И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»
В новом спектакле Евгения Каменьковича отразилась вся история театра «Мастерская Петра Фоменко».
«Мастерскую Фоменко» принято считать эдаким заповедником, «театром внутренней эмиграции». Там, мол, размышляют о человеке, «плетут кружева» (что это за «кружева», критиками сочинённые?), иронично играют в театр и счастливо игнорируют всякое тысячелетье на дворе. Мнение не вовсе безосновательное, но всё же, играя в театр и сплетая-расплетая на сцене ниточки человеческих судеб, в лучших своих спектаклях «фоменки» во все времена ухитрялись говорить про сегодня точнее, горше, а порой и злее других. И речь не только о постановках самого Петра Фоменко.
Когда-то в одной из самых удачных работ театра, спектакле Евгения Каменьковича «Самое важное» (по «Венериному волосу» Михаила Шишкина), главная героиня говорила, удивлённо пожимая плечами: «Идёт война, а я пою…». Деликатно и твёрдо «Самым важным» было заявлено право человека вообще и человека-творца в особенности на то, чтобы «петь» во время любой войны – и не только о ней. Даже не право, а обязанность – если, конечно, относиться к нему серьёзно.
Новый спектакль Евгения Каменьковича, «Доктор Живаго», в глобальном смысле – декларация той же мысли. О том, что важнее всех революций, войн, больших и малых идей, которые ты не сможешь игнорировать, даже если захочешь, – просто жить не вполсилы, делать своё дело, любить, отдавать, дотягиваться до замысла о себе в «творчестве и чудотворстве». Достаточно внятная и убедительная в спектакле, эта линия вряд ли нуждается в подробном разборе. Но интересно то, что ещё вмещают в себя пять часов «Живаго», гораздо менее утомительных, к слову, чем можно было бы ожидать.
Три акта, «поименованные» пастернаковскими вариантами названия всего романа: первая часть – «Мальчики и девочки», вторая – «Живые, мёртвые и воскресающие», третья – «Свеча горела». Построение в целом – сюжетное, строго хронологическое, так что «не осилившим» роман есть за чем следить. Действие охватывает, в соответствии с текстом, почти тридцать лет (пролог и эпилог расширяют эти рамки) – и почти тридцать лет истории «Мастерской Фоменко», о чём речь впереди. Первый акт – самый красивый, костюмный и игровой, весь построенный на сложной световой партитуре: заслуга художницы по костюмам Олеси Скарыны и художника по свету Владислава Фролова. А вот «просто» художника тут нет, весь спектакль – действие героев на практически пустой сцене: главная и почти единственная декорация – многочисленные металлические конструкции с софитами на фурках. Пустое пространство и свет. И книга, которая спускается на верёвочке из-под колосников и висит над головой Живаго – с каждым актом всё ближе к арьерсцене, где сквозь проём чёрного бархата в зал льётся яркий тёплый свет – знак перехода: маленькой или большой смерти, новой главы и, если повезёт, продление жизни – в памяти других.
Смерть здесь – действующее лицо, её играет молодая актриса Стефани Елизавета Бурмакова: касается нежными руками в белых перчатках и уводит героев за собой. Или стоит рядом с ними в болезни, горячке, опасности, чтобы потом до времени отступить. В финале найдётся тот, кто Смерти не поддастся, – безымянный читатель стихов Живаго из каких-то военных или послевоенных лет, из посмертия всех героев. Прогонит её саму «в свет», читая (и не дочитывая) стихотворение «Гамлет» – по той самой книге, снятой кем-то с верёвочки.
В ближайшем «родственнике» «Живаго», почти десятилетней давности спектакле Каменьковича «Дар» (по Набокову), финалом было – «И не кончается строка!». Там последняя сцена утверждала: художник и все близкие ему обречены быть «глубоко несчастными», но такой дорогой ценой оплачивается дар творца и катарсис, данный каждому из «несчастных». В «Живаго» стихи переживают человека, однако оптимизма в этом ещё меньше.
Исполнитель заглавной роли, Иван Вакуленко, – артист не только тонко-лирический (что само по себе важно для Живаго). Вакуленко обладает редкой способностью нефальшиво сыграть хорошего человека. Хорошего без запятых и без подвохов, но при этом живого, не плоского: веришь, что подобный человек может существовать. Примерно такого он и играет в «Живаго» – в этой интерпретации (изначально режиссёрской, конечно) главный герой скорее Мышкин, чем Юрий Живаго. Да и вообще тут упоминаемый по ходу действия Достоевский присутствует чуть ли не в большей мере, чем Пастернак: в страстях и экзальтации, в трагичности разговоров и непоправимых поступков, в изломах не только судеб, но и характеров. И в боли, которой тут больше, чем чего-либо другого.
