Суть вещей
Сейчас, когда степень энтропии нашего мироздания зашкаливает, как никогда, задуматься о том, что в силу второго закона термодинамики мир и человечество вообще-то обречены, кажется вполне своевременным. Английский драматург Том Стоппард написал свою пьесу «Аркадия» (1993) в числе прочего и об этом, а режиссер Евгений Каменькович, заметивший ее сразу, как только она была переведена Ольгой Варшавер и издана в 1996 году, решил сегодня о ней напомнить.
Каменькович предлагал «Аркадию» к постановке еще в сезоне 1997–1998 годов Театру на Малой Бронной (десяток лет спустя ее поставил здесь Сергей Голомазов). Но именно в том сезоне команда Сергея Женовача, возглавлявшего театр, вынуждена была его покинуть, и Каменькович, не отказавшись от намерения, воплотил свой замысел в дипломном спектакле курса Петра Фоменко на режиссерском факультете ГИТИСа (1999).
Прошла четверть века, и нынешний художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович снова обратился к «Аркадии», пьесе сколь интеллектуальной, столь и многослойной. Эти свойства явно и восхищали, и пугали режиссера, а потому, кажется, он решил подстраховаться разнообразными научно-популярными комментариями (о математических формулах, физических законах, поэзии, живописи и ландшафтной архитектуре), введенными, впрочем, в спектакль игриво и игрово.
Два параллельно разворачивающихся сюжета разных веков изощренно и неотвратимо двигаются у Стоппарда навстречу друг другу. Начало XIX века и конец XX-го, эпоха Байрона и скачок научно-технического прогресса 1990-х идут на сближение. Обстановка одна и та же, поскольку события происходят хоть и в далекие друг от друга времена, но в комнатах одного и того же поместья Сидли-парк в Дербишире, Англия. Сценограф Алексей Трегубов возводит конструкцию, разрезающую пополам просторную библиотеку семейства лорда Крума: одна половина комнаты оказывается в левой части сцены, вторая – в правой. Половинки зеркально отражают друг друга, даже ковер разрезан по диагонали – так, чтобы во втором действии и он, и стены с книжными полками, и, окна, и двери могли бы идеально сойтись в единое целое.
Поначалу лишь дворецкому Джелаби (Павел Яковлев) и черепахе Плавту, медленно перемещающейся из конца в конец авансцены, позволено нарушать границы веков. Но чем смелее юная Томасина (Екатерина Новокрещенова) предугадывает открытия будущего, ставя в тупик своего домашнего учителя Септимуса (Федор Малышев), однокашника Байрона, чем ближе подходят к разгадке событий прошлого литературоведы Ханна (Полина Айрапетова) и Бернард (Юрий Буторин) и математик Валентайн (Дмитрий Рудков), тем чаще они оказываются в библиотеке все вместе, не замечая, но чувствуя волнующее сближение времен. Трепет от накатывающего прозрения, тревожного приближения искомого – проявления контура истины, каждый из них испытывает по-своему: Томасина – восторженно, Септимус – с подозрением, Ханна – с опасливым скепсисом, Бернард – бравурно-комично. Все они, однако, норовят дотянуться до того, что прочие сочли бы недостижимым или непостижимым. На поставленные самим себе вопросы лучшие из них готовы не только отвечать «да» и «нет», но прибавлять «хотя…» – удлиняя путь к окончательному выводу и превращая его тем самым в строго обоснованный.
Пьеса Стоппарда, со всем ее интеллектуализмом, любовными страстями, пародиями, карикатурами и архивно-детективными линиями, закрученными вокруг внесценического Байрона и его пребывания в Сидли-парке, чрезвычайно сложно выстроена. В одной части сцены пытаются по самым странным документам, вроде охотничьих книг, воссоздать то, что происходит в другой почти двумя столетиями раньше. В частности, заполнить «слепое пятно» в байроноведении – 10 апреля 1809 г. – и установить связь с последующими событиями в биографии английского поэта.
