Елена Камбурова: «Чудо еще может случиться. Но по недосмотру»
Елене Камбуровой не привыкать жить во времена, когда «пиар» не на ее стороне. К счастью для нее и для тех, кто приходит в ее театр и на концерты, им всегда есть, о чем поговорить. Меняются поколения, но люди в них остаются.
Я не в унынии, но поколения разные и люди в этих поколениях тоже. Но артиллерия, которая направлена сегодня на убиение душ человеческих, огромна. И это конкретное, ежедневное стреляние и попадание в души┘ Вот их и нет. Я не выступаю на огромных площадях и количество моих зрителей никак не сравнить с телевидением или радио. Но тем не менее именно в этих залах выходят с цветами совсем молоденькие, совсем из другого поколения. И чем больше я бываю в других городах, тем более молодой зал у меня. Вот какая-то интересная закономерность.
Значит, неправда, когда говорят, что все, абсолютно все┘
Нет. Но большинство. Понимаете, они настолько┘ Как без соски малыш не может, так и они.
А может, это просто атрофия? Нас этому учат разжуют, положат в красивую обертку и тогда, в сущности, выходит не важно, что там внутри.
Знаете, сейчас я уже могу так сказать, что у нас в театре жанр художественного чтения процветает. Жанр, который очень ценен. Потому что именно в нашей стране, как ни в какой другой, этот жанр был на таком высочайшем уровне. Эта революция все смела. Куда я ни приезжаю больше нигде ни одной афиши мастера художественного чтения не вижу. Хотя они есть и потрясающе работают. Те же Рафаэль Клейнер и Антонина Кузнецова. У них по 40 сольных программ. Я же помню, когда они работали в больших залах┘
Сейчас не собрать такой зал?
Они могли бы собрать. Моя аудитория вполне способна их слушать, потому что и там, и тут поэзия. Здесь она поющаяся, а там читающаяся. Надо сказать, что сейчас лицеи прямо закупают вечера. Тоня там читает. И зал битком набит. Сидят ребята, нормальные дети┘
Мне кажется, сейчас есть какое-то непонимание между публикой и мастерами. Почему-то многие считают, что публика пошла другая, она не поймет. Публика при этом кричит «Дайте, дайте!», а им все равно не дают. И тогда действительно начинаешь жевать жвачку, потому что кушать хочется┘
Не хватает, наверное, смелости у самих исполнителей. И у тех, кто приглашает. Те, кто приглашают боятся, что могут не собрать зал. Это же деньги. Их тоже можно понять, они не хотят быть в убытке. Мы едем и мы должны этот зал обязательно собрать, иначе нас в следующий раз просто не пригласят. И тогда невольно, психологически, исполнитель начинает подбирать что-то полегче, попроще┘ Я могу за себя сказать, что не иду на это. Я даю непростые упражнения, но иначе я не могу. Зато благодарность в конце дорогого стоит.
Значит, все-таки можно найти эту взаимосвязь и относиться к зрителю, как к идиоту, не надо?
Нет. Это просто огромное число выступальщиков считают зрителей идиотами. Они на это рассчитывают. Я смотрю иногда программы по телевидению, развлекательные, где вроде нормальное лицо, но смеется над такой пошлостью, над таким ужасом┘ И действительно, думаешь, кошмар.
Ну извините, рейтинг.
Рейтинг. Но тем не менее, если бы все сразу договорились поднимать зрителя, а не опускаться до него┘
Ой, а вы полагаете, можно договориться сейчас? Интеллигенция внутри самой себя может это сделать?
Нет, к сожалению┘ Далеки они от народа, да еще и разрознены. Удивительно.
А что произошло, почему пропало это ощущение плеча? Вот были все вместе и вдруг┘
Я вообще всегда чувствовала некое одиночество, и сейчас чувствую. Хотя мне очень родственны все. Но, понимаете, те, кто мне дороги, они и не ездят сейчас практически. Ездит антреприза┘ вот это все ниже пояса. Халтурят. Хотя как раз в провинции так хотят другого. Ну вот, смотрите, я себя приведу в пример, хотя это, может, и не очень красиво я же ничего для провинции не меняю. Что пою в Москве, то же самое пою в других городах.
