Рождение трагедии из духа репетиций
В самом конце прошлого сезона в «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Комедию о трагедии» – актёр Евгений Цыганов стал режиссёром спектакля о том, как Пётр Фоменко репетировал «Бориса Годунова».
Что такое «театр Фоменко»? Если сформулировать максимально просто – «три кита»: игра, человек и автор. Игра театральная и игра в театр, игра как непрерывный процесс, не имеющий результата, – отсюда бесконечные «репетиции» в заглавиях и жанровых определениях спектаклей, открытые приёмы в актёрском существовании. Обязательная ирония – тоже часть игры, к которой нельзя и не нужно относиться слишком серьёзно. Но в центре – человек: да, именно играющий, но куда более сложный, чем персонаж и даже актёр по отдельности. Изменчивый, до самой смерти «репетирующий» – и потому выходящий из-под контроля автора, создателя, исполнителя, как иногда выходит из-под контроля человека его собственная жизнь. Отсюда – трагическое, всегда идущее об руку с ироническим. И потому возникают фигуры авторов – шутливо-сниженные герои в портретном гриме или без него, а также суфлёры, выкрикивающие «эп-пизод …надцатый», – это почти обязательные участники спектаклей. Но не действия: они сочувствуют, усмехаются, сердятся или (почти) молча наблюдают за происходящим – и не могут ничего изменить или помочь.
«Комедия о трагедии» Евгения Цыганова строится на тех же «трёх китах», но структурно она задумана сложнее, чем любой спектакль Фоменко – и вообще большинство спектаклей конвенционального театра. Четвёртое и главное измерение «Комедии…» – фигура самого «Фомы» (прозвище Петра Наумовича среди «своих»). Он – вертикаль и основа спектакля. Вертикаль в буквальном смысле: пока квадратный деревянный помост в центре большой сцены «Мастерской» не начнёт крениться, вставать на дыбы и «отворачиваться» от зрителей, на чёрный задник-экран будет проецироваться видео с репетиций, комментарии Фоменко, построчный разбор пушкинской драмы. Так и не поставленный мастером, но прочитанный с актёрами от начала до конца «Борис Годунов» – его не случившийся последний спектакль. И Цыганов – участник тех репетиций 11-12-летней давности – отчасти реконструирует этого гипотетического «Бориса». Но его спектакль – попытка проследить за рождением трагедии из духа репетиций. Поэтому от шутливого распределения ролей и реплик, неточных интонаций, которые экранный режиссёр требует изменить, от игрового диалога всё отчётливей отделяется целостный «Борис Годунов», а комедия становится трагедией. Голос Фоменко из динамиков (часть комментариев участники репетиций сняли на видео, часть – записали на диктофон; то и другое сопровождается в спектакле «рукописными» титрами-расшифровкой) всё реже подсказывает решения и всё больше комментирует темы, создавая горькую историософскую часть спектакля. Потому что метатема «Комедии…», которая выкристаллизовывается из слов Мастера, – опыт смуты, данный каждому из нас в ощущении; «большая история», которая рушит жизни отдельных людей и целых поколений. Свидетель Великой Отечественной и пертурбаций отечественного ХХ века, Фоменко думает именно о них, о рифмах времён. Он говорит, например, о том, что так или иначе в разные эпохи возвращается фашизм, а попытка его преодоления во многом обречена и уж точно горька: «В Германии это означало вычеркнуть жизнь целого поколения», – поясняет Фома неочевидное (здесь и далее слова Фоменко из спектакля могут быть процитированы не дословно, но близко к оригиналу – прим. редакции). Цыганов и его соавторы настроены ещё пессимистичнее: театр в логике этого спектакля – способ диагностировать болезнь, но, увы, не лекарство. Есть ли вообще «лекарства», доступные отдельному человеку, не знают ни авторы «Комедии…», ни Фома – ни даже, кажется, Пушкин. Единственная надежда – «не согрешить», как говорит Фоменко о постановке «Бориса Годунова», не предать свою же совесть.
