Чиндяйкин не смешнее, чем Пушкин
Таких людей, как герои Николая Чиндяйкина, всегда слушаются, потому что они сильные люди. И сила их не только в правде, но и в чем-то другом, что не всегда определяется словами, но разобраться в этом хочется.
Стальной взгляд, стальной голос. «Не будем друг другу предъявы лошадиные кидать!» и все замерли. Сказал бы кто другой и результат был бы иным. Но герой дивного фильма «Мама, не горюй!» обладал внешностью, голосом и энергией Николая Чиндяйкина. А этот актер слабых людей в принципе не играет. Типаж другой.
Говорят, вы недавно в Серпухов ездили, снимались в каком-то детективе.
Да, в картине «Как бы не так» Макса Пежемского. Это тот самый режиссер, что снял фильм «Мама, не горюй!» Идея довольно любопытная, мне понравилась. Взять заведомо плохую литературу и, перелопатив ее, сделать несколько фильмов. Такое убийство жанра чтобы уже не обсуждалось, хороши женские детективы или плохи. Я с радостью согласился.
И кого играете?
Ну, кого я могу играть, с двух раз отгадайте.
Раз просите угадать, то, наверное, бандита.
Не просто бандита, а «вора в законе», самого главного.
Впрочем, и следователя могли бы играть┘
Ну да, в генеральском чине. Я же - или догоняю, или убегаю. Но в этот раз убегаю. Это уже несколько клишированный тип «вор в законе», на которого молодежь наскакивает. В нем четыре пули. А он говорит: «Мне цыганка нагадала в пятьдесят третьем году, что я своей смертью умру, отстаньте от меня, это бесполезно!»
Этот вариант «догонять убегать» часто вам попадается. Не все роли, конечно, у вас такие┘
Не все, но именно эти запоминаются. Меня представляют на фестивалях, на встречах со зрителями: «Главный мафиози России!» и людям это нравится, они радостно меня принимают. И я, в общем, не обижаюсь. Если посмотреть, а у меня больше тридцати картин, то есть и более чем положительные образы. «Под Полярной звездой» режиссера Максима Воронкова снятое в наше время произведение социалистического реализма. Так моему герою, крупному начальнику-газовику, памятник стоит в Надыме я обомлел, когда его увидел, и понял, почему режиссер так хотел, чтобы я играл эту роль. У нас с ним просто одно лицо, только он уже памятник. Я встречался с его вдовой, сыном.
Как они отреагировали?
Сын меня обнял и сказал: «Отец!», очень трогательно. Ведь были же эти люди, бессребреники как их назвать, жили во имя идеи. Во имя азарта работы. И сегодня, какой бы ни была наша страна, мы ведь живем благодаря нефти и газу. Мой герой пытался, ценою своей жизни, здоровья, благополучия человеческого, доказать, что это нужно. Меня просто пронзает эта сцена, когда уже согласились добывать газ, и Брежнев спрашивает министра: «А что. Газ это действительно такая хорошая штука?»
Эти люди по крайней мере, в трактовке Воронкова были очень цельные и сильные. Черта эта характерна для многих ваших героев. А еще у них у всех прослеживается очень яркое прошлое, даже если они об этом и не говорят. Вы их жизнь как-то додумываете?
Вообще, я бы не хотел делиться секретами, но мне всегда в роли важно, каким этот человек мог быть в детстве. Иногда трудно представить, что он вообще был мальчиком, писал через забор, играл в мяч. Хотя даже очень пожилую женщину можно представить молодой и красивой, она и до сих пор такая же.
А вы каким мальчиком были?
(Смеется.) Я был хороший мальчик. Во мне много определяет то, что я сельский мальчик. Родился и до двенадцати лет жил в селе. Например, сейчас очень циничное время. Оно жестокое, очень агрессивное. Вот я вспоминаю: у нас тоже ведь была агрессия. И весной половодье начиналось, в школе каникулы, а у нас драки, один край враждует с другим, шайки-лейки организовывались. Но всегда при этом была справедливость, честность. Я очень хорошо помню: слева вода, справа вода, полтора километра дамба, две компании. Разойтись мы не можем. Но одних больше, других меньше. И все кричат: «Честно, честно, должно быть честно!» И тогда мы выходим по одному от них и от нас и деремся. И я должен драться честно, потому что если в руке окажется камень, то мои же меня побьют. Это был принцип, и дело не в красных галстуках они вообще не имели к этому никакого отношения. Это все было где-то внутри.