До поры до времени единственная «трагическая вина» Живаго – вина перед стихами, перед вторым (или первым?) своим даром. В третьем акте – кульминация драматического напряжения, здесь всё трагически непоправимо. Живаго тут станет жёстче. Отчаянней. И стихи, которые звучат во время всего спектакля, теперь будет читать так же. Настоящее чувство вины найдёт его дважды. Весёлое отчаянье прощального письма жены – Екатерина Смирнова играет здесь что-то очень важное не про жертву и смирение, а про женщину, играет решимость и всё-таки прощение: «прошлое прошло, прощай – прощаю». Пока длится этот монолог, Живаго сидит на краешке стола, ссутулившись, сложившись в ломаную линию, с лицом, спрятанным в воротник свитера. Переживание горя, осознание «настоящей вины», как застывший беззвучный крик. У Вакуленко пока вообще едва ли не лучшими оказываются такие «немые» сцены – а Живаго почти всегда молчит, вплоть до ухода на фронт, то есть весь первый акт. Страдание и загнанное внутрь противоречие с самим собой в нём, человеке хорошем и вроде бы цельном, живы всегда. Письмо жены переломит Живаго. Самоубийство мужа Лары – Антипова – его раздавит.
Антипов, которого играет Юрий Титов, уже сейчас – бесспорная удача спектакля. (Уже – потому что в целом спектаклю и артистам в нём ещё понадобится время, чтобы задышать свободно, и куда повернёт «Доктор Живаго» хотя бы через полгода, трудно даже предполагать). Чуть ли не в трёх сценах на три акта он успевает выстроить сложную диалектику – не только внешними приёмами, но напряжённой пульсацией чувства. Приём, например, вечная привычка доставать красную гребёнку, которая неизменно застревает в меняющейся причёске Антипова. Сквозная линия – безграничная, но не фанатическая преданность (выбранному пути или человеку), сокрушительное обаяние этой верности и цельности.
И вот приходит смерть. Живаго-Вакуленко читал – давно-давно, два акта-жизни назад – такие известные, такие жизнеутверждающие стихи, «что только-только распогодь…». Читал с вроде «фоменковской», но по сути странной, внезапной паузой: «Смерть… Можно будет побороть усильем воскресенья». Пауза такая долгая, а «смерть» – такая звонкая, горькая, требующая внимания и осмысления, что чуткому зрителю уже тогда становится ясно: не так прост этот «Живаго». И вот – про «фоменок».
Весь первый акт «стар и млад», от «основоположников» – Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (которая, к слову, в остальных двух актах не появится) – до «новобранцев», включая Лару – дебютантку, недавнюю выпускницу ГИТИСа Ольгу Бодрову, – не просто играют в «фоменковские» штампы. Они в них сознательно и зримо заигрываются. Начиная со смешного в своей нарочитости, протяжного (и очень характЕрного) произнесения осиротевшим ребёнком-Живаго слова «мааама» («напоминал – маааму», «любила – мааама»). Это сразу после первой сцены – поэтичных похорон матери, где три волхва в белом читают мимо идущим фигурам в чёрном «Рождественскую звезду». Уютный мир разновозрастных «мальчиков и девочек», меняющих маски на бегу, роняющих в воздух окончания фраз, – «фоменковское детство», доведённое до шаржа. Второй акт – самый похожий на «Дар» и на всё, что происходило в «Мастерской» лет десять назад: переходное время, новые поколения, новые спектакли… Новое, а теперь уже освоенное, привычное, кем-то и забытое. Начало пути для некоторых участников спектакля. И вот – третий акт. Точка, где мы все сейчас. Настоящее, из которого ничего не разглядеть, кроме финального света.
У Живаго появляется мягкая, почти шепчущая интонация: это человек, которому и в прямом, и в переносном смысле трудно дышать. Который сам себе сломал позвоночник и напоследок говорит об этом. А потом – задыхаясь, растерянно, торопливо про то, что «всё будет хорошо». И в это «хорошо», которым начинается небытово решённая (а по роману как раз бытовая), страшная сцена смерти Живаго, не верят ни зрители, ни он сам. Ни секунды. Он пришёл к точке растерянности, из которой герою-Живаго – выход в смерть, а куда плыть тем, на кого так похожи в конце Дудоров, Гордон и тот же Живаго? Тем, кто их играет. Тем, кто на них смотрит. Тем, у кого между прошлым и будущим вопросов больше, чем ответов.
Учащение, замедление «сердечных» ударов рукой по груди: Живаго-Вакуленко буквально отбивает их ладонью. Ритмичность и задыхание. Нет тут места «фоменковским паузам». Есть судорожная прерывистость последних фраз. А «проартикулированное» в словах – разве что звучавший перед тем, просто и быстро, монолог Живаго: «В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, её причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведённого криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…». Нефоменковская пауза «фоменок» выходит за пределы спектакля.