То, как Цыганов работает с документальным материалом, как включает его в сценическое «здесь и сейчас», декларируя и показывая, что в самом живом и эфемерном из искусств возможно бессмертие, – в чём-то продолжение его актёрской работы в спектакле «Я – Сергей Образцов». Драматургическое сходство, впрочем, только в одной существенной мысли о важности движения, пути от начала до конца – в театре и в жизни. И о том, что этот путь заведомо трагичен: «Когда начинает умирать театр? – спрашивает Фоменко в спектакле. – Я думаю – как и человек: когда рождается». Структурно «Комедия о трагедии», кажется, уникальный опыт – нечто близкое делал разве что Семён Александровский в «Присутствии» на «Таганке»: спектакль о спектакле «Добрый человек из Сезуана» тоже был построен как диалог сегодняшних артистов с их предшественниками и присвоение-репетиция на глазах у зрителей, но там это «измерение» было единственным. При этом важно назвать – и сразу вынести за скобки – огромный диапазон театральных контекстов «Комедии…». Прямо и не очень апеллируют здесь не только к спектаклям самого Фоменко. За время действия вспомнишь, порой удивляясь, едва ли не десяток постановок и режиссёрских имён даже последних лет. Не так уж важно, думали ли создатели «Комедии…», например, о работах Дмитрия Чернякова или Олега Долина, – это часть контекста спектакля. И бесспорная часть этого контекста – «Война и мир» Туминаса и «Маленькие трагедии» Серебренникова. Хотя внимательный зритель знает, что в этих двух спектаклях есть диалог с работами Фоменко, ставившего те же тексты: ненарочитое «продолжение разговора» – неотъемлемая часть их смыслового поля.
Но всё это (как, кстати, и «фактология» в спектакле «Я – Сергей Образцов», главную роль в котором сыграл Цыганов) не принципиально для зрителя. Ему предлагается необыкновенный опыт, который не дали бы изданные в виде текста «режиссёрские тетради» и даже, вероятно, опубликованные видеозаписи. Он оказывается на репетиции – пусть и фантастической. И смотрит вроде бы «простой» минималистичный спектакль «по тексту». Вот только «простота» эта очень сложная – в той ткани спектакля, которую сочиняет уже режиссёр-Цыганов и его артисты.
Понятно, что главный герой целого – Пётр Фоменко. Хотя Пушкин – актриса Стефани Елизавета Бурмакова – в качестве «человека-ремарки» (так назван персонаж) тут присутствует и иногда спорит с Фомой (побеждает, разумеется, последний). Начало – выход всех участников в белом исподнем: мужчины в рубахах и портках, женщины в рубашках до пят. По обе стороны от сцены-помоста художница нынешней постановки Мария Мелешко (соавтором неосуществлённого спектакля Фоменко был Владимир Максимов) поставила гримировальные столики со свечами, на заднем плане – вешалки-штанкеты с почти «оперными» историческими костюмами. Карэн Бадалов, репетировавший роль Бориса с Фоменко, наклеивает бороду и усы, под негромкий общий вокализ (лейтмотив спектакля – «Зорю бьют» из «Пушкинского венка» Свиридова) начинает монолог: «Ещё одно, последнее сказанье…». Переодеваются и гримируются не у вешалок и столиков, а почти исключительно за кулисами. Причём мохнатые бороды и парики нарочито фальшивы – но нет-нет, да и «прирастут», как родные. Костюмы, будто «реконструированные», смотрятся не нарядно, как обычно на сцене («фоменки» любят такое играть и умеют носить), а потёрто и тускло – не столько по-музейному ветхо, сколько так, как выглядят те же театральные костюмы при обычном освещении. Фантастическая световая партитура («свет должен быть очень сложным, но чтобы эта сложность была не видна», – говорит Фоменко) – а приборы не спрятаны, хотя сцена и не вовсе «открыта». Зато, кажется, впервые в «Мастерской» во время действия открываются декорационные ворота в закулисье – тоже в самом начале. Оттуда бьёт свет и от одних дверей до других следуют склонившиеся силуэты в капюшонах – не отличить Бориса – Карэна Бадалова от патриарха – Василия Фирсова, да и не разглядеть за спинами «народа», заслоняющего зрителю шествие. Но текст – первый монолог Бориса «Ты, отче патриарх, вы все, бояре, / Обнажена моя душа пред вами…» – слышен. Фоменко говорит, что Борис не лжёт в этот момент – и демонстрирует свою слабость как бы назло слушателям. Но Годунов так и останется в «Комедии…» фигурой умолчания, предлогом для истории о другом и о других.