Как вы думаете, по-настоящему сильные люди друг друга чувствуют? Как будущие друзья, как достойные соперники?
Безусловно. Вообще, мы говорим «сила», а, может быть, лучше сказать «достоинство» или «запас энергии».
«Меня представляют на фестивалях, на встречах со зрителями:
Главный мафиози России!“ и людям это нравится, они радостно меня принимают. И я, в общем, не обижаюсь »
В театральном училище часто говорили об айсберге, где одна часть наверху, а семь внизу. Энергия должна быть, но не должна демонстрироваться. Наверное, в жизни существует похожий процесс, когда в человеке есть покой, внутренняя гармония, слаженность стало быть, уверенность в себе. Это воспринимается другим человеком┘ У меня был такой случай, давно-давно, на Сахалине. На улице произошла у меня стычка, по ерунде: я машину ловил, оказалось, что он ее тоже ловил┘ И стал на меня нападать хлюпик, совсем изможденный человек. По всему видно, что лагерный только что из зоны или опять на зону. По-моему, он даже в тапочках был. Я говорю: «да ладно», и рукой дистанцию держу. А он подходит, и я никак понять не могу, зачем он так близко ко мне подходит. И тут он свое лицо совсем к моему приблизил и закрыл глаза. И на веках я увидел очень аккуратно, тонко было выколото: «Уйди». Я был просто потрясен. Говорю: ну уйду я, уйду, езжай ты. Так что когда нет этой силы реально внутри, она подменяется такой демонстрацией.
К вам слава пришла в определенном возрасте, в молодости вас так не узнавали. Что лучше получить славу сразу или потом?
Да славы и сейчас нет. Есть узнаваемость, обычная такая киношная история, стал появляться в «ящике», стали узнавать. А я никогда этим не был озабочен. Не потому, что я такой хороший, а просто я всерьез занимался тем, чем я занимался. Это был театр. Я играл в очень хороших театрах, в Омске это был великий русский театр. И я был ведущим артистом о чем еще можно мечтать. Я играл в «Бесприданнице», «Двое на качелях», «Орфей спускается в ад» это все главные роли, конечно. И жена моя покойная там играла, ее именем сейчас называется камерная сцена: сцена Татьяны Ожеговой. Она в тридцать два года в советское время в драматическом театре получила звание народной артистки, что тогда было практически невозможно. Мы объездили весь Советский Союз. Это одна часть жизни. Потом был ГИТИС, режиссура, я остался работать в театре у Анатолия Васильева. Весь мир Англия, Австрия, Франция, Америка, Мексика, Япония. Крупнейшие международные фестивали. Тут даже и кокетничать не приходится. С Ежи Гротовским сотрудничал (знаменитый польский театральный режиссер прим. ред.) для многих людей это если не бог, то воплощение бога. Вот это действительно фигура, персона, сильный человек. С тихим голосом, ничем не поражающий внешне. Но для меня это одна из самых важных встреч в жизни.
Не обидно, что люди об этом не знают и вас воспринимают только как исполнителя ролей генералов и воров?
Есть замкнутые миры. Так же существует театральный мир. Для меня было достаточно признания там, внутри этого мира. Приезжаю в Милан, там меня встречают люди, они меня знают, они видели меня в Авиньоне. Приезжаю в Мексику знакомые лица. А популярность нельзя преувеличивать, и нельзя эту ситуацию недопонимать потому что твоего-то тут, в сущности, ничего и нет. А потом сейчас есть перед глазами целый ряд несостоявшихся актеров, которые состоялись как телеведущие. Они довольны, их все узнают. Они играют бесконечно. Там, где ничего играть не нужно, люди изображают эмоции и это в России, стране Станиславского, где органика выше всего, и, если в тебе нету этой эмоции, ее нельзя изображать! В драматическом театре сейчас режиссеры высокого класса говорят актеру: «Будь прозрачным, не тяни себя. Ты думаешь, что всем интересен?» Приходит он в театр самовыражаться! Вот будешь, как Михаил Ульянов, тогда и самовыражайся. А ему уже и драматургия не нужна; он просто придет, сядет, помолчит, а мы вместе с ним подумаем. Мы сегодня живем в стране, потерпевшей самок крупное поражение в своей истории. Вроде пришли туда, куда хотели, а в смысле идеологии остались там, где были, и требуем: не показывайте нам такое кино! Это империя может себе позволить заниматься идеологией, стилем. А демократия это постмодернизм, что хочу, то и ворочу, тебе не нравится, а они покупают! За живые деньги! И мы сидим и никак не можем понять так все-таки мы туда или сюда? То есть, чтобы и деньги и чтобы не пущать.
