«Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в Воронеже
«Жизнь прожить – не поле перейти». Не так просто и посмотреть спектакль об авторе этих строк, словно пережить год за годом, час за часом трагедию его жизни и его современников. «Доктор Живаго» «Мастерской П. Н. Фоменко» идет 5 часов. Однако и к концу спектакля большой зал Воронежского концертного зала был практически полон, хотя на моей памяти были случаи, когда воронежцы не дожидались окончания и трехчасовых спектаклей. За что воронежцам полюбился «Доктор»? Расскажу о своих впечатлениях.
Человек, а не Герой
«Даже друзья Пастернака предъявляли“ ему за Живаго. Но со временем любое классическое произведение поворачивается и видится по-другому. И у меня вызывает восторг, что главный герой смог сохранить себя во всех неразберихах его эпохи. И это самое главное и сегодня», – рассказал о своем герое на пресс-конференции накануне спектакля поставивший его Евгений Каменькович.
Да, несомненно, со временем любое произведение видится по-другому. И лично у меня при новом взгляде на доктора Живаго, восторг он как герой не вызвал. С первых минут он предстает на сцене несчастным мальчиком, попавшим в круговорот событий, которые определяют, как ему жить дальше, словно помимо его воли. Несколько раз он рефреном повторяет слово «мама»: после ее смерти он словно остался без какого-то вектора, направлявшего его жизнь, без крыла, надежно закрывавшего от внешних тревог (даже о разорении папы и его новой семье мальчик до смерти матери не знал). Он попадает на воспитание в семью, где познакомится с будущей своей женой – Тоней. Тоня – по сути, не его выбор, их сговаривает на женитьбу ее мать перед смертью. Идти на войну – тоже не выбор самого Живаго. Как немалая часть интеллигенции на каком-то этапе он сочувствует революции, но не участвует в ее событиях. Казалось бы, один раз за весь спектакль ему представляется возможность сделать реальный выбор: между женой и Ларой. Но и тут его берут в плен партизаны. И даже объясняться не нужно – женщины познакомятся без него. Для меня доктор в спектакле (но, как принято делать ремарку, мое мнение может не совпадать с мнением большинства) так и остался до самой смерти тем же мальчиком, каким вышел на сцену. И только вместо мамы опекать его стала дочка дворника, служившего раньше у его жены. Которая сама же в его гражданские жены и назвалась.
Хотя в самом романе, Живаго, на мой взгляд, все же иной, как раз более сумевший сохранить свое лицо и даже упрекающий в его потере своих бывших друзей: «Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал».
Но может быть тем и ценен спектакль, что в нем нет того самого Героя с большой буквы, которыми так грешили советские да многие и просто классические постановки. Ведь большинство из нас тоже движутся сегодня в водовороте событий, пусть и без больших геройств, переходят свое непростое поле жизни и также хотели бы отказаться от предназначенной им чаши («Если только можно: Авва, отче, чашу эту мимо пронеси“»). И тем ближе им доктор Живаго в исполнении Ивана Вакуленко – человек, а не Герой.
Живаго на фоне женщин. Или женщины на фоне Живаго
Впрочем, для меня в театральной постановке Живаго все же немного затмили его женщины. Прежде всего, конечно Лара – Ольга Бодрова. Сначала я увидела ее на пресс-конференции, где она показалась такой домашней и не слишком яркой девушкой. А образ дополнила информация, что она приехала на гастроли с грудным ребенком, которого будет кормить между репетициями и выступлениями. Совсем домашняя… Но насколько контрастный образ предстал на сцене! Как ярко и экспрессивно она играла и какую сильную личность раскрыла!
Или Тоня – Екатерина Смирнова. Полная противоположность Ларе. Какой-то обыденной, погрязшей в быту она кажется, когда муж возвращается с фронта, а она вместо разговоров о том, что он пережил, с порога начинает заботиться, где бы найти дрова и как перетерпеть голодную весну. Но если вдуматься – разве не больше в этом деятельного или хотя бы реального, чем во всех разговорах интеллигенции о прекрасном и светлом будущем после революции, которое, как выяснилось, она себе совсем не так представляла? Как и сам Живаго.
Свет и мрак
На пресс-конференции Ольга Бодрова рассказала о своей первой встрече с «Доктором Живаго» – на 3-м курсе института они пытались поставить этот спектакль:
«Но нам было очень сложно. Революция, какой-то мрак – такие воспоминания остались от этого произведения. И вот сейчас я играю в спектакле по этому же роману в Мастерской Петра Фоменко“. И я считаю, что спектакль получился очень светлым. Несмотря на все сложности времени, в которое живут его герои, он про свет и про любовь».
Отдельное действующее лицо в спектакле – смерть. Она приходит и забирает с собой немало героев. Да и самого Живаго не раз подкарауливает в тяжелые минуты его жизни. Все пять часов герой напряженно ищет смысл жизни и смысл смерти (если в последней вообще может быть какой-то смысл). Умирающей матери Тонечки он говорит, что мы остаемся жить в других. Но похоже сам не слишком верит в это утешение. А между тем, несмотря на то, что смерть все же пришла за ним, Живаго ее победил.
Почти в финале спектакля он едет в трамвае. А по улице мимо идет дама в лиловом платье. Она обгонит трамвай и переживет самого Живаго. И эта дама – словно та самая смерть, которая переживет всех (не даром и ее, и смерть играет одна и та же актриса). Но Евграф Живаго, брат доктора по отцу, читает его стихи (хотя уже не до конца понятно он ли это или собирательный образ). И указывает даме, олицетворявшей смерть, на дверь. Творчество – вот что переживет смерть. А значит свет всегда победит мрак. Каким бы кромешным он не был. Именно это ощущение и хочется забрать с собой после спектакля.
