«Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».
Премьера спектакля «Доктор Живаго» в Мастерской Петра Фоменко
Когда джойсовский «Улисс», набоковский «Дар» и салтыков-щедринская «Современная идиллия» ушли в архив, Евгений Каменькович взялся за пастернаковского «Доктора Живаго». Одно из самых неоднозначных модернистских произведений бурно обсуждали современники, а потомки назвали «лучшим романом ХХ века». В новом спектакле Мастерской удачно соединились черты грандиозной, эпохальной основательности и фирменной фоменковской лёгкости. «Игра в людей» – таков жанр постановки в определении режиссёра с подсказки автора.
И это довольно точная характеристика – как материала, так и сценической версии. Массивный, плотный в литературном и историческом смысле роман Пастернака содержит элемент игры, сказки. Евангельские мотивы в нём перетекают в шекспировские, диккенсовские и толстовские, мистика – в философию. В инсценировке Каменьковича в людей играют сами люди: ищут настоящее в прошлом, примеряют на себя образы с чужого плеча, обыгрывают смерть, подмешивают поэтику к прозе бытия, и почти у каждого – по несколько ролей.
Парадоксально: менее остальных в «игру людей» вовлечён главный герой Юрий Живаго (Иван Вакуленко). Все шестьсот страниц романа, будучи центральным участником действия, он не участвует в жизни. Он будто бы наблюдает за её параллельным движением с высоты висящей под колосниками книги, которая – как вифлеемская звезда – освещает сцену сиянием божественного дара. С ранних лет Юра проявляет «талант и ум при полном отсутствии воли». Люди, времена и места окружают его, но он, как во сне или в бреду, смотрит на мелькающие лица, лампочки, комнаты и, просыпаясь, пишет об этом в дневник – стихами. Он одиночка, ведомый неумолимой историей, чередой событий: бесконечные встречи и проводы трогают и толкают его, но неизменно оставляют самому себе. «Стадность – прибежище неодарённости», – слова дяди Коли Веденяпина, и объясняют они не только суть рабоче-крестьянских движений в России начала прошлого века, но и «выключенность» гениального племянника.
Слегка небрежный и раскованный Веденяпин (Никита Тюнин) – носитель особой заграничной харизмы и непременной связки книг. Русский философ, мыслитель, просветитель – он свободно рассуждает о христианстве и вере, жизни и смерти. Для Юры и его друзей Николай Николаевич – духовный и интеллектуальный наставник; его мысли о том, что надо быть верным бессмертию, что человек живёт не в природе, а в истории, что Христос поясняет истину светом повседневности, во многом определяют настроение спектакля, эпохи и самого Пастернака, а также судьбу доктора Живаго. Судьба его – писать книгу жизни, не погружаясь в саму жизнь. Поля страниц этой книги выведены по обеим сторонам сцены – рядами высоких чёрных кулис, на которые проецируются даты и адреса. Страница за страницей герои «перелистывают» время, переходят из кулисы в кулису и иногда скрываются в них навсегда – когда заканчивается «их» глава.
Чёрный цвет важен в постановке. Трёх действий и двух антрактов героям не хватает, чтобы избавиться от зримого присутствия смерти. Стефани Елизавета Бурмакова в седом парике и тёмных одеждах выходит из-за чёрного занавеса в глубине сцены и «поджидает» того, кому в данный момент тяжелее всего жить. Смерть раздаёт солдатские вещмешки и шинели, смерть вышивает у постели больного, смерть «можно будет побороть усильем Воскресенья», но – бессмертная – она каждый раз явится снова.
Эпичность повествования равновесно чередуется с динамикой действия: в постановке практически отсутствуют эпизоды многозначительной задумчивости. Артисты перемещаются между кулисами и спускаются в зал, часть сцен разыгрывается перед первым рядом, часто герои обмениваются репликами буквально на ходу. За подвижность и вращение времени и пространства отвечают стеллажные конструкции на колёсах. Это и вагоны поезда, и койки военного госпиталя, и чудища из тифозного жара.
Прекрасный подбор актёров освежает материал, по-своему осовременивает его. Фоменковская молодёжь соседствует на сцене с мэтрами, а страстная и честная игра – с опытом и глубиной перевоплощения. Для пятичасового хронометража и сорока лет сюжета такой возрастной микс более чем уместен: в новые лица вглядываешься с любопытством, в давно знакомые – с любовью, а их сменяемость идеально передаёт ощущение ретроспективы, зарисовок из прошлого.
