«Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича Фоменко
«Мастерская Петра Фоменко» громко завершила сезон, презентовав публике «Комедию о трагедии» — спектакль, созданный по репетициям Петра Фоменко драмы Александра Пушкина «Борис Годунов».
Надо, наверное, расшифровать столь громоздкую фразу. Значит, так: зимой 2010–2011 годов Пётр Фоменко предложил актёрам и стажёрам своего театра почитать «Бориса Годунова». Что значить «почитать»? Осмыслить, прочувствовать, присвоить материал, чтобы затем перенести его на сцену. Читки шли несколько недель, успели разобрать всю пьесу, включая финал, но… Пётр Наумович принимает решение остановить работу. Почему? Кто теперь знает. У великих свои резоны.
Следующим летом мир навсегда простился с Мастером… И его «Борис Годунов», казалось, стал только лишь частью несбывшегося прошлого.
Но нет! Театр действительно способен творить чудеса. И сейчас, в качестве своеобразного подарка к 90-летию со дня рождения Петра Фоменко, на подмостках появилась «Комедия о трагедии».
Важно вот что: премьера «фоменок» ни в коем случае не является реконструкцией той, старой работы (да и не может быть ей, ибо Пётр Наумович не приступал непосредственно к постановке спектакля «на ногах»). Это — авторское режиссёрское прочтение Евгения Цыганова, который воздал дань Мастеру, позволив не только артистам, но и всему зрительному залу прислушаться к размышлениям Фоменко о тексте Пушкина.
«Комедия о трагедии» — это, если позволите так выразиться, некая «театральная матрёшка». Спектакль в спектакле о спектакле.
Да, мы внимаем строкам Пушкина — но они с завидной регулярностью перемежаются аудио- и даже видеовставками с репетиций Петра Наумовича. Фоменко анализирует суть авторского текста, его скрытые смыслы, особенности мышления и поведения персонажей, интонации, с которыми нужно произнести ту или иную фразу… Мастер спорит с артистами и поддерживает их, подталкивает в нужном направлении и провоцирует на раздумья… Он даже рассказывает несколько историй из жизни (и отнюдь не в отрыве от процесса) и пускается в философские рассуждения, звучащие пугающе актуально сегодня. (И, не скрою, очень смело… Но ведь «Пока не сажают, можно говорить»…)
Глубочайшее погружение в театральную кухню. Полная иллюзия рождения спектакля на наших глазах. Возможность понять, как это вообще происходит. Насколько тяжёл данный процесс. Как каждая фраза попадает под тончайший анализ — и потом уже допускается на суд зрителя. Я обожаю подобные «разрушения четвёртой стены» — но здесь они идеальнейшим образом встроены в произведение Пушкина, которое, несмотря ни на что, движется по намеченному автором пути. Один спектакль — это тот, что задумал Александр Сергеевич. Второй, сросшийся с плотью и кровью его, это невероятная работа Петра Фоменко, раскладывающего на атомы текст Пушкина (равно как и нашу реальность, непосредственно связанную со страшным прошлым, которое некоторые, увы, «хотят сохранить» — и это ужасает).
«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» — вот полное название произведения Александра Сергеевича (Пушкин однозначно относил своё сочинение к трагедиям, но всё происходящее, все смены царей, все игры на высших уровнях, думается мне, именовал эдакой «комедией власть имущих» — просто в данном случае смеётся Судьба, а не простые люди). И Фоменко задумывает «комедию о трагедии» (той величайшей трагедии, которая произошла с русским народом). И размышляет: мол, вот так бы и назвать спектакль.
Евгений Цыганов воплотил эту задумку в жизнь. Он создал свою «Комедию о трагедии», оставив основное право голоса Петру Фоменко. И, выстраивая собственную историю (здесь хотелось бы отдельно поаплодировать сценографу Марии Мелешко и художнику по свету Степану Синицыну), он постоянно прислушивается к Мастеру, как будто бы направляющему действо к необходимому финалу.
Именно Пётр Наумович решил ввести нового персонажа — Ремарку. Есть она и у Цыганова. Стефани Елизавета Бурмакова то ли управляет происходящим, то ли сама удивляется тому, что вершится на сцене (и чем ближе к финалу, тем сильней). Она озвучивает текст «от автора», и являясь его своеобразным воплощением, и оставаясь «чуждым элементом» событий, то есть, оценивая их извне.