Здесь произносят страстные монологи о нервном срыве романтического мироощущения, о деградации от разума к чувству, о превращении науки «в эдакого Пикассо» и о поглумившемся над всеми математике Ферма (его занимавшая умы теорема была доказана только в следующем году после выхода «Аркадии»). Томасина, словно маленький Наполеон, высказывает гипотезу и взблескивает глазами, вскакивает на стул и закладывает за уши гусиные перья, Бернард взлетает на библиотечную стремянку, Валентайн утыкается взглядом в допотопный, для нас сегодняшних, ноутбук, Ханна в раздумье пристраивается на подоконнике, Септимус скрещивает руки на груди. Герои мыслят вслух и ищут суть вещей, попутно взрослея или старея, влюбляясь или разочаровываясь, сжигая записки и анализируя строки писем, вызывая на дуэль или увиливая от нее. Прошлое и будущее всматриваются друг в друга, провидения и прозрения смешиваются, словно варенье в рисовом пудинге, а потому оказывается чрезвычайно трудно отделить истину от заблуждения.
В интеллектуализме и зрелищности спектакля – сюда включается и детективная интрига – сконцентрированы и уязвимость, и победительность этой работы. На фоне всеобщей энтропии игровое начало сегодня свидетельствует, что жизнь не сдается без боя.
Большинству актеров дана задача не из простых – быть убедительными, передавая процесс мышления, дерзающего посягать на неочевидное. Екатерина Новокрещеновой это удается так же играючи, как совершает интуитивные открытия ее вольнодумная героиня. Актриса естественна и лукава и в облике 13-летней непоседливой девочки, и в образе трогательной и необыкновенно талантливой девушки накануне ее 17-летия и одновременно гибели, и – что улавливает не всякий в зрительном зале – в роли безмолвного подростка Гаса из другой эпохи. В надвинутой на глаза бейсболке, не терпящий малейшего повышения голоса, он раз за разом отыскивает в дебрях старого дома ровно те документы, которые нужны Ханне для подтверждения ее версий, и, сияя робкой улыбкой, вручает.
Нащупав то, что впоследствии назовут вторым законом термодинамики, Томасина осознала неизбежность остывания планет, но сгорела в огне пожара. Осознавший гениальность своей ученицы Септимус скатился в безумие и отшельничество, исписав тонны бумаги в попытках доказать тот самый конец света – на смену интерьеру библиотеки художник Алексей Трегубов выводит на подмостки бумажное пространство вселенной, испещренное рисунками и формулами. По Стоппарду, сведения о Томасине, Септимусе и второстепенных персонажах, вроде поэта Эзры Чейтера (Иван Верховых), переквалифицировавшегося в ботаники, каким-то образом все-таки добрались до потомков – хотя обстоятельства их судеб явно не были задокументированы, в отличие от байроновских. Как объяснял когда-то рыдающей по сгоревшей дотла Александрийской библиотеке девочке ее наставник: «Чем подсчитывать убытки, прикинем лучше, что осталось в целости и сохранности Мы подбираем и, одновременно, роняем. Мы – путники, которые должны удерживать весь свой скарб в руках. Выроним – подберут те, кто идет следом. Наш путь долог, а жизнь коротка. Мы умираем в дороге. И на этой дороге скапливается весь скарб человечества. Ничто не пропадает бесследно».
И учителю Септимусу, и драматургу Стоппарду, и режиссеру Каменьковичу видится в этом утверждении надежда: прогресс мысли неостановим, «ничто не пропадает бесследно». Надо только «судить и думать, быть самим собой» – как в байроновской строке (во время антракта фрагменты поэтического наследия Байрона под шапкой «Избранное» высвечиваются на закрывающий декорацию экран). Ведь, как известно, материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только меняет формы своего бытия. Так и людские поступки – не проходят бесследно. В историю вписан каждый, и она, пусть с отсрочкой, вычленит мелодию из шума – откроет истину, как ее ни подтасовывай. Даже если мир и человечество ждет гибель.