Так, где нам врут-то? Когда говорят, что мы глупые, что мы хотим смеха и шоу? А кого не спросишь никто не хочет.
Знаете, когда-то Ролан Быков мне сказал очень точную фразу людям надо подсказывать их мнение. В этом смысле, все телевидение все время подсказывает телезрителям их мнение. И раз показывается эта огромная психология обыкновенного зрителя, ну значит так. Это, к сожалению, неискоренимо. Есть очень малый процент зрителей, которым в принципе интересно пойти на что-то, чего они не знают, а не просто на знакомое лицо. Полюбопытствовать в худшем случае, а в лучшем пойти на определенный вид общения. На определенное кино, спектакль┘
Но для того, чтобы это научиться воспринимать, нужна же база какая-то!
Да, но есть же такая часть! Хоть что делай, а она сохранилась! У меня было в первые после перестроечные годы очень тяжелое ощущение, когда вдруг страшно вздорожали билеты и получилось, что моя аудитория не могла попасть на концерт, пошли какие-то другие┘ Стало страшновато. А потом постепенно начало все обратно возвращаться.
Ну, я вот, например, не верю, что рынок нас съест. Ну, покусает┘
Он очень многое съел. Знаете, как баобабы, они же сейчас распространились на огромную часть территории культуры.
Ну, хорошо, это рынок. А когда просто на полку ставили кино или концерты не позволяли проводить, спектакли закрывали? Другой повод был, но, по сути, то же самое. Не такое переживали, знаете ли. И пережили, между прочим.
До перестройки я тоже все время на полке была. Цензура и все такое. И я помню маленький фрагмент времени, мою эйфорию, что вот, все, свобода. Теперь-то все будет. И телевидение достойное, и все остальное. Ничего подобного. Стена стала еще более плотной. Потому что свобода действительно вылилась во вседозволенность и пришли к руководству люди, у которых уже не идеологические партийные принципы, а принципы коммерческие. Но, если бы пришли бы по-настоящему, в хорошем смысле, патриоты России, которые бы поняли, что общество надо лечить и уже давно, и попытались бы сделать все возможное, чтобы все достойное было хотя бы на одном-двух каналах телевидения┘
А вы верите, что такое вообще возможно? Правда?
Мне почему-то кажется, что когда-нибудь┘ Я не застану это время. Но когда-нибудь, да. Вдруг вырастет другое поколение, другие начальники┘
Вы что? Откуда они возьмутся-то? Они растут на том, что мы имеем сейчас. Вот ровно на этом телевизоре, этой антрепризе и этих газетах.
Но вот представьте себе, вдруг кто-нибудь вырастет, как чудо. Станет начальником, от которого будет зависеть в государстве культурная политика. И он будет не один, потому что одного сразу съедят. Группа появится. Обратная культурная революция.
Откуда, Елена Антоновна?!
По недосмотру.
Ну, если только так┘
А я верю. Вот, вдруг начнут каким-то образом в детских садах, в лицеях┘ Они есть уже сейчас, просто их будет гораздо больше.
А умение сострадать будет?
Ну, ежели духовное начало тоже будет┘ Знаете, я недавно была в Архангельске. Можете себе представить, что один человек может повлиять так, что город, который не был совершенно моим, им станет? Один священник посчитал, что именно я должна обязательно приехать. У него приход, причем не просто приход, а люди, которых он развивает не только духовно. Идет огромная культурная и просветительская программа. До меня там были Юрский, Седакова┘ Я была потрясена этим залом. Они составили ядро двух моих сольных концертов! И весь зрительный зал подчинился их энергетике. Это были невероятные концерты и, плюс к этому, были две огромные встречи. По сегодняшним меркам, представьте одна была три часа, другая четыре.
И никто не встал и не побежал за пальто?
Никто! Это факты. Один человек. Священник Иоанн Привалов. Юрский приезжал к ним уже раза три. Но это же возможно везде, понимаете?
Почему же этого не происходит? Каждый смотрит на соседа и говорит: «Надо бы нам, конечно, собраться и плечом к плечу, но только, Вась, ты первый». А про умение сострадать я вообще молчу.
