театра «Глобус». Ее лаконичное, ярко освещенное пространство для игры тонет в темноте пустой сцены, как пропадает в смуте когда-то счастливая семья Лира. То на авансцену, то в ее глубину временами опускается устрашающий черный фальш-занавес из змеящихся лент. Он будет скрывать плетущиеся в замках интриги, а сквозь него за ними будут подглядывать, и наконец создаст настоящую визуальную иллюзию масштабной битвы между Францией и Британией.
Сюжет трагедии будет сопровождать бродячий оркестр – замечательное решение, подчеркивающее аутентичность всего оформления. Фоменковская легкость – уже в первых звуках музыки, под которые кружится Корделия, выбирая то одного, то другого рыцаря-глашатая из свиты короля, а те ее кружат, будто укачивают ребенка. Такая она и есть – с ангельским лицом еще совсем юной дивы. Корделия Дарьи Коныжевой (это первая и многообещающая роль вчерашней студентки ГИТИСа в «Мастерской») – беззащитная, с трогательной скругленной спиной и обрезанными по-школьному волосами, с чистым и глубоким взглядом и по-детски упрямая, когда доказывает отцу свое к нему не отравленное лестью, но сердечное отношение. Точное, портретное попадание в роль. У младшей дочери Лира и так немного реплик, но здесь они будто не нужны вовсе – столь говорящей оказывается наивная и девственная природа актрисы. Не все столь однозначно с другими дочерьми. Как всегда, пленительна и в жестах, и в интонациях Полина Кутепова, теперь Гонерилья, отчасти копирует ее в женском обаянии Серафима Огарева – Регана (в какой-то момент подмечаешь кудрявость обоих – в противовес прямолинейности Корделии даже в прическе). Но кто они – разъяренные Эринии или жертвы собственного заговора? И как, в сущности, они проходят свой путь – от белоснежных нимф до мятущихся фурий? Шлейф вопросов оставляет и Лир Карэна Бадалова… Его восточная изящность – особая пряность в этом печальном и в то же время ироничном образе. Именно эту фирменную ноту театра – светлой печали и разоблачающей иронии – Евгений Каменькович, к счастью, проводит сквозь все действие, такой, например, едко-ироничный и справедливый добряк герцог Олбани, каким его играет Алексей Колубков. Но бесстрастность «исторической хроники», которая выбрана стилем этого «Короля Лира», лишает его того накала трагедии, что рождает особое зрительское сопереживание. Да и не свойственно это труппе «фоменок» – играть крупно, наотмашь!
Вот и режиссерские кунштюки в «Короле Лире», несмотря на постановочный объем каждого персонажа, особенно в смысле внешней обрисовки характера и подачи текста, во многом касаются «сигнальных» деталей. Так, Эдмунду, побочному сыну советника Лира Глостера (Андрей Миххалев) с внешностью плейбоя – тут уж не приходится сомневаться, почему Гонерилья и Регана убивают друг друга в борьбе за обладание им, – как завершающий штрих образа злодея придуман черный, словно отравленный ядом, язык. Когда Гонерилья Полины Кутеповой решается убрать со своей дороги сестру-соперницу, то символично надевает красные кожаные перчатки. А когда она же еще только вступает на пагубный путь и плетет интригу против короля-отца, то прыгая белой козочкой с одних подмостков на другие, то есть с одной части королевства на другую, желая подмять под себя все и всех, то в предзнаменование оступается, а слово «власть» ее неизменно душит. Да и вся сценическая картина в цвете недвусмысленно разделяет шекспировский мир на черное и белое.
Новые лица у «фоменок» сулят и новые актерские открытия. В конце прошлого сезона Юрию Титову, который давно уже был принят в труппу, Евгений Каменькович доверил главную роль паренька, ставящего эксперимент на собственной жизни, в «Легком дыхании» по пьесе несколько подзабытого сегодня драматурга 90-х Петра Гладилина. В «Короле Лире» актер не без успеха исполняет роль обманутого Эдгара, который перевоплощается в юродствующего «бедного Тома». Его чрезвычайная подвижность мимики вслед за динамикой характера вносит новые, даже отличные краски в фоменковский ансамбль. С его Эдгаром–Томом, который, конечно, «зеркало» для безумствующего Лира, связана идея, ярче всего в этой интерпретации проявленная. Эпиграфом, предпосланным к постановке, взяты последние строки пьесы в переводе Льва Толстого:«Мы должны повиноваться тяжести печального времени и высказать то, что чувствуем, а не то, что должны сказать». И мысль приходит о том, что в самые темные времена юродство – единственное спасение человеческой души от «пустосердия» и черноты мира, который стал укладываться в окружность трех слов – ложь, клевета, тюрьма.
Источник: «Независимая газета»
Нельзя не заметить, что именно в этом сезоне театры взялись и за «Макбета». Казалось бы, и так не сходящие с репертуаров названия вновь востребованы. Остается ответить на вопрос «почему?», но, к сожалению, как раз премьера «фоменок» не дает исчерпывающего ответа. В «Мастерской Фоменко» за 25 лет ее существования имя Шекспира на афишах появлялось трижды, но все в комедийном жанре: «Двенадцатая ночь», «Сказка Арденнского леса» (по пьесе «Как вам это понравится») и, конечно, «Сон в летнюю ночь». «Новая постановка в Мастерской“ – первое обращение театра к трагическому наследию Великого барда» – так представляет ее сам театр.