Источник: «Экран и сцена»
Каменькович предлагал «Аркадию» к постановке еще в сезоне 1997–1998 годов Театру на Малой Бронной (десяток лет спустя ее поставил здесь Сергей Голомазов). Но именно в том сезоне команда Сергея Женовача, возглавлявшего театр, вынуждена была его покинуть, и Каменькович, не отказавшись от намерения, воплотил свой замысел в дипломном спектакле курса Петра Фоменко на режиссерском факультете ГИТИСа (1999).
Прошла четверть века, и нынешний художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович снова обратился к «Аркадии», пьесе сколь интеллектуальной, столь и многослойной. Эти свойства явно и восхищали, и пугали режиссера, а потому, кажется, он решил подстраховаться разнообразными научно-популярными комментариями (о математических формулах, физических законах, поэзии, живописи и ландшафтной архитектуре), введенными, впрочем, в спектакль игриво и игрово.
Два параллельно разворачивающихся сюжета разных веков изощренно и неотвратимо двигаются у Стоппарда навстречу друг другу. Начало XIX века и конец XX-го, эпоха Байрона и скачок научно-технического прогресса 1990-х идут на сближение. Обстановка одна и та же, поскольку события происходят хоть и в далекие друг от друга времена, но в комнатах одного и того же поместья Сидли-парк в Дербишире, Англия. Сценограф Алексей Трегубов возводит конструкцию, разрезающую пополам просторную библиотеку семейства лорда Крума: одна половина комнаты оказывается в левой части сцены, вторая – в правой. Половинки зеркально отражают друг друга, даже ковер разрезан по диагонали – так, чтобы во втором действии и он, и стены с книжными полками, и, окна, и двери могли бы идеально сойтись в единое целое.
Поначалу лишь дворецкому Джелаби (Павел Яковлев) и черепахе Плавту, медленно перемещающейся из конца в конец авансцены, позволено нарушать границы веков. Но чем смелее юная Томасина (Екатерина Новокрещенова) предугадывает открытия будущего, ставя в тупик своего домашнего учителя Септимуса (Федор Малышев), однокашника Байрона, чем ближе подходят к разгадке событий прошлого литературоведы Ханна (Полина Айрапетова) и Бернард (Юрий Буторин) и математик Валентайн (Дмитрий Рудков), тем чаще они оказываются в библиотеке все вместе, не замечая, но чувствуя волнующее сближение времен. Трепет от накатывающего прозрения, тревожного приближения искомого – проявления контура истины, каждый из них испытывает по-своему: Томасина – восторженно, Септимус – с подозрением, Ханна – с опасливым скепсисом, Бернард – бравурно-комично. Все они, однако, норовят дотянуться до того, что прочие сочли бы недостижимым или непостижимым. На поставленные самим себе вопросы лучшие из них готовы не только отвечать «да» и «нет», но прибавлять «хотя…» – удлиняя путь к окончательному выводу и превращая его тем самым в строго обоснованный.
Пьеса Стоппарда, со всем ее интеллектуализмом, любовными страстями, пародиями, карикатурами и архивно-детективными линиями, закрученными вокруг внесценического Байрона и его пребывания в Сидли-парке, чрезвычайно сложно выстроена. В одной части сцены пытаются по самым странным документам, вроде охотничьих книг, воссоздать то, что происходит в другой почти двумя столетиями раньше. В частности, заполнить «слепое пятно» в байроноведении – 10 апреля 1809 г. – и установить связь с последующими событиями в биографии английского поэта.
