Петр Фоменко назначил цену за ночь
Публике показали «Египетские ночи»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» показал премьеру спектакля «Египетские ночи». Петр Фоменко объединил в сценическую композицию произведения Пушкина с фрагментами поэмы Брюсова. Как и все спектакли этого популярного московского театра, «Египетские ночи», по мнению обозревателя Ъ Романа Должанского, наверняка станут одним из главных зрительских удовольствий начавшегося театрального сезона.
Иногда кажется, что театр Петра Фоменко каким-то чудесным образом вообще застрахован от неудач. Так талантливо и в то же время хитро все заварил в своем театре знаменитый режиссер и педагог, что пленительная атмосфера его спектаклей уже вроде бы воспроизводится по инерции. Само собой разумеется, что актеры будут обаятельны, свежи и игривы, что даже в самых изысканных исторических костюмах они все равно будут выглядеть современными людьми, а не нафталинными театральными куклами, что в каждом последующем спектакле к уже знакомым актерским лицам вдруг будут добавляться новые, молодые, раньше не замеченные, но почему-то сразу умелые и с лету достойно вписывающиеся в одну из лучших московских трупп. Что многие из сценических ходов, которые в ином театре смотрелось бы банально и старомодно (чего стоит хотя бы чтение стихов с подсвечником в руке), тут выглядят почти откровениями. Что дух театральной свободы и бес театрального лукавства могут мирно уживаться на сцене и что в любом придуманном Петром Фоменко сюжете будет чувствоваться не только упоение игрой, но и знание тех «мрачных бездн», на краю которых только и творится настоящая театральная игра.
Все это в полной мере относится и к «Египетским ночам», в которых соединены наброски, стихи и повесть Пушкина с поэмой Валерия Брюсова. Режиссер подкараулил в пушкинских текстах перекликающиеся мотивы, высмотрел из них лишь несколькими репликами набросанных на бумагу персонажей и материализовал последних, сотворил некое небольшое светское общество, салон, живущий жадными иллюзиями и наивными соблазнами, общество обаятельных шутников и тайных романтиков, прожженных сплетниц и впечатлительных барышень.
Рассказанная Пушкиным в повести «Египетские ночи» история приехавшего в Петербург итальянца-импровизатора служит центром спектакля. Актер первого, самого старшего фоменковского «призыва» Карэн Бадалов замечательно играет импровизатора Пиндемонти худого, дурно одетого человека с грустными глазами, который, получив задания для сочинения, вдруг замирает, вздрагивает, начинает марионеточный «танец» рук, а потом буквально взлетает куда-то на стену и выпускает на волю поэтический поток. То самое высокое вдохновение, томительной жаждой которого охвачены обитатели салона, воплощено в неопрятном, почти презренном заезжем итальянце, желающем лишь заработать себе на пропитание. «Такая дрянь», сказано о вдохновении в пушкинских «Египетских ночах».
Но эта божественная «дрянь», не разбирающая людей по достоинству и положению в обществе, всерьез овладевает героями спектакля. Сюжет о Клеопатре, назначившей жизнь мужчины ценой за проведенную с царицей ночь, насквозь театрализует жизнь петербургских персонажей. И вот уже все включаются в игру по Брюсову: Клеопатрой оборачивается легкомысленная вдовушка Зинаида Вольская (Полина Кутепова), а ее одноразовыми любовниками окружающие ее мужчины, генерал в отставке Сорохтин (Алексей Колубков), эстет Вершнев (Илья Любимов) и некий молодой человек Алексей Иванович (Павел Баршак). Гусиное перо, которым так легко взмахивали «сочинители», теперь играет роль топора: полоснув им по шее, самозваный палач обозначает назначенную казнь.
Мотив цены завершает спектакль. «А что вы думаете об условиях Клеопатры?» повторяют персонажи вопрос Пушкина из отрывка «Мы проводили вечер на даче» и даже напрямую адресуют его зрителям, как будто детям, пришедшим на утренник. По мнению одного из эскизных пушкинских персонажей, для того, чтобы назначить такое жестокое условие, требуется обладать гордостью и душевной силой. У «Мастерской», судя по всему, есть и то и другое. Сам театр, видимо, уподоблен здесь той недолгой ночи блаженства, за радостью которого непременно следует жестокая расплата.
