Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)
В феврале, когда прошли первые показы, почти всем хочется достать чернил и плакать. Примерно, как в начале мая все начинают любить грозу, в каждой видя тьму, накрывшую ненавистный прокуратору город. Вернуть хрестоматийный текст к жизни, а точнее ввернуть его в жизнь конкретного человека, задев личную боль, когда, действительно, тянет перечитать роман, а не буднично заметить, как современно сегодня звучат слова, (дальше умная цитата), наверное, самое прекрасное, на что способен театр. Сценическое действо заканчивается, но продолжает звучать внутри, снова и снова обжигая нервные окончания, обнажая эмоции, выворачивая мысли. Спектакль «Доктор Живаго» Евгения Борисовича Каменьковича идет больше четырех часов – (поверьте, это не долго, сколько прошло времени с того момента, как вы вошли в театр, вы поймете только, когда вновь выйдете на набережную Шевченко). «Живаго» останется с вами не то что не на один день – не на один месяц. Спектакль как будто бы железом, обмокнутым в сурьму, ведут по сердцу. Так больно и так прекрасно, что временами забываешь дышать. Про такие вещи очень сложно говорить, потому что захлебываешься переполняющими тебя чувствами. Пытаешься их упорядочить, а бессвязный поток упоительного восторга сносит стройный ряд букв. В такие моменты завидуешь Каменьковичу, который с хирургической точностью, будто бы примеряя на себя профессию главного героя, препарирует живую плоть романа Пастернака, а затем плотно сшивает ее стихами.
Титанический труд. Во многом литературоведческий. Текст не только бережно порезан, но и грамотно структурирован, подсвечен, что-то нарочито выхвачено лучами софитов, что-то нежно затемнено и утоплено в глубину сценического пространства. Темная коробка сцены обрамлена своеобразными полями, на которых всплывают года, места действий, название стихов. Продуманность делает спектакль цельным, но отнюдь не предсказуемым. Периодически забываешь, что перед тобой знакомый роман. Будто бы листаешь дневник с пометками или окунаешься в чьи-то воспоминания. Мол, вот что случилось на моем веку. Кстати, если по какой-то причине книга вам прежде не давалась, то после спектакля непременно захочется попробовать к ней вернуться. И если события в романе пропущены через Живаго, где мир сливается «в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну», то безусловная удача — выбор артиста на заглавную роль. Без Ивана Вакуленко спектакль вряд ли бы получился. Кажется, артист действительно растет, развивается, взрослеет, мужает вместе со своим героем, будто бы понятия не имеет, что впереди. Все происходит здесь и сейчас, трансформация идет на глазах у зрительного зала, где и вправду гул затих. Актер умудряется очень крепко держать публику, заставляя влюбиться в своего героя и оплакивать его как близкого человека.
Спектакль открывается стихотворением «Рождественская звезда» и похоронами матери Юрия Живаго. Вся наша жизнь укладывается в этом вечном противостоянии жизни и смерти, своей и тех, кого мы любим. Как часто каждый, хотя бы мысленно, произносил: «если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». И то, как «холодно было младенцу в вертепе“, зарифмовано с тем, как мерзнет маленький Юра, внезапно оставшись сиротой, лишившись мамы. Он не раз будет повторять на разные лады слово мама“. С этой трагической потери, бесконечного душевного страдания начинается сценическая и взрослая жизнь Живаго. Он будто бы обречен. Опять же строго по Пастернаку: Жизнь прожить — не поле перейти“. И человек должен пройти все, что ему уготовано. Пройти по возможности достойно: не ропща, не жалуясь, сохранив душу, не зачерствев и не потеряв веру в себя, в людей, в то, что жить в принципе стоило. Так, как прошел тот, по образу и подобию кого мы созданы. А потому так ярко звучат слова Живаго в финале про то, что все к лучшему, что ему невероятно, до страсти хочется жить. Удивительно, но Юрия Андреевича обвиняют в отсутствии воли, слабости, нерешительности. Но после спектакля вдруг отчетливо понимаешь: разве такой человек мог стать врачом, более того, военным хирургом. Можно было выбрать поприще попроще. Чтобы просто взять в руки скальпель нужна решимость. Чтобы пройти фронт Первой Мировой, Гражданскую и не сломаться под тяжестью обстоятельств, не изменить клятве и личным идеалам, продолжать спасать людей в нечеловеческих условиях, необходима железная воля. Но, а что нужно, чтобы принять собственную судьбу, выпавшие испытания, невероятные по силе любовь и страсть, что перемалывают почище Революции и хода истории, даже представить страшно. Он идет, хоть неотвратим конец пути. И даже ощущая это, он не пытается уклониться. И от этого так страшно и горько, что хочется крикнуть, как героине фильма Дорогой мой человек“: Зачем ты так навсегда спрыгнул с трамвая?“.