По сути, каждый из нас — Ремарка. Мы отличаемся от людей времён Годунова (как внешне, так и, безусловно, внутренне). Мы помним сочинение Пушкина — и поражаемся тому, что видим своими глазами. Спасибо постановщику за то, что позволил зрителям ассоциировать себя с этим персонажем — по большей части, наблюдателем.
Ибо очень больно (хотя, по факту, правильнее) было бы морально приобщиться к истинному главному герою постановки — народу (от самых отверженных и нищих слоёв населения, «возглавляемых» юродивым Николкой, до степенных бояр, вроде князей Шуйского и Воротынского). Тут тот случай, когда «народишко — дрянь», чтоб вы понимали. Хотя это версия Годунова, а стоит ли ему верить?..
«Комедия о трагедии» — не о царе Борисе (которого в спектакле, открою секрет, почти и не осталось) и даже не о Гришке Отрепьеве. Он — о народе. Ведомом, доверчивом, но однозначно искреннем в тех убеждениях, которые ему были в данный момент насаждены (а политика — штука хитрая, она издревле умеет населению нужные максимы внушить).
И Годунова (невероятный Карэн Бадалов) за весь спектакль мы видим всего дважды: когда он ещё не перестал быть человеком, принимая шапку Мономаха (и то силуэт Бориса с трудом можно разглядеть за спинами простого люда), и в финале, во время монолога про «мальчиков кровавых», когда в Борисе снова просыпается нечто человеческое. В остальное время он — функция или же парадный портрет, коим его воспринимают подданные. И множественные сцены с Годуновым, замышленные Пушкиным, просто вырезаны из спектакля — но их отсутствия в данном случае не замечаешь.
А вот Гришка Отрепьев (шикарный Владислав Ташбулатов, герой которого болеет «раком совести», как и завещал Пётр Фоменко) — просто звезда повествования. Он разительно меняется, проходя путь от скромного монаха до величественного самодержца — а потом, превратившись в тот же парадный портрет (то бишь, потеряв последние капли человечности), сходит со сцены. Замечу, что вот этот ход предусмотрел Пушкин, убрав персонажа из финальных эпизодов.
Ибо дело-то не в конкретном человеке — были и иные Лжедмитрии. Но народ растоптал их — как и Гришку Отрепьева, жаждавшего взобраться на самый верх. И почти добившегося своей цели… Народ восхвалял сына Годунова Фёдора — и в итоге решил «вязать Борисова щенка». Народ примет и царевича Дмитрия, как им его представили. Но, увы, скоро он присягнёт другому. И кто же двигает государства в грядущее? По мнению Пушкина, Фоменко и Цыганова ответ простой: народ и никто более.
Плох ли народ? Почему он таков? О, а вот на этот вопрос вам ответит Пётр Фоменко! Ведомый одной истиной: любовью.
Любовью к театру и к людям. И эту любовь Евгений Цыганов постарался перенести в свою постановку. И, мне кажется, эта нетривиальная задача ему вполне поддалась.
Несмотря на то, что в сочинении Пушкина, по сути, всего два всецело положительных героя (царевич Фёдор и юродивый Николка), и Фоменко, и Цыганов принимают и понимают каждого персонажа. И эта психологическая оправданность заставляет зрителей полюбить любое из действующих лиц, сколь бы мерзко, по сути своей, оно ни было.
Мои однозначные фавориты — персонажи, доверенные Михаилу Крылову (ах да, почти все артисты исполняют в спектакле по несколько ролей — и здесь это выглядит совершенно логично). Шикарный актёр, просто влюбилась в него.
Но и остальная труппа невероятна. Николай Орловский, Василий Фирсов, Ольга Бодрова, Михаил Крылов, Андрей Миххалёв, Павел Яковлев, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Роза Шмуклер, Вениамин Краснянский, Галина Кашковская, Анатолий Анциферов и все, кого я уже упоминала выше, стали идеальными элементами театрального механизма, рождённого фантазией Фоменко и Цыганова.