Иногда кажется, что театр Петра Фоменко каким-то чудесным образом вообще застрахован от неудач. Так талантливо и в то же время хитро все заварил в своем театре знаменитый режиссер и педагог, что пленительная атмосфера его спектаклей уже вроде бы воспроизводится по инерции. Само собой разумеется, что актеры будут обаятельны, свежи и игривы, что даже в самых изысканных исторических костюмах они все равно будут выглядеть современными людьми, а не нафталинными театральными куклами, что в каждом последующем спектакле к уже знакомым актерским лицам вдруг будут добавляться новые, молодые, раньше не замеченные, но почему-то сразу умелые и с лету достойно вписывающиеся в одну из лучших московских трупп. Что многие из сценических ходов, которые в ином театре смотрелось бы банально и старомодно (чего стоит хотя бы чтение стихов с подсвечником в руке), тут выглядят почти откровениями. Что дух театральной свободы и бес театрального лукавства могут мирно уживаться на сцене и что в любом придуманном Петром Фоменко сюжете будет чувствоваться не только упоение игрой, но и знание тех «мрачных бездн», на краю которых только и творится настоящая театральная игра.
Все это в полной мере относится и к «Египетским ночам», в которых соединены наброски, стихи и повесть Пушкина с поэмой Валерия Брюсова. Режиссер подкараулил в пушкинских текстах перекликающиеся мотивы, высмотрел из них лишь несколькими репликами набросанных на бумагу персонажей и материализовал последних, сотворил некое небольшое светское общество, салон, живущий жадными иллюзиями и наивными соблазнами, общество обаятельных шутников и тайных романтиков, прожженных сплетниц и впечатлительных барышень.
Рассказанная Пушкиным в повести «Египетские ночи» история приехавшего в Петербург итальянца-импровизатора служит центром спектакля. Актер первого, самого старшего фоменковского «призыва» Карэн Бадалов замечательно играет импровизатора Пиндемонти худого, дурно одетого человека с грустными глазами, который, получив задания для сочинения, вдруг замирает, вздрагивает, начинает марионеточный «танец» рук, а потом буквально взлетает куда-то на стену и выпускает на волю поэтический поток. То самое высокое вдохновение, томительной жаждой которого охвачены обитатели салона, воплощено в неопрятном, почти презренном заезжем итальянце, желающем лишь заработать себе на пропитание. «Такая дрянь», сказано о вдохновении в пушкинских «Египетских ночах».
Но эта божественная «дрянь», не разбирающая людей по достоинству и положению в обществе, всерьез овладевает героями спектакля. Сюжет о Клеопатре, назначившей жизнь мужчины ценой за проведенную с царицей ночь, насквозь театрализует жизнь петербургских персонажей. И вот уже все включаются в игру по Брюсову: Клеопатрой оборачивается легкомысленная вдовушка Зинаида Вольская (Полина Кутепова), а ее одноразовыми любовниками окружающие ее мужчины, генерал в отставке Сорохтин (Алексей Колубков), эстет Вершнев (Илья Любимов) и некий молодой человек Алексей Иванович (Павел Баршак). Гусиное перо, которым так легко взмахивали «сочинители», теперь играет роль топора: полоснув им по шее, самозваный палач обозначает назначенную казнь.
Мотив цены завершает спектакль. «А что вы думаете об условиях Клеопатры?» повторяют персонажи вопрос Пушкина из отрывка «Мы проводили вечер на даче» и даже напрямую адресуют его зрителям, как будто детям, пришедшим на утренник. По мнению одного из эскизных пушкинских персонажей, для того, чтобы назначить такое жестокое условие, требуется обладать гордостью и душевной силой. У «Мастерской», судя по всему, есть и то и другое. Сам театр, видимо, уподоблен здесь той недолгой ночи блаженства, за радостью которого непременно следует жестокая расплата.
Роман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,