Ну, вот нам удалось сейчас памятник поставить «Сочувствие», на Менделеевской. Бездомной собаке. Группа наша, в которую входят главные режиссеры ведущих московских театров. Однако Лужков нас не принимает как раз. Вот, по поводу того, чтобы не начался сейчас опять отстрел собак в Москве┘ Да, ужас. Но каждый раз я приезжаю, люди собираются, притекают в эти залы. Конечно, есть среди них и те, кто ходит на всякое другое, но они проникаются энергией зала.
А как вам спущенное сверху госзаказом то же кино, например, или вот эти, помните, годовщины Пушкина праздновали с каретами по всему городу?
Да, я даже в дневнике где-то у себя это записала. Когда на какое-то летие Пушкина устроили вакханалию. Я заболела просто. Мне казалось, что все. Вот тут уж действительно, никаких надежд┘ Страшно было.
А как лечитесь?
Знаете, у меня, бывает, все опускается. Но работа Если бы я не выступала, было бы еще страшнее. Но я выхожу к зрителям, вижу их реакцию и их благодарность, их лица и их слезы. Это меня держит.
Вы философски относитесь к тому, что вас мало на радио, на телевидении┘
Философски. Я вынуждена так относиться, а как еще. Просто грустно, что есть люди, которые были бы рады такой встрече. Да┘ Я философски отношусь. Но даже не во мне дело. Рядом со мной вырастают певцы, которые могли бы. Я то разъезжаю, потому что пользуюсь, можно сказать, старыми связями, а их уже не берут, хотя они очень талантливы.
Ну, то, что с вами происходит, вообще просто чудо, тьфу-тьфу-тьфу. В полном вакууме┘
Да. А в театре у нас, напротив, проблема с местами. У нас маленький зал, некуда сажать зрителей.
Вас это удивляет или вы с самого начала знали, что это будет востребовано?
Нет, когда я начинала театр, это была в некотором роде авантюра. Мне очень хотелось, чтобы была возможность у других, чтобы они тоже могли репетировать и проводить песенные вечера. Но что это выльется в театр, у которого будет сейчас уже восемь, а готовятся еще два спектакля, и что они будут востребованы┘ Честно говоря, я этого не ожидала.
Смотрите, публика хочет, мы хотим, все хотят, а кто не хочет? Ну, кому Пушкин помешал? Или Бродский?
Я не знаю┘ Почему нужно так понизить уровень и без того не очень высокий┘ У нас была отдельная мощная прослойка интеллигенции, студенчество было совершенно другое, когда я начинала. Ведь это они, те студенты, могли слушать Матвееву и Окуджаву по 3-4 часа.
И ведь слушали не только потому, что это было под запретом?
Нет! Это даже модно было среди студенчества смотреть определенные фильмы. Каким-то образом умудрялись, и это при- том, что еще и не пускали, и запрещали┘
То есть мы можем жить только в состоянии бесконечной давки?
Парадокс. Там не было свободы, а здесь свобода есть, но нет другого┘ Это осознать моя бедная головка не в состоянии. Просто ирония какая-то. Нет объяснений.
А так хочется понять┘
Хочется. Но, знаете, я бы только, может быть, с точки зрения религиозной сказала, что каких-то сил бесовских гораздо больше┘
У этих бесовских сил есть конкретные имена и фамилии.
Да, есть. И мы их знаем. И, как говорится, вооружен и очень опасен. У них есть деньги, и не только. А потом многие театральные деятели очень боятся проиграть, боятся сесть на мель, боятся экспериментировать. Раньше все-таки гораздо больше было экспериментов. Больше доверия было зрителю.
Нет, подождите, интересно. Значит раньше, когда снимали, запрещали, по живому резали, никто не боялся, а теперь┘
А теперь да. Страх не собрать зал. Когда люди видят, что вокруг идет торговля всем остальным┘ Сейчас мы сделали спектакль по Булату Окуджаве. И полный зал. А вот Юрий Левитанский, чудесный поэт, мы хотим сделать спектакль по нему, и режиссер, которого я очень уважаю, говорит понимаете, я все-таки боюсь, что можем не собрать┘ А я не хочу бояться. Я хочу сделать. Я хочу, чтобы все-таки мы были бесстрашны. Если у нас есть ощущение, у меня есть, и есть люди┘ Ну, если бы так получилось, что все стали носорогами, тогда да, все, в деревню, в глушь. Но ведь они же есть! Вот ради них. Потому что если уже и мы перестанем что-то делать┘
А многие и перестали, потому что есть ощущение бессмысленности.
