«Игра в людей»
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Доктора Живаго»
Евгений Каменькович известен своей тягой к большой форме и романам-гигантам, которые, как горы, покорить непросто – не только в силу масштаба, но и потому что само их устройство противится сцене. На смену «Улиссу» Джойса (на минуточку, 18 частей 800-страничной книги написаны в разных жанрах) и набоковскому «Дару» пришёл «Доктор Живаго» Пастернака – роман о русском интеллигенте и русской революции, о цивилизационном кризисе, когда России «снесло крышу».
Масштабная, почти 5-часовая постановка смотрится на удивление легко. Здесь нет широкого размаха «исторической эпопеи», но есть динамичная «игра в людей», «короткие перебежки» из роли в роль и фоменковская легкость (причем демонстрируют её все поколения артистов – от «основоположников» до 22-летней дебютантки в главной роли), а ещё – «прозрачная» конструкция, где без труда читаются взгляды Пастернака на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории. Подробно разработанный, тяжёлый сюжет, вместивший целую эпоху, с 1902-го по 1945-й, Евгений Каменькович зачистил от толщи подробностей и разбил на главы. Их названия – а ещё годы, города, адреса – проецируются на кулисы и отмечают движение по «вехам» жизни – движение доктора Живаго к своему предназначению, к своей сути.
Вообще это очень мобильный спектакль – раз уж сама жизнь сдвигается с основ, то, понятно, никто не стоит на месте. Постоянные переезды, тюки с остатками прошлого, поезда… Живаго несёт к черту на рога, в Юрятин, а потом совсем уж в лесную глушь, к партизанам. И, кстати, колесить помогают здесь легкие металлические стеллажи – из гимназического двора они «мигрируют» на фронт, где группируются в койки военного госпиталя, а потом – в железнодорожный состав, который ползет по сугробам в Сибирь. Совершается это движение в пустом пространстве, где обосновался «сумрак ночи» (тот самый, из стихотворения Пастернака «Гамлет»). По бокам – только высокие, чёрные ряды подрамников. И вопреки ожиданиям эти «картины» не повернутся, не выдадут смысла событий, которые силился понять Живаго. Хотя бы потому, что «смысл стал уходить из времени». На смену прогрессистам пришли террористы, религиозный философ Николай Веденяпин, дядя и духовный наставник Живаго (Никита Тюнин) отступил, а вот сын рабочего Павел Стрельников (Юрий Титов), «самый честный человек на свете», пошел в наступление и взялся убивать без счета, попросту мстить всей прежней жизни.
Смерть (темнокожая Елизавета Бурмакова, незнакомка в шляпе с траурной вуалью) здесь присутствует как знак времени. И с доктором Живаго она всегда рядом – то вещмешок и шинель подаст, то в тифозном бреду закружит. Но как особа деликатная не торопит – просто ждет, мелькает «за ширмами» истории. Наблюдает за трагедией жизни из-за кулис. И в этом она схожа со своим главным оппонентом, который ищет бессмертия – Живаго тоже не «врезается» в ход событий, движется по касательной. Он внутренне сосредоточен на своем ощущении «чумной» эпохи и – в отличие от «людей из народа», которых колоритно играет Владимир Свирский – не очерчен как характер резкими, густыми красками, а наоборот – прозрачен, как акварель, и почти «неуловим». Иван Вакуленко играет, скорее, лирическое «я» одиночки, который ищет истину, и порывает со всеми, кому она стала безразлична.
Живаго не участвует в жизни, а наблюдает за тем, как массы вытесняют личность человека, Бога-человека – он наблюдатель, и потому «чужой», как писал философ Пятигорский: «Русская среда не любит наблюдения. Она любит причастных».
Живаго бежит от революции, в которой видит « что-то нездешнее и трансцендентное». Бежит от хода истории, а она догоняет, «хватает за шкирку» и сталкивает с массовой, безличной формой убийства, которая охватила страну, как эпидемия. Но спасение доктор все-таки находит – и не в Сибири, где «несметного сброда» еще больше, чем в Москве, а в своем поэтическом даре. Держится за творчество как за последнюю возможность сохранить себя. Тетрадь стихов, в которой он свидетельствует о «сумрачной» эпохе, ведет его по жизни, совсем как рождественская звезда. Смотрит на Живаго сверху, с высоты колосников. И её свет – смысловая ось спектакля.
