Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»
Шекспировская трагедия в постановке Евгения Каменьковича
Драматургия Уильяма Шекспира не часто появлялась в репертуаре «Мастерской Петра Фоменко». Еще в студенческие годы один из педагогов курса Петра Наумовича в ГИТИСе Евгений Каменькович поставил со студентами роскошный спектакль «Двенадцатая ночь», который остался в памяти многих тысяч зрителей.
Четыре года назад Иван Поповски сочинил дивное действо по пьесе «Сон в летнюю ночь», получившее главную национальную премию России «Золотая маска» и несколько других призов. Но на великие шекспировские трагедии театр до поры до времени не посягал. Недавно на 31-м году своей жизни все же дерзнул. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович поставил «Короля Лира». Наверное, «Мастерская П. Фоменко» должна была «дозреть» до такой махины как «Король Лир». И, прежде всего, на это должен был решиться бесспорный кандидат на заглавную роль Карэн Бадалов. Впрочем, на решении Евгения Каменьковича, думаю, сказалось и то, что труппа театра в последние годы настолько разрослась и окрепла, что и на все остальные роли нашлись не просто хорошие, но очень талантливые артисты.
Изюминку спектаклю придало то, что его авторы использовали не пастернаковский перевод, а вариант Осии Сороки. Сложный, временами странный и резкий перевод не дает тебе возможность расслабиться и заставляет напряженно слушать, «впитывать и переваривать» огромные пласты не очень привычного, насыщенного метафорами текста. Хотя это вовсе не свидетельствует о том, что текст так уж труден для восприятия. Напротив: он воспринимается с большим интересом и живостью даже не очень знакомыми с пьесой зрителями. Такому восприятию способствует ко всему прочему прекрасная техническая оснащенность артистов (поклон замечательному педагогу по речи Вере Камышниковой). Но дело, конечно, не только в том, как актеры произносят текст. Спектакль приковывает тебя «стальными обручами», прежде всего, точно расставленными режиссерскими акцентами, тщательно выстроенными темпоритмами и мощным, постоянно нарастающим эмоциональным накалом. Действие накатывает на тебя волнами, каждая последующая превосходит по силе предыдущую, и, в конце концов, захлестывает с головой.
Превосходно выстроен и визуальный ряд спектакля. Как всегда лаконична, интересна по форме и точна по смыслу сценография выдающегося художника Александра Боровского, который всего лишь второй раз работает с «Мастерской Петра Фоменко». Доминантой его художественного решения стал дощатый помост в виде громадного белого круга, ассоциирующегося с мощью и целостностью английской державы, и такие же белые дощатые подвижные створки-порталы. Деля страну между дочерями, Лир как бы символически «отрезает» от круга по куску, превращая его в бесформенную и зловещую геометрическую фигуру. В финале после всех пережитых катаклизмов круг примет первозданную форму, и это станет символом призрачной надежды на прекращение кровавой драмы.
Своеобразны придуманные Марией Боровской костюмы, цветовая гамма которых тоже концептуальна: белые одежды предназначены лишь для представителей королевского рода (в тон символическому кругу-помосту), а всем остальным «предписано» носить только серые и черные костюмы. Разнообразен, точен по смыслу, хотя порой и парадоксален мизансценический рисунок спектакля. Интересна и пластическая партитура, над которой, судя по всему, поработал специалист по сценическому движению Карэн Бадалов (вместе с Юрием Буториным он указан в программке в качестве режиссера). Между тем строгая графичность мизансцен, выверенность пластического рисунка не мешает актерам чувствовать себя свободно и раскованно и импровизировать в рамках заданного им «квадрата». Все это в сочетании с тончайшей световой партитурой уникального мастера Дамира Исмагилова делает спектакль интереснейшим в художественном плане зрелищем. Но, наверное, главная отличительная особенность данного «Короля Лира» состоит в том, что при всем пиетете перед величественностью трагедии в спектакле доходчиво и предельно ясно рассказана щемящая человеческая история о несчастном пожилом человеке, который решил внести в свою жизнь разнообразие, бросить опостылевший трон и связанные с пребыванием во власти интриги и козни. А заодно дать «волю» дочерям, которым давно следовало бы стать более самостоятельными, которые «в благодарность» беззастенчиво его предают. Важно в этом спектакле и то, что все сюжетные линии равноценны и равнозначительны, что, увы, в сценических воплощениях этой пьесы происходит не часто. В данном случае истории Глостера с сыновьями, Кента и интриг между дочерями Лира оказываются столь же захватывающими, как и линия самого Лира. Интересно и не совсем обычно то, что трагедийная канва сюжета сочетается с тончайшим, порой горьким юмором, и, как бы это ни выглядело странно, зал по ходу спектакля довольно часто разражается смехом. И дело здесь не только в самом тексте, сколько в его осмыслении и необычном сценическом преломлении. Это придает зрелищу тот самый «изюм», который делает спектакль не банально-правильной и оттого тяжеловесной иллюстрацией известного классического произведения, а самостоятельным, уникальным произведением искусства.
