Памяти Николая Трофимова
О Трофимове столько говорено, столько написано… Это был великий артист-комик. Комики вообще большая редкость. Георгий Александрович Товстоногов называл его лучшим комиком мира и сравнивал с Чарли Чаплиным. Для меня Чарли Чаплин — великий трагикомический артист, а Николай Николаевич Трофимов — не только комик, но и лирик, и поэт. Он был очень светлой личностью. И меня по сей день потрясает, как у него получалось, имея огромную популярность, любовь народа, пройдя колоссальный жизненный, творческий путь, и в восемьдесят пять лет сохранять в себе чистоту, свет, теплое отношение к людям. Это очень трудно. Николая Трофимова любили все, ему всё прощали. Он частенько забывал текст, но играл так, что становилось неважно, верны его реплики или нет, ведь он всегда играл тему, которую несет его герой, он как бы растворялся в нем.
Можно было бесконечно слушать в его исполнении «Стакан» Зощенко, который он читал с первого курса театрального института и до последнего дня своей жизни. Я сотни раз слушал и сотни раз, как в первый, смеялся до слез. Это было так трогательно, так душевно.
В день его 85-летнего юбилея, который мы отмечали 21 января прошлого года, я в поздравление спел для Николая Николаевича песню «Когда проходит молодость»… А уже в ноябре я принес на панихиду запись песни «Журавли» в исполнении М. Бернеса. Для меня было большой неожиданностью, когда за три дня до прощания наш звукорежиссер Г. В. Изотов обратился к актерам — нет ли у кого «Журавлей» в исполнении Бернеса. Я сказал, что у меня есть и я принесу…
И когда на панихиде звучала песня «Журавли», мне казалось, что Николай Николаевич слышит. Слезы удержать было невозможно. Никогда не думал, что это его любимая песня и он при жизни обратится с просьбой, чтоб на панихиде звучала именно она… мы выносили под нее гроб.
Он всю жизнь был солдатом, он всю жизнь тянул эту солдатскую лямку. Я не знаю, кто он был — капитан запаса, майор… Знаю, что у него орден Великой Отечественной войны. Знаю, что для него самым лучшим и светлым праздником был День Победы.
И знаю, что он сам при жизни выбрал слова для прощания с нами:
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Николай Николаевич Трофимов остается в моей памяти солдатом Колей Трофимовым. Он все 85 лет честно отслужил театру, имея все звания, все награды и оставаясь все же рядовым Колей Трофимовым.
Леонид Неведомский
Еще в студенческие годы, когда я в первый раз увидел Н. Н. Трофимова на сцене театра Комедии, я был поражен его игрой в «Трагике поневоле» по Чехову. Его герой появлялся нагруженный целым ворохом вещей, в руках у него был большой стеклянный шар, который он всячески оберегал, но, в конце концов, разбивал его, неловко выпустив из рук. Трофимов — самый органичный артист, которого я в своей жизни видел. Переиграть его было невозможно, у него потрясающее обаяние… Он один из пяти лучших комиков мира!
Я пришел в БДТ в 1961 году, а через несколько лет пригласили Николая Николаевича. И мы с ним играли вместе в «Ревизоре». Он был блистательным Хлоповым. В маленькой роли привлекал к себе внимание зала и заставлял его смеяться, а вроде бы ничего особенного не делал. Потом мы пересеклись в «Мещанах». Я всегда смотрел, как он играл Перчихина, а Лебедев Бессеменова. Конечно, там был стопроцентный актерский ансамбль. Но Перчихина Трофимов играл грандиозно. Это было моментом настоящего искусства. Навсегда запомнилась мне фраза, сказанная им в спектакле «Тоот, другие и майор». В эпизоде, когда одна из матерей отдавала своего сына в армию, Трофимов-Майор говорил ей: «Возьмем к нам в штаб. В штабе хорошо топят». И говорил так, что я эту интонацию на всю жизнь запомнил. В одной фразе он сумел высказать и превосходство, и снисхождение, и простую человеческую заботу, хотя играл отрицательного героя. Вроде бы ничего не значащая фраза, а врезалась в память навек. Он всегда был предельно точен. И, не побоюсь этого слова, он и не играл, а жил. А жить на сцене — это самое трудное. В любом жанре у него была своя мера, он никогда не наигрывал. Люди всегда ему верили, а это самое главное.
Быть его партнером было очень легко. В диалоге с ним по определению невозможно было солгать. Вообще в нашем театре все так играли, с любым актером было интересно. К сожалению, старая гвардия уходит.
