Актер, режиссер Александр Калягин: «Калягина забудут, а театр останется»
В эти дни заканчиваются последние строительные работы в новом здании театра «Et Сetera», который откроется для публики в следующем сезоне. Руководитель театра Александр КАЛЯГИН провел корреспондента «НИ» по фойе, показал зрительный зал, в который еще не завезли кресла, сцену с высоченными колосниками, поворотным кругом, полом, который может опускаться, подниматься, уходить вглубь. Потом мы поговорили о перспективах «Et Сetera», о планах будущего сезона.
Александр Александрович, у вас сцена расположена на Арбате, прекрасное место. Почему вдруг возникла идея о необходимости нового здания для «Et Сetera»?
Когда мы получили теперешнее здание «Et Сetera» на Новом Арбате это было счастье, потому что до него мои выпускники, с которыми мы делали театр, ютились в каких-то подвалах, в ДК заводов и т.д. Мы репетировали в самых невообразимых помещениях от туалетов до подворотни. А театр не может долго бомжевать. Ему необходимы свое место, своя сцена, свой дом, свой воздух, своя атмосфера. Тогда я ходил-ходил-ходил по инстанциям. Перенес инфаркт, общался с какими-то чиновниками. И понимал, что мы говорим на разных языках. Когда общаешься с режиссером, партнерами, даже неталантливыми, то все равно это люди одной с тобой группы крови. А тут все было другое: реакции, набор слов┘ Когда шел на очередную встречу, заряжал себя мыслью: «Неужели люди, которые так любили мои роли, не откликнутся?» Откликнулся Ресин. Место было предложено прекрасное Арбат. А вот когда я увидел сцену, зал, то понял, что приспосабливаться будет трудно. Помещение было заброшенное, неухоженное. Помню рваный занавес в каких-то подозрительных разводах.
Зал был построен для актовых собраний. У сцены ни глубины, ни высоты. Каждый раз перед режиссером и художником стояла задача практически невыполнимая (до сих пор не понимаю, как им это удавалось) замаскировать все недостатки пространства. Когда к нам приезжали приглашенные режиссеры и начинали осмотр сцены, я видел, как у них в глазах появлялся ужас: Боже, куда я попал, не сбежать ли? Они хорошо ко мне относились, но эта сцена диктовала свои условия. Какие-то замыслы приходилось сразу отбрасывать, какие-то урезать и вписывать в предлагаемое пространство. Всякий раз надо было идти на компромисс.
Мне с самого начала было понятно, что играть на этой сцене я могу только временно. Есть тип театра камерного, подвального, интимного и т.д. Но я вырос в театре абсолютно другого типа. Мой первый театр Таганка. И все превращения таганской сцены, которые устраивали Любимов и Боровский. Потом сцена Театра им. Ермоловой. А потом МХАТ. Гигантский размах сцены на Тверской┘ И мне актеру трудно втискивать себя в сцену-коробочку. Когда внутри соотносишь себя с Додиным, со Стуруа┘ То начинаешь мечтать и о сцене, где они могли бы работать свободно.
Недостатки сцены на Арбате можно перечислять долго, но от мечты к реализации длинный путь. В Москве есть много театров, чьи помещения гораздо меньше и, простите, хуже, чем у «Et Сetera»┘ Как вам удалось добиться осуществления мечты строительства нового, современного здания театра?
Для себя я называю это чудом. Вначале мы пытались выхлопотать место рядом на Арбате. Но там построили мультиплекс, и все сорвалось. Я это довольно тяжело пережил. И тогда мне на помощь пришли друзья, уговаривая не сдаваться, а попробовать добиться здания в другом месте. Начался новый этап хождения по инстанциям. И так возникла Мясницкая. И это было чудом. Мои родители меня зачинали в здании, которое стояло в ста метрах от того места, где теперь построен мой театр. Я бегал мальчишкой по этим переулкам. Это мои родные места, места моего детства. И именно там воплотилась главная мечта моей жизни свой театр. Когда-то мама пригласила столяра специально, чтобы он по моим указаниям построил детский игрушечный театрик с порталом, кулисами, сценой. И я часами мог менять кулисы (они были разноцветные), устраивал там представления, на которые приглашал детей из нашей коммунальной одиннадцатикомнатной квартиры.