«Комедия о трагедии» — спектакль настолько многослойный, что, кажется мне, даже его создатели не подозревают обо всех гранях, которыми постановка обращается к зрителям. Тут тот случай, когда театр вздумал объять необъятное — и не только преуспел в этом начинании, но и добился куда большего, неожиданного результата.
Поди пойми, где проходят границы между репетициями Фоменко и трудами Цыганова (хотя, думаю, их в реальности и не существует). А как интересно размышлять, почему тот или иной актёр играет именно вот эти роли, а не иные. (Особенно трогательна в этом плане — и, извините, смешна — сцена с павшей лошадью и погибшим Курбским. )
А, кстати. О комедии поговорим. Спектакль совершенно не гомерически смешон. Он наполнен гэгами (по большей части основанными на «стыковке» записей Фоменко со спектаклем Цыганова). И они на самом деле милы и находчивы.
Но вот хотелось бы нам видеть трагедию Пушкина, превращённую в буффонаду? Сомневаюсь. Вариант «фоменок» поразительнейшим образом сохраняет волшебное театральное равновесие: тут смешно ровно настолько и в тех местах, где оно необходимо (режиссёру, не зрителю — часть «смехоточек» совершенно неожиданна для публики, а потому работает особенно мощно). Три с половиной часа (с антрактом). И это — с удалёнными сценами Годунова (хотя две небольшие вырезанные цензурой ещё в 19 веке сцены с Отрепьевым и Мариной Мнишек — тут как тут; и правильно, эти персонажи в данной постановке важны и должны быть раскрыты максимально). Помереть же можно с тоски… Казалось бы.
Но нет — при всецело серьёзном и глубоком подходе нам предлагают посмеяться. А жизнь, как мы все знаем, штука такая — в ней всякое бывает. Прослезиться я, кстати, тоже успела (спасибо за это Ольге Бодровой в ипостаси Феодора). Но возможность расслабленно похихикать (а иногда и откровенно поржать) превратила тяжёлый (по нашим, современным меркам) текст в интереснейшее, живое и достаточно драйвовое зрелище.
И я смотрела на сцену, будучи не в силах оторваться. Ибо находки режиссёра не оставляли возможности отвлечься хоть на несколько секунд и помечтать о своём.
Это был истинный, полновесный «Борис Годунов» — но исключительно современный и приправленный «дополнительной реальностью» (то бишь, репликами Петра Наумовича). И, как я уже намекнула, результат получился впечатляющим.
Были ли минусы у спектакля? Да. Один. Низкое качество аудиодорожек с голосом Фоменко (порой разобрать слова сложно).
Но тут стоит понимать: это — технические, рабочие записи. Их всегда делают на репетициях, дабы зафиксировать мысли режиссёра, и никто обычно их никогда и ни при каких условиях не слышит.
Понятно, что насколько могли — вычистили от артефактов. Плюс каждая реплика дублируется письменным текстом. Кстати, шикарный момент: все проецируемые надписи сделаны от руки, и почерк — тот же, что был у Фоменко (сам он писать не любил, но театр постарался и по сохранившимся документам восстановил почерк Мастера).
Впрочем, даже если какая-то часть ремарок (да-да, получается, в спектакле две Ремарки, одна — от лица Пушкина, другая — от имени театра, и это персонаж Стефани Елизаветы Бурмаковой и Пётр Наумович Фоменко собственной персоной) пройдёт мимо внимания конкретного зрителя, ничего страшного. Атмосфера постановки столь насыщенна, что вы точно получите максимум впечатлений — и, бесспорно, выйдете из зала с массой поводов крепко поразмыслить. «Комедия о трагедии» — это возможность ещё раз вспомнить большого Мастера (и, что не менее ценно, познакомить с ним молодую часть публики). Это пример того, как можно слить в один сосуд несоединяемое и получить необычайно впечатляющий результат. Это — классика сегодняшнего дня, на которую можно и нужно водить школьников, чтобы они поняли прелесть «скучных» школьных текстов из учебника. (Правда, попутно они осознают, что великие режиссёры — тоже люди, изредка позволяющие себе пару крепких словечек; но даже это «хулиганство» исключительно талантливо и уместно.)
«Когда начинает умирать театр? — рассуждал Фоменко. — В момент рождения, как и человек». Вот тут бы я поспорила с Петром Наумовичем — его театр здравствует и побеждает. «Комедия о трагедии» — отличное тому подтверждение.