В спектакле большое количество персонажей. К прискорбию автора этих строк рассказать обо всех замечательных артистах и музыкантах, увы, невозможно. Но, предваряя персональный разбор ролей, не могу не отметить, что и на этот раз «фоменки» продемонстрировали великолепную «командную игру», способность двигаться к общей цели в одной «упряжке». В этом прекрасном ансамбле нет ни одной не только фальшивой ноты, но даже сыгранной формально, без вложенной в нее частички актерской души. При этом, неукоснительно следуя известной театральной заповеди о том, что окружение должно играть короля, никто из артистов не пытается хотя бы исподволь потянуть одеяло на себя, поддать жару, рвануть рубаху на груди.
Неожидан граф Глостер яркого и острохарактерного артиста Томаса Моцкуса, который, если мне не изменяет память, впервые попробовал себя в возрастной роли. Глубоко порядочный, но слабый, растерянный, несчастный, преданный сыном и, в конце концов, ослепленный старик вызывает в твоей душе не просто жалость, но глубочайшее сострадание и боль. Пожалуй, не меньшее, чем Лир. Хороши молодые актеры Юрий Титов и Андрей Миххалёв в ролях его сыновей – Эдгара и Эдмунда. Первый по-мужски сдержан, и воспринимает несправедливость судьбы достойно и смиренно. Он как будто знает, что справедливость должна непременно восторжествовать, и правда откроется его несчастному отцу. Второй – типичный авантюрист – осторожный и лукавый, легко и вдохновенно оправдывающий своё коварство и предательство. И ты даже готов его понять: красавец-блондин, косая сажень в плечах, похожий на греческого бога Аполлона – такому бы и королевский трон в пору! А он – униженный бастард… Противоречие между статусом и непомерной гордыней рождает в его душе жажду «реванша» любой ценой.
Запоминается статный, яркий, надменный Освальд Амбарцума Кабаняна – типичный царедворец – преданный, но хитрый и подлый, не останавливающийся ни перед чем ради прихотей хозяйки и своей собственной выгоды. Очень хорош Юрий Буторин в роли соратника Лира графа Кента – жесткого, мрачноватого, упрямого борца за справедливость, не испугавшегося встать «меж драконьим гневом и нечестивой жертвою его» и защитить юную Корделию от ярости отца, а потом стоически переносящего унижения, чинимые по отношению к нему Реганой и Корнуоллом.
Трогательна и по-детски непосредственна юная Дарья Коныжева в роли Корделии, проявившей характер и осмелившейся лезть на рожон, возражая отцу. Она действительно искренна в своем убеждении, что никакими восторженными словами невозможно передать степень её любви и наивно верит, что отец должен это понять. Но дождется от того лишь унизительной фразы: «Плюгавка со своей лжепрямотой». Блистательны, обворожительны и необыкновенно живописны рыжеволосые «дьяволицы» Гонерилья и Регана, похожие на сказочно красивых, но злых колдуний. Первая в исполнении Полины Кутеповой таинственна и амбивалентна. Она хрупка, пластична, летуча «как пух от уст Эола», способна заворожить любого своим ангельским голосом. И, при этом, несколько угловата и «неустойчива»: то и дело оступается и сваливается с помоста (в чем видится некий роковой символ). Но на самом деле Гонерилья – вовсе не «божий одуванчик». Она презрительна и даже брезглива по отношению с тряпке-мужу и жестока в обращении с «блажным» стариком-отцом. Но ее истинные почти звериные черты обнаруживаются в непримиримой и кровавой борьбе сестрой за право обладания красавцем Эдмундом.