Как-то он сказал мне: «Жора, называй меня Колей», — хотя был старше лет на четырнадцать. А меня всегда называл Жорик. Еще одной замечательной чертой была его всегдашняя готовность помочь. Он не был равнодушным человеком и артистом. Коля мог просто подойти после спектакля и очень искренне… не пожурить, а подсказать, по-дружески, мягко и скромно поделиться знанием, указав на увиденный им недостаток твоей работы, и это всегда очень помогало. Вот в этом он был действительно настоящий человек искусства.
Георгий Штиль
Познакомились мы с Колей в театре Балтийского флота, где оба служили во время войны. Это был 1942 год. Там мы работали до 1945-го, а потом наши пути разошлись. Меня отозвали в БДТ, театр к этому времени вернулся в Ленинград, и Коля демобилизовался.
Спустя годы мы встретились с ним уже в нашем Большом драматическом театре, когда его пригласил Георгий Александрович Товстоногов. Поначалу мы редко играли вместе. А вот когда началась работа над «Ханумой», то мы с Николаем Николаевичем составили тесный актерский дуэт и началась наша творческая дружба.
Мы довольно часто вместе ездили на концерты, играя отрывки из спектакля. Коля замечательный артист! Особенно был хорош, когда репетировал: так любил импровизировать, и у него это хорошо и легко получалось. Он даже потом мог хуже играть… Бывало, забывал слова, к сожалению, но умел попасть в общий ритм, он был очень музыкальным, и все становилось на места.
Мне очень жаль, что он ушел из жизни. Он очень любил жизнь и хотел до последней минуты работать. И работал. Пикквика играл до последних дней. И еще преподавал студентам актерское мастерство. Я спрашивала его порой: «Коленька, ведь это довольно тяжело, зачем ты это делаешь?» А он отвечал: «Ты знаешь, они играют, и я с ними играю. Мне скучно, я должен репетировать. Я с ними прохожу какой-нибудь отрывок, и мне кажется, что это я репетирую. Им хорошо — и мне хорошо». Он очень любил свою работу и театр. Он всегда мечтал играть. И когда объявили, что будем ставить «Дорогую Памелу», которую выпустили к моему юбилею, он тоже хотел сыграть в этом спектакле Сола Бозо, которого играет сейчас Геннадий Богачев. Он говорил мне: «Как я хочу сыграть эту роль…». Но я видела, что сил у него было не так много. И вот инсульт, один за другим.
И Коли не стало…
Это очень большая потеря и для театра, и для людей, которые с ним были вместе. Для меня он из тех, память о ком не померкнет никогда.
Людмила Макарова
Можно было бесконечно слушать в его исполнении «Стакан» Зощенко, который он читал с первого курса театрального института и до последнего дня своей жизни. Я сотни раз слушал и сотни раз, как в первый, смеялся до слез. Это было так трогательно, так душевно.
В день его 85-летнего юбилея, который мы отмечали 21 января прошлого года, я в поздравление спел для Николая Николаевича песню «Когда проходит молодость»… А уже в ноябре я принес на панихиду запись песни «Журавли» в исполнении М. Бернеса. Для меня было большой неожиданностью, когда за три дня до прощания наш звукорежиссер Г. В. Изотов обратился к актерам — нет ли у кого «Журавлей» в исполнении Бернеса. Я сказал, что у меня есть и я принесу…
И когда на панихиде звучала песня «Журавли», мне казалось, что Николай Николаевич слышит. Слезы удержать было невозможно. Никогда не думал, что это его любимая песня и он при жизни обратится с просьбой, чтоб на панихиде звучала именно она… мы выносили под нее гроб.
Он всю жизнь был солдатом, он всю жизнь тянул эту солдатскую лямку. Я не знаю, кто он был — капитан запаса, майор… Знаю, что у него орден Великой Отечественной войны. Знаю, что для него самым лучшим и светлым праздником был День Победы.
И знаю, что он сам при жизни выбрал слова для прощания с нами:
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Николай Николаевич Трофимов остается в моей памяти солдатом Колей Трофимовым. Он все 85 лет честно отслужил театру, имея все звания, все награды и оставаясь все же рядовым Колей Трофимовым.