Быть идеалистом и жить с идеалистом — еще одна важная тема спектакля, и еще один вызов.
Любовь по Пастернаку и Каменьковичу тоже испытание, причем далеко не легкое. Ведь судьба не спрашивает, готов ли человек испытать это чувство? А внушить другому? Потому что, если бы у людей был выбор, большинство бы малодушно сказали, что обойдутся без всех этих страстей. Здоровее и целее будут. Живаго во многом прав, когда говорит Ларе: Если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь“. Лара в исполнении Ольги Бодровой (для актрисы это дебют) с ранней юности наделена редкой манкостью, вот этим самым электричеством. Она и рада бы заземлиться, отмахнуться от этого сомнительного дара, но ей уготовано иное. И роман со взрослым человеком, да еще и любовником матери (Карэн Бадалов в образе Виктора Ипполитовича Комаровского и притягателен, и страшен, и жалок, и обворожителен), и замужество за Антиповым (Юрий Титов), который не может примириться с ее разрушительным обаянием — испытания на прочность. Про болезненные, безысходные, безнадежные, страстные испепеляющие отношения с Живаго, для которого она благо гибельного шага“ — даже говорить излишне. Казалось бы, кроткая Тоня (Екатерина Смирнова), законная жена Юрия, полная ей противоположность. Мягкая, нежная, спокойная, не знавшая до поры до времени лишений и страстей. Но и ей не быть счастливой. Почему? На все воля Автора.
Пожалуй, самая счастливая женщина в спектакле — Смерть (Стефани Елизавета Бурмакова). Она, как ей и предписано, забирает лучших. Она всегда где-то поблизости — раздает шинели, провожает на фронт, следит за Живаго, когда он мечется в тифозном бреду. Ей неведомы муки совести, любви, жалости. Ей никто не отказывает. В итоге даже главный герой попадает в сети. Причем, по велению сердца. Кстати, это неудивительно, потому как она не старуха с клюкой, а блоковская Прекрасная Дама. Ради такой можно и умереть. Вообще о роли смерти в спектакле можно отдельный трактат написать.
Еще одна очень интересная особенность: Живаго“ от фоменок — очень театральная история. Начиная с подзаголовка: Игра в людей“ в трех частях, состоящая из прозы, стихов, всякой всячины, внушенная сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывают». Каждый артист играет сразу несколько ролей. Допустим великолепная Полина Кутепова примеряет образы сразу двух женщин — Амалии Карловны Гишар (матери Лары) и Анны Ивановны Крюгер (матери Тони). Они очень разные, объединяет их разве что чарующий голос актрисы. А может быть, это метафора женской судьбы, которая складывается так или иначе по воле предлагаемых обстоятельств и опять же воле Автора. Ведь у жизни тоже есть режиссер, который порой ой как причудливо раздает роли, а мы играем в силу таланта и понимания замысла Творца. И такие перевертыши не единичны.
Спектакль во многом создан нарочито простыми средствами: минимум декораций, стеллажи и металлические конструкции превращаются то в гимназический класс, то в госпиталь, где служит Юрий, то в вагон поезда, в котором семья Живаго едет в родовое имение, чтобы вырваться из голодающей, охваченной революцией Москвы. При этом достигается эффект полного погружения. Как? Тайна. Но работает отменно. Плюс чувствуется влияние сразу двух театров — Петра Наумовича Фоменко (отсюда такое бережное отношение к слову, тщательная работа с актерами), так и Юрия Петровича Любимова (выбор материалов, фактур (один свитер Живаго чего стоит), эффектные лобовые решения, ну и, конечно, когда звучит пастернаковский«Гамлет» сложно не вспомнить легендарный выход Высоцкого). Причем это ни в коем случае не заимствование, а авторский поклон в сторону двух великих режиссеров. Полагаю, публика старшего поколения найдет куда больше «приветов».
