Три сестры и один сумасшедший
Про «Трех сестер» Петра Наумовича Фоменко хоть краем уха слышали, наверное, все. О «Записках сумасшедшего», выпущенных на родной фоменковской сцене под названием «Он был титулярный советник», знают немногие. «Сестры» событие ажиотажное (в день премьеры, игравшейся в филиале Малого театра, Ордынка стояла, намертво перегороженная спонсорскими лимузинами). «Советник», напротив, отличается предельной даже для «фоменок» камерностью. Это моноспектакль актера Анатолия Горячева, который несколько лет назад перешел в сей славный коллектив из левитинской труппы.
«Сестры» более чем полнометражны. Хоть и называются они в программке «этюдами на пути к спектаклю», общая продолжительность, с учетом двух антрактов четыре часа. Хороши этюды Весь «Советник» полтора часа без антракта.
Вроде бы, кроме логотипа на афише, ничего общего. В действительности общего уйма.
На «Титулярном советнике» у меня, каюсь, возникла, а во время «Трех сестер» (вторично каюсь) окрепла следующая мысль: а хорошо ли это, когда о спектакле нельзя сказать ни одного дурного слова? Тем более, что восхищаться взахлеб тоже как-то не получается Все знают, что Фоменко, которого давно никто не называет просто Фоменко, а непременно многоуважаемый Петр Наумович, режиссер от Бога, и его постановочная фантазия есть, по всей видимости, источник неиссякающий. Это перестало быть новостью. Это сделалось, страшно сказать, обыденностью. Хотя, конечно, приятной.
«Фоменки» ушли из разряда театральных ньюсмейкеров. Их спектакли гарантируют удовольствие, как солидная фирма выплату страховки. Они не хотят меняться, потому что и так хороши, и не считают риск благородным делом. За последние годы мы привыкли к возбуждающей спорности арте-фактов. «Фоменки», напротив, гасят зрительский адреналин. Это полезно для здоровья, но скучновато. Сам мэтр часто говорит о пользе творческой неудачи, его хочется всемерно поддержать. Иногда лучше провал, чем спектакль, перед которым вежливо раскланиваются: мол, нет слов.
Критических слов нет вообще. Ну разве что «еловая аллея» почему-то засыпана опавшими листьями. Да сестры Кутеповы, Ксения и Полина соответственно Ирина и Маша не могут игрой преодолеть свою внешнюю идентичность. Все-таки в пьесе они очень разные. Насколько вообще могут быть разными родные люди. Если бы Ирина и Маша были похожи до полной неразличимости и так близки друг к другу по возрасту (что противоречит фабуле пьесы), сестры Прозоровы вряд ли бы сохранили тесный тройственный союз чужеродной выглядит Ольга, Галина Тюнина
«Три сестры» считаются «женской» пьесой, однако наиболее сильные актерские работы в этом спектакле, на мой взгляд, созданы мужчинами. Юрий Степанов в роли Чебутыкина напомнил мне вдруг и Евгения Леонова, и чуть-чуть Папанова, и немножко Луспекаева, и все это на уровне флюидов в воздухе. Человек одинокий, пропащий, нежный и вспыльчивый, в «Вишневом саде» Чебутыкин станет Гаевым. Видимо, поэтому уже сейчас Петр Фоменко сунул ему в карман коробочку монпансье
Карэн Бадалов Соленый. Как многие нервные люди, успокаивает дрожь четками. Признаваясь Ирине в любви (не столько в любви сколько в ненависти к сопернику), осторожно щупает ногой половицы, почву зондирует. Черный востроносый грач. Позже выясняется, что у Соленого не нос, а клюв, и не грач он, а все-таки мелкий хищник. Серьезная добыча ему не по зубам, а вот от птицы небесной барона Тузенбаха, только окровавленный пух во все стороны полетит. Публика долго смеется над штабс-капитаном с его дурацкими стишками, но ближе к развязке смеяться перестает. Помнит, куда дело клонится. Странно, но Соленый именно убийством «заслужил» серьезное к себе отношение. Может, для того и убивал? Исчерпал другие способы?
