«Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»
Раневская в исполнении Галины Тюниной неожиданно предстает истинно любящей матерью
Иван Поповски – ученик Петра Фоменко – поставил «Вишневый сад», где заняты разные поколения большой труппы «Мастерской». Ироничная манера режиссера не дала забронзоветь даже корифеям: Кирилл Пирогов сыграл старика Фирса, а Карэн Бадалов – трехминутную роль прохожего.
Фоменковский «Вишневый сад» сделан тонко, с большим чувством даже преклонения перед русской классикой и знанием всей постановочной истории пьесы. Выделка психологических нюансов легла на серьезную почву не только режиссерского, но и театроведческого анализа. Неслучайно театр благодарит в подготовке историка МХАТа Инну Соловьеву. Так что отдельное удовольствие на спектакле, который занят не постановочными фокусами (но без них не обходится!), а подробным психологическим реализмом, – его вязь и «расшифровка» обстоятельств. Вот, например, давний, со всей серьезностью литературоведческий вопрос: случайно или намеренно забывают по сюжету старика Фирса в заколоченной усадьбе? Режиссер дает свою версию развития событий.
Оммажем мастеру для режиссера становится и само обращение к Чехову, и трогательные отсылки внутри спектакля: Раневская по приезде в имение в детской видит игрушки, а среди них – кукол Машу, Олю и Ирину (две из них – похожи на сестер Кутеповых) из фоменковских «Трех сестер». Детская – и определяющее место действия, и атмосфера. Фирс в финале пьесы в детской рядом с соломенной колыбелью ожидает свой финал жизни. Раневская в исполнении Галины Тюниной неожиданно предстает истинно любящей матерью, все время порывисто обнимает и целует своих дочек – Аню (Александра Кесельман) и Варю (Мария Андреева). Тем больнее ее эгоцентризм и нечуткость в финале, такие эмоциональные качели, когда, организуя сватовство Вари с Лопахиным, она позже словно не замечает ее крика и слез отчаяния от неслучившегося объяснения, потому что ведь ехать пора, скоро поезд! В женской ипостаси Тюнина, как всегда, очаровательна, а вот пространные монологи ее Раневской уходят в пустоту, не трогают ни драмой, ни трагикомедией. И самое главное событие Раневская-Тюнина принимает более чем безвольно, апатично игнорируя известие о продаже сада, а потом и вовсе, как бы пропуская произошедшее, возвращается в дурашливо-приподнятое настроение. Но как сегодня звучит канва поворота ее судьбы: приехать проститься с родными местами из-за границы, по сути, новоэмигранткой, и в одночасье все потерять окончательно: «Видит бог, я люблю родину»!
Тему любви можно назвать заглавной. Ярко выделены режиссером и любовные дуэты, перерастающие в любовный треугольник в духе русских водевилей. Как это происходит между горничной Дуняшей (Екатерина Смирнова), метящей в барыни, гусарствующим лакеем Яшей (Александр Мичков) и «клоуном» Епиходовым – Иван Рябенко здорово играет надрывное комикование неудачливого конторщика, вытворяя «случайные» фокусы не хуже Шарлотты Ивановны (Дани Каган) – немки с русской косой. Именно роли второго плана в спектакле обращают на себя внимание актерско-режиссерскими находками даже больше, чем предсказуемо решенные роли первого, – узнаваемой, избыточно праздничной Раневской, типичного взрослого ребенка Гаева (Никита Тюнин). Олег Нирян в роли вечно просящего в долг в надежде на его величество случай помещика Симеонова-Пищика по-настоящему влюбляет в себя зрителя. В огромных толстинках, нелепый, но такой добрый, искренний и честный человек. Кажется, именно таким и представляешь идеальное воплощение чеховского недотепы, когда и смешно, и больно. Но если мелодраматические отношения и вкусно сыграны, и увлекательно поставлены, то с философскими отступлениями режиссер совсем не знает, как поступить. Поэтому и вечный студент Петя Трофимов – ходульный (Федор Малышев как будто растерял с годами свое резкое драматическое амплуа неврастеника), и купец Лопахин таков же. На образ последнего разве что работает эффект любопытного кастинга – восточные нотки во внешности Дениса Аврамова придают его образу инаковость, даже щепотку цыганщины, что уже само по себе трактует его характер дельца, человека торга и мены.