Говорят, что бандиты радуются встрече с вами и зовут во всякие бани и сауны. Любят.
Любят-то меня любят, а машину украли. Какая же это любовь? Мне кажется, что большинство из них закомплексовано и ущемлено. Бандит это человек, который знает, что может победить другого, украв у него что-нибудь или дав по голове, но в жизни он никогда не выиграет. Но мы очень преувеличиваем их роль в нашей жизни, такие типажи всегда были. Я очень хорошо помню, когда мы жили в Донбассе, и были там такие полуприблатненные. В нашем доме семейка такая была. Старший сын, по кличке Чапай, всегда сидел в тюрьме. А младшего звали Чапаёнок, его забирали на пятнадцать суток, потом отпускали. Весь нервный такой, каждый день драки. А если не дрались, то сидели возле лужи, жука найдут и часами его топят в луже соломинками.
А вас как называли?
Блатные меня звали почему-то Чугун. В школе была кличка Лысый, хотя волосы были до плеч. Просто шла борьба со стилягами, меня повели к директору, и физрук постриг меня «налысо» машинкой. Я вернулся, все так хохотали: «Лысый, лысый!» Так что можно считать это предсказанием. А еще Циндиком звали ну это так, по фамилии.
Неудобства фамилия какие-нибудь доставляла? Все-таки, извините, смешная она у вас.
Да никаких неудобств разве что приходится ее проговаривать по слогам: Чин-дяй-кин. У меня была забава: когда я начал играть в театре, то собирал рецензии и показывал их друзьям, мы все время смеялись. Мою фамилию никогда не писали правильно. «Молодой артист Чиндиляйкин», «хорошо сыграл артист Гиндяткин», Чинояйкиным был. Да вот не так давно вышла картина Сергея Соловьева «Нежный возраст», и метровыми буквами титры «Чендяйкин». Но я к этому отношусь с пониманием. А вообще фамилию смешнее, чем Пушкин, сложно найти.
Жанна Сергеева
Стальной взгляд, стальной голос. «Не будем друг другу предъявы лошадиные кидать!» и все замерли. Сказал бы кто другой и результат был бы иным. Но герой дивного фильма «Мама, не горюй!» обладал внешностью, голосом и энергией Николая Чиндяйкина. А этот актер слабых людей в принципе не играет. Типаж другой.
Говорят, вы недавно в Серпухов ездили, снимались в каком-то детективе.
Да, в картине «Как бы не так» Макса Пежемского. Это тот самый режиссер, что снял фильм «Мама, не горюй!» Идея довольно любопытная, мне понравилась. Взять заведомо плохую литературу и, перелопатив ее, сделать несколько фильмов. Такое убийство жанра чтобы уже не обсуждалось, хороши женские детективы или плохи. Я с радостью согласился.
И кого играете?
Ну, кого я могу играть, с двух раз отгадайте.
Раз просите угадать, то, наверное, бандита.
Не просто бандита, а «вора в законе», самого главного.
Впрочем, и следователя могли бы играть┘
Ну да, в генеральском чине. Я же - или догоняю, или убегаю. Но в этот раз убегаю. Это уже несколько клишированный тип «вор в законе», на которого молодежь наскакивает. В нем четыре пули. А он говорит: «Мне цыганка нагадала в пятьдесят третьем году, что я своей смертью умру, отстаньте от меня, это бесполезно!»
Этот вариант «догонять убегать» часто вам попадается. Не все роли, конечно, у вас такие┘
Не все, но именно эти запоминаются. Меня представляют на фестивалях, на встречах со зрителями: «Главный мафиози России!» и людям это нравится, они радостно меня принимают. И я, в общем, не обижаюсь. Если посмотреть, а у меня больше тридцати картин, то есть и более чем положительные образы. «Под Полярной звездой» режиссера Максима Воронкова снятое в наше время произведение социалистического реализма. Так моему герою, крупному начальнику-газовику, памятник стоит в Надыме я обомлел, когда его увидел, и понял, почему режиссер так хотел, чтобы я играл эту роль. У нас с ним просто одно лицо, только он уже памятник. Я встречался с его вдовой, сыном.