Источник: Musecube
Надо, наверное, расшифровать столь громоздкую фразу. Значит, так: зимой 2010–2011 годов Пётр Фоменко предложил актёрам и стажёрам своего театра почитать «Бориса Годунова». Что значить «почитать»? Осмыслить, прочувствовать, присвоить материал, чтобы затем перенести его на сцену. Читки шли несколько недель, успели разобрать всю пьесу, включая финал, но… Пётр Наумович принимает решение остановить работу. Почему? Кто теперь знает. У великих свои резоны.
Следующим летом мир навсегда простился с Мастером… И его «Борис Годунов», казалось, стал только лишь частью несбывшегося прошлого.
Но нет! Театр действительно способен творить чудеса. И сейчас, в качестве своеобразного подарка к 90-летию со дня рождения Петра Фоменко, на подмостках появилась «Комедия о трагедии».
Важно вот что: премьера «фоменок» ни в коем случае не является реконструкцией той, старой работы (да и не может быть ей, ибо Пётр Наумович не приступал непосредственно к постановке спектакля «на ногах»). Это — авторское режиссёрское прочтение Евгения Цыганова, который воздал дань Мастеру, позволив не только артистам, но и всему зрительному залу прислушаться к размышлениям Фоменко о тексте Пушкина.
«Комедия о трагедии» — это, если позволите так выразиться, некая «театральная матрёшка». Спектакль в спектакле о спектакле.
Да, мы внимаем строкам Пушкина — но они с завидной регулярностью перемежаются аудио- и даже видеовставками с репетиций Петра Наумовича. Фоменко анализирует суть авторского текста, его скрытые смыслы, особенности мышления и поведения персонажей, интонации, с которыми нужно произнести ту или иную фразу… Мастер спорит с артистами и поддерживает их, подталкивает в нужном направлении и провоцирует на раздумья… Он даже рассказывает несколько историй из жизни (и отнюдь не в отрыве от процесса) и пускается в философские рассуждения, звучащие пугающе актуально сегодня. (И, не скрою, очень смело… Но ведь «Пока не сажают, можно говорить»…)
Глубочайшее погружение в театральную кухню. Полная иллюзия рождения спектакля на наших глазах. Возможность понять, как это вообще происходит. Насколько тяжёл данный процесс. Как каждая фраза попадает под тончайший анализ — и потом уже допускается на суд зрителя. Я обожаю подобные «разрушения четвёртой стены» — но здесь они идеальнейшим образом встроены в произведение Пушкина, которое, несмотря ни на что, движется по намеченному автором пути. Один спектакль — это тот, что задумал Александр Сергеевич. Второй, сросшийся с плотью и кровью его, это невероятная работа Петра Фоменко, раскладывающего на атомы текст Пушкина (равно как и нашу реальность, непосредственно связанную со страшным прошлым, которое некоторые, увы, «хотят сохранить» — и это ужасает).
«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» — вот полное название произведения Александра Сергеевича (Пушкин однозначно относил своё сочинение к трагедиям, но всё происходящее, все смены царей, все игры на высших уровнях, думается мне, именовал эдакой «комедией власть имущих» — просто в данном случае смеётся Судьба, а не простые люди). И Фоменко задумывает «комедию о трагедии» (той величайшей трагедии, которая произошла с русским народом). И размышляет: мол, вот так бы и назвать спектакль.
Евгений Цыганов воплотил эту задумку в жизнь. Он создал свою «Комедию о трагедии», оставив основное право голоса Петру Фоменко. И, выстраивая собственную историю (здесь хотелось бы отдельно поаплодировать сценографу Марии Мелешко и художнику по свету Степану Синицыну), он постоянно прислушивается к Мастеру, как будто бы направляющему действо к необходимому финалу.
Именно Пётр Наумович решил ввести нового персонажа — Ремарку. Есть она и у Цыганова. Стефани Елизавета Бурмакова то ли управляет происходящим, то ли сама удивляется тому, что вершится на сцене (и чем ближе к финалу, тем сильней). Она озвучивает текст «от автора», и являясь его своеобразным воплощением, и оставаясь «чуждым элементом» событий, то есть, оценивая их извне.