Тузенбах Кирилл Пирогов. Трудно даже понять, как удалось из писаного поэтического красавца с выразительными глазами и чувственным ртом сделать фигуру нелепую, нескладную, почти уродливую. Безнадежный крест на Тузенбахе ставит его отрывистый лающий смех. «Гав, гав, гав!» передразнивают барона сестры. Ирина отчаянно рыдает, собираясь за Тузенбаха замуж, оплакивая все самое дорогое, мечтавшееся, несбывшееся. Когда его застрелят, сила эмоций будет уже не та. И это правда. Сколь ни трогателен барон, застрявший между шинелью и пальто, между военной жизнью и штатской, с какой поистине детской невинностью ни играл бы он в серсо собственной шляпой, надо помнить, что Ирина его не любила. Гибель жениха, пусть это звучит кощунственно, возможно, уберегла ее от главной ошибки в жизни, от долгого и мучительного умирания души. Маша использовала свой шанс любви и потеряла всё. За Ириной сохраняется право на попытку.
В «Трех сестрах» Фоменко не девять персонажей мужеского пола, как задумано автором. Их десять, и десятый сам автор или Человек в пенсне (Олег Любимов). Растерянность он вызывает величайшую. Худенький, странненький, кудловатый, лицом похожий на Эндрю Эгьючика в исполнении Константина Райкина, а костюмом и манерами на дьячка, он сначала сидит за конторкой, потом суфлирует перед авансценой (и сестры вымещают обиды на его торчащей, как мишень, голове), а в третьем акте просто маячит на сцене, то там, то сям. Зачитывает вслух ремарки, отбивает куранты, заботливо гасит лишние свечки (как будто одной Наташи недостаточно). И на протяжении четырех часов с утомительным однообразием призывает актеров соблюдать намеченные в тексте паузы. От него уже отмахиваются, словно говоря: «Да отстаньте вы со своим буквоедством. Это у вас все расписано, а у нас жизнь рушится». Этот «Чехов» выглядит явной насмешкой, однако сам спектакль как насмешку над Чеховым воспринимать невозможно. Отсюда вышеупомянутое зрительское недоумение.
И думается вдруг: а сидел бы вместо «автора» за конторкой режиссер. Вместо фальшивого «Чехова» с фальшивой бородкой настоящий Фоменко, не хрестоматийный авторитет, родной человек. И вел бы своих учеников, свою гордость, свой первый выпуск через игру к жизни. Или они вели бы его за собой, и никто бы не понял в какой момент переменились роли. Сие есть, конечно, мечтание пустое, но кто ж нам запретит мечтать?
Бриллиантики, рассыпанные по сцене Фоменко можно перебирать долго. Женщины перекликаются: «В Москву, в Москву!..», мужчины о чем-то своем: «Черта с два! Черта с два!». Вершинина (Рустэм Юскаев), приехавшего из Москвы, встречают, как привидение, шок на грани обморока. Андрей (Андрей Казаков), увлеченный Африкой, говорит о людоедских племенах, и не понятно, про Конго это или опять же про Москву Маша заученно склоняет вслед за мужем школьную латынь: «я люблю», «ты любишь», «он любит» «Ах, какой громадный пожар», реплика Андрея над заветным графинчиком. Опрокинул рюмку, и облегченно: «Ну, теперь начал стихать ». Маша сравнивает лица Софочки и Андрея, сравнение в пользу Протопопова. Это уже на грани хорошего вкуса, но общему блюду не вредит, как соль или перец. Кулыгин говорит: «Ирина даже чем-то похожа на Машу», зал хохочет. Тоже из области соблазнительных специй.
А вот совершенно потрясающий ход: Наташа обнаруживает бесхозную вилку не на скамейке (подумаешь, разоралась, мещанка!), а у собственной дочери в колясочке. Значит, в доме действительно полный бардак. Значит, жить здесь небезопасно. И хлопанье крыльями над птенцами имеет смысл.