Единственное появление Годунова, кроме первой проходки, – самый известный, главный монолог о шапке Мономаха и кровавых мальчиках (на самом деле, о совести и о том, что «они любить умеют только мёртвых»). Вздыбленный войной и междоусобной смутой мир превратил квадрат помоста в плоскость стены – то тут, то там открываются окошки и появляются лица, руки, профили артистов.
Монолог о мальчиках кровавых обращён не к зрителям, а к конкретному собеседнику – Басманову (Анатолий Анциферов), смотрящему по диагонали снизу вверх. Голос доносится из-за другого оконца: наверху – реальный портрет Бориса Годунова. Свет поменяется, проступят очертания стоящего за стеной Карэна Бадалова – с бородой и в шапке Мономаха. Портрет он снимет с петель и наденет обратно, шапку растопчет, сплющит и снова расправит. Борис высоко и далеко не только для подданных, но и для зрителей – почти не виден, неразличим, не отличим от портрета. Который появится ещё раз: в страшном финале циник Пушкин (предок поэта, герой пьесы и реальных событий Смутного времени) – Павел Яковлев повернёт обратной стороной – там уже портрет Лжедмитрия. Больше ничего Борис не скажет – ни с кем не будет совещаться, никого не напутствует, не посоветует сыну «учиться», чтобы «постигать державный труд». Он просто больше не появится. Монолог-завещание станет листком-свитком, который прочтут сын-Феодор Годунов, бояре и патриарх. Встреча с Юродивым (Николай Орловский) – злой розыгрыш других «людей из народа», которые притворяются Борисом, стоя у Юродивого за спиной. Зато «бесенята», которые обижают Николку, — очень даже настоящие, но совсем не дети – стрельцы (стражники, приставы, служба безопасности) в исполнении двух монтировщиков в красных кафтанах. Николку задерживают и волокут за слова, которых нет у Пушкина (но есть в арии Юродивого из оперы Мусоргского): «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие, плачь, плачь, душа православная. Скоро враг придёт, и настанет тьма, темень тёмная, непроглядная. Горе, горе Руси!». Николку отпустят по просьбе женщины (Галина Кашковская) – кажется, той же самой, что онемела и замерла в начале, услышав пушкинскую ремарку «Бросает его младенца“ обземь» (чтобы заплакал). В таком варианте вдруг замечаешь, что не только убитые Димитрий и Феодор Годунов – дети-жертвы внутри пьесы. Здесь гораздо больше детей, и все они живут в жёстком и жестоком мире авторитарных взрослых – даже сцена «Читай молитву, мальчик» (ужин у Шуйского) – в том числе, об этом. И неудивительно, что Карэн Бадалов – не только Борис, но и Пимен, и pater Черниковский: высшая власть, символическая и фактическая. Хотя «двойников» тут много – почти все играют по несколько ролей, причём это зачастую концептуальные решения. Например, зрители веселятся, слушая описание «неблагодарной роли» умирающей лошади Лжедмитрия – «кто бы её сыграл», – а играет её Андрей Миххалёв, чей главный персонаж, Курбский, погиб в той же битве, что и конь. Актёр соединяет две смерти в одной. Так и остальные создают «зеркала», а не «контрасты», несколько ролей в одной (вообще-то «надо играть спектакль, а не роль», напоминает Фома). Самая неожиданная пара, пожалуй, у Ольги Бодровой: Марина Мнишек и Феодор Годунов. Вставок и купюр в тексте «Комедии…» больше, чем кажется, а условный Борис – лакмусовая бумажка для понимания народа («Я сегодня не могу почувствовать народ. Не народ – население…» – сетует Фоменко), борьбы за власть, великой лжи («такая вера в ложь может быть только у власти») и судьбы одного талантливого негодяя-Самозванца, который и становится центральным героем «Комедии…». Впрочем, самый главный герой – Фоменко – раздаёт ему и другим действующим лицам куда более лихие определения, чем «негодяй». И сама эта лихость, естественное для Фомы соединение «низкого» с «высоким», – свидетельство его опыта и опыта поколения, отпечаток прожитых времён. Самозванец – единственный, кто остаётся «цельным»: Владислав Ташбулатов (даже и без наклеенных мушек чем-то похожий на портрет Лжедмитрия) играет только одну роль, но сам его герой проходит путь головокружительных метаморфоз, в нём одном – множество персонажей, и всё-таки он целен. Любуется и восхищается им Фоменко – Отрепьев действительно разносторонне одарённый человек, наделённый у Пушкина огромной внутренней силой: жизнелюбием, способностью меняться (он гораздо подвижнее и гибче остальных) и «феноменом, а не недостатком» – умением чувствовать и переживать поражение так же сильно и восторженно, как победу. Так говорит Фома. 12 лет назад над ролью Отрепьева работал Евгений Цыганов – но как именно этот факт повлиял на «Комедию…», зрителю неизвестно. Так или иначе, сцена у фонтана (фонтан изображают застывшие актёры) – диалог-поединок Самозванца и Марины, финал первого акта – переломный эпизод, решённый, как любил Фоменко, будто переведённая на язык театра музыкальная композиция. Именно здесь, пока дуэт будет почти вытанцовывать самую камерную версию конфликта человека и истории, Мастер произнесёт главные слова про природу актёра, который «ничего не стоит без метафизики». Три компонента (или тоже «три кита») метафизического, по Фоме: «Любовь. Страсть. Страх».
