«Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денег
Парадоксальная комедия по Гоголевским заветам
В «Мастерской Петра Фоменко» случилось «Совершенно невероятное событие» – премьера постановки Евгения Каменьковича по пьесе Гоголя «Женитьба». Спектакль вышел легким и грустным одновременно. В нем есть и над чем посмеяться, и над чем задуматься.
Сюжет пьесы крутится вокруг свадьбы, вот только самой свадьбы нет – она маячит где-то в перспективе. Агафья Тихоновна (Ольга Бодрова) выбирает себе будущего мужа сразу среди четырех претендентов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще и дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас решилась!»
Пьесу Гоголя часто называют абсурдистской. Евгений Каменькович ее абсурдность поднял еще на несколько градусов, подчеркнув и подсветив ее парадоксы. И самый главный заключается в том, что все герои жаждут свадьбы, грезят о ней, размышляют, но любви-то нет. Женитьба здесь, скорее, коммерчески важный ход, деловое взаимовыгодное предложение. Каждый из участников хочет, чтобы партия, именно партия, а не невеста или жених, отвечала их конкретным требованиям.
Экзекутор Яичница (Василий Фирсов) сверяет приданное по предоставленному свахой (Мадлен Джабраилова) списку, отставной пехотный офицер Анучкин (Томас Моцкус) грезит французским языком, а бывший моряк Жевакин (Степан Пьянков) – красотками. Невесте же непременно подавай хоть какого, но дворянина с приятным лицом и хорошими манерами. И только один надворный советник Подколесин (Иван Вакуленко) не понимает, зачем ему вообще жениться. В результате у каждого из героев какого-нибудь пунктика, да не хватает.
В современном контексте «Женитьба» не кажется актуальной. Сегодня большинство молодых людей о свадьбе не задумывается вовсе: просто съезжаются да живут вместе. Но тут вступает старшее поколение, воспитанное совсем по-другому – один раз и навсегда. И на вопрос: «Зачем?» ответ чаще всего звучит как: «Ну как зачем? Надо!» А кому надо-то? В этом контексте Подколесин – как его друг Кочкарев (Юрий Буторин) – как бы воплощает современную молодежь и родителей, которые вечно бодаются за «хочу» и «надо». Как, впрочем, и невеста, которая явно также не доросла до семейной жизни.
Драматичность линии Агафьи режиссер усилил тем, что перенес место действия из купеческого дома в фотоателье и магазинчик по пошиву венчальных платьев, которыми по Каменьковичу владеет семейство Купердягиных. Всю жизнь девушка прожила в свадебной суматохе, готовилась к этому, а оказалась единственной как бы не при делах. И вроде бы все уже есть – и платье, и деньги, и даже фотограф, что по тем временам было редкостью, и ресторан заказан, а свадьбы все нет. Как и любви.
Чего не скажешь о химии между героями Бориса Яновского и Екатерины Новокрещеновой, которые сыграли Степана и Дуняшку, слуг Подколесина и Купердягиных. Их переглядывания и милые ужимки на фоне подчеркнутой искусственности Агафьи и женихов, выглядят особенно искренне.
Забавно реализованы образы женихов: каждый из них отдаленного напоминает какого-нибудь литературного персонажа. Высокий и лысый Яичница с суровым взглядом и в наглухо застегнутом мундире внезапно навевает мысли о Носферату, хихикающий жеманный Анучкин воскрешает в памяти Дуремара, восторженный с роскошной шевелюрой Жевакин – инфантильного и романтичного барона Мюнхгаузена, а сам Подколесин со своей треуголкой – комичного Наполеона. Особенно, в сцене с конем и дагерротипными снимками.
Запоминается интересная сценография (Ирина Корина), которая воссоздает два мира – мужской и женский, как бы подчеркивая характеры главных героев. В пространстве Подколесина в центре пустоты возвышается статуя бронзового льва, который для него все – и кровать, и стул, и тот, с кем можно поговорить в одиночестве и пожаловаться на свою никчемную жизнь. Чисто холостяцкое жилище. Мир Агафьи же – полная противоположность. В ее пространстве много всего: платья, манекены, вывески, цветы, ридикюли, светильники. И все это шелестит, двигается, светится.
Придумывать свой финал режиссер не стал, завершив спектакль по-гоголевски – прыжком Подколесина в окно. Это лишь подчеркнуло то, что со времен Гоголя осталось неизменным, несмотря на огромный технологический прорыв, – сами люди. Да и любви как не было, так и нет, а без этого чувства пропадает сама идея института брака – создание семьи, где главное не деньги, а счастье и взаимное уважение.