Когда было решено строить театр, я перебирал эскизы (вначале были приглашены итальянские архитекторы), и они все мне не нравились. Театр у них походил на какое-то казенное учреждение или магазин. А мне всегда казалось, что театр с первого взгляда должен как-то заинтриговывать. Чтобы человек остановился, захотел рассмотреть его подробнее, понять, что перед ним. Про театр все время говорят «Театр это мир». А мир вокруг многоцветен и разнообразен. В новом здании мне хотелось воплотить этот принцип многообразия. Чтобы окна были все разные: готические, венецианские, круглые, овальные, квадратные. Чтобы в архитектуре смешались дворцовый портал (мы его скопировали с дворца в Бурже) и какая-нибудь конструктивистская башня. Чтобы внутри зритель начал удивляться и рассматривать лестницу, которая здесь такая, а дальше абсолютно другого цвета и формы.
Станиславский считал, что главное в театре сцена и ничего не должно отвлекать зрителя от сцены┘
А я решил с этим принципом не согласиться. Мне кажется, сам зрительный зал должен быть предметом интереса. Я знаю мхатовский принцип: ничего не должно отвлекать от сцены. Глухие цвета, сдержанные линии. Или просто какое-то никакое пространство. А все внимание сцене там должно твориться чудо. Но разве чуду помешает, если и зал станет неожиданным, привлекающим внимание. Кто сказал, что все стулья в зале должны быть одинаковые?
Мне захотелось, чтобы театральные кресла были разных эпох. Одно из XVII века, другое из XIX, третье модерн. А на балконе будут стоять скамьи, такие, какие были в шекспировском «Глобусе» (правда, мы из гуманизма положим на них подушечки). Наш попечитель дал деньги специально на кресла. И сейчас их делают на заказ в Италии. В зале будет примерно 550 580 мест. Пока кресла не расставили, никто не может сказать точное количество.
Меня сразил потолок в вашем зрительном зале. Точнее три люстры, которые висят, по-моему, закрывая от зрителей балконов сцену┘
С люстрой это моя идея Мне хотелось, чтобы зритель, сидящий на балконе, вначале почувствовал возмущение: что за чертовщина. Из-за люстры ничего не видно! Что за места! Что за идиот придумал это безобразие. А когда в зале начнет гаснуть свет, то люстра тихо уйдет наверх. Создали специальную систему блоков. И это будет первая обманка зрителя. В идеале мне бы хотелось, чтобы, даже если спектакль не понравился, зрители все-таки говорили примерно так: «Сходить стоит, хотя бы посмотреть на пространство». Мне кажется, получается забавно. Но хочу специально подчеркнуть, что этот театр строился прекрасной командой великолепных специалистов. Но крайним и принимающим решения был я. Так что если будут ругать, то вина моя. Я говорил свои идеи. И даже если они были неосуществимые по нормам «сопромата», строители, архитекторы, дизайнеры находили компромисс и все-таки находили путь воплощения моих задумок.
Сцена оснащена всеми необходимыми приспособлениями: пол опускается, есть поворотный круг, есть необходимая площадка для звукового оборудования. Все световое оборудование полностью компьютеризировано. Занавес нам пишет Эдуард Кочергин, один из лучших российских художников. Я увидел, как он сделал занавес у Колобова. И сразу сказал: «Эдик, в моем театре занавес будешь делать ты». Придумали удобные и забавные гримуборные. Женские в таких розоватых оттенках, мужские в голубоватых. В театр должно быть приятно приходить. На первом этаже будет чайная комната. У каждого в гримерке будет не только радиотрансляция, но и монитор, чтобы можно было видеть происходящее на сцене.