Здесь произносят страстные монологи о нервном срыве романтического мироощущения, о деградации от разума к чувству, о превращении науки «в эдакого Пикассо» и о поглумившемся над всеми математике Ферма (его занимавшая умы теорема была доказана только в следующем году после выхода «Аркадии»). Томасина, словно маленький Наполеон, высказывает гипотезу и взблескивает глазами, вскакивает на стул и закладывает за уши гусиные перья, Бернард взлетает на библиотечную стремянку, Валентайн утыкается взглядом в допотопный, для нас сегодняшних, ноутбук, Ханна в раздумье пристраивается на подоконнике, Септимус скрещивает руки на груди. Герои мыслят вслух и ищут суть вещей, попутно взрослея или старея, влюбляясь или разочаровываясь, сжигая записки и анализируя строки писем, вызывая на дуэль или увиливая от нее. Прошлое и будущее всматриваются друг в друга, провидения и прозрения смешиваются, словно варенье в рисовом пудинге, а потому оказывается чрезвычайно трудно отделить истину от заблуждения.
В интеллектуализме и зрелищности спектакля – сюда включается и детективная интрига – сконцентрированы и уязвимость, и победительность этой работы. На фоне всеобщей энтропии игровое начало сегодня свидетельствует, что жизнь не сдается без боя.
Большинству актеров дана задача не из простых – быть убедительными, передавая процесс мышления, дерзающего посягать на неочевидное. Екатерина Новокрещеновой это удается так же играючи, как совершает интуитивные открытия ее вольнодумная героиня. Актриса естественна и лукава и в облике 13-летней непоседливой девочки, и в образе трогательной и необыкновенно талантливой девушки накануне ее 17-летия и одновременно гибели, и – что улавливает не всякий в зрительном зале – в роли безмолвного подростка Гаса из другой эпохи. В надвинутой на глаза бейсболке, не терпящий малейшего повышения голоса, он раз за разом отыскивает в дебрях старого дома ровно те документы, которые нужны Ханне для подтверждения ее версий, и, сияя робкой улыбкой, вручает.
Нащупав то, что впоследствии назовут вторым законом термодинамики, Томасина осознала неизбежность остывания планет, но сгорела в огне пожара. Осознавший гениальность своей ученицы Септимус скатился в безумие и отшельничество, исписав тонны бумаги в попытках доказать тот самый конец света – на смену интерьеру библиотеки художник Алексей Трегубов выводит на подмостки бумажное пространство вселенной, испещренное рисунками и формулами. По Стоппарду, сведения о Томасине, Септимусе и второстепенных персонажах, вроде поэта Эзры Чейтера (Иван Верховых), переквалифицировавшегося в ботаники, каким-то образом все-таки добрались до потомков – хотя обстоятельства их судеб явно не были задокументированы, в отличие от байроновских. Как объяснял когда-то рыдающей по сгоревшей дотла Александрийской библиотеке девочке ее наставник: «Чем подсчитывать убытки, прикинем лучше, что осталось в целости и сохранности Мы подбираем и, одновременно, роняем. Мы – путники, которые должны удерживать весь свой скарб в руках. Выроним – подберут те, кто идет следом. Наш путь долог, а жизнь коротка. Мы умираем в дороге. И на этой дороге скапливается весь скарб человечества. Ничто не пропадает бесследно».
И учителю Септимусу, и драматургу Стоппарду, и режиссеру Каменьковичу видится в этом утверждении надежда: прогресс мысли неостановим, «ничто не пропадает бесследно». Надо только «судить и думать, быть самим собой» – как в байроновской строке (во время антракта фрагменты поэтического наследия Байрона под шапкой «Избранное» высвечиваются на закрывающий декорацию экран). Ведь, как известно, материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только меняет формы своего бытия. Так и людские поступки – не проходят бесследно. В историю вписан каждый, и она, пусть с отсрочкой, вычленит мелодию из шума – откроет истину, как ее ни подтасовывай. Даже если мир и человечество ждет гибель.
Источник: «Экран и сцена»
Мария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Ни при чемДина Годер, «Время новостей», 31.03.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- В стране ментов и воровОльга Егошина, «Новые Известия», 25.03.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Попытка полетаНаталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008