Шоу сирен
В спектакле театра Петра Фоменко «Дом, где разбиваются сердца» столько прекрасных женщин, что даже бомбежки не могут испортить настроение.
«Дом, где разбиваются сердца» великая пьеса, вот только не надо доверяться многостраничным предисловиям-объяснениям, которые Бернард Шоу так любил предпосылать своим произведениям. Не надо ждать, что увидите в ней обязательные для Шоу гневные осуждения, едкий сарказм, метание сатирического огня и ведра желчи, которыми ирландский умник обычно обливал персонажей всех своих комедий. Он ведь недаром сам называл эту пьесу чеховской: по-моему, нет в мировой драматургии, кроме как у Чехова, другого текста, где было бы столько воздуха. Такого действия-кружения, в котором, казалось бы, ничего не происходит, но почему-то все валится в тартарары. Столько говорящих хором обольстительных и никчемных героев, о которых не поймешь: любит их автор или презирает. И, конечно, такого дома, куда все летят, как на огонь. Полного невероятных женщин дружелюбного открытого дома, которому предстоит угаснуть, быть проданным, как у Чехова, или разбомбленным, как у Шоу.
Я все это говорю к тому, что, когда вы идете в Мастерскую Фоменко на премьеру Евгения Каменьковича, не стоит вспоминать ни о левых убеждениях Шоу, ни о мрачном фильме Сокурова «Скорбное бесчувствие»: этот спектакль не имеет никакого отношения ни к тому, ни к другому.
В сущности, идя в крошечный театрик Фоменко на Кутузовском, вы идете в дом капитана Шатовера, полный прелестных женщин, которые опутывают вас своими сетями, даже если вы злитесь и ворчите, что не желаете смотреть спектакль за спектаклем про прелестных женщин.
Владимир Максимов умудряется выстроить в маленьком зале театра двухэтажный скрипучий дом-корабль с капитанским мостиком, штурвалом, судовым колоколом, который всех собирает, трубкой, в которую кричат, желая на этом «судне» кого-нибудь найти, или затыкают яблоком, чтобы не подслушивали, и огромной деревянной фигурой на корабельном носу, углом врезающимся в зал. Капитан Шатовер, выдергивая пробки из бутылок зубами, выплевывает их прямо на пол, отчего под ногами у всех густой пробочный ковер, на котором у женщин подламываются высокие каблуки, а неловкие мужчины скользят и падают. И все это обаятельно до невозможности.
Главный фокус этого спектакля в том, что все его актеры намного младше своих героев.
И там, где у Шоу печаль угасающей жизни и последний закатный флирт со вздохом воспоминаний о былом горении, у фоменковских актеров жизнь на взлете и все только начинается. И потому эта история повод для новой игры и примерки масок.
Старого капитана Шатовера, которому под 90, играет главный фоменковский ехидник Карэн Бадалов, он младше героя в два с лишним раза. Карэн по-театральному изображает скрипучий голос, кряхтит, кашляет, ковыляет и иногда нахлобучивает фуражку с торчащими из-под нее седыми космами, но при случае лихо скачет, и мысли о смерти не для него. Он скорее выполняет тут функцию шекспировского шута саркастичного мудреца, склонного к абсурду и не вмешивающегося в чужие дела. Прочих мужчин, которым, как написано в программке, от 50 до 60 лет, играют актеры, не достигшие и тридцати. Понятно, что для них «сто пудов любви» из этой пьесы значат совсем иное, чем для их героев. Гектора Хэшебая, 50-летнего легкомысленного лжеца и неотразимого красавца, сражающего всех женщин наповал, жгучий брюнет Илья Любимов играет в огромнейших карикатурных усах, которые отклеивает в минуты искренности. Немолодого неврастеника Рэндла, много лет влюбленного в младшую дочь Шатовера Ариадну и изводящего ее своей ревностью, играет Павел Баршак.
Стоит увидеть, как этот милый юноша, очаровавший всех в фильме «Прогулка», превращается в похожего на крысу комичного круглоглазого щеголя с прилизанными волосами и нелепыми усиками.
Но главные в этом спектакле, конечно, женщины. Порхающая рыжеволосая кокетка Ариадна, вернувшаяся в дом после двадцатилетнего отсутствия ее играет обожаемая публикой Полина Кутепова. И грубоватая, умная, властно притягательная старшая дочь капитана Гесиона, которую играет Наталья Курдюбова, превратившаяся за те четыре года, что прошли с ее окончания института, в изумительную актрису. Этим женщинам должно быть сильно за сорок, но актрисам гораздо меньше, и те чары, которые сестры Шатовер тратят на немолодых мужчин «Дома┘», действуют на весь зал без различия пола и возраста как песни сирен, которым противиться невозможно.
Есть в этом спектакле и еще одна важная героиня девятнадцатилетняя мисс Элли, которую играет хорошенькая Наталья Мартынова, год назад окончившая курс Евгения Каменьковича в Школе-студии МХТ. Актриса, играющая просто и искренне, в удивительном фоменковском доме, так же, как и в доме капитана Шатовера, полном пленительной лжи, игры и изменчивых интонаций, кажется прямолинейной простушкой, которой даже возраст не дает никаких преимуществ.
Последний акт этой пьесы, действие которой происходит во время первой мировой войны, идет под звуки бомбежки.