Дальше для героев – только бои и допросы, пытки и увечья. Безглазые и связанные люди. Невыносимый выбор – Фоменко считал, что Басманов, вынужденный решать «но смерть… но власть… но бедствия народны…» и выбирать предательство, рано или поздно покончит с собой. Гаснущий свет и незаметное исчезновение в смерть: Феодор и Ксения Годуновы как бы растворятся из своей немой «Пьеты», заслонённые боярами-убийцами так же, как заслонял в начале Бориса народ, а Самозванец исчезнет из «Комедии…», уснув в той же позе, что и Пимен – его просто уволокут со сцены. Дальше – неудобные размышления Фоменко о том, что всё повторяется, поэтому не надо проводить прямых аллюзий с сегодняшним днём, мы и так ходим по кругу. И во втором акте – никаких гримировальных столиков: пространство войны и смуты – вот «тотальный театр» пустого пространства. Но продолжат звучать колокола (настоящие, как мечтал Фоменко). Останутся неожиданные красивые ходы: например, иностранцы-генералы в виде кукол в окошках. И всё более удивительные сейчас комментарии Фомы как контрапункт. «Что молчите? – говорит он актёрам (случайно-неслучайное совпадение с пьесой: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!“). – Не согласны? Можете говорить, сейчас за это пока не сажают».
Рефлексия самого Фомы на тему «тогда» и «сейчас» – гораздо конкретнее, чем погружение в пушкинский мир или время Смуты. Неслучайно свои мысли он иллюстрирует рассказами о Володине и Галиче, о диссидентах, о том, что прожил, как Пимен; и о том, как повторялись на его веку Иоанны, Борисы и Лжедмитрии новой эры. Так он, конечно, не говорит. Не станут навязывать ему эту мысль и Цыганов сотоварищи. Но отбор комментариев и вся незримо-сложная внутренняя партитура спектакля дают понять, что история действительно повторялась до нас и повторяется с нами, а «комедия о трагедии» как жанр – часть национального сознания. Иногда этот жанр – подарок, а иногда – горе. (Вообще «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» – это пушкинский вариант названия. Даже если комедия здесь означает просто пьесу, текст для театра, – это звучит сильно). Но на важных «народных» сценах контровой свет бьёт в лица зрителям. Потому что серьёзные решения – за чертой сцены. На сцене надо, чтобы было интересно, а не «правильно» (тоже мысль Фомы).
Жизнь побеждает театр, настаивал в своих спектаклях Фоменко, настаивают и авторы «Комедии о трагедии», – и это не всегда хорошо. Но иногда театр, если актёр не растерял «метафизику», может помочь жизни продолжиться, и в этом смысле даже победить смерть. В самом финале «Комедии…» артисты вглядываются в закуривающего на видео Фому, фоном нарастает записанный гул спорящих актёрских голосов, из которых постепенно, никого не перекрикивая, выделяется один – голос Евгения Цыганова. Позволившего мастеру поговорить со своими зрителями спустя десять лет после смерти. Но хотелось бы верить, что иногда у нас любить умеют не только мёртвых. И поэтому «безмолвие народа» – это живые голоса-вокализ свиридовской музыки, сквозь которую вместо текста «Зорю бьют» прорвутся слова: «Месяц светит, / Котёнок плачет, / Юродивый, вставай».