Главное, что дает премьере беспроигрышную свежесть, – перевод Осии Сороки, в российском театре, как ни странно, все еще из разряда редкого и новаторского, несмотря на давность. Хулиганский, «грязный», язвительный, такой, в котором поэзия оборачивается своей неприглядной изнанкой, чтобы вскрыть доселе прикрытые иносказательным флером смыслы и словно обнажить правду. Контрапунктом к этому «языку» – белоснежные одеяния с воздушными воротничками королевской четы на фоне белого же остова королевства, которое Лир буквальным образом тянет канатами на своих старых плечах и хочет поделить тяжкую ношу сначала на три части, но, оскорбившись холодностью младшей дочери, делит на две – между старшими. Напротив, все отрицательные и ниже рангом персонажи, как и второстепенные – свита короля, – сугубо в черном, и только шуту (Александр Мичков) позволено выпадать из цельной картины своей красно-серой, раздражающей глаз расцветкой (художник по костюмам Мария Боровская).
Александр Боровский придумывает полукруглую подвижную платформу, напоминающую отдаленно в том числе и конструкцию шекспировского театра «Глобус». Ее лаконичное, ярко освещенное пространство для игры тонет в темноте пустой сцены, как пропадает в смуте когда-то счастливая семья Лира. То на авансцену, то в ее глубину временами опускается устрашающий черный фальш-занавес из змеящихся лент. Он будет скрывать плетущиеся в замках интриги, а сквозь него за ними будут подглядывать, и наконец создаст настоящую визуальную иллюзию масштабной битвы между Францией и Британией.
Сюжет трагедии будет сопровождать бродячий оркестр – замечательное решение, подчеркивающее аутентичность всего оформления. Фоменковская легкость – уже в первых звуках музыки, под которые кружится Корделия, выбирая то одного, то другого рыцаря-глашатая из свиты короля, а те ее кружат, будто укачивают ребенка. Такая она и есть – с ангельским лицом еще совсем юной дивы. Корделия Дарьи Коныжевой (это первая и многообещающая роль вчерашней студентки ГИТИСа в «Мастерской») – беззащитная, с трогательной скругленной спиной и обрезанными по-школьному волосами, с чистым и глубоким взглядом и по-детски упрямая, когда доказывает отцу свое к нему не отравленное лестью, но сердечное отношение. Точное, портретное попадание в роль. У младшей дочери Лира и так немного реплик, но здесь они будто не нужны вовсе – столь говорящей оказывается наивная и девственная природа актрисы. Не все столь однозначно с другими дочерьми. Как всегда, пленительна и в жестах, и в интонациях Полина Кутепова, теперь Гонерилья, отчасти копирует ее в женском обаянии Серафима Огарева – Регана (в какой-то момент подмечаешь кудрявость обоих – в противовес прямолинейности Корделии даже в прическе). Но кто они – разъяренные Эринии или жертвы собственного заговора? И как, в сущности, они проходят свой путь – от белоснежных нимф до мятущихся фурий? Шлейф вопросов оставляет и Лир Карэна Бадалова… Его восточная изящность – особая пряность в этом печальном и в то же время ироничном образе. Именно эту фирменную ноту театра – светлой печали и разоблачающей иронии – Евгений Каменькович, к счастью, проводит сквозь все действие, такой, например, едко-ироничный и справедливый добряк герцог Олбани, каким его играет Алексей Колубков. Но бесстрастность «исторической хроники», которая выбрана стилем этого «Короля Лира», лишает его того накала трагедии, что рождает особое зрительское сопереживание. Да и не свойственно это труппе «фоменок» – играть крупно, наотмашь!
Вот и режиссерские кунштюки в «Короле Лире», несмотря на постановочный объем каждого персонажа, особенно в смысле внешней обрисовки характера и подачи текста, во многом касаются «сигнальных» деталей. Так, Эдмунду, побочному сыну советника Лира Глостера (Андрей Миххалев) с внешностью плейбоя – тут уж не приходится сомневаться, почему Гонерилья и Регана убивают друг друга в борьбе за обладание им, – как завершающий штрих образа злодея придуман черный, словно отравленный ядом, язык. Когда Гонерилья Полины Кутеповой решается убрать со своей дороги сестру-соперницу, то символично надевает красные кожаные перчатки. А когда она же еще только вступает на пагубный путь и плетет интригу против короля-отца, то прыгая белой козочкой с одних подмостков на другие, то есть с одной части королевства на другую, желая подмять под себя все и всех, то в предзнаменование оступается, а слово «власть» ее неизменно душит. Да и вся сценическая картина в цвете недвусмысленно разделяет шекспировский мир на черное и белое.
Новые лица у «фоменок» сулят и новые актерские открытия. В конце прошлого сезона Юрию Титову, который давно уже был принят в труппу, Евгений Каменькович доверил главную роль паренька, ставящего эксперимент на собственной жизни, в «Легком дыхании» по пьесе несколько подзабытого сегодня драматурга 90-х Петра Гладилина. В «Короле Лире» актер не без успеха исполняет роль обманутого Эдгара, который перевоплощается в юродствующего «бедного Тома». Его чрезвычайная подвижность мимики вслед за динамикой характера вносит новые, даже отличные краски в фоменковский ансамбль. С его Эдгаром–Томом, который, конечно, «зеркало» для безумствующего Лира, связана идея, ярче всего в этой интерпретации проявленная. Эпиграфом, предпосланным к постановке, взяты последние строки пьесы в переводе Льва Толстого:«Мы должны повиноваться тяжести печального времени и высказать то, что чувствуем, а не то, что должны сказать». И мысль приходит о том, что в самые темные времена юродство – единственное спасение человеческой души от «пустосердия» и черноты мира, который стал укладываться в окружность трех слов – ложь, клевета, тюрьма.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,