Есть. Но надо работать, делать свое дело. Не знаю, быть может, мне действительно просто больше повезло. Я разъезжаю. И я знаю, что кто-то еще и хотел бы, и мог бы, и вышел бы, и вышел бы достойно. Но их не пригласят и не дадут им этой возможности, это страшно. Сейчас вместо общения такая сплошная тусовка. Я почти все свои выступления заканчиваю песенкой на стихи Юрия Левитанского, и каждый куплет там заканчивается:
┘День прошел как не было, не поговорили┘
┘ Год прошел как не было, не поговорили┘
┘Жизнь прошла как не было, не поговорили┘
Вот идет суета, а сути жизни и сути разговора нет. А она есть! Почему я еще вспомнила про Архангельск, это для меня было потрясающим открытием, что такое возможно. Если это возможно в одном месте, значит, возможно везде. Людям просто интересно разговаривать и задавать вопросы, так как это было в 60-е, когда я начинала. Когда люди не спешили, когда все было другое. Это знаете, на что похоже? Вот вообще Россия удивительная земля, Святая Русь это не просто какие-то слова, она есть, в конкретных старцах, юродивых, она конкретна и это не только было, это есть и сегодня.
Ну, правильно, нет же глобального народа, есть конкретные люди.
Да! И они есть и сегодня. Закрывались храмы, теперь открылись. К сожалению, это не значит, что все они настоящие и все священники праведники, увы┘ Но они есть. И главное, что это сродни родникам, которые закапывали и сбрасывали в них нечистоты, а они все равно находили пути и снова открывались. Эти человеческие родники есть по всей России. Это я говорю точно, потому что я много езжу. Каждый месяц, два-три города, и могла бы больше, но все-таки театр, и должна быть в Москве.
В жизни гораздо больше сдавшихся, чем побежденных?
К сожалению, да. Но именно не сдавшиеся тянут. Они не дают эстафете упасть. Не дают заасфальтировать пути-тропинки.
Я не в унынии, но поколения разные и люди в этих поколениях тоже. Но артиллерия, которая направлена сегодня на убиение душ человеческих, огромна. И это конкретное, ежедневное стреляние и попадание в души┘ Вот их и нет. Я не выступаю на огромных площадях и количество моих зрителей никак не сравнить с телевидением или радио. Но тем не менее именно в этих залах выходят с цветами совсем молоденькие, совсем из другого поколения. И чем больше я бываю в других городах, тем более молодой зал у меня. Вот какая-то интересная закономерность.
Значит, неправда, когда говорят, что все, абсолютно все┘
Нет. Но большинство. Понимаете, они настолько┘ Как без соски малыш не может, так и они.
А может, это просто атрофия? Нас этому учат разжуют, положат в красивую обертку и тогда, в сущности, выходит не важно, что там внутри.
Знаете, сейчас я уже могу так сказать, что у нас в театре жанр художественного чтения процветает. Жанр, который очень ценен. Потому что именно в нашей стране, как ни в какой другой, этот жанр был на таком высочайшем уровне. Эта революция все смела. Куда я ни приезжаю больше нигде ни одной афиши мастера художественного чтения не вижу. Хотя они есть и потрясающе работают. Те же Рафаэль Клейнер и Антонина Кузнецова. У них по 40 сольных программ. Я же помню, когда они работали в больших залах┘
Сейчас не собрать такой зал?
