«Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»
«Мастерская Петра Фоменко» принялась усиленно баловать своего зрителя. Премьеры, которые состоялись в 2024-м году, уже успели захватить поклонников театра: на «Божественную комедию», например, запредельные аншлаги. А теперь Евгений Каменькович достал настоящий козырь из кармана. Состоялись премьерные показы спектакля «Аркадия» по пьесе выдающегося британского драматурга Тома Стоппарда. Евгений Каменькович уже обращался к этой пьесе в далеком 1999-м году в рамках студии при «Мастерской». На счастье зрителя, режиссер не смог побороть искушение и взялся за этот материал еще раз, доказывая, что войти в одну реку дважды можно и даже нужно.
И да, уже пора делать ставку на то, что это будет один из самых популярных спектаклей «Мастерской». Во-первых, стоппардовский текст удивителен, интеллектуален, многограннен, не лишен юмора и лирики. А если он еще блистательно подан со сцены (чего в этом театре просто не может не быть), берегитесь. Во-вторых, несмотря на всю калейдоскопичность тем (тут вам и старая добрая Англия, и алгебра с физикой, и тетерева, и секс, и флирт, и танцы, и рисовый пудинг, и ландшафтный дизайн и даже Байрон, который, впрочем, только повод), вся эта кажущаяся мешанина рождает понимание главного конфликта: все герои познают мир. Этот мир прекрасный, многообразный, не всегда умещающийся в теоремы и графики — здесь про торжество самой жизни вне эпох и времен.
Отдельного внимания заслуживает роскошная работа сценографа Алексея Трегубова. Мы видим одну и ту же комнату, разделенную на две части: в левой действие происходит в 19-м веке, в правой – в конце 20-го, герои из прошлого и будущего связаны не только этой комнатой, но и желаем узнать что-то о себе и мире. И если в прошлом в основном говорят о будущем, то в будущем, скорее, о прошлом и тех людях, которые некогда были в этой комнате. За окнами шумит сад, черно-белый, графичный, нарисованный, именно в этом саду в кульминации постановки герои «встретятся» и будут существовать уже в парадигме стоппардовской драматургии вне времени и пространства.
Каким чудом мастеру Каменьковичу удается в такой сложной пьесе расставить все фигуры на шахматной доске так, что кажущиеся абсолютно далекими нам, зрителям, ввиду профессиональных своих увлечений, за почти четыре часа действия они вдруг становятся очень родными? На такое способны только настоящие гении театрального искусства. Актерский состав – одно сплошное удовольствие, чего стоит один только Федор Малышев в роли Септимуса Ходжа – где он взял такое истинное английское благородство и обаяние? Екатерина Новокрещенова в роли (одной ли только?) Томасины Каверли, талантливой девочки, которая откроет второй закон термодинамики задолго до официальных научных изысканий, трепетная, живая, настоящая. Жеманная Леди Крум в исполнении Екатерины Смирновой, харизматичная Полина Айрапетова в роли такой же харизматичной и неприступной писательницы Ханны Джарвис, ее «жених» Валентайн Каверли (Дмитрий Рудков, чертовски убедительный в этой роли), сестра Валентайна восемнадцатилетняя Хлоя – ее задорно играет София Лукиных. Ну и чтобы совсем не оставить шанса не полюбить этот спектакль, на сцене появится Юрий Буторин в роли эксцентричного профессора Бернарда Солоуэя. Бах! Такой «коктейль» из потрясающих артистов просто обречен на неминуемый успех.
Конечно, материал Тома Стоппарда – это вовсе не развлекательный контент. Он всегда направлен на думающего зрителя, такого, от которого театр будет требовать умственной работы, собственных логических выводов и заключений. Как будто из кусочков этого проникнутого английским духом паззла самому нужно сложить картину. «Аркадия» будто говорит нам: это вы теперь детективы, вы же сами понимаете, что тут происходит и как нам с этим быть, с этим внесценическим Байроном, с этой черепахой Плавтом, который символизирует время настолько буквально, что не просто легко перемещается внутри времен, но и существует как бы одновременно в двух мирах, невольно выполняя роль «ползунка» в таймлане. При всей своей сложности у Каменьковича получился интересный, живой и, если можно так сказать, комфортный спектакль. «Аркадия» — это райское место, наверняка в реальности не существующее, но у нас с вами есть шанс попасть в него хотя бы на четыре часа.