По сути, каждый из нас — Ремарка. Мы отличаемся от людей времён Годунова (как внешне, так и, безусловно, внутренне). Мы помним сочинение Пушкина — и поражаемся тому, что видим своими глазами. Спасибо постановщику за то, что позволил зрителям ассоциировать себя с этим персонажем — по большей части, наблюдателем.
Ибо очень больно (хотя, по факту, правильнее) было бы морально приобщиться к истинному главному герою постановки — народу (от самых отверженных и нищих слоёв населения, «возглавляемых» юродивым Николкой, до степенных бояр, вроде князей Шуйского и Воротынского). Тут тот случай, когда «народишко — дрянь», чтоб вы понимали. Хотя это версия Годунова, а стоит ли ему верить?..
«Комедия о трагедии» — не о царе Борисе (которого в спектакле, открою секрет, почти и не осталось) и даже не о Гришке Отрепьеве. Он — о народе. Ведомом, доверчивом, но однозначно искреннем в тех убеждениях, которые ему были в данный момент насаждены (а политика — штука хитрая, она издревле умеет населению нужные максимы внушить).
И Годунова (невероятный Карэн Бадалов) за весь спектакль мы видим всего дважды: когда он ещё не перестал быть человеком, принимая шапку Мономаха (и то силуэт Бориса с трудом можно разглядеть за спинами простого люда), и в финале, во время монолога про «мальчиков кровавых», когда в Борисе снова просыпается нечто человеческое. В остальное время он — функция или же парадный портрет, коим его воспринимают подданные. И множественные сцены с Годуновым, замышленные Пушкиным, просто вырезаны из спектакля — но их отсутствия в данном случае не замечаешь.
А вот Гришка Отрепьев (шикарный Владислав Ташбулатов, герой которого болеет «раком совести», как и завещал Пётр Фоменко) — просто звезда повествования. Он разительно меняется, проходя путь от скромного монаха до величественного самодержца — а потом, превратившись в тот же парадный портрет (то бишь, потеряв последние капли человечности), сходит со сцены. Замечу, что вот этот ход предусмотрел Пушкин, убрав персонажа из финальных эпизодов.
Ибо дело-то не в конкретном человеке — были и иные Лжедмитрии. Но народ растоптал их — как и Гришку Отрепьева, жаждавшего взобраться на самый верх. И почти добившегося своей цели… Народ восхвалял сына Годунова Фёдора — и в итоге решил «вязать Борисова щенка». Народ примет и царевича Дмитрия, как им его представили. Но, увы, скоро он присягнёт другому. И кто же двигает государства в грядущее? По мнению Пушкина, Фоменко и Цыганова ответ простой: народ и никто более.
Плох ли народ? Почему он таков? О, а вот на этот вопрос вам ответит Пётр Фоменко! Ведомый одной истиной: любовью.
Любовью к театру и к людям. И эту любовь Евгений Цыганов постарался перенести в свою постановку. И, мне кажется, эта нетривиальная задача ему вполне поддалась.
Несмотря на то, что в сочинении Пушкина, по сути, всего два всецело положительных героя (царевич Фёдор и юродивый Николка), и Фоменко, и Цыганов принимают и понимают каждого персонажа. И эта психологическая оправданность заставляет зрителей полюбить любое из действующих лиц, сколь бы мерзко, по сути своей, оно ни было.
Мои однозначные фавориты — персонажи, доверенные Михаилу Крылову (ах да, почти все артисты исполняют в спектакле по несколько ролей — и здесь это выглядит совершенно логично). Шикарный актёр, просто влюбилась в него.
Но и остальная труппа невероятна. Николай Орловский, Василий Фирсов, Ольга Бодрова, Михаил Крылов, Андрей Миххалёв, Павел Яковлев, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Роза Шмуклер, Вениамин Краснянский, Галина Кашковская, Анатолий Анциферов и все, кого я уже упоминала выше, стали идеальными элементами театрального механизма, рождённого фантазией Фоменко и Цыганова.
«Комедия о трагедии» — спектакль настолько многослойный, что, кажется мне, даже его создатели не подозревают обо всех гранях, которыми постановка обращается к зрителям. Тут тот случай, когда театр вздумал объять необъятное — и не только преуспел в этом начинании, но и добился куда большего, неожиданного результата.