Думаю, что зрители, зная о поистине безграничных актерских возможностях Полины (чего стоит только её мамаша Кураж!), вполне могли предположить подобную трактовку ее роли. Но от нежной, воздушной, мягкой и ласковой Серафимы Огарёвой, ассоциирующейся у большинства зрителей с образом доброй феи, такого «сюрприза» вряд ли кто-то ожидал. Её Регана более откровенна в выражении своих эмоций, чем коварная Гонерилья. Если последняя до поры до времени стремится скрыть свою истинную сущность, то Регана даже не пытается выглядеть чистенькой и добренькой. Она, как и сестра, столь же жестока по отношению к отцу, для нее не существует таких понятий, как честь и совесть. Не стесняется она и собственной гипертрофированной чувственности, и сексапильности, что подчеркивается ее фантастической «змеиной» пластикой. Важно то, что дочери, унижая отца, вовсе не руководствуются соображениями сохранения порядка в стране, но лишь повинуются своей прихоти и неуемной гордыне! Обеим актрисам удалось создать интереснейшие тонкие, яркие и отнюдь не прямолинейные образы хрестоматийных персонажей, очень точно передав противоречие между их внешним обликом и низменной сущностью.
Одна из больших удач спектакля – Шут в исполнении Александра Мичкова. Колючий, трогательный, насмешливый, остроумный, а порой и язвительный, любящий и жалеющий своего господина и ненавидящий его гонителей он привносит в действие какую-то щемящую ноту доброты и детской непосредственности. Глядя на него, я вспомнил рассказ замечательной, артистки Ольги Волковой о главной актерской заповеди её деда: «Если хочешь стать артисткой, раздели свое лицо ладонью на две части по линии носа. Пускай одна плачет, а другая смеется. Убери руку, и все должно так и остаться». Именно таким предстает перед зрителем Шут Мичкова. Не могу не упомянуть еще одну деталь, которая тронула до глубины души. Речь идет о фразе, которую произносит Шут, пытаясь успокоить несчастного Лира во время бури: «Всё ветер и дождь, всё ветер и дождь » Думаю, что не только у автора этих строк, но и у многих любящих «Мастерскую Петра Фоменко» в этот момент к горлу подкатил ком при воспоминаниях о тех счастливых временах, когда юные «фоменки» под руководством Каменьковича играли свою незабываемую шекспировскую «Двенадцатую ночь». А строка – цитата из песни того давнего шута, которого играл не кто иной, как нынешний Лир Карэн Бадалов…
У этого блистательного артиста, одного из «отцов-основателей» «Мастерской Петра Фоменко», давно не было новых, адекватных его творческому дарованию ролей (если не считать Тезея в «Сне в летнюю ночь» и импровизатора в сравнительно недавно восстановленном по его инициативе и при его непосредственном участии спектакле П. Н. Фоменко «Египетские ночи»). И вот, наконец, такая роль появилась. Его Лир загадочен и многообразен. Его невозможно охарактеризовать однозначно: строгий, вздорный, блажной, смешной, нежный, слабый, etc. Он вобрал в себя все эти качества и еще добрый десяток других! В самом начале в сцене раздела страны в его глазах светятся озорные огоньки, и ты понимаешь, что он – из разряда «игрунов» и вполне возможно затеял очередную причуду просто от скуки. Но Корделия довела его своим упрямством до такой степени, что блажь переросла в окончательное решение. А тут еще Кент влез со своими угрозами-предупреждениями, стало быть, назад дороги нет! И взбешённый Лир обвиняет друга и соратника в желании заставить короля «нарушить клятвы наши, доселе нерушимые». Маховик истории запущен, и Лиру теперь не видать покоя. Начнутся его мытарства, противоборство с коварными дочерями, мнимый суд над ними, мрак, холод, нищета, унижения… При всей раздирающей душу трагической сущности Лира Карэн Бадалов играет его в свойственной ему строгой, сдержанной, достойной манере и даже в самых страстных монологах не позволяет себе перебирать в эмоциях, стенать и, как говорили старые актеры, «грызть кулисы». Этот Лир при всех его положительных и отрицательных чертах – прежде всего – мужчина. И только смерть Корделии лишает его силы воли, выдержки душевных и физических сил. Забыть глаза несчастного и нищего короля, в один миг как будто постаревшего на тридцать лет, невозможно.