Как они отреагировали?
Сын меня обнял и сказал: «Отец!», очень трогательно. Ведь были же эти люди, бессребреники как их назвать, жили во имя идеи. Во имя азарта работы. И сегодня, какой бы ни была наша страна, мы ведь живем благодаря нефти и газу. Мой герой пытался, ценою своей жизни, здоровья, благополучия человеческого, доказать, что это нужно. Меня просто пронзает эта сцена, когда уже согласились добывать газ, и Брежнев спрашивает министра: «А что. Газ это действительно такая хорошая штука?»
Эти люди по крайней мере, в трактовке Воронкова были очень цельные и сильные. Черта эта характерна для многих ваших героев. А еще у них у всех прослеживается очень яркое прошлое, даже если они об этом и не говорят. Вы их жизнь как-то додумываете?
Вообще, я бы не хотел делиться секретами, но мне всегда в роли важно, каким этот человек мог быть в детстве. Иногда трудно представить, что он вообще был мальчиком, писал через забор, играл в мяч. Хотя даже очень пожилую женщину можно представить молодой и красивой, она и до сих пор такая же.
А вы каким мальчиком были?
(Смеется.) Я был хороший мальчик. Во мне много определяет то, что я сельский мальчик. Родился и до двенадцати лет жил в селе. Например, сейчас очень циничное время. Оно жестокое, очень агрессивное. Вот я вспоминаю: у нас тоже ведь была агрессия. И весной половодье начиналось, в школе каникулы, а у нас драки, один край враждует с другим, шайки-лейки организовывались. Но всегда при этом была справедливость, честность. Я очень хорошо помню: слева вода, справа вода, полтора километра дамба, две компании. Разойтись мы не можем. Но одних больше, других меньше. И все кричат: «Честно, честно, должно быть честно!» И тогда мы выходим по одному от них и от нас и деремся. И я должен драться честно, потому что если в руке окажется камень, то мои же меня побьют. Это был принцип, и дело не в красных галстуках они вообще не имели к этому никакого отношения. Это все было где-то внутри.
Как вы думаете, по-настоящему сильные люди друг друга чувствуют? Как будущие друзья, как достойные соперники?
Безусловно. Вообще, мы говорим «сила», а, может быть, лучше сказать «достоинство» или «запас энергии».
«Меня представляют на фестивалях, на встречах со зрителями:
Главный мафиози России!“ и людям это нравится, они радостно меня принимают. И я, в общем, не обижаюсь »
В театральном училище часто говорили об айсберге, где одна часть наверху, а семь внизу. Энергия должна быть, но не должна демонстрироваться. Наверное, в жизни существует похожий процесс, когда в человеке есть покой, внутренняя гармония, слаженность стало быть, уверенность в себе. Это воспринимается другим человеком┘ У меня был такой случай, давно-давно, на Сахалине. На улице произошла у меня стычка, по ерунде: я машину ловил, оказалось, что он ее тоже ловил┘ И стал на меня нападать хлюпик, совсем изможденный человек. По всему видно, что лагерный только что из зоны или опять на зону. По-моему, он даже в тапочках был. Я говорю: «да ладно», и рукой дистанцию держу. А он подходит, и я никак понять не могу, зачем он так близко ко мне подходит. И тут он свое лицо совсем к моему приблизил и закрыл глаза. И на веках я увидел очень аккуратно, тонко было выколото: «Уйди». Я был просто потрясен. Говорю: ну уйду я, уйду, езжай ты. Так что когда нет этой силы реально внутри, она подменяется такой демонстрацией.
К вам слава пришла в определенном возрасте, в молодости вас так не узнавали. Что лучше получить славу сразу или потом?