Источник: Театр.
«Мастерскую Фоменко» принято считать эдаким заповедником, «театром внутренней эмиграции». Там, мол, размышляют о человеке, «плетут кружева» (что это за «кружева», критиками сочинённые?), иронично играют в театр и счастливо игнорируют всякое тысячелетье на дворе. Мнение не вовсе безосновательное, но всё же, играя в театр и сплетая-расплетая на сцене ниточки человеческих судеб, в лучших своих спектаклях «фоменки» во все времена ухитрялись говорить про сегодня точнее, горше, а порой и злее других. И речь не только о постановках самого Петра Фоменко.
Когда-то в одной из самых удачных работ театра, спектакле Евгения Каменьковича «Самое важное» (по «Венериному волосу» Михаила Шишкина), главная героиня говорила, удивлённо пожимая плечами: «Идёт война, а я пою…». Деликатно и твёрдо «Самым важным» было заявлено право человека вообще и человека-творца в особенности на то, чтобы «петь» во время любой войны – и не только о ней. Даже не право, а обязанность – если, конечно, относиться к нему серьёзно.
Новый спектакль Евгения Каменьковича, «Доктор Живаго», в глобальном смысле – декларация той же мысли. О том, что важнее всех революций, войн, больших и малых идей, которые ты не сможешь игнорировать, даже если захочешь, – просто жить не вполсилы, делать своё дело, любить, отдавать, дотягиваться до замысла о себе в «творчестве и чудотворстве». Достаточно внятная и убедительная в спектакле, эта линия вряд ли нуждается в подробном разборе. Но интересно то, что ещё вмещают в себя пять часов «Живаго», гораздо менее утомительных, к слову, чем можно было бы ожидать.
Три акта, «поименованные» пастернаковскими вариантами названия всего романа: первая часть – «Мальчики и девочки», вторая – «Живые, мёртвые и воскресающие», третья – «Свеча горела». Построение в целом – сюжетное, строго хронологическое, так что «не осилившим» роман есть за чем следить. Действие охватывает, в соответствии с текстом, почти тридцать лет (пролог и эпилог расширяют эти рамки) – и почти тридцать лет истории «Мастерской Фоменко», о чём речь впереди. Первый акт – самый красивый, костюмный и игровой, весь построенный на сложной световой партитуре: заслуга художницы по костюмам Олеси Скарыны и художника по свету Владислава Фролова. А вот «просто» художника тут нет, весь спектакль – действие героев на практически пустой сцене: главная и почти единственная декорация – многочисленные металлические конструкции с софитами на фурках. Пустое пространство и свет. И книга, которая спускается на верёвочке из-под колосников и висит над головой Живаго – с каждым актом всё ближе к арьерсцене, где сквозь проём чёрного бархата в зал льётся яркий тёплый свет – знак перехода: маленькой или большой смерти, новой главы и, если повезёт, продление жизни – в памяти других.
Смерть здесь – действующее лицо, её играет молодая актриса Стефани Елизавета Бурмакова: касается нежными руками в белых перчатках и уводит героев за собой. Или стоит рядом с ними в болезни, горячке, опасности, чтобы потом до времени отступить. В финале найдётся тот, кто Смерти не поддастся, – безымянный читатель стихов Живаго из каких-то военных или послевоенных лет, из посмертия всех героев. Прогонит её саму «в свет», читая (и не дочитывая) стихотворение «Гамлет» – по той самой книге, снятой кем-то с верёвочки.
В ближайшем «родственнике» «Живаго», почти десятилетней давности спектакле Каменьковича «Дар» (по Набокову), финалом было – «И не кончается строка!». Там последняя сцена утверждала: художник и все близкие ему обречены быть «глубоко несчастными», но такой дорогой ценой оплачивается дар творца и катарсис, данный каждому из «несчастных». В «Живаго» стихи переживают человека, однако оптимизма в этом ещё меньше.
Исполнитель заглавной роли, Иван Вакуленко, – артист не только тонко-лирический (что само по себе важно для Живаго). Вакуленко обладает редкой способностью нефальшиво сыграть хорошего человека. Хорошего без запятых и без подвохов, но при этом живого, не плоского: веришь, что подобный человек может существовать. Примерно такого он и играет в «Живаго» – в этой интерпретации (изначально режиссёрской, конечно) главный герой скорее Мышкин, чем Юрий Живаго. Да и вообще тут упоминаемый по ходу действия Достоевский присутствует чуть ли не в большей мере, чем Пастернак: в страстях и экзальтации, в трагичности разговоров и непоправимых поступков, в изломах не только судеб, но и характеров. И в боли, которой тут больше, чем чего-либо другого.