Владимир Максимов окружил сестер не слишком оригинальным легким ажуром почти без прямых углов. Гнутые линии, смягченные округлые контуры, оазис тепла и света, беззаботность хотя бы относительная. К третьему акту дом оголяется до безликой строгости вокзала. Ну что ж, сколько могли, они веселились, и делали это искренне, и зрителю хотелось смеяться и петь вместе с ними
Три сестры все мечтали поработать. Мы теперь преимущественно мечтаем отдохнуть. Они «В Москву, в Москву!», мы - «Из Москвы, из Москвы!», и желательно туда, где потеплее. В этом отношении нам крайне близок Арсентий Иванович Поприщин, титулярный советник сорока двух лет, который по примеру большинства русских людей работать не хотел скучно да и лень зато живо интересовался международным положением. Мокрая петербургская осень и большое столичное искусство, как известно, свели Арсентия Ивановича с ума. «Титулярный советник» открывается арией Кармен. Для человека, завершившего свою карьеру в качестве короля Испании Фердинанда Восьмого, самое подходящее сопровождение. «Меня не любишь ты, ну что же, так берегись любви моей!» кстати, и Соленый мог бы спеть Ирине
Анатолий Горячев хороший актер. Больше о нем не скажешь, но и этого довольно. Он играет человека подчеркнуто нормального, за которого с разных сторон взялись два беса одиночество и тщеславие. Ведь все-таки не влюбленность в генеральскую дочку движет Поприщиным, но сама романтика генеральства. А по генеральству, тому или иному, у нас каждый второй с ума сходит. Сегодня ремиссия, завтра очередное обострение. Эдак нас всех можно объявить спятившими.
Правда, Поприщин слышит голоса, и поэтому сразу на подозрении. Но все-таки переход от тихого помешательства к буйному безумству сделан очень эффектно. Да и смешно представить себе картинку со стороны. Воображаю, как перепугались те, к кому в квартиру ворвался незнакомец, схватил собачью корзиночку и наутек Умора.
«Титулярный советник» очень интересно оформлен Станиславом Морозовым. Маленькое пространство заставляет художников изощряться. У Поприщина стол и кровать объединены в странную конструкцию. Для стола эта кровать неудобна, в качестве кровати этот стол слишком жесток. Жалкая подушка, псивое одеяльце, настоящее скрипучее перышко, свечка, чайник вместо рукомойника. Поганое ведро (т.е. ведро, предназначенное для отправления физиологических нужд) впоследствии будет использовано как трон и даже как корона И лестница то ли служебная, где Поприщин застрял на нижней ступеньке, то ли просто крутая, питерская, в убогую каморку. К финалу спектакль грешит излишним натурализмом, и Горячев начинает бить на жалость, вызывая у публики неловкое чувство, но в целом «Советник» очень симпатичная вещь. Где удовольствие от текста идет как бонус.
Когда же завернувшись в плащ и выставив профиль, Поприщин маскируется под памятник своему создателю, тому, кто тоже стремился в теплые края, однако и там не спасся от душевного беспокойства, он опять напоминает Соленого с его одержимостью Лермонтовым. В сущности Лермонтов создал штабс-капитана, как Гоголь сумасшедшего чиновника. Такая странная перекличка таких разных, но похожих премьер
«Сестры» более чем полнометражны. Хоть и называются они в программке «этюдами на пути к спектаклю», общая продолжительность, с учетом двух антрактов четыре часа. Хороши этюды Весь «Советник» полтора часа без антракта.
Вроде бы, кроме логотипа на афише, ничего общего. В действительности общего уйма.
На «Титулярном советнике» у меня, каюсь, возникла, а во время «Трех сестер» (вторично каюсь) окрепла следующая мысль: а хорошо ли это, когда о спектакле нельзя сказать ни одного дурного слова? Тем более, что восхищаться взахлеб тоже как-то не получается Все знают, что Фоменко, которого давно никто не называет просто Фоменко, а непременно многоуважаемый Петр Наумович, режиссер от Бога, и его постановочная фантазия есть, по всей видимости, источник неиссякающий. Это перестало быть новостью. Это сделалось, страшно сказать, обыденностью. Хотя, конечно, приятной.
«Фоменки» ушли из разряда театральных ньюсмейкеров. Их спектакли гарантируют удовольствие, как солидная фирма выплату страховки. Они не хотят меняться, потому что и так хороши, и не считают риск благородным делом. За последние годы мы привыкли к возбуждающей спорности арте-фактов. «Фоменки», напротив, гасят зрительский адреналин. Это полезно для здоровья, но скучновато. Сам мэтр часто говорит о пользе творческой неудачи, его хочется всемерно поддержать. Иногда лучше провал, чем спектакль, перед которым вежливо раскланиваются: мол, нет слов.