Леонид Неведомский
Еще в студенческие годы, когда я в первый раз увидел Н. Н. Трофимова на сцене театра Комедии, я был поражен его игрой в «Трагике поневоле» по Чехову. Его герой появлялся нагруженный целым ворохом вещей, в руках у него был большой стеклянный шар, который он всячески оберегал, но, в конце концов, разбивал его, неловко выпустив из рук. Трофимов — самый органичный артист, которого я в своей жизни видел. Переиграть его было невозможно, у него потрясающее обаяние… Он один из пяти лучших комиков мира!
Я пришел в БДТ в 1961 году, а через несколько лет пригласили Николая Николаевича. И мы с ним играли вместе в «Ревизоре». Он был блистательным Хлоповым. В маленькой роли привлекал к себе внимание зала и заставлял его смеяться, а вроде бы ничего особенного не делал. Потом мы пересеклись в «Мещанах». Я всегда смотрел, как он играл Перчихина, а Лебедев Бессеменова. Конечно, там был стопроцентный актерский ансамбль. Но Перчихина Трофимов играл грандиозно. Это было моментом настоящего искусства. Навсегда запомнилась мне фраза, сказанная им в спектакле «Тоот, другие и майор». В эпизоде, когда одна из матерей отдавала своего сына в армию, Трофимов-Майор говорил ей: «Возьмем к нам в штаб. В штабе хорошо топят». И говорил так, что я эту интонацию на всю жизнь запомнил. В одной фразе он сумел высказать и превосходство, и снисхождение, и простую человеческую заботу, хотя играл отрицательного героя. Вроде бы ничего не значащая фраза, а врезалась в память навек. Он всегда был предельно точен. И, не побоюсь этого слова, он и не играл, а жил. А жить на сцене — это самое трудное. В любом жанре у него была своя мера, он никогда не наигрывал. Люди всегда ему верили, а это самое главное.
Быть его партнером было очень легко. В диалоге с ним по определению невозможно было солгать. Вообще в нашем театре все так играли, с любым актером было интересно. К сожалению, старая гвардия уходит.
Как-то он сказал мне: «Жора, называй меня Колей», — хотя был старше лет на четырнадцать. А меня всегда называл Жорик. Еще одной замечательной чертой была его всегдашняя готовность помочь. Он не был равнодушным человеком и артистом. Коля мог просто подойти после спектакля и очень искренне… не пожурить, а подсказать, по-дружески, мягко и скромно поделиться знанием, указав на увиденный им недостаток твоей работы, и это всегда очень помогало. Вот в этом он был действительно настоящий человек искусства.
Георгий Штиль
Познакомились мы с Колей в театре Балтийского флота, где оба служили во время войны. Это был 1942 год. Там мы работали до 1945-го, а потом наши пути разошлись. Меня отозвали в БДТ, театр к этому времени вернулся в Ленинград, и Коля демобилизовался.
Спустя годы мы встретились с ним уже в нашем Большом драматическом театре, когда его пригласил Георгий Александрович Товстоногов. Поначалу мы редко играли вместе. А вот когда началась работа над «Ханумой», то мы с Николаем Николаевичем составили тесный актерский дуэт и началась наша творческая дружба.
Мы довольно часто вместе ездили на концерты, играя отрывки из спектакля. Коля замечательный артист! Особенно был хорош, когда репетировал: так любил импровизировать, и у него это хорошо и легко получалось. Он даже потом мог хуже играть… Бывало, забывал слова, к сожалению, но умел попасть в общий ритм, он был очень музыкальным, и все становилось на места.
Мне очень жаль, что он ушел из жизни. Он очень любил жизнь и хотел до последней минуты работать. И работал. Пикквика играл до последних дней. И еще преподавал студентам актерское мастерство. Я спрашивала его порой: «Коленька, ведь это довольно тяжело, зачем ты это делаешь?» А он отвечал: «Ты знаешь, они играют, и я с ними играю. Мне скучно, я должен репетировать. Я с ними прохожу какой-нибудь отрывок, и мне кажется, что это я репетирую. Им хорошо — и мне хорошо». Он очень любил свою работу и театр. Он всегда мечтал играть. И когда объявили, что будем ставить «Дорогую Памелу», которую выпустили к моему юбилею, он тоже хотел сыграть в этом спектакле Сола Бозо, которого играет сейчас Геннадий Богачев. Он говорил мне: «Как я хочу сыграть эту роль…». Но я видела, что сил у него было не так много. И вот инсульт, один за другим.
И Коли не стало…
Это очень большая потеря и для театра, и для людей, которые с ним были вместе. Для меня он из тех, память о ком не померкнет никогда.
Людмила Макарова
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991