Источник: Musecube
И да, уже пора делать ставку на то, что это будет один из самых популярных спектаклей «Мастерской». Во-первых, стоппардовский текст удивителен, интеллектуален, многограннен, не лишен юмора и лирики. А если он еще блистательно подан со сцены (чего в этом театре просто не может не быть), берегитесь. Во-вторых, несмотря на всю калейдоскопичность тем (тут вам и старая добрая Англия, и алгебра с физикой, и тетерева, и секс, и флирт, и танцы, и рисовый пудинг, и ландшафтный дизайн и даже Байрон, который, впрочем, только повод), вся эта кажущаяся мешанина рождает понимание главного конфликта: все герои познают мир. Этот мир прекрасный, многообразный, не всегда умещающийся в теоремы и графики — здесь про торжество самой жизни вне эпох и времен.
Отдельного внимания заслуживает роскошная работа сценографа Алексея Трегубова. Мы видим одну и ту же комнату, разделенную на две части: в левой действие происходит в 19-м веке, в правой – в конце 20-го, герои из прошлого и будущего связаны не только этой комнатой, но и желаем узнать что-то о себе и мире. И если в прошлом в основном говорят о будущем, то в будущем, скорее, о прошлом и тех людях, которые некогда были в этой комнате. За окнами шумит сад, черно-белый, графичный, нарисованный, именно в этом саду в кульминации постановки герои «встретятся» и будут существовать уже в парадигме стоппардовской драматургии вне времени и пространства.
Каким чудом мастеру Каменьковичу удается в такой сложной пьесе расставить все фигуры на шахматной доске так, что кажущиеся абсолютно далекими нам, зрителям, ввиду профессиональных своих увлечений, за почти четыре часа действия они вдруг становятся очень родными? На такое способны только настоящие гении театрального искусства. Актерский состав – одно сплошное удовольствие, чего стоит один только Федор Малышев в роли Септимуса Ходжа – где он взял такое истинное английское благородство и обаяние? Екатерина Новокрещенова в роли (одной ли только?) Томасины Каверли, талантливой девочки, которая откроет второй закон термодинамики задолго до официальных научных изысканий, трепетная, живая, настоящая. Жеманная Леди Крум в исполнении Екатерины Смирновой, харизматичная Полина Айрапетова в роли такой же харизматичной и неприступной писательницы Ханны Джарвис, ее «жених» Валентайн Каверли (Дмитрий Рудков, чертовски убедительный в этой роли), сестра Валентайна восемнадцатилетняя Хлоя – ее задорно играет София Лукиных. Ну и чтобы совсем не оставить шанса не полюбить этот спектакль, на сцене появится Юрий Буторин в роли эксцентричного профессора Бернарда Солоуэя. Бах! Такой «коктейль» из потрясающих артистов просто обречен на неминуемый успех.
Конечно, материал Тома Стоппарда – это вовсе не развлекательный контент. Он всегда направлен на думающего зрителя, такого, от которого театр будет требовать умственной работы, собственных логических выводов и заключений. Как будто из кусочков этого проникнутого английским духом паззла самому нужно сложить картину. «Аркадия» будто говорит нам: это вы теперь детективы, вы же сами понимаете, что тут происходит и как нам с этим быть, с этим внесценическим Байроном, с этой черепахой Плавтом, который символизирует время настолько буквально, что не просто легко перемещается внутри времен, но и существует как бы одновременно в двух мирах, невольно выполняя роль «ползунка» в таймлане. При всей своей сложности у Каменьковича получился интересный, живой и, если можно так сказать, комфортный спектакль. «Аркадия» — это райское место, наверняка в реальности не существующее, но у нас с вами есть шанс попасть в него хотя бы на четыре часа.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008