Сейчас ехал из Нижнего Новгорода, спать в поезде не могу, так весь блокнот исчеркал вопросами к архитектору, дизайнерам. Что с бра для фойе, как плитки в гримерных, проверить кондиционеры и т.д. И так изо дня в день.
Напрашивается вопрос: а вам это надо? Актер, любимый многими режиссерами. В расцвете сил, вместо того чтобы репетировать, готовить роль. Не спит в поезде и думает о кондиционерах┘
Да я уже сейчас иногда слышу скрежет за спиной: «Зачем Калягину новое здание!» Все завистники Москвы объединились и шипят. Не понимаю этих людей!
Вы кажетесь слишком успешным и беспроблемным человеком
Чужая жизнь всегда кажется легче. А так бывало всякое. Моя первая жена Таня умерла совсем молодой. А через одиннадцать месяцев после нее умерла мама. Жизнь разделилась на «до» и «после». Я остался совсем один с маленьким ребенком на руках. И я знал, что, если сорвусь, уйду в запой или в загул, все меня оправдают и будут жалеть. И этот соблазн был┘ Но Ксенька, дочь была якорем, за который я держался и выстоял. А все эти всхлипы: ах, счастливчик! Еще и театр отхватил! Как будто я его построю, а потом унесу с собой в могилу. Мне кажется, что радоваться надо, что в Москве появилось новое театральное здание. Меня не будет. Фамилию Калягин забудут, а театр еще век простоит, а может, и больше. Это же все городу останется, этим молодым, которые сейчас начинают┘
Давайте тему могилы и завистников оставим. Расскажите, чем будете открываться? Какая пьеса, кто ставит? Кто занят?
Я слишком хорошо помню, как открывалась «Перламутровой Зинаидой» сцена МХАТа в Камергерском. Спектакль провалился, и этот провал до сих пор эхом звучит в голове, сидит ноющей болью в сердце. Он что-то с самого начала сломал в нашей жизни на новом месте. И я подумал и решил отказаться от мысли открыться новой постановкой. Открываться будем концертом. Причем концертом для своих. Позовем гостей, пусть поют, пляшут, показывают смешные сценки. Небольшое веселое действо часа на полтора. Потом напиться дня на три. А потом вымыть театр и начать в нем жизнь.
Александр Александрович, у вас сцена расположена на Арбате, прекрасное место. Почему вдруг возникла идея о необходимости нового здания для «Et Сetera»?
Когда мы получили теперешнее здание «Et Сetera» на Новом Арбате это было счастье, потому что до него мои выпускники, с которыми мы делали театр, ютились в каких-то подвалах, в ДК заводов и т.д. Мы репетировали в самых невообразимых помещениях от туалетов до подворотни. А театр не может долго бомжевать. Ему необходимы свое место, своя сцена, свой дом, свой воздух, своя атмосфера. Тогда я ходил-ходил-ходил по инстанциям. Перенес инфаркт, общался с какими-то чиновниками. И понимал, что мы говорим на разных языках. Когда общаешься с режиссером, партнерами, даже неталантливыми, то все равно это люди одной с тобой группы крови. А тут все было другое: реакции, набор слов┘ Когда шел на очередную встречу, заряжал себя мыслью: «Неужели люди, которые так любили мои роли, не откликнутся?» Откликнулся Ресин. Место было предложено прекрасное Арбат. А вот когда я увидел сцену, зал, то понял, что приспосабливаться будет трудно. Помещение было заброшенное, неухоженное. Помню рваный занавес в каких-то подозрительных разводах.
Зал был построен для актовых собраний. У сцены ни глубины, ни высоты. Каждый раз перед режиссером и художником стояла задача практически невыполнимая (до сих пор не понимаю, как им это удавалось) замаскировать все недостатки пространства. Когда к нам приезжали приглашенные режиссеры и начинали осмотр сцены, я видел, как у них в глазах появлялся ужас: Боже, куда я попал, не сбежать ли? Они хорошо ко мне относились, но эта сцена диктовала свои условия. Какие-то замыслы приходилось сразу отбрасывать, какие-то урезать и вписывать в предлагаемое пространство. Всякий раз надо было идти на компромисс.