Они могли бы собрать. Моя аудитория вполне способна их слушать, потому что и там, и тут поэзия. Здесь она поющаяся, а там читающаяся. Надо сказать, что сейчас лицеи прямо закупают вечера. Тоня там читает. И зал битком набит. Сидят ребята, нормальные дети┘
Мне кажется, сейчас есть какое-то непонимание между публикой и мастерами. Почему-то многие считают, что публика пошла другая, она не поймет. Публика при этом кричит «Дайте, дайте!», а им все равно не дают. И тогда действительно начинаешь жевать жвачку, потому что кушать хочется┘
Не хватает, наверное, смелости у самих исполнителей. И у тех, кто приглашает. Те, кто приглашают боятся, что могут не собрать зал. Это же деньги. Их тоже можно понять, они не хотят быть в убытке. Мы едем и мы должны этот зал обязательно собрать, иначе нас в следующий раз просто не пригласят. И тогда невольно, психологически, исполнитель начинает подбирать что-то полегче, попроще┘ Я могу за себя сказать, что не иду на это. Я даю непростые упражнения, но иначе я не могу. Зато благодарность в конце дорогого стоит.
Значит, все-таки можно найти эту взаимосвязь и относиться к зрителю, как к идиоту, не надо?
Нет. Это просто огромное число выступальщиков считают зрителей идиотами. Они на это рассчитывают. Я смотрю иногда программы по телевидению, развлекательные, где вроде нормальное лицо, но смеется над такой пошлостью, над таким ужасом┘ И действительно, думаешь, кошмар.
Ну извините, рейтинг.
Рейтинг. Но тем не менее, если бы все сразу договорились поднимать зрителя, а не опускаться до него┘
Ой, а вы полагаете, можно договориться сейчас? Интеллигенция внутри самой себя может это сделать?
Нет, к сожалению┘ Далеки они от народа, да еще и разрознены. Удивительно.
А что произошло, почему пропало это ощущение плеча? Вот были все вместе и вдруг┘
Я вообще всегда чувствовала некое одиночество, и сейчас чувствую. Хотя мне очень родственны все. Но, понимаете, те, кто мне дороги, они и не ездят сейчас практически. Ездит антреприза┘ вот это все ниже пояса. Халтурят. Хотя как раз в провинции так хотят другого. Ну вот, смотрите, я себя приведу в пример, хотя это, может, и не очень красиво я же ничего для провинции не меняю. Что пою в Москве, то же самое пою в других городах.
Так, где нам врут-то? Когда говорят, что мы глупые, что мы хотим смеха и шоу? А кого не спросишь никто не хочет.
Знаете, когда-то Ролан Быков мне сказал очень точную фразу людям надо подсказывать их мнение. В этом смысле, все телевидение все время подсказывает телезрителям их мнение. И раз показывается эта огромная психология обыкновенного зрителя, ну значит так. Это, к сожалению, неискоренимо. Есть очень малый процент зрителей, которым в принципе интересно пойти на что-то, чего они не знают, а не просто на знакомое лицо. Полюбопытствовать в худшем случае, а в лучшем пойти на определенный вид общения. На определенное кино, спектакль┘
Но для того, чтобы это научиться воспринимать, нужна же база какая-то!
Да, но есть же такая часть! Хоть что делай, а она сохранилась! У меня было в первые после перестроечные годы очень тяжелое ощущение, когда вдруг страшно вздорожали билеты и получилось, что моя аудитория не могла попасть на концерт, пошли какие-то другие┘ Стало страшновато. А потом постепенно начало все обратно возвращаться.
Ну, я вот, например, не верю, что рынок нас съест. Ну, покусает┘
Он очень многое съел. Знаете, как баобабы, они же сейчас распространились на огромную часть территории культуры.
Ну, хорошо, это рынок. А когда просто на полку ставили кино или концерты не позволяли проводить, спектакли закрывали? Другой повод был, но, по сути, то же самое. Не такое переживали, знаете ли. И пережили, между прочим.
До перестройки я тоже все время на полке была. Цензура и все такое. И я помню маленький фрагмент времени, мою эйфорию, что вот, все, свобода. Теперь-то все будет. И телевидение достойное, и все остальное. Ничего подобного. Стена стала еще более плотной. Потому что свобода действительно вылилась во вседозволенность и пришли к руководству люди, у которых уже не идеологические партийные принципы, а принципы коммерческие. Но, если бы пришли бы по-настоящему, в хорошем смысле, патриоты России, которые бы поняли, что общество надо лечить и уже давно, и попытались бы сделать все возможное, чтобы все достойное было хотя бы на одном-двух каналах телевидения┘
А вы верите, что такое вообще возможно? Правда?
