«Чающие движения воды»: хроники праведника
«Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон спектаклем по роману Николая Лескова
«Чающие движения воды» – еще один пример того, насколько сильно «Мастерская Фоменко» может погрузить зрителя в девятнадцатый век, насколько тонко театр чувствует этот исторический период и достоверно воссоздает его психологические реалии.
Первым на сцене появляется отец Савелий, прибывший в провинциальный городок, чтобы противостоять набирающему здесь силу движению старообрядцев. Он свободомыслящий священник, который искренне пытается познать Бога и пробудить к нему любовь у тех, кто приходит слушать его проповеди. И тем самым вызывает возмущение вышестоящего духовенства. Отца Савелия играет Иван Верховых (известен по роли Чебутыкина в «Трех сестрах» в постановке Петра Фоменко). И это редкостная актерская работа. Ему за очень короткий срок удается вызвать если не любовь, то симпатию к своему персонажу.
Действие «Чающих движения воды» происходит всего через несколько лет после отмены крепостного права, когда люди еще только привыкали к недавно наступившим радикальным изменениям в социальной иерархии. Лесков посмеивается над «новыми людьми», поверившими в науку как в новую религию, и в этих насмешках отчетливо слышна литературная полемика тех лет. Легко угадывается ирония над Тургеневым. В репликах персонажей всплывает название его романа «Дым». Но в контексте спектакля его фигура важна прежде всего как автора, выведшего в «Отцах и детях» хрестоматийный образ нигилиста.
Отдает должное Лесков и революционерам. Их самих в «Чающих движения воды» нет. Но есть истово симпатизирующая им Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова – обладательница приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» / Мария Большова играет в фильме «Убрать из друзей» Левана Габриадзе). Ее завораживает слово «революция». Даже когда его произносит манипулятор, доносчик и вор Измаил Термосесов (Александр Мичков – известен по работе в сериале Алексея Попогребского «Оптимисты»). Все имена персонажей, как это было принято в литературе девятнадцатого века, говорящие. И если оно неблагозвучно, то это очевидный сигнал, посылаемый автором: не пытайтесь ему симпатизировать, он себя еще покажет.
«Чающие движения воды», и это слышно уже в названии спектакля, построены на тонкостях. Это идеалистический до наивности проект, и в этом смысле он не уходит слишком далеко от первоисточника. Он рассказывает о хороших людях, которые беспомощны противостоять даже крупице зла. Причина тому – страх за собственное благополучие. Поклонница революции Бизюкина подливает масла в огонь, который однажды спалит и ее благополучие, скорее, из глупости.
В наивности этого мира и заключается его очарование. Зло действует разрушительно, но его легко остановить. И даже персонажи «Чающих движения воды», которые так легко поддаются обаянию зла и не осознают всю ту степень опасности, которую оно собой представляет, однажды все-таки разоблачают его. Но они не спасают праведника. Но тот словно бы ждал, когда судьба пошлет ему изгнание, чтобы отрешиться от всего мирского и окончательно встать на духовный путь.
Музыкальные номера постановки сделаны с исключительной тщательностью. Они вшиты в ткань спектакля, так что их нельзя от него отделить. Герои исполняют их как бы спонтанно, хотя, очевидно, иногда это требует не только голосовых данных и выраженного темперамента, но и вдумчивой работы над интонацией и произношением. Актер Николай Орловский (постановки «Сережа очень тупой», «Мамаша Кураж», «Рыжий»), поющий в образе отца Захария Бенефактова, блистателен без всяких оговорок.
Семь лет назад Евгений Каменькович, нынешний худрук «Мастерской Петра Фоменко» и режиссер постановки «Чающие движения воды», уже предпринимал путешествие в девятнадцатый век, поставив спектакль «Современная идиллия» по Салтыкову-Щедрину. Тогда он прозвучал как манифест против всепоглощающего страха. «Чающие движения воды» звучат как молитва о добрых людях, которые беззащитны против нападок, в силу чего легко становятся объектами общественной травли.
Праведники как были, так и остаются беспомощными. Они обречены быть положительным примером и время от времени подвергаться коллективным проявлениям насилия. Никаких рецептов их спасения в «Чающих движения воды» нет. Но, может быть, когда-нибудь праведникам удастся наполнить своей добротой окружающий мир до краев. И однажды люди, в нем живущие, перестанут их уничтожать.