Источник: «Кинорепортёр»
Сюжет пьесы крутится вокруг свадьбы, вот только самой свадьбы нет – она маячит где-то в перспективе. Агафья Тихоновна (Ольга Бодрова) выбирает себе будущего мужа сразу среди четырех претендентов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще и дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас решилась!»
Пьесу Гоголя часто называют абсурдистской. Евгений Каменькович ее абсурдность поднял еще на несколько градусов, подчеркнув и подсветив ее парадоксы. И самый главный заключается в том, что все герои жаждут свадьбы, грезят о ней, размышляют, но любви-то нет. Женитьба здесь, скорее, коммерчески важный ход, деловое взаимовыгодное предложение. Каждый из участников хочет, чтобы партия, именно партия, а не невеста или жених, отвечала их конкретным требованиям.
Экзекутор Яичница (Василий Фирсов) сверяет приданное по предоставленному свахой (Мадлен Джабраилова) списку, отставной пехотный офицер Анучкин (Томас Моцкус) грезит французским языком, а бывший моряк Жевакин (Степан Пьянков) – красотками. Невесте же непременно подавай хоть какого, но дворянина с приятным лицом и хорошими манерами. И только один надворный советник Подколесин (Иван Вакуленко) не понимает, зачем ему вообще жениться. В результате у каждого из героев какого-нибудь пунктика, да не хватает.
В современном контексте «Женитьба» не кажется актуальной. Сегодня большинство молодых людей о свадьбе не задумывается вовсе: просто съезжаются да живут вместе. Но тут вступает старшее поколение, воспитанное совсем по-другому – один раз и навсегда. И на вопрос: «Зачем?» ответ чаще всего звучит как: «Ну как зачем? Надо!» А кому надо-то? В этом контексте Подколесин – как его друг Кочкарев (Юрий Буторин) – как бы воплощает современную молодежь и родителей, которые вечно бодаются за «хочу» и «надо». Как, впрочем, и невеста, которая явно также не доросла до семейной жизни.
Драматичность линии Агафьи режиссер усилил тем, что перенес место действия из купеческого дома в фотоателье и магазинчик по пошиву венчальных платьев, которыми по Каменьковичу владеет семейство Купердягиных. Всю жизнь девушка прожила в свадебной суматохе, готовилась к этому, а оказалась единственной как бы не при делах. И вроде бы все уже есть – и платье, и деньги, и даже фотограф, что по тем временам было редкостью, и ресторан заказан, а свадьбы все нет. Как и любви.
Чего не скажешь о химии между героями Бориса Яновского и Екатерины Новокрещеновой, которые сыграли Степана и Дуняшку, слуг Подколесина и Купердягиных. Их переглядывания и милые ужимки на фоне подчеркнутой искусственности Агафьи и женихов, выглядят особенно искренне.
Забавно реализованы образы женихов: каждый из них отдаленного напоминает какого-нибудь литературного персонажа. Высокий и лысый Яичница с суровым взглядом и в наглухо застегнутом мундире внезапно навевает мысли о Носферату, хихикающий жеманный Анучкин воскрешает в памяти Дуремара, восторженный с роскошной шевелюрой Жевакин – инфантильного и романтичного барона Мюнхгаузена, а сам Подколесин со своей треуголкой – комичного Наполеона. Особенно, в сцене с конем и дагерротипными снимками.
Запоминается интересная сценография (Ирина Корина), которая воссоздает два мира – мужской и женский, как бы подчеркивая характеры главных героев. В пространстве Подколесина в центре пустоты возвышается статуя бронзового льва, который для него все – и кровать, и стул, и тот, с кем можно поговорить в одиночестве и пожаловаться на свою никчемную жизнь. Чисто холостяцкое жилище. Мир Агафьи же – полная противоположность. В ее пространстве много всего: платья, манекены, вывески, цветы, ридикюли, светильники. И все это шелестит, двигается, светится.
Придумывать свой финал режиссер не стал, завершив спектакль по-гоголевски – прыжком Подколесина в окно. Это лишь подчеркнуло то, что со времен Гоголя осталось неизменным, несмотря на огромный технологический прорыв, – сами люди. Да и любви как не было, так и нет, а без этого чувства пропадает сама идея института брака – создание семьи, где главное не деньги, а счастье и взаимное уважение.
Источник: «Кинорепортёр»
Александра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021