Стихи Живаго «рассыпаны» по всей постановке. Каменькович задействовал их как «подстрочник» к событиям, которые меняют траекторию жизни: война, свадьба и отъезд из Москвы, последний шаг к «довоплощению» в поэта, к «воскресению» личности, забитой обстоятельствами «исторической необходимости». Получается, что поэзия комментирует историю.
Несомненная удача спектакля – смелый, уверенный дебют 22-летней Ольги Бодровой, дочери Сергея Бодрова-младшего. В эту гимназистку с детской округлостью щёк, кажется, вселился мятежный дух времени, а вместе с ним – склонность к выходкам, решительность и готовность «скатиться с горки до конца», как сама она говорит о своей мучительной связи с Комаровским (Карэн Бадалов). Когда Каменькович заметил перед премьерой, что в «Докторе Живаго» все какие-то истовые и ужасно заразительные, то, очевидно, имел в виду прежде всего Лару, её «градус переживаний» и её свободу обращения с жизнью.
Она стихийная и непредсказуемая, сильная, как волна, и, кажется, действительно «заряжена всей мыслимой женственностью на свете». Близкая душа, найти которую Живаго помогли три не случайные, символичные встречи. В одной из них – самой сокровенной – проступают силуэты «Пьеты» Микеланджело: Лара, выхаживая Живаго, омывая его иссушенное страданием, почти невесомое тело, напоминает Мадонну – держит его на своих коленях, как Сына, снятого с креста. Страдание, через которое мир, сотрясаемый катаклизмами, и сам человек познает себя, страдание как единственная форма благородства – ещё одна смысловая линия спектакля. И тянется она от первой сцены, где мальчик Юра (в костюмчике принца датского) растерянно стоит посреди темноты Новодевичьего кладбища, навсегда оставляя здесь маму, и до последней – где стихотворение Живаго «Гамлет» заполняет собой пустоту. «Гул затих, я вышел на подмостки…»
Источник: «Театрал»
Масштабная, почти 5-часовая постановка смотрится на удивление легко. Здесь нет широкого размаха «исторической эпопеи», но есть динамичная «игра в людей», «короткие перебежки» из роли в роль и фоменковская легкость (причем демонстрируют её все поколения артистов – от «основоположников» до 22-летней дебютантки в главной роли), а ещё – «прозрачная» конструкция, где без труда читаются взгляды Пастернака на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории. Подробно разработанный, тяжёлый сюжет, вместивший целую эпоху, с 1902-го по 1945-й, Евгений Каменькович зачистил от толщи подробностей и разбил на главы. Их названия – а ещё годы, города, адреса – проецируются на кулисы и отмечают движение по «вехам» жизни – движение доктора Живаго к своему предназначению, к своей сути.
Вообще это очень мобильный спектакль – раз уж сама жизнь сдвигается с основ, то, понятно, никто не стоит на месте. Постоянные переезды, тюки с остатками прошлого, поезда… Живаго несёт к черту на рога, в Юрятин, а потом совсем уж в лесную глушь, к партизанам. И, кстати, колесить помогают здесь легкие металлические стеллажи – из гимназического двора они «мигрируют» на фронт, где группируются в койки военного госпиталя, а потом – в железнодорожный состав, который ползет по сугробам в Сибирь. Совершается это движение в пустом пространстве, где обосновался «сумрак ночи» (тот самый, из стихотворения Пастернака «Гамлет»). По бокам – только высокие, чёрные ряды подрамников. И вопреки ожиданиям эти «картины» не повернутся, не выдадут смысла событий, которые силился понять Живаго. Хотя бы потому, что «смысл стал уходить из времени». На смену прогрессистам пришли террористы, религиозный философ Николай Веденяпин, дядя и духовный наставник Живаго (Никита Тюнин) отступил, а вот сын рабочего Павел Стрельников (Юрий Титов), «самый честный человек на свете», пошел в наступление и взялся убивать без счета, попросту мстить всей прежней жизни.