Источник: «Ведомости»
Первым на сцене появляется отец Савелий, прибывший в провинциальный городок, чтобы противостоять набирающему здесь силу движению старообрядцев. Он свободомыслящий священник, который искренне пытается познать Бога и пробудить к нему любовь у тех, кто приходит слушать его проповеди. И тем самым вызывает возмущение вышестоящего духовенства. Отца Савелия играет Иван Верховых (известен по роли Чебутыкина в «Трех сестрах» в постановке Петра Фоменко). И это редкостная актерская работа. Ему за очень короткий срок удается вызвать если не любовь, то симпатию к своему персонажу.
Действие «Чающих движения воды» происходит всего через несколько лет после отмены крепостного права, когда люди еще только привыкали к недавно наступившим радикальным изменениям в социальной иерархии. Лесков посмеивается над «новыми людьми», поверившими в науку как в новую религию, и в этих насмешках отчетливо слышна литературная полемика тех лет. Легко угадывается ирония над Тургеневым. В репликах персонажей всплывает название его романа «Дым». Но в контексте спектакля его фигура важна прежде всего как автора, выведшего в «Отцах и детях» хрестоматийный образ нигилиста.
Отдает должное Лесков и революционерам. Их самих в «Чающих движения воды» нет. Но есть истово симпатизирующая им Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова – обладательница приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» / Мария Большова играет в фильме «Убрать из друзей» Левана Габриадзе). Ее завораживает слово «революция». Даже когда его произносит манипулятор, доносчик и вор Измаил Термосесов (Александр Мичков – известен по работе в сериале Алексея Попогребского «Оптимисты»). Все имена персонажей, как это было принято в литературе девятнадцатого века, говорящие. И если оно неблагозвучно, то это очевидный сигнал, посылаемый автором: не пытайтесь ему симпатизировать, он себя еще покажет.
«Чающие движения воды», и это слышно уже в названии спектакля, построены на тонкостях. Это идеалистический до наивности проект, и в этом смысле он не уходит слишком далеко от первоисточника. Он рассказывает о хороших людях, которые беспомощны противостоять даже крупице зла. Причина тому – страх за собственное благополучие. Поклонница революции Бизюкина подливает масла в огонь, который однажды спалит и ее благополучие, скорее, из глупости.
В наивности этого мира и заключается его очарование. Зло действует разрушительно, но его легко остановить. И даже персонажи «Чающих движения воды», которые так легко поддаются обаянию зла и не осознают всю ту степень опасности, которую оно собой представляет, однажды все-таки разоблачают его. Но они не спасают праведника. Но тот словно бы ждал, когда судьба пошлет ему изгнание, чтобы отрешиться от всего мирского и окончательно встать на духовный путь.
Музыкальные номера постановки сделаны с исключительной тщательностью. Они вшиты в ткань спектакля, так что их нельзя от него отделить. Герои исполняют их как бы спонтанно, хотя, очевидно, иногда это требует не только голосовых данных и выраженного темперамента, но и вдумчивой работы над интонацией и произношением. Актер Николай Орловский (постановки «Сережа очень тупой», «Мамаша Кураж», «Рыжий»), поющий в образе отца Захария Бенефактова, блистателен без всяких оговорок.
Семь лет назад Евгений Каменькович, нынешний худрук «Мастерской Петра Фоменко» и режиссер постановки «Чающие движения воды», уже предпринимал путешествие в девятнадцатый век, поставив спектакль «Современная идиллия» по Салтыкову-Щедрину. Тогда он прозвучал как манифест против всепоглощающего страха. «Чающие движения воды» звучат как молитва о добрых людях, которые беззащитны против нападок, в силу чего легко становятся объектами общественной травли.
Праведники как были, так и остаются беспомощными. Они обречены быть положительным примером и время от времени подвергаться коллективным проявлениям насилия. Никаких рецептов их спасения в «Чающих движения воды» нет. Но, может быть, когда-нибудь праведникам удастся наполнить своей добротой окружающий мир до краев. И однажды люди, в нем живущие, перестанут их уничтожать.
Источник: «Ведомости»
Вячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021