С 1902 по 1945. Целый путь из прошлого в будущее. Целая жизнь сквозь детство к судьбе. Четыре десятка персонажей и только один герой. Один – сохранивший верность себе и своему предназначению, один – непрощённый и простивший, один – побеждённый смертью и победивший её «усильем Воскресенья». Один против всех, готовый сказать: «Единственно живое и яркое в вас это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали».
Источник: Театр To Go
И это довольно точная характеристика – как материала, так и сценической версии. Массивный, плотный в литературном и историческом смысле роман Пастернака содержит элемент игры, сказки. Евангельские мотивы в нём перетекают в шекспировские, диккенсовские и толстовские, мистика – в философию. В инсценировке Каменьковича в людей играют сами люди: ищут настоящее в прошлом, примеряют на себя образы с чужого плеча, обыгрывают смерть, подмешивают поэтику к прозе бытия, и почти у каждого – по несколько ролей.
Парадоксально: менее остальных в «игру людей» вовлечён главный герой Юрий Живаго (Иван Вакуленко). Все шестьсот страниц романа, будучи центральным участником действия, он не участвует в жизни. Он будто бы наблюдает за её параллельным движением с высоты висящей под колосниками книги, которая – как вифлеемская звезда – освещает сцену сиянием божественного дара. С ранних лет Юра проявляет «талант и ум при полном отсутствии воли». Люди, времена и места окружают его, но он, как во сне или в бреду, смотрит на мелькающие лица, лампочки, комнаты и, просыпаясь, пишет об этом в дневник – стихами. Он одиночка, ведомый неумолимой историей, чередой событий: бесконечные встречи и проводы трогают и толкают его, но неизменно оставляют самому себе. «Стадность – прибежище неодарённости», – слова дяди Коли Веденяпина, и объясняют они не только суть рабоче-крестьянских движений в России начала прошлого века, но и «выключенность» гениального племянника.
Слегка небрежный и раскованный Веденяпин (Никита Тюнин) – носитель особой заграничной харизмы и непременной связки книг. Русский философ, мыслитель, просветитель – он свободно рассуждает о христианстве и вере, жизни и смерти. Для Юры и его друзей Николай Николаевич – духовный и интеллектуальный наставник; его мысли о том, что надо быть верным бессмертию, что человек живёт не в природе, а в истории, что Христос поясняет истину светом повседневности, во многом определяют настроение спектакля, эпохи и самого Пастернака, а также судьбу доктора Живаго. Судьба его – писать книгу жизни, не погружаясь в саму жизнь. Поля страниц этой книги выведены по обеим сторонам сцены – рядами высоких чёрных кулис, на которые проецируются даты и адреса. Страница за страницей герои «перелистывают» время, переходят из кулисы в кулису и иногда скрываются в них навсегда – когда заканчивается «их» глава.
Чёрный цвет важен в постановке. Трёх действий и двух антрактов героям не хватает, чтобы избавиться от зримого присутствия смерти. Стефани Елизавета Бурмакова в седом парике и тёмных одеждах выходит из-за чёрного занавеса в глубине сцены и «поджидает» того, кому в данный момент тяжелее всего жить. Смерть раздаёт солдатские вещмешки и шинели, смерть вышивает у постели больного, смерть «можно будет побороть усильем Воскресенья», но – бессмертная – она каждый раз явится снова.
Эпичность повествования равновесно чередуется с динамикой действия: в постановке практически отсутствуют эпизоды многозначительной задумчивости. Артисты перемещаются между кулисами и спускаются в зал, часть сцен разыгрывается перед первым рядом, часто герои обмениваются репликами буквально на ходу. За подвижность и вращение времени и пространства отвечают стеллажные конструкции на колёсах. Это и вагоны поезда, и койки военного госпиталя, и чудища из тифозного жара.
Прекрасный подбор актёров освежает материал, по-своему осовременивает его. Фоменковская молодёжь соседствует на сцене с мэтрами, а страстная и честная игра – с опытом и глубиной перевоплощения. Для пятичасового хронометража и сорока лет сюжета такой возрастной микс более чем уместен: в новые лица вглядываешься с любопытством, в давно знакомые – с любовью, а их сменяемость идеально передаёт ощущение ретроспективы, зарисовок из прошлого.
С 1902 по 1945. Целый путь из прошлого в будущее. Целая жизнь сквозь детство к судьбе. Четыре десятка персонажей и только один герой. Один – сохранивший верность себе и своему предназначению, один – непрощённый и простивший, один – побеждённый смертью и победивший её «усильем Воскресенья». Один против всех, готовый сказать: «Единственно живое и яркое в вас это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали».
Источник: Театр To Go
Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021