Только у душевнобольного, говорит Фома, есть душа, и она болит. Что ж, возможно, всякая смута – время собирать юродивых.
Источник: Театр.
Что такое «театр Фоменко»? Если сформулировать максимально просто – «три кита»: игра, человек и автор. Игра театральная и игра в театр, игра как непрерывный процесс, не имеющий результата, – отсюда бесконечные «репетиции» в заглавиях и жанровых определениях спектаклей, открытые приёмы в актёрском существовании. Обязательная ирония – тоже часть игры, к которой нельзя и не нужно относиться слишком серьёзно. Но в центре – человек: да, именно играющий, но куда более сложный, чем персонаж и даже актёр по отдельности. Изменчивый, до самой смерти «репетирующий» – и потому выходящий из-под контроля автора, создателя, исполнителя, как иногда выходит из-под контроля человека его собственная жизнь. Отсюда – трагическое, всегда идущее об руку с ироническим. И потому возникают фигуры авторов – шутливо-сниженные герои в портретном гриме или без него, а также суфлёры, выкрикивающие «эп-пизод …надцатый», – это почти обязательные участники спектаклей. Но не действия: они сочувствуют, усмехаются, сердятся или (почти) молча наблюдают за происходящим – и не могут ничего изменить или помочь.
«Комедия о трагедии» Евгения Цыганова строится на тех же «трёх китах», но структурно она задумана сложнее, чем любой спектакль Фоменко – и вообще большинство спектаклей конвенционального театра. Четвёртое и главное измерение «Комедии…» – фигура самого «Фомы» (прозвище Петра Наумовича среди «своих»). Он – вертикаль и основа спектакля. Вертикаль в буквальном смысле: пока квадратный деревянный помост в центре большой сцены «Мастерской» не начнёт крениться, вставать на дыбы и «отворачиваться» от зрителей, на чёрный задник-экран будет проецироваться видео с репетиций, комментарии Фоменко, построчный разбор пушкинской драмы. Так и не поставленный мастером, но прочитанный с актёрами от начала до конца «Борис Годунов» – его не случившийся последний спектакль. И Цыганов – участник тех репетиций 11-12-летней давности – отчасти реконструирует этого гипотетического «Бориса». Но его спектакль – попытка проследить за рождением трагедии из духа репетиций. Поэтому от шутливого распределения ролей и реплик, неточных интонаций, которые экранный режиссёр требует изменить, от игрового диалога всё отчётливей отделяется целостный «Борис Годунов», а комедия становится трагедией. Голос Фоменко из динамиков (часть комментариев участники репетиций сняли на видео, часть – записали на диктофон; то и другое сопровождается в спектакле «рукописными» титрами-расшифровкой) всё реже подсказывает решения и всё больше комментирует темы, создавая горькую историософскую часть спектакля. Потому что метатема «Комедии…», которая выкристаллизовывается из слов Мастера, – опыт смуты, данный каждому из нас в ощущении; «большая история», которая рушит жизни отдельных людей и целых поколений. Свидетель Великой Отечественной и пертурбаций отечественного ХХ века, Фоменко думает именно о них, о рифмах времён. Он говорит, например, о том, что так или иначе в разные эпохи возвращается фашизм, а попытка его преодоления во многом обречена и уж точно горька: «В Германии это означало вычеркнуть жизнь целого поколения», – поясняет Фома неочевидное (здесь и далее слова Фоменко из спектакля могут быть процитированы не дословно, но близко к оригиналу – прим. редакции). Цыганов и его соавторы настроены ещё пессимистичнее: театр в логике этого спектакля – способ диагностировать болезнь, но, увы, не лекарство. Есть ли вообще «лекарства», доступные отдельному человеку, не знают ни авторы «Комедии…», ни Фома – ни даже, кажется, Пушкин. Единственная надежда – «не согрешить», как говорит Фоменко о постановке «Бориса Годунова», не предать свою же совесть.