Прямо сказать, малоудачные здесь роли главных оппонентов заставляют вспомнить «Вишневый сад» Юрия Погребничко. Этот спектакль театра «Около» стоит посмотреть не один раз, чтобы разобраться, как квинтэссенцию чеховской драмы Погребничко преподносит в жестком постмодернистском каркасе. Так вот там идеалистические монологи, которыми «грешит» персонаж Трофимова и которые сегодня так бесплотны, купированы, а оставлена только суть этого не теряющего актуальность конфликта – отчаянной борьбы упитанных капиталистов и нищей интеллигенции, власти денег и свободы мысли, да просто свободы… земного и духовного, их драматическую созависимость невероятно тревожно и раняще, как приговор веку, играют Алексей Чернышев и Алексей Левинский…
Иван Поповски в своем спектакле явно выступает адвокатом обитателей и гостей имения Раневской. Смотрит на них по-доброму. Ведь зачем же в тысячный раз возвращаться к «Вишневому саду»? Только желая заново понять все мотивировки героев, приводящие к драматическому финалу. Впрочем, ясного ответа на вопрос, почему же этих недальновидных, но таких обаятельных людей ждет утрата Сада, режиссер не дает. Но красиво обозначает его траурный путь.
Сцена по диагонали поделена на две части (соавтор сценографии – Нина Бачун), собственно дом и «сад». Слева – появляется помост, где возникнет то скученно обставленная жилая комната, то бальная гостиная, то садовый мосток, то – к финалу при прощании с имением – завесят, упакуют к переезду мебель. Средоточие жизни, теплого уюта противопоставлено пустому и холодному пространству справа, которое обрамляет по периметру арьерсцены задний занавес из наслоений белоснежного, как вишневый цвет, и летучего полиэтилена. Сквозь него бьет свет, обозначая смену времени дня или года. В конце и остается только она – гулкая вечность с не столь отдаленным «звуком лопнувшей струны» и надвигающейся мертвенно-белой занавесью. И лучше всего передадут эту картину те самые строки из «Чайки»: холодно, пусто, страшно.
Источник: «Независимая газета»
Фоменковский «Вишневый сад» сделан тонко, с большим чувством даже преклонения перед русской классикой и знанием всей постановочной истории пьесы. Выделка психологических нюансов легла на серьезную почву не только режиссерского, но и театроведческого анализа. Неслучайно театр благодарит в подготовке историка МХАТа Инну Соловьеву. Так что отдельное удовольствие на спектакле, который занят не постановочными фокусами (но без них не обходится!), а подробным психологическим реализмом, – его вязь и «расшифровка» обстоятельств. Вот, например, давний, со всей серьезностью литературоведческий вопрос: случайно или намеренно забывают по сюжету старика Фирса в заколоченной усадьбе? Режиссер дает свою версию развития событий.
Оммажем мастеру для режиссера становится и само обращение к Чехову, и трогательные отсылки внутри спектакля: Раневская по приезде в имение в детской видит игрушки, а среди них – кукол Машу, Олю и Ирину (две из них – похожи на сестер Кутеповых) из фоменковских «Трех сестер». Детская – и определяющее место действия, и атмосфера. Фирс в финале пьесы в детской рядом с соломенной колыбелью ожидает свой финал жизни. Раневская в исполнении Галины Тюниной неожиданно предстает истинно любящей матерью, все время порывисто обнимает и целует своих дочек – Аню (Александра Кесельман) и Варю (Мария Андреева). Тем больнее ее эгоцентризм и нечуткость в финале, такие эмоциональные качели, когда, организуя сватовство Вари с Лопахиным, она позже словно не замечает ее крика и слез отчаяния от неслучившегося объяснения, потому что ведь ехать пора, скоро поезд! В женской ипостаси Тюнина, как всегда, очаровательна, а вот пространные монологи ее Раневской уходят в пустоту, не трогают ни драмой, ни трагикомедией. И самое главное событие Раневская-Тюнина принимает более чем безвольно, апатично игнорируя известие о продаже сада, а потом и вовсе, как бы пропуская произошедшее, возвращается в дурашливо-приподнятое настроение. Но как сегодня звучит канва поворота ее судьбы: приехать проститься с родными местами из-за границы, по сути, новоэмигранткой, и в одночасье все потерять окончательно: «Видит бог, я люблю родину»!