Мне с самого начала было понятно, что играть на этой сцене я могу только временно. Есть тип театра камерного, подвального, интимного и т.д. Но я вырос в театре абсолютно другого типа. Мой первый театр Таганка. И все превращения таганской сцены, которые устраивали Любимов и Боровский. Потом сцена Театра им. Ермоловой. А потом МХАТ. Гигантский размах сцены на Тверской┘ И мне актеру трудно втискивать себя в сцену-коробочку. Когда внутри соотносишь себя с Додиным, со Стуруа┘ То начинаешь мечтать и о сцене, где они могли бы работать свободно.
Недостатки сцены на Арбате можно перечислять долго, но от мечты к реализации длинный путь. В Москве есть много театров, чьи помещения гораздо меньше и, простите, хуже, чем у «Et Сetera»┘ Как вам удалось добиться осуществления мечты строительства нового, современного здания театра?
Для себя я называю это чудом. Вначале мы пытались выхлопотать место рядом на Арбате. Но там построили мультиплекс, и все сорвалось. Я это довольно тяжело пережил. И тогда мне на помощь пришли друзья, уговаривая не сдаваться, а попробовать добиться здания в другом месте. Начался новый этап хождения по инстанциям. И так возникла Мясницкая. И это было чудом. Мои родители меня зачинали в здании, которое стояло в ста метрах от того места, где теперь построен мой театр. Я бегал мальчишкой по этим переулкам. Это мои родные места, места моего детства. И именно там воплотилась главная мечта моей жизни свой театр. Когда-то мама пригласила столяра специально, чтобы он по моим указаниям построил детский игрушечный театрик с порталом, кулисами, сценой. И я часами мог менять кулисы (они были разноцветные), устраивал там представления, на которые приглашал детей из нашей коммунальной одиннадцатикомнатной квартиры.
Когда было решено строить театр, я перебирал эскизы (вначале были приглашены итальянские архитекторы), и они все мне не нравились. Театр у них походил на какое-то казенное учреждение или магазин. А мне всегда казалось, что театр с первого взгляда должен как-то заинтриговывать. Чтобы человек остановился, захотел рассмотреть его подробнее, понять, что перед ним. Про театр все время говорят «Театр это мир». А мир вокруг многоцветен и разнообразен. В новом здании мне хотелось воплотить этот принцип многообразия. Чтобы окна были все разные: готические, венецианские, круглые, овальные, квадратные. Чтобы в архитектуре смешались дворцовый портал (мы его скопировали с дворца в Бурже) и какая-нибудь конструктивистская башня. Чтобы внутри зритель начал удивляться и рассматривать лестницу, которая здесь такая, а дальше абсолютно другого цвета и формы.
Станиславский считал, что главное в театре сцена и ничего не должно отвлекать зрителя от сцены┘
А я решил с этим принципом не согласиться. Мне кажется, сам зрительный зал должен быть предметом интереса. Я знаю мхатовский принцип: ничего не должно отвлекать от сцены. Глухие цвета, сдержанные линии. Или просто какое-то никакое пространство. А все внимание сцене там должно твориться чудо. Но разве чуду помешает, если и зал станет неожиданным, привлекающим внимание. Кто сказал, что все стулья в зале должны быть одинаковые?
Мне захотелось, чтобы театральные кресла были разных эпох. Одно из XVII века, другое из XIX, третье модерн. А на балконе будут стоять скамьи, такие, какие были в шекспировском «Глобусе» (правда, мы из гуманизма положим на них подушечки). Наш попечитель дал деньги специально на кресла. И сейчас их делают на заказ в Италии. В зале будет примерно 550 580 мест. Пока кресла не расставили, никто не может сказать точное количество.