То, как Цыганов работает с документальным материалом, как включает его в сценическое «здесь и сейчас», декларируя и показывая, что в самом живом и эфемерном из искусств возможно бессмертие, – в чём-то продолжение его актёрской работы в спектакле «Я – Сергей Образцов». Драматургическое сходство, впрочем, только в одной существенной мысли о важности движения, пути от начала до конца – в театре и в жизни. И о том, что этот путь заведомо трагичен: «Когда начинает умирать театр? – спрашивает Фоменко в спектакле. – Я думаю – как и человек: когда рождается». Структурно «Комедия о трагедии», кажется, уникальный опыт – нечто близкое делал разве что Семён Александровский в «Присутствии» на «Таганке»: спектакль о спектакле «Добрый человек из Сезуана» тоже был построен как диалог сегодняшних артистов с их предшественниками и присвоение-репетиция на глазах у зрителей, но там это «измерение» было единственным. При этом важно назвать – и сразу вынести за скобки – огромный диапазон театральных контекстов «Комедии…». Прямо и не очень апеллируют здесь не только к спектаклям самого Фоменко. За время действия вспомнишь, порой удивляясь, едва ли не десяток постановок и режиссёрских имён даже последних лет. Не так уж важно, думали ли создатели «Комедии…», например, о работах Дмитрия Чернякова или Олега Долина, – это часть контекста спектакля. И бесспорная часть этого контекста – «Война и мир» Туминаса и «Маленькие трагедии» Серебренникова. Хотя внимательный зритель знает, что в этих двух спектаклях есть диалог с работами Фоменко, ставившего те же тексты: ненарочитое «продолжение разговора» – неотъемлемая часть их смыслового поля.
Но всё это (как, кстати, и «фактология» в спектакле «Я – Сергей Образцов», главную роль в котором сыграл Цыганов) не принципиально для зрителя. Ему предлагается необыкновенный опыт, который не дали бы изданные в виде текста «режиссёрские тетради» и даже, вероятно, опубликованные видеозаписи. Он оказывается на репетиции – пусть и фантастической. И смотрит вроде бы «простой» минималистичный спектакль «по тексту». Вот только «простота» эта очень сложная – в той ткани спектакля, которую сочиняет уже режиссёр-Цыганов и его артисты.
Понятно, что главный герой целого – Пётр Фоменко. Хотя Пушкин – актриса Стефани Елизавета Бурмакова – в качестве «человека-ремарки» (так назван персонаж) тут присутствует и иногда спорит с Фомой (побеждает, разумеется, последний). Начало – выход всех участников в белом исподнем: мужчины в рубахах и портках, женщины в рубашках до пят. По обе стороны от сцены-помоста художница нынешней постановки Мария Мелешко (соавтором неосуществлённого спектакля Фоменко был Владимир Максимов) поставила гримировальные столики со свечами, на заднем плане – вешалки-штанкеты с почти «оперными» историческими костюмами. Карэн Бадалов, репетировавший роль Бориса с Фоменко, наклеивает бороду и усы, под негромкий общий вокализ (лейтмотив спектакля – «Зорю бьют» из «Пушкинского венка» Свиридова) начинает монолог: «Ещё одно, последнее сказанье…». Переодеваются и гримируются не у вешалок и столиков, а почти исключительно за кулисами. Причём мохнатые бороды и парики нарочито фальшивы – но нет-нет, да и «прирастут», как родные. Костюмы, будто «реконструированные», смотрятся не нарядно, как обычно на сцене («фоменки» любят такое играть и умеют носить), а потёрто и тускло – не столько по-музейному ветхо, сколько так, как выглядят те же театральные костюмы при обычном освещении. Фантастическая световая партитура («свет должен быть очень сложным, но чтобы эта сложность была не видна», – говорит Фоменко) – а приборы не спрятаны, хотя сцена и не вовсе «открыта». Зато, кажется, впервые в «Мастерской» во время действия открываются декорационные ворота в закулисье – тоже в самом начале. Оттуда бьёт свет и от одних дверей до других следуют склонившиеся силуэты в капюшонах – не отличить Бориса – Карэна Бадалова от патриарха – Василия Фирсова, да и не разглядеть за спинами «народа», заслоняющего зрителю шествие. Но текст – первый монолог Бориса «Ты, отче патриарх, вы все, бояре, / Обнажена моя душа пред вами…» – слышен. Фоменко говорит, что Борис не лжёт в этот момент – и демонстрирует свою слабость как бы назло слушателям. Но Годунов так и останется в «Комедии…» фигурой умолчания, предлогом для истории о другом и о других.
Единственное появление Годунова, кроме первой проходки, – самый известный, главный монолог о шапке Мономаха и кровавых мальчиках (на самом деле, о совести и о том, что «они любить умеют только мёртвых»). Вздыбленный войной и междоусобной смутой мир превратил квадрат помоста в плоскость стены – то тут, то там открываются окошки и появляются лица, руки, профили артистов.