Критических слов нет вообще. Ну разве что «еловая аллея» почему-то засыпана опавшими листьями. Да сестры Кутеповы, Ксения и Полина соответственно Ирина и Маша не могут игрой преодолеть свою внешнюю идентичность. Все-таки в пьесе они очень разные. Насколько вообще могут быть разными родные люди. Если бы Ирина и Маша были похожи до полной неразличимости и так близки друг к другу по возрасту (что противоречит фабуле пьесы), сестры Прозоровы вряд ли бы сохранили тесный тройственный союз чужеродной выглядит Ольга, Галина Тюнина
«Три сестры» считаются «женской» пьесой, однако наиболее сильные актерские работы в этом спектакле, на мой взгляд, созданы мужчинами. Юрий Степанов в роли Чебутыкина напомнил мне вдруг и Евгения Леонова, и чуть-чуть Папанова, и немножко Луспекаева, и все это на уровне флюидов в воздухе. Человек одинокий, пропащий, нежный и вспыльчивый, в «Вишневом саде» Чебутыкин станет Гаевым. Видимо, поэтому уже сейчас Петр Фоменко сунул ему в карман коробочку монпансье
Карэн Бадалов Соленый. Как многие нервные люди, успокаивает дрожь четками. Признаваясь Ирине в любви (не столько в любви сколько в ненависти к сопернику), осторожно щупает ногой половицы, почву зондирует. Черный востроносый грач. Позже выясняется, что у Соленого не нос, а клюв, и не грач он, а все-таки мелкий хищник. Серьезная добыча ему не по зубам, а вот от птицы небесной барона Тузенбаха, только окровавленный пух во все стороны полетит. Публика долго смеется над штабс-капитаном с его дурацкими стишками, но ближе к развязке смеяться перестает. Помнит, куда дело клонится. Странно, но Соленый именно убийством «заслужил» серьезное к себе отношение. Может, для того и убивал? Исчерпал другие способы?
Тузенбах Кирилл Пирогов. Трудно даже понять, как удалось из писаного поэтического красавца с выразительными глазами и чувственным ртом сделать фигуру нелепую, нескладную, почти уродливую. Безнадежный крест на Тузенбахе ставит его отрывистый лающий смех. «Гав, гав, гав!» передразнивают барона сестры. Ирина отчаянно рыдает, собираясь за Тузенбаха замуж, оплакивая все самое дорогое, мечтавшееся, несбывшееся. Когда его застрелят, сила эмоций будет уже не та. И это правда. Сколь ни трогателен барон, застрявший между шинелью и пальто, между военной жизнью и штатской, с какой поистине детской невинностью ни играл бы он в серсо собственной шляпой, надо помнить, что Ирина его не любила. Гибель жениха, пусть это звучит кощунственно, возможно, уберегла ее от главной ошибки в жизни, от долгого и мучительного умирания души. Маша использовала свой шанс любви и потеряла всё. За Ириной сохраняется право на попытку.
В «Трех сестрах» Фоменко не девять персонажей мужеского пола, как задумано автором. Их десять, и десятый сам автор или Человек в пенсне (Олег Любимов). Растерянность он вызывает величайшую. Худенький, странненький, кудловатый, лицом похожий на Эндрю Эгьючика в исполнении Константина Райкина, а костюмом и манерами на дьячка, он сначала сидит за конторкой, потом суфлирует перед авансценой (и сестры вымещают обиды на его торчащей, как мишень, голове), а в третьем акте просто маячит на сцене, то там, то сям. Зачитывает вслух ремарки, отбивает куранты, заботливо гасит лишние свечки (как будто одной Наташи недостаточно). И на протяжении четырех часов с утомительным однообразием призывает актеров соблюдать намеченные в тексте паузы. От него уже отмахиваются, словно говоря: «Да отстаньте вы со своим буквоедством. Это у вас все расписано, а у нас жизнь рушится». Этот «Чехов» выглядит явной насмешкой, однако сам спектакль как насмешку над Чеховым воспринимать невозможно. Отсюда вышеупомянутое зрительское недоумение.
И думается вдруг: а сидел бы вместо «автора» за конторкой режиссер. Вместо фальшивого «Чехова» с фальшивой бородкой настоящий Фоменко, не хрестоматийный авторитет, родной человек. И вел бы своих учеников, свою гордость, свой первый выпуск через игру к жизни. Или они вели бы его за собой, и никто бы не понял в какой момент переменились роли. Сие есть, конечно, мечтание пустое, но кто ж нам запретит мечтать?