Источник: Ревизор.ru
Четыре года назад Иван Поповски сочинил дивное действо по пьесе «Сон в летнюю ночь», получившее главную национальную премию России «Золотая маска» и несколько других призов. Но на великие шекспировские трагедии театр до поры до времени не посягал. Недавно на 31-м году своей жизни все же дерзнул. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович поставил «Короля Лира». Наверное, «Мастерская П. Фоменко» должна была «дозреть» до такой махины как «Король Лир». И, прежде всего, на это должен был решиться бесспорный кандидат на заглавную роль Карэн Бадалов. Впрочем, на решении Евгения Каменьковича, думаю, сказалось и то, что труппа театра в последние годы настолько разрослась и окрепла, что и на все остальные роли нашлись не просто хорошие, но очень талантливые артисты.
Изюминку спектаклю придало то, что его авторы использовали не пастернаковский перевод, а вариант Осии Сороки. Сложный, временами странный и резкий перевод не дает тебе возможность расслабиться и заставляет напряженно слушать, «впитывать и переваривать» огромные пласты не очень привычного, насыщенного метафорами текста. Хотя это вовсе не свидетельствует о том, что текст так уж труден для восприятия. Напротив: он воспринимается с большим интересом и живостью даже не очень знакомыми с пьесой зрителями. Такому восприятию способствует ко всему прочему прекрасная техническая оснащенность артистов (поклон замечательному педагогу по речи Вере Камышниковой). Но дело, конечно, не только в том, как актеры произносят текст. Спектакль приковывает тебя «стальными обручами», прежде всего, точно расставленными режиссерскими акцентами, тщательно выстроенными темпоритмами и мощным, постоянно нарастающим эмоциональным накалом. Действие накатывает на тебя волнами, каждая последующая превосходит по силе предыдущую, и, в конце концов, захлестывает с головой.
Превосходно выстроен и визуальный ряд спектакля. Как всегда лаконична, интересна по форме и точна по смыслу сценография выдающегося художника Александра Боровского, который всего лишь второй раз работает с «Мастерской Петра Фоменко». Доминантой его художественного решения стал дощатый помост в виде громадного белого круга, ассоциирующегося с мощью и целостностью английской державы, и такие же белые дощатые подвижные створки-порталы. Деля страну между дочерями, Лир как бы символически «отрезает» от круга по куску, превращая его в бесформенную и зловещую геометрическую фигуру. В финале после всех пережитых катаклизмов круг примет первозданную форму, и это станет символом призрачной надежды на прекращение кровавой драмы.
Своеобразны придуманные Марией Боровской костюмы, цветовая гамма которых тоже концептуальна: белые одежды предназначены лишь для представителей королевского рода (в тон символическому кругу-помосту), а всем остальным «предписано» носить только серые и черные костюмы. Разнообразен, точен по смыслу, хотя порой и парадоксален мизансценический рисунок спектакля. Интересна и пластическая партитура, над которой, судя по всему, поработал специалист по сценическому движению Карэн Бадалов (вместе с Юрием Буториным он указан в программке в качестве режиссера). Между тем строгая графичность мизансцен, выверенность пластического рисунка не мешает актерам чувствовать себя свободно и раскованно и импровизировать в рамках заданного им «квадрата». Все это в сочетании с тончайшей световой партитурой уникального мастера Дамира Исмагилова делает спектакль интереснейшим в художественном плане зрелищем. Но, наверное, главная отличительная особенность данного «Короля Лира» состоит в том, что при всем пиетете перед величественностью трагедии в спектакле доходчиво и предельно ясно рассказана щемящая человеческая история о несчастном пожилом человеке, который решил внести в свою жизнь разнообразие, бросить опостылевший трон и связанные с пребыванием во власти интриги и козни. А заодно дать «волю» дочерям, которым давно следовало бы стать более самостоятельными, которые «в благодарность» беззастенчиво его предают. Важно в этом спектакле и то, что все сюжетные линии равноценны и равнозначительны, что, увы, в сценических воплощениях этой пьесы происходит не часто. В данном случае истории Глостера с сыновьями, Кента и интриг между дочерями Лира оказываются столь же захватывающими, как и линия самого Лира. Интересно и не совсем обычно то, что трагедийная канва сюжета сочетается с тончайшим, порой горьким юмором, и, как бы это ни выглядело странно, зал по ходу спектакля довольно часто разражается смехом. И дело здесь не только в самом тексте, сколько в его осмыслении и необычном сценическом преломлении. Это придает зрелищу тот самый «изюм», который делает спектакль не банально-правильной и оттого тяжеловесной иллюстрацией известного классического произведения, а самостоятельным, уникальным произведением искусства.