Монолог о мальчиках кровавых обращён не к зрителям, а к конкретному собеседнику – Басманову (Анатолий Анциферов), смотрящему по диагонали снизу вверх. Голос доносится из-за другого оконца: наверху – реальный портрет Бориса Годунова. Свет поменяется, проступят очертания стоящего за стеной Карэна Бадалова – с бородой и в шапке Мономаха. Портрет он снимет с петель и наденет обратно, шапку растопчет, сплющит и снова расправит. Борис высоко и далеко не только для подданных, но и для зрителей – почти не виден, неразличим, не отличим от портрета. Который появится ещё раз: в страшном финале циник Пушкин (предок поэта, герой пьесы и реальных событий Смутного времени) – Павел Яковлев повернёт обратной стороной – там уже портрет Лжедмитрия. Больше ничего Борис не скажет – ни с кем не будет совещаться, никого не напутствует, не посоветует сыну «учиться», чтобы «постигать державный труд». Он просто больше не появится. Монолог-завещание станет листком-свитком, который прочтут сын-Феодор Годунов, бояре и патриарх. Встреча с Юродивым (Николай Орловский) – злой розыгрыш других «людей из народа», которые притворяются Борисом, стоя у Юродивого за спиной. Зато «бесенята», которые обижают Николку, — очень даже настоящие, но совсем не дети – стрельцы (стражники, приставы, служба безопасности) в исполнении двух монтировщиков в красных кафтанах. Николку задерживают и волокут за слова, которых нет у Пушкина (но есть в арии Юродивого из оперы Мусоргского): «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие, плачь, плачь, душа православная. Скоро враг придёт, и настанет тьма, темень тёмная, непроглядная. Горе, горе Руси!». Николку отпустят по просьбе женщины (Галина Кашковская) – кажется, той же самой, что онемела и замерла в начале, услышав пушкинскую ремарку «Бросает его младенца“ обземь» (чтобы заплакал). В таком варианте вдруг замечаешь, что не только убитые Димитрий и Феодор Годунов – дети-жертвы внутри пьесы. Здесь гораздо больше детей, и все они живут в жёстком и жестоком мире авторитарных взрослых – даже сцена «Читай молитву, мальчик» (ужин у Шуйского) – в том числе, об этом. И неудивительно, что Карэн Бадалов – не только Борис, но и Пимен, и pater Черниковский: высшая власть, символическая и фактическая. Хотя «двойников» тут много – почти все играют по несколько ролей, причём это зачастую концептуальные решения. Например, зрители веселятся, слушая описание «неблагодарной роли» умирающей лошади Лжедмитрия – «кто бы её сыграл», – а играет её Андрей Миххалёв, чей главный персонаж, Курбский, погиб в той же битве, что и конь. Актёр соединяет две смерти в одной. Так и остальные создают «зеркала», а не «контрасты», несколько ролей в одной (вообще-то «надо играть спектакль, а не роль», напоминает Фома). Самая неожиданная пара, пожалуй, у Ольги Бодровой: Марина Мнишек и Феодор Годунов. Вставок и купюр в тексте «Комедии…» больше, чем кажется, а условный Борис – лакмусовая бумажка для понимания народа («Я сегодня не могу почувствовать народ. Не народ – население…» – сетует Фоменко), борьбы за власть, великой лжи («такая вера в ложь может быть только у власти») и судьбы одного талантливого негодяя-Самозванца, который и становится центральным героем «Комедии…». Впрочем, самый главный герой – Фоменко – раздаёт ему и другим действующим лицам куда более лихие определения, чем «негодяй». И сама эта лихость, естественное для Фомы соединение «низкого» с «высоким», – свидетельство его опыта и опыта поколения, отпечаток прожитых времён. Самозванец – единственный, кто остаётся «цельным»: Владислав Ташбулатов (даже и без наклеенных мушек чем-то похожий на портрет Лжедмитрия) играет только одну роль, но сам его герой проходит путь головокружительных метаморфоз, в нём одном – множество персонажей, и всё-таки он целен. Любуется и восхищается им Фоменко – Отрепьев действительно разносторонне одарённый человек, наделённый у Пушкина огромной внутренней силой: жизнелюбием, способностью меняться (он гораздо подвижнее и гибче остальных) и «феноменом, а не недостатком» – умением чувствовать и переживать поражение так же сильно и восторженно, как победу. Так говорит Фома. 12 лет назад над ролью Отрепьева работал Евгений Цыганов – но как именно этот факт повлиял на «Комедию…», зрителю неизвестно. Так или иначе, сцена у фонтана (фонтан изображают застывшие актёры) – диалог-поединок Самозванца и Марины, финал первого акта – переломный эпизод, решённый, как любил Фоменко, будто переведённая на язык театра музыкальная композиция. Именно здесь, пока дуэт будет почти вытанцовывать самую камерную версию конфликта человека и истории, Мастер произнесёт главные слова про природу актёра, который «ничего не стоит без метафизики». Три компонента (или тоже «три кита») метафизического, по Фоме: «Любовь. Страсть. Страх».