Мне почему-то кажется, что когда-нибудь┘ Я не застану это время. Но когда-нибудь, да. Вдруг вырастет другое поколение, другие начальники┘
Вы что? Откуда они возьмутся-то? Они растут на том, что мы имеем сейчас. Вот ровно на этом телевизоре, этой антрепризе и этих газетах.
Но вот представьте себе, вдруг кто-нибудь вырастет, как чудо. Станет начальником, от которого будет зависеть в государстве культурная политика. И он будет не один, потому что одного сразу съедят. Группа появится. Обратная культурная революция.
Откуда, Елена Антоновна?!
По недосмотру.
Ну, если только так┘
А я верю. Вот, вдруг начнут каким-то образом в детских садах, в лицеях┘ Они есть уже сейчас, просто их будет гораздо больше.
А умение сострадать будет?
Ну, ежели духовное начало тоже будет┘ Знаете, я недавно была в Архангельске. Можете себе представить, что один человек может повлиять так, что город, который не был совершенно моим, им станет? Один священник посчитал, что именно я должна обязательно приехать. У него приход, причем не просто приход, а люди, которых он развивает не только духовно. Идет огромная культурная и просветительская программа. До меня там были Юрский, Седакова┘ Я была потрясена этим залом. Они составили ядро двух моих сольных концертов! И весь зрительный зал подчинился их энергетике. Это были невероятные концерты и, плюс к этому, были две огромные встречи. По сегодняшним меркам, представьте одна была три часа, другая четыре.
И никто не встал и не побежал за пальто?
Никто! Это факты. Один человек. Священник Иоанн Привалов. Юрский приезжал к ним уже раза три. Но это же возможно везде, понимаете?
Почему же этого не происходит? Каждый смотрит на соседа и говорит: «Надо бы нам, конечно, собраться и плечом к плечу, но только, Вась, ты первый». А про умение сострадать я вообще молчу.
Ну, вот нам удалось сейчас памятник поставить «Сочувствие», на Менделеевской. Бездомной собаке. Группа наша, в которую входят главные режиссеры ведущих московских театров. Однако Лужков нас не принимает как раз. Вот, по поводу того, чтобы не начался сейчас опять отстрел собак в Москве┘ Да, ужас. Но каждый раз я приезжаю, люди собираются, притекают в эти залы. Конечно, есть среди них и те, кто ходит на всякое другое, но они проникаются энергией зала.
А как вам спущенное сверху госзаказом то же кино, например, или вот эти, помните, годовщины Пушкина праздновали с каретами по всему городу?
Да, я даже в дневнике где-то у себя это записала. Когда на какое-то летие Пушкина устроили вакханалию. Я заболела просто. Мне казалось, что все. Вот тут уж действительно, никаких надежд┘ Страшно было.
А как лечитесь?
Знаете, у меня, бывает, все опускается. Но работа Если бы я не выступала, было бы еще страшнее. Но я выхожу к зрителям, вижу их реакцию и их благодарность, их лица и их слезы. Это меня держит.
Вы философски относитесь к тому, что вас мало на радио, на телевидении┘
Философски. Я вынуждена так относиться, а как еще. Просто грустно, что есть люди, которые были бы рады такой встрече. Да┘ Я философски отношусь. Но даже не во мне дело. Рядом со мной вырастают певцы, которые могли бы. Я то разъезжаю, потому что пользуюсь, можно сказать, старыми связями, а их уже не берут, хотя они очень талантливы.
Ну, то, что с вами происходит, вообще просто чудо, тьфу-тьфу-тьфу. В полном вакууме┘
Да. А в театре у нас, напротив, проблема с местами. У нас маленький зал, некуда сажать зрителей.
Вас это удивляет или вы с самого начала знали, что это будет востребовано?
Нет, когда я начинала театр, это была в некотором роде авантюра. Мне очень хотелось, чтобы была возможность у других, чтобы они тоже могли репетировать и проводить песенные вечера. Но что это выльется в театр, у которого будет сейчас уже восемь, а готовятся еще два спектакля, и что они будут востребованы┘ Честно говоря, я этого не ожидала.
Смотрите, публика хочет, мы хотим, все хотят, а кто не хочет? Ну, кому Пушкин помешал? Или Бродский?