«Живаго» — редкий пример, где форма и содержание не конфликтуют. ЧТО и КАК здесь неразделимы и работают на то, чтобы зритель не смог оторваться от происходящего и захотел еще не раз вернуться к спектаклю и мысленно, и физически.
Источник: Интернет-портал Scope
Титанический труд. Во многом литературоведческий. Текст не только бережно порезан, но и грамотно структурирован, подсвечен, что-то нарочито выхвачено лучами софитов, что-то нежно затемнено и утоплено в глубину сценического пространства. Темная коробка сцены обрамлена своеобразными полями, на которых всплывают года, места действий, название стихов. Продуманность делает спектакль цельным, но отнюдь не предсказуемым. Периодически забываешь, что перед тобой знакомый роман. Будто бы листаешь дневник с пометками или окунаешься в чьи-то воспоминания. Мол, вот что случилось на моем веку. Кстати, если по какой-то причине книга вам прежде не давалась, то после спектакля непременно захочется попробовать к ней вернуться. И если события в романе пропущены через Живаго, где мир сливается «в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну», то безусловная удача — выбор артиста на заглавную роль. Без Ивана Вакуленко спектакль вряд ли бы получился. Кажется, артист действительно растет, развивается, взрослеет, мужает вместе со своим героем, будто бы понятия не имеет, что впереди. Все происходит здесь и сейчас, трансформация идет на глазах у зрительного зала, где и вправду гул затих. Актер умудряется очень крепко держать публику, заставляя влюбиться в своего героя и оплакивать его как близкого человека.
Спектакль открывается стихотворением «Рождественская звезда» и похоронами матери Юрия Живаго. Вся наша жизнь укладывается в этом вечном противостоянии жизни и смерти, своей и тех, кого мы любим. Как часто каждый, хотя бы мысленно, произносил: «если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». И то, как «холодно было младенцу в вертепе“, зарифмовано с тем, как мерзнет маленький Юра, внезапно оставшись сиротой, лишившись мамы. Он не раз будет повторять на разные лады слово мама“. С этой трагической потери, бесконечного душевного страдания начинается сценическая и взрослая жизнь Живаго. Он будто бы обречен. Опять же строго по Пастернаку: Жизнь прожить — не поле перейти“. И человек должен пройти все, что ему уготовано. Пройти по возможности достойно: не ропща, не жалуясь, сохранив душу, не зачерствев и не потеряв веру в себя, в людей, в то, что жить в принципе стоило. Так, как прошел тот, по образу и подобию кого мы созданы. А потому так ярко звучат слова Живаго в финале про то, что все к лучшему, что ему невероятно, до страсти хочется жить. Удивительно, но Юрия Андреевича обвиняют в отсутствии воли, слабости, нерешительности. Но после спектакля вдруг отчетливо понимаешь: разве такой человек мог стать врачом, более того, военным хирургом. Можно было выбрать поприще попроще. Чтобы просто взять в руки скальпель нужна решимость. Чтобы пройти фронт Первой Мировой, Гражданскую и не сломаться под тяжестью обстоятельств, не изменить клятве и личным идеалам, продолжать спасать людей в нечеловеческих условиях, необходима железная воля. Но, а что нужно, чтобы принять собственную судьбу, выпавшие испытания, невероятные по силе любовь и страсть, что перемалывают почище Революции и хода истории, даже представить страшно. Он идет, хоть неотвратим конец пути. И даже ощущая это, он не пытается уклониться. И от этого так страшно и горько, что хочется крикнуть, как героине фильма Дорогой мой человек“: Зачем ты так навсегда спрыгнул с трамвая?“.