Дальше для героев – только бои и допросы, пытки и увечья. Безглазые и связанные люди. Невыносимый выбор – Фоменко считал, что Басманов, вынужденный решать «но смерть… но власть… но бедствия народны…» и выбирать предательство, рано или поздно покончит с собой. Гаснущий свет и незаметное исчезновение в смерть: Феодор и Ксения Годуновы как бы растворятся из своей немой «Пьеты», заслонённые боярами-убийцами так же, как заслонял в начале Бориса народ, а Самозванец исчезнет из «Комедии…», уснув в той же позе, что и Пимен – его просто уволокут со сцены. Дальше – неудобные размышления Фоменко о том, что всё повторяется, поэтому не надо проводить прямых аллюзий с сегодняшним днём, мы и так ходим по кругу. И во втором акте – никаких гримировальных столиков: пространство войны и смуты – вот «тотальный театр» пустого пространства. Но продолжат звучать колокола (настоящие, как мечтал Фоменко). Останутся неожиданные красивые ходы: например, иностранцы-генералы в виде кукол в окошках. И всё более удивительные сейчас комментарии Фомы как контрапункт. «Что молчите? – говорит он актёрам (случайно-неслучайное совпадение с пьесой: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!“). – Не согласны? Можете говорить, сейчас за это пока не сажают».
Рефлексия самого Фомы на тему «тогда» и «сейчас» – гораздо конкретнее, чем погружение в пушкинский мир или время Смуты. Неслучайно свои мысли он иллюстрирует рассказами о Володине и Галиче, о диссидентах, о том, что прожил, как Пимен; и о том, как повторялись на его веку Иоанны, Борисы и Лжедмитрии новой эры. Так он, конечно, не говорит. Не станут навязывать ему эту мысль и Цыганов сотоварищи. Но отбор комментариев и вся незримо-сложная внутренняя партитура спектакля дают понять, что история действительно повторялась до нас и повторяется с нами, а «комедия о трагедии» как жанр – часть национального сознания. Иногда этот жанр – подарок, а иногда – горе. (Вообще «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» – это пушкинский вариант названия. Даже если комедия здесь означает просто пьесу, текст для театра, – это звучит сильно). Но на важных «народных» сценах контровой свет бьёт в лица зрителям. Потому что серьёзные решения – за чертой сцены. На сцене надо, чтобы было интересно, а не «правильно» (тоже мысль Фомы).
Жизнь побеждает театр, настаивал в своих спектаклях Фоменко, настаивают и авторы «Комедии о трагедии», – и это не всегда хорошо. Но иногда театр, если актёр не растерял «метафизику», может помочь жизни продолжиться, и в этом смысле даже победить смерть. В самом финале «Комедии…» артисты вглядываются в закуривающего на видео Фому, фоном нарастает записанный гул спорящих актёрских голосов, из которых постепенно, никого не перекрикивая, выделяется один – голос Евгения Цыганова. Позволившего мастеру поговорить со своими зрителями спустя десять лет после смерти. Но хотелось бы верить, что иногда у нас любить умеют не только мёртвых. И поэтому «безмолвие народа» – это живые голоса-вокализ свиридовской музыки, сквозь которую вместо текста «Зорю бьют» прорвутся слова: «Месяц светит, / Котёнок плачет, / Юродивый, вставай».
Только у душевнобольного, говорит Фома, есть душа, и она болит. Что ж, возможно, всякая смута – время собирать юродивых.
Источник: Театр.
Елена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,