До поры до времени единственная «трагическая вина» Живаго – вина перед стихами, перед вторым (или первым?) своим даром. В третьем акте – кульминация драматического напряжения, здесь всё трагически непоправимо. Живаго тут станет жёстче. Отчаянней. И стихи, которые звучат во время всего спектакля, теперь будет читать так же. Настоящее чувство вины найдёт его дважды. Весёлое отчаянье прощального письма жены – Екатерина Смирнова играет здесь что-то очень важное не про жертву и смирение, а про женщину, играет решимость и всё-таки прощение: «прошлое прошло, прощай – прощаю». Пока длится этот монолог, Живаго сидит на краешке стола, ссутулившись, сложившись в ломаную линию, с лицом, спрятанным в воротник свитера. Переживание горя, осознание «настоящей вины», как застывший беззвучный крик. У Вакуленко пока вообще едва ли не лучшими оказываются такие «немые» сцены – а Живаго почти всегда молчит, вплоть до ухода на фронт, то есть весь первый акт. Страдание и загнанное внутрь противоречие с самим собой в нём, человеке хорошем и вроде бы цельном, живы всегда. Письмо жены переломит Живаго. Самоубийство мужа Лары – Антипова – его раздавит.
Антипов, которого играет Юрий Титов, уже сейчас – бесспорная удача спектакля. (Уже – потому что в целом спектаклю и артистам в нём ещё понадобится время, чтобы задышать свободно, и куда повернёт «Доктор Живаго» хотя бы через полгода, трудно даже предполагать). Чуть ли не в трёх сценах на три акта он успевает выстроить сложную диалектику – не только внешними приёмами, но напряжённой пульсацией чувства. Приём, например, вечная привычка доставать красную гребёнку, которая неизменно застревает в меняющейся причёске Антипова. Сквозная линия – безграничная, но не фанатическая преданность (выбранному пути или человеку), сокрушительное обаяние этой верности и цельности.
И вот приходит смерть. Живаго-Вакуленко читал – давно-давно, два акта-жизни назад – такие известные, такие жизнеутверждающие стихи, «что только-только распогодь…». Читал с вроде «фоменковской», но по сути странной, внезапной паузой: «Смерть… Можно будет побороть усильем воскресенья». Пауза такая долгая, а «смерть» – такая звонкая, горькая, требующая внимания и осмысления, что чуткому зрителю уже тогда становится ясно: не так прост этот «Живаго». И вот – про «фоменок».
Весь первый акт «стар и млад», от «основоположников» – Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (которая, к слову, в остальных двух актах не появится) – до «новобранцев», включая Лару – дебютантку, недавнюю выпускницу ГИТИСа Ольгу Бодрову, – не просто играют в «фоменковские» штампы. Они в них сознательно и зримо заигрываются. Начиная со смешного в своей нарочитости, протяжного (и очень характЕрного) произнесения осиротевшим ребёнком-Живаго слова «мааама» («напоминал – маааму», «любила – мааама»). Это сразу после первой сцены – поэтичных похорон матери, где три волхва в белом читают мимо идущим фигурам в чёрном «Рождественскую звезду». Уютный мир разновозрастных «мальчиков и девочек», меняющих маски на бегу, роняющих в воздух окончания фраз, – «фоменковское детство», доведённое до шаржа. Второй акт – самый похожий на «Дар» и на всё, что происходило в «Мастерской» лет десять назад: переходное время, новые поколения, новые спектакли… Новое, а теперь уже освоенное, привычное, кем-то и забытое. Начало пути для некоторых участников спектакля. И вот – третий акт. Точка, где мы все сейчас. Настоящее, из которого ничего не разглядеть, кроме финального света.
У Живаго появляется мягкая, почти шепчущая интонация: это человек, которому и в прямом, и в переносном смысле трудно дышать. Который сам себе сломал позвоночник и напоследок говорит об этом. А потом – задыхаясь, растерянно, торопливо про то, что «всё будет хорошо». И в это «хорошо», которым начинается небытово решённая (а по роману как раз бытовая), страшная сцена смерти Живаго, не верят ни зрители, ни он сам. Ни секунды. Он пришёл к точке растерянности, из которой герою-Живаго – выход в смерть, а куда плыть тем, на кого так похожи в конце Дудоров, Гордон и тот же Живаго? Тем, кто их играет. Тем, кто на них смотрит. Тем, у кого между прошлым и будущим вопросов больше, чем ответов.
Учащение, замедление «сердечных» ударов рукой по груди: Живаго-Вакуленко буквально отбивает их ладонью. Ритмичность и задыхание. Нет тут места «фоменковским паузам». Есть судорожная прерывистость последних фраз. А «проартикулированное» в словах – разве что звучавший перед тем, просто и быстро, монолог Живаго: «В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, её причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведённого криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…». Нефоменковская пауза «фоменок» выходит за пределы спектакля.
Источник: Театр.
Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,