Да славы и сейчас нет. Есть узнаваемость, обычная такая киношная история, стал появляться в «ящике», стали узнавать. А я никогда этим не был озабочен. Не потому, что я такой хороший, а просто я всерьез занимался тем, чем я занимался. Это был театр. Я играл в очень хороших театрах, в Омске это был великий русский театр. И я был ведущим артистом о чем еще можно мечтать. Я играл в «Бесприданнице», «Двое на качелях», «Орфей спускается в ад» это все главные роли, конечно. И жена моя покойная там играла, ее именем сейчас называется камерная сцена: сцена Татьяны Ожеговой. Она в тридцать два года в советское время в драматическом театре получила звание народной артистки, что тогда было практически невозможно. Мы объездили весь Советский Союз. Это одна часть жизни. Потом был ГИТИС, режиссура, я остался работать в театре у Анатолия Васильева. Весь мир Англия, Австрия, Франция, Америка, Мексика, Япония. Крупнейшие международные фестивали. Тут даже и кокетничать не приходится. С Ежи Гротовским сотрудничал (знаменитый польский театральный режиссер прим. ред.) для многих людей это если не бог, то воплощение бога. Вот это действительно фигура, персона, сильный человек. С тихим голосом, ничем не поражающий внешне. Но для меня это одна из самых важных встреч в жизни.
Не обидно, что люди об этом не знают и вас воспринимают только как исполнителя ролей генералов и воров?
Есть замкнутые миры. Так же существует театральный мир. Для меня было достаточно признания там, внутри этого мира. Приезжаю в Милан, там меня встречают люди, они меня знают, они видели меня в Авиньоне. Приезжаю в Мексику знакомые лица. А популярность нельзя преувеличивать, и нельзя эту ситуацию недопонимать потому что твоего-то тут, в сущности, ничего и нет. А потом сейчас есть перед глазами целый ряд несостоявшихся актеров, которые состоялись как телеведущие. Они довольны, их все узнают. Они играют бесконечно. Там, где ничего играть не нужно, люди изображают эмоции и это в России, стране Станиславского, где органика выше всего, и, если в тебе нету этой эмоции, ее нельзя изображать! В драматическом театре сейчас режиссеры высокого класса говорят актеру: «Будь прозрачным, не тяни себя. Ты думаешь, что всем интересен?» Приходит он в театр самовыражаться! Вот будешь, как Михаил Ульянов, тогда и самовыражайся. А ему уже и драматургия не нужна; он просто придет, сядет, помолчит, а мы вместе с ним подумаем. Мы сегодня живем в стране, потерпевшей самок крупное поражение в своей истории. Вроде пришли туда, куда хотели, а в смысле идеологии остались там, где были, и требуем: не показывайте нам такое кино! Это империя может себе позволить заниматься идеологией, стилем. А демократия это постмодернизм, что хочу, то и ворочу, тебе не нравится, а они покупают! За живые деньги! И мы сидим и никак не можем понять так все-таки мы туда или сюда? То есть, чтобы и деньги и чтобы не пущать.
Говорят, что бандиты радуются встрече с вами и зовут во всякие бани и сауны. Любят.
Любят-то меня любят, а машину украли. Какая же это любовь? Мне кажется, что большинство из них закомплексовано и ущемлено. Бандит это человек, который знает, что может победить другого, украв у него что-нибудь или дав по голове, но в жизни он никогда не выиграет. Но мы очень преувеличиваем их роль в нашей жизни, такие типажи всегда были. Я очень хорошо помню, когда мы жили в Донбассе, и были там такие полуприблатненные. В нашем доме семейка такая была. Старший сын, по кличке Чапай, всегда сидел в тюрьме. А младшего звали Чапаёнок, его забирали на пятнадцать суток, потом отпускали. Весь нервный такой, каждый день драки. А если не дрались, то сидели возле лужи, жука найдут и часами его топят в луже соломинками.
А вас как называли?
Блатные меня звали почему-то Чугун. В школе была кличка Лысый, хотя волосы были до плеч. Просто шла борьба со стилягами, меня повели к директору, и физрук постриг меня «налысо» машинкой. Я вернулся, все так хохотали: «Лысый, лысый!» Так что можно считать это предсказанием. А еще Циндиком звали ну это так, по фамилии.
Неудобства фамилия какие-нибудь доставляла? Все-таки, извините, смешная она у вас.
Да никаких неудобств разве что приходится ее проговаривать по слогам: Чин-дяй-кин. У меня была забава: когда я начал играть в театре, то собирал рецензии и показывал их друзьям, мы все время смеялись. Мою фамилию никогда не писали правильно. «Молодой артист Чиндиляйкин», «хорошо сыграл артист Гиндяткин», Чинояйкиным был. Да вот не так давно вышла картина Сергея Соловьева «Нежный возраст», и метровыми буквами титры «Чендяйкин». Но я к этому отношусь с пониманием. А вообще фамилию смешнее, чем Пушкин, сложно найти.
Жанна Сергеева
«Новый Экран», 2003
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,