«Совершенно невероятное событие»: смертельный брак
Евгений Каменькович поставил в Мастерской Петра Фоменко гоголевскую «Женитьбу»
Новый спектакль художественного руководителя Мастерской Петра Фоменко Евгения Каменьковича – подарок ценителям живой классики. В его основу легла комедия Николая Гоголя про нерешительного Подколесина, пытающегося жениться усилиями шустрой свахи и ушлого друга. Интересно, что режиссер, умеющий расправляться с трудной и редко инсценируемой прозой, взялся за школьную программу. В основе предыдущей премьеры Каменьковича – спектакля «Двадцать третий» – был роман Ремарка «Черный обелиск», чуть ранее он поставил «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова и «Доктор Живаго» по одноименному роману Пастернака.
Но «Женитьба» не так проста, как кажется. Закономерно, что в ней режиссер не стал просто иллюстрировать известный сюжет. Он сделал акцент на абсурдности происходящего, на его инфернальной сути. И гоголевская дилемма «жениться или не жениться» приобрела вселенский масштаб, буквально превратившись в «быть или не быть». Странная природа гоголевской комедии здесь важнее ее внешнего обывательского сюжета. Чтобы это подчеркнуть, Каменькович неожиданно решает вопрос места действия. Все происходит в фотоателье, которое принадлежит потенциальной невесте Подколесина – Агафье Тихоновне. Эта деталь выдуманная, но объяснимая – гоголевский шедевр возник одновременно с первым петербургским фотоателье, где делали дагеротипные портреты.
В первом акте женихи без конца позируют и фотографируются. Во втором их изображениями в огромную величину заставлена вся сцена. С этим мистическим портфолио и «работает» Агафья, пытаясь сделать выбор. В ее хорошенькой головке все эти Яичницы и Анучкины, Подколесины и Жевакины – люди не совсем настоящие, зато идеальные. Вживую она видела их не больше минуты, но с дагеротипами разговаривает по полчаса. Жутковатые ощущения возникают мгновенно, Гоголь был бы доволен.
Подколесин в этом спектакле один-единственный чувствует неестественность ситуации, какую-то подспудную «чертовщину». Он фотографироваться не хочет, но делает это в итоге, закрыв лицо руками. Его финальный побег в окно – это буквально побег в жизнь от инфернальной невесты. Рама, в которую он сиганул, замечательно белеет в темноте сцены, как бы повисая в воздухе – в безвременье и в нигде. Агафья (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова, актриса Мастерской Фоменко, исполнительница роли Лары в «Докторе Живаго»), к слову, и правда иногда нет-нет, а становится похожей на Панночку – распущенные волосы, белое исподнее, затуманенный одной-единственной идеей взгляд. На свадьбе, которая происходит с Подколесиным в ее воображении, все носят венки. Венчальные или погребальные, до конца не ясно, но намек замечателен, ведь венок издавна символ перехода из одной жизни в другую.
Актерские работы в этом спектакле одновременно его сильная и слабая сторона. Маски гоголевских героев примеряют на себя звезды Мастерской Иван Вакуленко, Алексей Колубков, Томас Моцкус, Степан Пьянков и др. Все они работают упоительно, с видимым куражом. Зритель на ура принимает блестяще сыгранные, почти концертные, номера с представлением женихов, сватовством Подколесина и мечтаниями Агафьи. Сваха в ярком и смачном исполнении Мадлен Джабраиловой (актриса Мастерской Фоменко, играет в спектаклях «Триптих», «Самое важное», «Война и мир», снималась в сериалах «ГДР», «Триггер-2» и т. д.) вызывает приступы хохота в зале. Кочкарев – Юрий Буторин (актер Мастерской Фоменко, спектакли «Двадцать третий», «Мой Брель» и т. д.) обольщает не только своего друга Подколесина и Агафью, но и каждого сидящего в зале. Обаяние льется через край, зритель не дыша наблюдает за его порханиями по сцене и мастерски разыгрываемой интригой.
Жаль только, что актерские блестящие бенефисы несколько противоречат режиссерскому посылу. Как результат – комедийное фарсовое начало в этом спектакле побеждает философское и гоголевский мистицизм отходит на второй план.
Источник: «Ведомости»
Но «Женитьба» не так проста, как кажется. Закономерно, что в ней режиссер не стал просто иллюстрировать известный сюжет. Он сделал акцент на абсурдности происходящего, на его инфернальной сути. И гоголевская дилемма «жениться или не жениться» приобрела вселенский масштаб, буквально превратившись в «быть или не быть». Странная природа гоголевской комедии здесь важнее ее внешнего обывательского сюжета. Чтобы это подчеркнуть, Каменькович неожиданно решает вопрос места действия. Все происходит в фотоателье, которое принадлежит потенциальной невесте Подколесина – Агафье Тихоновне. Эта деталь выдуманная, но объяснимая – гоголевский шедевр возник одновременно с первым петербургским фотоателье, где делали дагеротипные портреты.
В первом акте женихи без конца позируют и фотографируются. Во втором их изображениями в огромную величину заставлена вся сцена. С этим мистическим портфолио и «работает» Агафья, пытаясь сделать выбор. В ее хорошенькой головке все эти Яичницы и Анучкины, Подколесины и Жевакины – люди не совсем настоящие, зато идеальные. Вживую она видела их не больше минуты, но с дагеротипами разговаривает по полчаса. Жутковатые ощущения возникают мгновенно, Гоголь был бы доволен.
Подколесин в этом спектакле один-единственный чувствует неестественность ситуации, какую-то подспудную «чертовщину». Он фотографироваться не хочет, но делает это в итоге, закрыв лицо руками. Его финальный побег в окно – это буквально побег в жизнь от инфернальной невесты. Рама, в которую он сиганул, замечательно белеет в темноте сцены, как бы повисая в воздухе – в безвременье и в нигде. Агафья (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова, актриса Мастерской Фоменко, исполнительница роли Лары в «Докторе Живаго»), к слову, и правда иногда нет-нет, а становится похожей на Панночку – распущенные волосы, белое исподнее, затуманенный одной-единственной идеей взгляд. На свадьбе, которая происходит с Подколесиным в ее воображении, все носят венки. Венчальные или погребальные, до конца не ясно, но намек замечателен, ведь венок издавна символ перехода из одной жизни в другую.
Актерские работы в этом спектакле одновременно его сильная и слабая сторона. Маски гоголевских героев примеряют на себя звезды Мастерской Иван Вакуленко, Алексей Колубков, Томас Моцкус, Степан Пьянков и др. Все они работают упоительно, с видимым куражом. Зритель на ура принимает блестяще сыгранные, почти концертные, номера с представлением женихов, сватовством Подколесина и мечтаниями Агафьи. Сваха в ярком и смачном исполнении Мадлен Джабраиловой (актриса Мастерской Фоменко, играет в спектаклях «Триптих», «Самое важное», «Война и мир», снималась в сериалах «ГДР», «Триггер-2» и т. д.) вызывает приступы хохота в зале. Кочкарев – Юрий Буторин (актер Мастерской Фоменко, спектакли «Двадцать третий», «Мой Брель» и т. д.) обольщает не только своего друга Подколесина и Агафью, но и каждого сидящего в зале. Обаяние льется через край, зритель не дыша наблюдает за его порханиями по сцене и мастерски разыгрываемой интригой.
Жаль только, что актерские блестящие бенефисы несколько противоречат режиссерскому посылу. Как результат – комедийное фарсовое начало в этом спектакле побеждает философское и гоголевский мистицизм отходит на второй план.
Источник: «Ведомости»
Наталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021