Я не знаю┘ Почему нужно так понизить уровень и без того не очень высокий┘ У нас была отдельная мощная прослойка интеллигенции, студенчество было совершенно другое, когда я начинала. Ведь это они, те студенты, могли слушать Матвееву и Окуджаву по 3-4 часа.
И ведь слушали не только потому, что это было под запретом?
Нет! Это даже модно было среди студенчества смотреть определенные фильмы. Каким-то образом умудрялись, и это при- том, что еще и не пускали, и запрещали┘
То есть мы можем жить только в состоянии бесконечной давки?
Парадокс. Там не было свободы, а здесь свобода есть, но нет другого┘ Это осознать моя бедная головка не в состоянии. Просто ирония какая-то. Нет объяснений.
А так хочется понять┘
Хочется. Но, знаете, я бы только, может быть, с точки зрения религиозной сказала, что каких-то сил бесовских гораздо больше┘
У этих бесовских сил есть конкретные имена и фамилии.
Да, есть. И мы их знаем. И, как говорится, вооружен и очень опасен. У них есть деньги, и не только. А потом многие театральные деятели очень боятся проиграть, боятся сесть на мель, боятся экспериментировать. Раньше все-таки гораздо больше было экспериментов. Больше доверия было зрителю.
Нет, подождите, интересно. Значит раньше, когда снимали, запрещали, по живому резали, никто не боялся, а теперь┘
А теперь да. Страх не собрать зал. Когда люди видят, что вокруг идет торговля всем остальным┘ Сейчас мы сделали спектакль по Булату Окуджаве. И полный зал. А вот Юрий Левитанский, чудесный поэт, мы хотим сделать спектакль по нему, и режиссер, которого я очень уважаю, говорит понимаете, я все-таки боюсь, что можем не собрать┘ А я не хочу бояться. Я хочу сделать. Я хочу, чтобы все-таки мы были бесстрашны. Если у нас есть ощущение, у меня есть, и есть люди┘ Ну, если бы так получилось, что все стали носорогами, тогда да, все, в деревню, в глушь. Но ведь они же есть! Вот ради них. Потому что если уже и мы перестанем что-то делать┘
А многие и перестали, потому что есть ощущение бессмысленности.
Есть. Но надо работать, делать свое дело. Не знаю, быть может, мне действительно просто больше повезло. Я разъезжаю. И я знаю, что кто-то еще и хотел бы, и мог бы, и вышел бы, и вышел бы достойно. Но их не пригласят и не дадут им этой возможности, это страшно. Сейчас вместо общения такая сплошная тусовка. Я почти все свои выступления заканчиваю песенкой на стихи Юрия Левитанского, и каждый куплет там заканчивается:
┘День прошел как не было, не поговорили┘
┘ Год прошел как не было, не поговорили┘
┘Жизнь прошла как не было, не поговорили┘
Вот идет суета, а сути жизни и сути разговора нет. А она есть! Почему я еще вспомнила про Архангельск, это для меня было потрясающим открытием, что такое возможно. Если это возможно в одном месте, значит, возможно везде. Людям просто интересно разговаривать и задавать вопросы, так как это было в 60-е, когда я начинала. Когда люди не спешили, когда все было другое. Это знаете, на что похоже? Вот вообще Россия удивительная земля, Святая Русь это не просто какие-то слова, она есть, в конкретных старцах, юродивых, она конкретна и это не только было, это есть и сегодня.
Ну, правильно, нет же глобального народа, есть конкретные люди.
Да! И они есть и сегодня. Закрывались храмы, теперь открылись. К сожалению, это не значит, что все они настоящие и все священники праведники, увы┘ Но они есть. И главное, что это сродни родникам, которые закапывали и сбрасывали в них нечистоты, а они все равно находили пути и снова открывались. Эти человеческие родники есть по всей России. Это я говорю точно, потому что я много езжу. Каждый месяц, два-три города, и могла бы больше, но все-таки театр, и должна быть в Москве.
В жизни гораздо больше сдавшихся, чем побежденных?
К сожалению, да. Но именно не сдавшиеся тянут. Они не дают эстафете упасть. Не дают заасфальтировать пути-тропинки.
Анна Трефилова, ««Театрал»», 1.04.2007
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991