В спектакле большое количество персонажей. К прискорбию автора этих строк рассказать обо всех замечательных артистах и музыкантах, увы, невозможно. Но, предваряя персональный разбор ролей, не могу не отметить, что и на этот раз «фоменки» продемонстрировали великолепную «командную игру», способность двигаться к общей цели в одной «упряжке». В этом прекрасном ансамбле нет ни одной не только фальшивой ноты, но даже сыгранной формально, без вложенной в нее частички актерской души. При этом, неукоснительно следуя известной театральной заповеди о том, что окружение должно играть короля, никто из артистов не пытается хотя бы исподволь потянуть одеяло на себя, поддать жару, рвануть рубаху на груди.
Неожидан граф Глостер яркого и острохарактерного артиста Томаса Моцкуса, который, если мне не изменяет память, впервые попробовал себя в возрастной роли. Глубоко порядочный, но слабый, растерянный, несчастный, преданный сыном и, в конце концов, ослепленный старик вызывает в твоей душе не просто жалость, но глубочайшее сострадание и боль. Пожалуй, не меньшее, чем Лир. Хороши молодые актеры Юрий Титов и Андрей Миххалёв в ролях его сыновей – Эдгара и Эдмунда. Первый по-мужски сдержан, и воспринимает несправедливость судьбы достойно и смиренно. Он как будто знает, что справедливость должна непременно восторжествовать, и правда откроется его несчастному отцу. Второй – типичный авантюрист – осторожный и лукавый, легко и вдохновенно оправдывающий своё коварство и предательство. И ты даже готов его понять: красавец-блондин, косая сажень в плечах, похожий на греческого бога Аполлона – такому бы и королевский трон в пору! А он – униженный бастард… Противоречие между статусом и непомерной гордыней рождает в его душе жажду «реванша» любой ценой.
Запоминается статный, яркий, надменный Освальд Амбарцума Кабаняна – типичный царедворец – преданный, но хитрый и подлый, не останавливающийся ни перед чем ради прихотей хозяйки и своей собственной выгоды. Очень хорош Юрий Буторин в роли соратника Лира графа Кента – жесткого, мрачноватого, упрямого борца за справедливость, не испугавшегося встать «меж драконьим гневом и нечестивой жертвою его» и защитить юную Корделию от ярости отца, а потом стоически переносящего унижения, чинимые по отношению к нему Реганой и Корнуоллом.
Трогательна и по-детски непосредственна юная Дарья Коныжева в роли Корделии, проявившей характер и осмелившейся лезть на рожон, возражая отцу. Она действительно искренна в своем убеждении, что никакими восторженными словами невозможно передать степень её любви и наивно верит, что отец должен это понять. Но дождется от того лишь унизительной фразы: «Плюгавка со своей лжепрямотой». Блистательны, обворожительны и необыкновенно живописны рыжеволосые «дьяволицы» Гонерилья и Регана, похожие на сказочно красивых, но злых колдуний. Первая в исполнении Полины Кутеповой таинственна и амбивалентна. Она хрупка, пластична, летуча «как пух от уст Эола», способна заворожить любого своим ангельским голосом. И, при этом, несколько угловата и «неустойчива»: то и дело оступается и сваливается с помоста (в чем видится некий роковой символ). Но на самом деле Гонерилья – вовсе не «божий одуванчик». Она презрительна и даже брезглива по отношению с тряпке-мужу и жестока в обращении с «блажным» стариком-отцом. Но ее истинные почти звериные черты обнаруживаются в непримиримой и кровавой борьбе сестрой за право обладания красавцем Эдмундом.