Меня сразил потолок в вашем зрительном зале. Точнее три люстры, которые висят, по-моему, закрывая от зрителей балконов сцену┘
С люстрой это моя идея Мне хотелось, чтобы зритель, сидящий на балконе, вначале почувствовал возмущение: что за чертовщина. Из-за люстры ничего не видно! Что за места! Что за идиот придумал это безобразие. А когда в зале начнет гаснуть свет, то люстра тихо уйдет наверх. Создали специальную систему блоков. И это будет первая обманка зрителя. В идеале мне бы хотелось, чтобы, даже если спектакль не понравился, зрители все-таки говорили примерно так: «Сходить стоит, хотя бы посмотреть на пространство». Мне кажется, получается забавно. Но хочу специально подчеркнуть, что этот театр строился прекрасной командой великолепных специалистов. Но крайним и принимающим решения был я. Так что если будут ругать, то вина моя. Я говорил свои идеи. И даже если они были неосуществимые по нормам «сопромата», строители, архитекторы, дизайнеры находили компромисс и все-таки находили путь воплощения моих задумок.
Сцена оснащена всеми необходимыми приспособлениями: пол опускается, есть поворотный круг, есть необходимая площадка для звукового оборудования. Все световое оборудование полностью компьютеризировано. Занавес нам пишет Эдуард Кочергин, один из лучших российских художников. Я увидел, как он сделал занавес у Колобова. И сразу сказал: «Эдик, в моем театре занавес будешь делать ты». Придумали удобные и забавные гримуборные. Женские в таких розоватых оттенках, мужские в голубоватых. В театр должно быть приятно приходить. На первом этаже будет чайная комната. У каждого в гримерке будет не только радиотрансляция, но и монитор, чтобы можно было видеть происходящее на сцене.
Сейчас ехал из Нижнего Новгорода, спать в поезде не могу, так весь блокнот исчеркал вопросами к архитектору, дизайнерам. Что с бра для фойе, как плитки в гримерных, проверить кондиционеры и т.д. И так изо дня в день.
Напрашивается вопрос: а вам это надо? Актер, любимый многими режиссерами. В расцвете сил, вместо того чтобы репетировать, готовить роль. Не спит в поезде и думает о кондиционерах┘
Да я уже сейчас иногда слышу скрежет за спиной: «Зачем Калягину новое здание!» Все завистники Москвы объединились и шипят. Не понимаю этих людей!
Вы кажетесь слишком успешным и беспроблемным человеком
Чужая жизнь всегда кажется легче. А так бывало всякое. Моя первая жена Таня умерла совсем молодой. А через одиннадцать месяцев после нее умерла мама. Жизнь разделилась на «до» и «после». Я остался совсем один с маленьким ребенком на руках. И я знал, что, если сорвусь, уйду в запой или в загул, все меня оправдают и будут жалеть. И этот соблазн был┘ Но Ксенька, дочь была якорем, за который я держался и выстоял. А все эти всхлипы: ах, счастливчик! Еще и театр отхватил! Как будто я его построю, а потом унесу с собой в могилу. Мне кажется, что радоваться надо, что в Москве появилось новое театральное здание. Меня не будет. Фамилию Калягин забудут, а театр еще век простоит, а может, и больше. Это же все городу останется, этим молодым, которые сейчас начинают┘
Давайте тему могилы и завистников оставим. Расскажите, чем будете открываться? Какая пьеса, кто ставит? Кто занят?
Я слишком хорошо помню, как открывалась «Перламутровой Зинаидой» сцена МХАТа в Камергерском. Спектакль провалился, и этот провал до сих пор эхом звучит в голове, сидит ноющей болью в сердце. Он что-то с самого начала сломал в нашей жизни на новом месте. И я подумал и решил отказаться от мысли открыться новой постановкой. Открываться будем концертом. Причем концертом для своих. Позовем гостей, пусть поют, пляшут, показывают смешные сценки. Небольшое веселое действо часа на полтора. Потом напиться дня на три. А потом вымыть театр и начать в нем жизнь.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.06.2005
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,