Поди пойми, где проходят границы между репетициями Фоменко и трудами Цыганова (хотя, думаю, их в реальности и не существует). А как интересно размышлять, почему тот или иной актёр играет именно вот эти роли, а не иные. (Особенно трогательна в этом плане — и, извините, смешна — сцена с павшей лошадью и погибшим Курбским. )
А, кстати. О комедии поговорим. Спектакль совершенно не гомерически смешон. Он наполнен гэгами (по большей части основанными на «стыковке» записей Фоменко со спектаклем Цыганова). И они на самом деле милы и находчивы.
Но вот хотелось бы нам видеть трагедию Пушкина, превращённую в буффонаду? Сомневаюсь. Вариант «фоменок» поразительнейшим образом сохраняет волшебное театральное равновесие: тут смешно ровно настолько и в тех местах, где оно необходимо (режиссёру, не зрителю — часть «смехоточек» совершенно неожиданна для публики, а потому работает особенно мощно). Три с половиной часа (с антрактом). И это — с удалёнными сценами Годунова (хотя две небольшие вырезанные цензурой ещё в 19 веке сцены с Отрепьевым и Мариной Мнишек — тут как тут; и правильно, эти персонажи в данной постановке важны и должны быть раскрыты максимально). Помереть же можно с тоски… Казалось бы.
Но нет — при всецело серьёзном и глубоком подходе нам предлагают посмеяться. А жизнь, как мы все знаем, штука такая — в ней всякое бывает. Прослезиться я, кстати, тоже успела (спасибо за это Ольге Бодровой в ипостаси Феодора). Но возможность расслабленно похихикать (а иногда и откровенно поржать) превратила тяжёлый (по нашим, современным меркам) текст в интереснейшее, живое и достаточно драйвовое зрелище.
И я смотрела на сцену, будучи не в силах оторваться. Ибо находки режиссёра не оставляли возможности отвлечься хоть на несколько секунд и помечтать о своём.
Это был истинный, полновесный «Борис Годунов» — но исключительно современный и приправленный «дополнительной реальностью» (то бишь, репликами Петра Наумовича). И, как я уже намекнула, результат получился впечатляющим.
Были ли минусы у спектакля? Да. Один. Низкое качество аудиодорожек с голосом Фоменко (порой разобрать слова сложно).
Но тут стоит понимать: это — технические, рабочие записи. Их всегда делают на репетициях, дабы зафиксировать мысли режиссёра, и никто обычно их никогда и ни при каких условиях не слышит.
Понятно, что насколько могли — вычистили от артефактов. Плюс каждая реплика дублируется письменным текстом. Кстати, шикарный момент: все проецируемые надписи сделаны от руки, и почерк — тот же, что был у Фоменко (сам он писать не любил, но театр постарался и по сохранившимся документам восстановил почерк Мастера).
Впрочем, даже если какая-то часть ремарок (да-да, получается, в спектакле две Ремарки, одна — от лица Пушкина, другая — от имени театра, и это персонаж Стефани Елизаветы Бурмаковой и Пётр Наумович Фоменко собственной персоной) пройдёт мимо внимания конкретного зрителя, ничего страшного. Атмосфера постановки столь насыщенна, что вы точно получите максимум впечатлений — и, бесспорно, выйдете из зала с массой поводов крепко поразмыслить. «Комедия о трагедии» — это возможность ещё раз вспомнить большого Мастера (и, что не менее ценно, познакомить с ним молодую часть публики). Это пример того, как можно слить в один сосуд несоединяемое и получить необычайно впечатляющий результат. Это — классика сегодняшнего дня, на которую можно и нужно водить школьников, чтобы они поняли прелесть «скучных» школьных текстов из учебника. (Правда, попутно они осознают, что великие режиссёры — тоже люди, изредка позволяющие себе пару крепких словечек; но даже это «хулиганство» исключительно талантливо и уместно.)
«Когда начинает умирать театр? — рассуждал Фоменко. — В момент рождения, как и человек». Вот тут бы я поспорила с Петром Наумовичем — его театр здравствует и побеждает. «Комедия о трагедии» — отличное тому подтверждение.
Источник: Musecube
Ирина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,