Думаю, что зрители, зная о поистине безграничных актерских возможностях Полины (чего стоит только её мамаша Кураж!), вполне могли предположить подобную трактовку ее роли. Но от нежной, воздушной, мягкой и ласковой Серафимы Огарёвой, ассоциирующейся у большинства зрителей с образом доброй феи, такого «сюрприза» вряд ли кто-то ожидал. Её Регана более откровенна в выражении своих эмоций, чем коварная Гонерилья. Если последняя до поры до времени стремится скрыть свою истинную сущность, то Регана даже не пытается выглядеть чистенькой и добренькой. Она, как и сестра, столь же жестока по отношению к отцу, для нее не существует таких понятий, как честь и совесть. Не стесняется она и собственной гипертрофированной чувственности, и сексапильности, что подчеркивается ее фантастической «змеиной» пластикой. Важно то, что дочери, унижая отца, вовсе не руководствуются соображениями сохранения порядка в стране, но лишь повинуются своей прихоти и неуемной гордыне! Обеим актрисам удалось создать интереснейшие тонкие, яркие и отнюдь не прямолинейные образы хрестоматийных персонажей, очень точно передав противоречие между их внешним обликом и низменной сущностью.
Одна из больших удач спектакля – Шут в исполнении Александра Мичкова. Колючий, трогательный, насмешливый, остроумный, а порой и язвительный, любящий и жалеющий своего господина и ненавидящий его гонителей он привносит в действие какую-то щемящую ноту доброты и детской непосредственности. Глядя на него, я вспомнил рассказ замечательной, артистки Ольги Волковой о главной актерской заповеди её деда: «Если хочешь стать артисткой, раздели свое лицо ладонью на две части по линии носа. Пускай одна плачет, а другая смеется. Убери руку, и все должно так и остаться». Именно таким предстает перед зрителем Шут Мичкова. Не могу не упомянуть еще одну деталь, которая тронула до глубины души. Речь идет о фразе, которую произносит Шут, пытаясь успокоить несчастного Лира во время бури: «Всё ветер и дождь, всё ветер и дождь » Думаю, что не только у автора этих строк, но и у многих любящих «Мастерскую Петра Фоменко» в этот момент к горлу подкатил ком при воспоминаниях о тех счастливых временах, когда юные «фоменки» под руководством Каменьковича играли свою незабываемую шекспировскую «Двенадцатую ночь». А строка – цитата из песни того давнего шута, которого играл не кто иной, как нынешний Лир Карэн Бадалов…
У этого блистательного артиста, одного из «отцов-основателей» «Мастерской Петра Фоменко», давно не было новых, адекватных его творческому дарованию ролей (если не считать Тезея в «Сне в летнюю ночь» и импровизатора в сравнительно недавно восстановленном по его инициативе и при его непосредственном участии спектакле П. Н. Фоменко «Египетские ночи»). И вот, наконец, такая роль появилась. Его Лир загадочен и многообразен. Его невозможно охарактеризовать однозначно: строгий, вздорный, блажной, смешной, нежный, слабый, etc. Он вобрал в себя все эти качества и еще добрый десяток других! В самом начале в сцене раздела страны в его глазах светятся озорные огоньки, и ты понимаешь, что он – из разряда «игрунов» и вполне возможно затеял очередную причуду просто от скуки. Но Корделия довела его своим упрямством до такой степени, что блажь переросла в окончательное решение. А тут еще Кент влез со своими угрозами-предупреждениями, стало быть, назад дороги нет! И взбешённый Лир обвиняет друга и соратника в желании заставить короля «нарушить клятвы наши, доселе нерушимые». Маховик истории запущен, и Лиру теперь не видать покоя. Начнутся его мытарства, противоборство с коварными дочерями, мнимый суд над ними, мрак, холод, нищета, унижения… При всей раздирающей душу трагической сущности Лира Карэн Бадалов играет его в свойственной ему строгой, сдержанной, достойной манере и даже в самых страстных монологах не позволяет себе перебирать в эмоциях, стенать и, как говорили старые актеры, «грызть кулисы». Этот Лир при всех его положительных и отрицательных чертах – прежде всего – мужчина. И только смерть Корделии лишает его силы воли, выдержки душевных и физических сил. Забыть глаза несчастного и нищего короля, в один миг как будто постаревшего на тридцать лет, невозможно.
Источник: Ревизор.ru
Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,