Двое из Дублина
В «Мастерской П. Фоменко» сыграли «Улисса»
Первым делом надо сказать, что это подвиг, совершенный режиссером Евгением Каменьковичем и актерами театра. Самый большой и самый загадочный роман ХХ века, «Улисс» Джеймса Джойса едва ли не во всем объеме представлен на сцене. Общеизвестно, что он труден для чтения, революционен по форме и языку, повлиял на всю последующую литературу и т. д. Словом, много ли тех, кто одолел его до конца? Я, увы, сломалась на 28-й странице, сдалась, позорно отступив перед пугающей глыбой. А Каменькович ее одолел. Мало того, и актеров за собой увлек. Рассказывают, они еще и «Одиссею» Гомера все вместе читали, потому как у Джойса прямые с ней ассоциации прослеживаются. Спросите, какое это имеет отношение к искусству театра? Отвечу самое прямое. Артисты «Мастерской» произносят этот литературно-изощренный, зашифрованный, многословный, ассоциативный текст так, будто вся эта философская, филологическая игра им нипочем. Будто они сами ее придумали и теперь вот дразнят нас, думать и разгадывать вынуждают.
Что это подвиг, многие согласны. Вот только особо строгие критики вопрос задают: «Для чего его совершали? Для каких таких задач?» И это, конечно, вопрос вопросов. Нелегко ответить. Впрочем, надо помнить, что создателям спектакля было гораздо труднее. Они ведь год целый его репетировали, он еще доходить будет, развиваться, дыхание набирать. А все же одна задача, похоже, для Каменьковича главная, ясна вполне. Познакомить публику с романом века, дать ей понять, что ничего такого недоступного в нем нет, надо только расслабиться, втянуться в этот завораживающий поток слов, звуков и образов, из которых в конце концов непременно высветится смысл.
Мелкий рекламный агент Леопольд Блум и школьный учитель, поэт Стивен Дедал ушли ранним утром 16 июня 1904 года из дому и весь день бродили по Дублину, сойдясь наконец поздней ночью. Собственно, это их путешествие и есть содержание огромного романа. Дом, школа, пляж, чьи-то похороны, улицы, редакция газеты, национальная библиотека, споры о Шекспире, случайные встречи, бордель и, наконец, снова дом. Обыденная (абсурдная, примитивная, возвышенная etc.) жизнь частного человека, как в микроскоп рассматриваемая, вот что явлено нам на сцене, и наблюдать ее интересно чрезвычайно. Прежде всего это красиво и изысканно сделано. Игра с тенями на заднике, остроумно использованные металлические конструкции с винтовыми лестницами (сценография Владимира Максимова). Мизансцены легки и стремительны. Стиль меняется, как и у Джойса, с издевательской скоростью. Утонченность переходит в откровенную грубость, а пародия устремляется к драме без всякого предупреждения. И, наконец, актеры. Тут все хороши Юрий Буторин (Стивен Дедал), Анатолий Горячев (Леопольд Блум) и те, кто играет дублинцев: Андрей Казаков, Олег Любимов, Алексей Колубков, Владимир Топцов, Василий Фирсов, Роза Шмуклер. Ну и, конечно, Полина Кутепова (Молли Блум). Огромным, минут на тридцать монологом она берет на себя финал спектакля и играет его поразительно сильно, как большая актриса.
Однако мы помним, что роман Джойса был для своего времени революционен. Спектакль «Мастерской П. Фоменко», не стану спорить, никакой революции в театре не совершил, ничего нового не изобрел. Он просто хорош, и все. Стоило ли тогда Джойса ставить? Еще как стоило! Я, например, уже за сотую страницу в романе перевалила. Спасибо Каменьковичу.
«Итоги», 9.02.2009
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009