В финале у Шоу дом Шатовера рушится, а два самых противных героя вор и шестидесятилетний босс Менген, претендовавший на юную Элли, погибают. Но у «фоменок» все это происходит как-то легко, весело и нестрашно, без эсхатологических предчувствий, которые, вероятно были у Шоу в 1917 году, когда он заканчивал пьесу. Обрушившийся дом обозначили только повисшим на канатах деревянным истуканом с носа корабля и покосившимся, как детская горка, капитанским мостиком, по которому актеры лихо съезжали на поклоны. А вор с Менгеном, уже оплаканные нами (потому, что они, в сущности, тоже оказались симпатичными), так весело выскочили на поклоны, что сразу стало ясно: известие об их смерти было таким же дуракавалянием, как и все остальное. И в этот вечер уже ничто не могло испортить настроение зрителей.
Я все это говорю к тому, что, когда вы идете в Мастерскую Фоменко на премьеру Евгения Каменьковича, не стоит вспоминать ни о левых убеждениях Шоу, ни о мрачном фильме Сокурова «Скорбное бесчувствие»: этот спектакль не имеет никакого отношения ни к тому, ни к другому.
В сущности, идя в крошечный театрик Фоменко на Кутузовском, вы идете в дом капитана Шатовера, полный прелестных женщин, которые опутывают вас своими сетями, даже если вы злитесь и ворчите, что не желаете смотреть спектакль за спектаклем про прелестных женщин.
Владимир Максимов умудряется выстроить в маленьком зале театра двухэтажный скрипучий дом-корабль с капитанским мостиком, штурвалом, судовым колоколом, который всех собирает, трубкой, в которую кричат, желая на этом «судне» кого-нибудь найти, или затыкают яблоком, чтобы не подслушивали, и огромной деревянной фигурой на корабельном носу, углом врезающимся в зал. Капитан Шатовер, выдергивая пробки из бутылок зубами, выплевывает их прямо на пол, отчего под ногами у всех густой пробочный ковер, на котором у женщин подламываются высокие каблуки, а неловкие мужчины скользят и падают. И все это обаятельно до невозможности.
Главный фокус этого спектакля в том, что все его актеры намного младше своих героев.
И там, где у Шоу печаль угасающей жизни и последний закатный флирт со вздохом воспоминаний о былом горении, у фоменковских актеров жизнь на взлете и все только начинается. И потому эта история повод для новой игры и примерки масок.
Старого капитана Шатовера, которому под 90, играет главный фоменковский ехидник Карэн Бадалов, он младше героя в два с лишним раза. Карэн по-театральному изображает скрипучий голос, кряхтит, кашляет, ковыляет и иногда нахлобучивает фуражку с торчащими из-под нее седыми космами, но при случае лихо скачет, и мысли о смерти не для него. Он скорее выполняет тут функцию шекспировского шута саркастичного мудреца, склонного к абсурду и не вмешивающегося в чужие дела. Прочих мужчин, которым, как написано в программке, от 50 до 60 лет, играют актеры, не достигшие и тридцати. Понятно, что для них «сто пудов любви» из этой пьесы значат совсем иное, чем для их героев. Гектора Хэшебая, 50-летнего легкомысленного лжеца и неотразимого красавца, сражающего всех женщин наповал, жгучий брюнет Илья Любимов играет в огромнейших карикатурных усах, которые отклеивает в минуты искренности. Немолодого неврастеника Рэндла, много лет влюбленного в младшую дочь Шатовера Ариадну и изводящего ее своей ревностью, играет Павел Баршак.
Стоит увидеть, как этот милый юноша, очаровавший всех в фильме «Прогулка», превращается в похожего на крысу комичного круглоглазого щеголя с прилизанными волосами и нелепыми усиками.
Но главные в этом спектакле, конечно, женщины. Порхающая рыжеволосая кокетка Ариадна, вернувшаяся в дом после двадцатилетнего отсутствия ее играет обожаемая публикой Полина Кутепова. И грубоватая, умная, властно притягательная старшая дочь капитана Гесиона, которую играет Наталья Курдюбова, превратившаяся за те четыре года, что прошли с ее окончания института, в изумительную актрису. Этим женщинам должно быть сильно за сорок, но актрисам гораздо меньше, и те чары, которые сестры Шатовер тратят на немолодых мужчин «Дома┘», действуют на весь зал без различия пола и возраста как песни сирен, которым противиться невозможно.
Есть в этом спектакле и еще одна важная героиня девятнадцатилетняя мисс Элли, которую играет хорошенькая Наталья Мартынова, год назад окончившая курс Евгения Каменьковича в Школе-студии МХТ. Актриса, играющая просто и искренне, в удивительном фоменковском доме, так же, как и в доме капитана Шатовера, полном пленительной лжи, игры и изменчивых интонаций, кажется прямолинейной простушкой, которой даже возраст не дает никаких преимуществ.
Последний акт этой пьесы, действие которой происходит во время первой мировой войны, идет под звуки бомбежки.
В финале у Шоу дом Шатовера рушится, а два самых противных героя вор и шестидесятилетний босс Менген, претендовавший на юную Элли, погибают. Но у «фоменок» все это происходит как-то легко, весело и нестрашно, без эсхатологических предчувствий, которые, вероятно были у Шоу в 1917 году, когда он заканчивал пьесу. Обрушившийся дом обозначили только повисшим на канатах деревянным истуканом с носа корабля и покосившимся, как детская горка, капитанским мостиком, по которому актеры лихо съезжали на поклоны. А вор с Менгеном, уже оплаканные нами (потому, что они, в сущности, тоже оказались симпатичными), так весело выскочили на поклоны, что сразу стало ясно: известие об их смерти было таким же дуракавалянием, как и все остальное. И в этот вечер уже ничто не могло испортить настроение зрителей.
Дина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,