Спектакль смотрела главред DF Наталья Андросова
Источник: De Facto
Человек, а не Герой
«Даже друзья Пастернака предъявляли“ ему за Живаго. Но со временем любое классическое произведение поворачивается и видится по-другому. И у меня вызывает восторг, что главный герой смог сохранить себя во всех неразберихах его эпохи. И это самое главное и сегодня», – рассказал о своем герое на пресс-конференции накануне спектакля поставивший его Евгений Каменькович.
Да, несомненно, со временем любое произведение видится по-другому. И лично у меня при новом взгляде на доктора Живаго, восторг он как герой не вызвал. С первых минут он предстает на сцене несчастным мальчиком, попавшим в круговорот событий, которые определяют, как ему жить дальше, словно помимо его воли. Несколько раз он рефреном повторяет слово «мама»: после ее смерти он словно остался без какого-то вектора, направлявшего его жизнь, без крыла, надежно закрывавшего от внешних тревог (даже о разорении папы и его новой семье мальчик до смерти матери не знал). Он попадает на воспитание в семью, где познакомится с будущей своей женой – Тоней. Тоня – по сути, не его выбор, их сговаривает на женитьбу ее мать перед смертью. Идти на войну – тоже не выбор самого Живаго. Как немалая часть интеллигенции на каком-то этапе он сочувствует революции, но не участвует в ее событиях. Казалось бы, один раз за весь спектакль ему представляется возможность сделать реальный выбор: между женой и Ларой. Но и тут его берут в плен партизаны. И даже объясняться не нужно – женщины познакомятся без него. Для меня доктор в спектакле (но, как принято делать ремарку, мое мнение может не совпадать с мнением большинства) так и остался до самой смерти тем же мальчиком, каким вышел на сцену. И только вместо мамы опекать его стала дочка дворника, служившего раньше у его жены. Которая сама же в его гражданские жены и назвалась.
Хотя в самом романе, Живаго, на мой взгляд, все же иной, как раз более сумевший сохранить свое лицо и даже упрекающий в его потере своих бывших друзей: «Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал».
Но может быть тем и ценен спектакль, что в нем нет того самого Героя с большой буквы, которыми так грешили советские да многие и просто классические постановки. Ведь большинство из нас тоже движутся сегодня в водовороте событий, пусть и без больших геройств, переходят свое непростое поле жизни и также хотели бы отказаться от предназначенной им чаши («Если только можно: Авва, отче, чашу эту мимо пронеси“»). И тем ближе им доктор Живаго в исполнении Ивана Вакуленко – человек, а не Герой.
Живаго на фоне женщин. Или женщины на фоне Живаго
Впрочем, для меня в театральной постановке Живаго все же немного затмили его женщины. Прежде всего, конечно Лара – Ольга Бодрова. Сначала я увидела ее на пресс-конференции, где она показалась такой домашней и не слишком яркой девушкой. А образ дополнила информация, что она приехала на гастроли с грудным ребенком, которого будет кормить между репетициями и выступлениями. Совсем домашняя… Но насколько контрастный образ предстал на сцене! Как ярко и экспрессивно она играла и какую сильную личность раскрыла!
Или Тоня – Екатерина Смирнова. Полная противоположность Ларе. Какой-то обыденной, погрязшей в быту она кажется, когда муж возвращается с фронта, а она вместо разговоров о том, что он пережил, с порога начинает заботиться, где бы найти дрова и как перетерпеть голодную весну. Но если вдуматься – разве не больше в этом деятельного или хотя бы реального, чем во всех разговорах интеллигенции о прекрасном и светлом будущем после революции, которое, как выяснилось, она себе совсем не так представляла? Как и сам Живаго.
Свет и мрак
На пресс-конференции Ольга Бодрова рассказала о своей первой встрече с «Доктором Живаго» – на 3-м курсе института они пытались поставить этот спектакль:
«Но нам было очень сложно. Революция, какой-то мрак – такие воспоминания остались от этого произведения. И вот сейчас я играю в спектакле по этому же роману в Мастерской Петра Фоменко“. И я считаю, что спектакль получился очень светлым. Несмотря на все сложности времени, в которое живут его герои, он про свет и про любовь».
Отдельное действующее лицо в спектакле – смерть. Она приходит и забирает с собой немало героев. Да и самого Живаго не раз подкарауливает в тяжелые минуты его жизни. Все пять часов герой напряженно ищет смысл жизни и смысл смерти (если в последней вообще может быть какой-то смысл). Умирающей матери Тонечки он говорит, что мы остаемся жить в других. Но похоже сам не слишком верит в это утешение. А между тем, несмотря на то, что смерть все же пришла за ним, Живаго ее победил.
Почти в финале спектакля он едет в трамвае. А по улице мимо идет дама в лиловом платье. Она обгонит трамвай и переживет самого Живаго. И эта дама – словно та самая смерть, которая переживет всех (не даром и ее, и смерть играет одна и та же актриса). Но Евграф Живаго, брат доктора по отцу, читает его стихи (хотя уже не до конца понятно он ли это или собирательный образ). И указывает даме, олицетворявшей смерть, на дверь. Творчество – вот что переживет смерть. А значит свет всегда победит мрак. Каким бы кромешным он не был. Именно это ощущение и хочется забрать с собой после спектакля.
Спектакль смотрела главред DF Наталья Андросова
Источник: De Facto
Наталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021