Бриллиантики, рассыпанные по сцене Фоменко можно перебирать долго. Женщины перекликаются: «В Москву, в Москву!..», мужчины о чем-то своем: «Черта с два! Черта с два!». Вершинина (Рустэм Юскаев), приехавшего из Москвы, встречают, как привидение, шок на грани обморока. Андрей (Андрей Казаков), увлеченный Африкой, говорит о людоедских племенах, и не понятно, про Конго это или опять же про Москву Маша заученно склоняет вслед за мужем школьную латынь: «я люблю», «ты любишь», «он любит» «Ах, какой громадный пожар», реплика Андрея над заветным графинчиком. Опрокинул рюмку, и облегченно: «Ну, теперь начал стихать ». Маша сравнивает лица Софочки и Андрея, сравнение в пользу Протопопова. Это уже на грани хорошего вкуса, но общему блюду не вредит, как соль или перец. Кулыгин говорит: «Ирина даже чем-то похожа на Машу», зал хохочет. Тоже из области соблазнительных специй.
А вот совершенно потрясающий ход: Наташа обнаруживает бесхозную вилку не на скамейке (подумаешь, разоралась, мещанка!), а у собственной дочери в колясочке. Значит, в доме действительно полный бардак. Значит, жить здесь небезопасно. И хлопанье крыльями над птенцами имеет смысл.
Владимир Максимов окружил сестер не слишком оригинальным легким ажуром почти без прямых углов. Гнутые линии, смягченные округлые контуры, оазис тепла и света, беззаботность хотя бы относительная. К третьему акту дом оголяется до безликой строгости вокзала. Ну что ж, сколько могли, они веселились, и делали это искренне, и зрителю хотелось смеяться и петь вместе с ними
Три сестры все мечтали поработать. Мы теперь преимущественно мечтаем отдохнуть. Они «В Москву, в Москву!», мы - «Из Москвы, из Москвы!», и желательно туда, где потеплее. В этом отношении нам крайне близок Арсентий Иванович Поприщин, титулярный советник сорока двух лет, который по примеру большинства русских людей работать не хотел скучно да и лень зато живо интересовался международным положением. Мокрая петербургская осень и большое столичное искусство, как известно, свели Арсентия Ивановича с ума. «Титулярный советник» открывается арией Кармен. Для человека, завершившего свою карьеру в качестве короля Испании Фердинанда Восьмого, самое подходящее сопровождение. «Меня не любишь ты, ну что же, так берегись любви моей!» кстати, и Соленый мог бы спеть Ирине
Анатолий Горячев хороший актер. Больше о нем не скажешь, но и этого довольно. Он играет человека подчеркнуто нормального, за которого с разных сторон взялись два беса одиночество и тщеславие. Ведь все-таки не влюбленность в генеральскую дочку движет Поприщиным, но сама романтика генеральства. А по генеральству, тому или иному, у нас каждый второй с ума сходит. Сегодня ремиссия, завтра очередное обострение. Эдак нас всех можно объявить спятившими.
Правда, Поприщин слышит голоса, и поэтому сразу на подозрении. Но все-таки переход от тихого помешательства к буйному безумству сделан очень эффектно. Да и смешно представить себе картинку со стороны. Воображаю, как перепугались те, к кому в квартиру ворвался незнакомец, схватил собачью корзиночку и наутек Умора.
«Титулярный советник» очень интересно оформлен Станиславом Морозовым. Маленькое пространство заставляет художников изощряться. У Поприщина стол и кровать объединены в странную конструкцию. Для стола эта кровать неудобна, в качестве кровати этот стол слишком жесток. Жалкая подушка, псивое одеяльце, настоящее скрипучее перышко, свечка, чайник вместо рукомойника. Поганое ведро (т.е. ведро, предназначенное для отправления физиологических нужд) впоследствии будет использовано как трон и даже как корона И лестница то ли служебная, где Поприщин застрял на нижней ступеньке, то ли просто крутая, питерская, в убогую каморку. К финалу спектакль грешит излишним натурализмом, и Горячев начинает бить на жалость, вызывая у публики неловкое чувство, но в целом «Советник» очень симпатичная вещь. Где удовольствие от текста идет как бонус.
Когда же завернувшись в плащ и выставив профиль, Поприщин маскируется под памятник своему создателю, тому, кто тоже стремился в теплые края, однако и там не спасся от душевного беспокойства, он опять напоминает Соленого с его одержимостью Лермонтовым. В сущности Лермонтов создал штабс-капитана, как Гоголь сумасшедшего чиновника. Такая странная перекличка таких разных, но похожих премьер
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,