Тему любви можно назвать заглавной. Ярко выделены режиссером и любовные дуэты, перерастающие в любовный треугольник в духе русских водевилей. Как это происходит между горничной Дуняшей (Екатерина Смирнова), метящей в барыни, гусарствующим лакеем Яшей (Александр Мичков) и «клоуном» Епиходовым – Иван Рябенко здорово играет надрывное комикование неудачливого конторщика, вытворяя «случайные» фокусы не хуже Шарлотты Ивановны (Дани Каган) – немки с русской косой. Именно роли второго плана в спектакле обращают на себя внимание актерско-режиссерскими находками даже больше, чем предсказуемо решенные роли первого, – узнаваемой, избыточно праздничной Раневской, типичного взрослого ребенка Гаева (Никита Тюнин). Олег Нирян в роли вечно просящего в долг в надежде на его величество случай помещика Симеонова-Пищика по-настоящему влюбляет в себя зрителя. В огромных толстинках, нелепый, но такой добрый, искренний и честный человек. Кажется, именно таким и представляешь идеальное воплощение чеховского недотепы, когда и смешно, и больно. Но если мелодраматические отношения и вкусно сыграны, и увлекательно поставлены, то с философскими отступлениями режиссер совсем не знает, как поступить. Поэтому и вечный студент Петя Трофимов – ходульный (Федор Малышев как будто растерял с годами свое резкое драматическое амплуа неврастеника), и купец Лопахин таков же. На образ последнего разве что работает эффект любопытного кастинга – восточные нотки во внешности Дениса Аврамова придают его образу инаковость, даже щепотку цыганщины, что уже само по себе трактует его характер дельца, человека торга и мены.
Прямо сказать, малоудачные здесь роли главных оппонентов заставляют вспомнить «Вишневый сад» Юрия Погребничко. Этот спектакль театра «Около» стоит посмотреть не один раз, чтобы разобраться, как квинтэссенцию чеховской драмы Погребничко преподносит в жестком постмодернистском каркасе. Так вот там идеалистические монологи, которыми «грешит» персонаж Трофимова и которые сегодня так бесплотны, купированы, а оставлена только суть этого не теряющего актуальность конфликта – отчаянной борьбы упитанных капиталистов и нищей интеллигенции, власти денег и свободы мысли, да просто свободы… земного и духовного, их драматическую созависимость невероятно тревожно и раняще, как приговор веку, играют Алексей Чернышев и Алексей Левинский…
Иван Поповски в своем спектакле явно выступает адвокатом обитателей и гостей имения Раневской. Смотрит на них по-доброму. Ведь зачем же в тысячный раз возвращаться к «Вишневому саду»? Только желая заново понять все мотивировки героев, приводящие к драматическому финалу. Впрочем, ясного ответа на вопрос, почему же этих недальновидных, но таких обаятельных людей ждет утрата Сада, режиссер не дает. Но красиво обозначает его траурный путь.
Сцена по диагонали поделена на две части (соавтор сценографии – Нина Бачун), собственно дом и «сад». Слева – появляется помост, где возникнет то скученно обставленная жилая комната, то бальная гостиная, то садовый мосток, то – к финалу при прощании с имением – завесят, упакуют к переезду мебель. Средоточие жизни, теплого уюта противопоставлено пустому и холодному пространству справа, которое обрамляет по периметру арьерсцены задний занавес из наслоений белоснежного, как вишневый цвет, и летучего полиэтилена. Сквозь него бьет свет, обозначая смену времени дня или года. В конце и остается только она – гулкая вечность с не столь отдаленным «звуком лопнувшей струны» и надвигающейся мертвенно-белой занавесью. И лучше всего передадут эту картину те самые строки из «Чайки»: холодно, пусто, страшно.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,