Быть идеалистом и жить с идеалистом — еще одна важная тема спектакля, и еще один вызов.
Любовь по Пастернаку и Каменьковичу тоже испытание, причем далеко не легкое. Ведь судьба не спрашивает, готов ли человек испытать это чувство? А внушить другому? Потому что, если бы у людей был выбор, большинство бы малодушно сказали, что обойдутся без всех этих страстей. Здоровее и целее будут. Живаго во многом прав, когда говорит Ларе: Если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь“. Лара в исполнении Ольги Бодровой (для актрисы это дебют) с ранней юности наделена редкой манкостью, вот этим самым электричеством. Она и рада бы заземлиться, отмахнуться от этого сомнительного дара, но ей уготовано иное. И роман со взрослым человеком, да еще и любовником матери (Карэн Бадалов в образе Виктора Ипполитовича Комаровского и притягателен, и страшен, и жалок, и обворожителен), и замужество за Антиповым (Юрий Титов), который не может примириться с ее разрушительным обаянием — испытания на прочность. Про болезненные, безысходные, безнадежные, страстные испепеляющие отношения с Живаго, для которого она благо гибельного шага“ — даже говорить излишне. Казалось бы, кроткая Тоня (Екатерина Смирнова), законная жена Юрия, полная ей противоположность. Мягкая, нежная, спокойная, не знавшая до поры до времени лишений и страстей. Но и ей не быть счастливой. Почему? На все воля Автора.
Пожалуй, самая счастливая женщина в спектакле — Смерть (Стефани Елизавета Бурмакова). Она, как ей и предписано, забирает лучших. Она всегда где-то поблизости — раздает шинели, провожает на фронт, следит за Живаго, когда он мечется в тифозном бреду. Ей неведомы муки совести, любви, жалости. Ей никто не отказывает. В итоге даже главный герой попадает в сети. Причем, по велению сердца. Кстати, это неудивительно, потому как она не старуха с клюкой, а блоковская Прекрасная Дама. Ради такой можно и умереть. Вообще о роли смерти в спектакле можно отдельный трактат написать.
Еще одна очень интересная особенность: Живаго“ от фоменок — очень театральная история. Начиная с подзаголовка: Игра в людей“ в трех частях, состоящая из прозы, стихов, всякой всячины, внушенная сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывают». Каждый артист играет сразу несколько ролей. Допустим великолепная Полина Кутепова примеряет образы сразу двух женщин — Амалии Карловны Гишар (матери Лары) и Анны Ивановны Крюгер (матери Тони). Они очень разные, объединяет их разве что чарующий голос актрисы. А может быть, это метафора женской судьбы, которая складывается так или иначе по воле предлагаемых обстоятельств и опять же воле Автора. Ведь у жизни тоже есть режиссер, который порой ой как причудливо раздает роли, а мы играем в силу таланта и понимания замысла Творца. И такие перевертыши не единичны.
Спектакль во многом создан нарочито простыми средствами: минимум декораций, стеллажи и металлические конструкции превращаются то в гимназический класс, то в госпиталь, где служит Юрий, то в вагон поезда, в котором семья Живаго едет в родовое имение, чтобы вырваться из голодающей, охваченной революцией Москвы. При этом достигается эффект полного погружения. Как? Тайна. Но работает отменно. Плюс чувствуется влияние сразу двух театров — Петра Наумовича Фоменко (отсюда такое бережное отношение к слову, тщательная работа с актерами), так и Юрия Петровича Любимова (выбор материалов, фактур (один свитер Живаго чего стоит), эффектные лобовые решения, ну и, конечно, когда звучит пастернаковский«Гамлет» сложно не вспомнить легендарный выход Высоцкого). Причем это ни в коем случае не заимствование, а авторский поклон в сторону двух великих режиссеров. Полагаю, публика старшего поколения найдет куда больше «приветов».
«Живаго» — редкий пример, где форма и содержание не конфликтуют. ЧТО и КАК здесь неразделимы и работают на то, чтобы зритель не смог оторваться от происходящего и захотел еще не раз вернуться к спектаклю и мысленно, и физически.
Источник: Интернет-портал Scope
Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,