Смерть (темнокожая Елизавета Бурмакова, незнакомка в шляпе с траурной вуалью) здесь присутствует как знак времени. И с доктором Живаго она всегда рядом – то вещмешок и шинель подаст, то в тифозном бреду закружит. Но как особа деликатная не торопит – просто ждет, мелькает «за ширмами» истории. Наблюдает за трагедией жизни из-за кулис. И в этом она схожа со своим главным оппонентом, который ищет бессмертия – Живаго тоже не «врезается» в ход событий, движется по касательной. Он внутренне сосредоточен на своем ощущении «чумной» эпохи и – в отличие от «людей из народа», которых колоритно играет Владимир Свирский – не очерчен как характер резкими, густыми красками, а наоборот – прозрачен, как акварель, и почти «неуловим». Иван Вакуленко играет, скорее, лирическое «я» одиночки, который ищет истину, и порывает со всеми, кому она стала безразлична.
Живаго не участвует в жизни, а наблюдает за тем, как массы вытесняют личность человека, Бога-человека – он наблюдатель, и потому «чужой», как писал философ Пятигорский: «Русская среда не любит наблюдения. Она любит причастных».
Живаго бежит от революции, в которой видит « что-то нездешнее и трансцендентное». Бежит от хода истории, а она догоняет, «хватает за шкирку» и сталкивает с массовой, безличной формой убийства, которая охватила страну, как эпидемия. Но спасение доктор все-таки находит – и не в Сибири, где «несметного сброда» еще больше, чем в Москве, а в своем поэтическом даре. Держится за творчество как за последнюю возможность сохранить себя. Тетрадь стихов, в которой он свидетельствует о «сумрачной» эпохе, ведет его по жизни, совсем как рождественская звезда. Смотрит на Живаго сверху, с высоты колосников. И её свет – смысловая ось спектакля.
Стихи Живаго «рассыпаны» по всей постановке. Каменькович задействовал их как «подстрочник» к событиям, которые меняют траекторию жизни: война, свадьба и отъезд из Москвы, последний шаг к «довоплощению» в поэта, к «воскресению» личности, забитой обстоятельствами «исторической необходимости». Получается, что поэзия комментирует историю.
Несомненная удача спектакля – смелый, уверенный дебют 22-летней Ольги Бодровой, дочери Сергея Бодрова-младшего. В эту гимназистку с детской округлостью щёк, кажется, вселился мятежный дух времени, а вместе с ним – склонность к выходкам, решительность и готовность «скатиться с горки до конца», как сама она говорит о своей мучительной связи с Комаровским (Карэн Бадалов). Когда Каменькович заметил перед премьерой, что в «Докторе Живаго» все какие-то истовые и ужасно заразительные, то, очевидно, имел в виду прежде всего Лару, её «градус переживаний» и её свободу обращения с жизнью.
Она стихийная и непредсказуемая, сильная, как волна, и, кажется, действительно «заряжена всей мыслимой женственностью на свете». Близкая душа, найти которую Живаго помогли три не случайные, символичные встречи. В одной из них – самой сокровенной – проступают силуэты «Пьеты» Микеланджело: Лара, выхаживая Живаго, омывая его иссушенное страданием, почти невесомое тело, напоминает Мадонну – держит его на своих коленях, как Сына, снятого с креста. Страдание, через которое мир, сотрясаемый катаклизмами, и сам человек познает себя, страдание как единственная форма благородства – ещё одна смысловая линия спектакля. И тянется она от первой сцены, где мальчик Юра (в костюмчике принца датского) растерянно стоит посреди темноты Новодевичьего кладбища, навсегда оставляя здесь маму, и до последней – где стихотворение Живаго «Гамлет» заполняет собой пустоту. «Гул затих, я вышел на подмостки…»
Источник: «Театрал»
Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,