Совершенно невероятное событие
Спектакль по «Женитьбе» Гоголя в Мастерской Петра Фоменко
В Мастерской Петра Фоменко — премьера: «Совершенно невероятное событие» по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». Постановщик — Евгений Каменькович, а режиссеров трое — они же исполняют в спектакле главные роли: Юрий Буторин, Мадлен Джабраилова и Иван Вакуленко.
Пьесу Гоголь начал писать в 1833 году, без малого 200 лет назад, а финальную версию опубликовал в 1842 году. Несмотря на то, что первые постановки успеха не имели, произведение оказалось невероятно живучим: его до сих пор активно ставят на подмостках ведущих театров. В чем же заключается такая актуальность “Женитьбы” для современности?
Свою пьесу, где главной темой было сватовство, автор задумывал как комедию. А известно, где есть сватовство, там есть и финальная точка: в те времена она была в церкви. Без этого произведение не казалось законченным, но Гоголь не планировал угождать публике. Вместо классического ромкомовского “жили они долго и счастливо” он высветил и высмеял характерные пороки своего времени на примере всем известного явления: брака по расчету.
Что удивительного было в этом явлении? Чтобы лучше понять спектакль, углубимся в историю XIX века и в то, как тогда тогда люди знакомились, встречались (а встречались ли?) и заключали союзы. 200 лет назад в сети спутника не найти — нет ни тиндера, ни интернета. Познакомиться в баре тоже не получится: в основном это были кабаки, и вход туда для женщин был практически закрыт, увы. Родовитые и состоятельные дворяне обычно женились на людях “своего круга”, знакомясь на балах и городских увеселениях. А куда и к кому идти людям других сословий, тем, кто хотел поправить свое материальное положение или изменить свой социальный статус? Здесь в свои права вступал характерный для того времени персонаж и главный двигатель сего процесса — сваха. Именно в ее власти было познакомить и свести между собой людей из разных социальных кругов, что, при удачном раскладе, заканчивалось венчанием.
Сюжет произведения Гоголя довольно прост: главную героиню, купеческую дочь Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) хотят выдать замуж. Тетушка (Елизавета Бойко) желает ее брака с купцом Стариковым (харизматичный Виталий Метлин), однако героиня мечтает только о дворянине, так как сама хочет стать дворянкой. Есть шесть кандидатов, два — за кадром. В итоге, остаются четверо претендентов на руку и сердце, а также на весьма солидный капитал. Все четверо — протеже свахи Феклы Ивановны (блестящая роль Мадлен Джабраиловой). Главный герой: Иван Кузьмич Подколесин (Иван Вакуленко), надворный советник, экспедитор (в переводе на современный язык — начальник отдела в некоем департаменте), – человек довольно вялый, аморфный, в чем-то предтеча Ильи Обломова. Три месяца он в сговоре со свахой, слушает ее рассказы, но предпринимать ничего не планирует. Волею судеб в дело вмешивается его приятель Кочкарев (его роль превосходно отыгрывает Юрий Буторин), эдакий и Хлестаков, и Остап Бендер, и Пушкин в одном лице. Кочкарев вовлекается в дело со всей страстью и силой. Что им движет, сложно сказать наверняка — Гоголь дает лишь намеки: когда-то та же сваха женила и его, и судя по всему тоже по расчету и неудачно, вот он и хочет, чтобы его товарищ плыл с ним в одной лодке по несчастью. Есть еще трое женихов, претендующих на “движимое и недвижимое имущество невесты”: экзекутор со смешной фамилией Яичница (Василий Фирсов), отставной офицер Анучкин (Томас Моцкус) и бывший моряк Жевакин (Степан Пьянков). Все они, на первый взгляд, в чем-то хороши. Кого же выбрать Агафье Тихоновне? Стоит отметить, что здесь купеческая невеста, в отличии от девушек других, более привилегированных сословий, пользовалась большей свободой и действительно могла выбирать, особенно при таком обилии кандидатов. Но нужна ли ей свадьба? Гоголь вкладывает в уста Агафьи Тихоновны фразу: “Вот жила, жила — а теперь приходится выходить замуж!”
Здесь и заключается ирония автора над всем происходящим. У каждого из персонажей своя цель и свой расчет, ни о каких глубоких чувствах здесь и речи нет. Всем управляет общественное мнение: невесте пора выходить замуж, хотя ей всего 27. У женихов другие мотивы: Яичница и Подколесин – начальники, в их положении уже принято было быть в браке. Все претенденты хотят с помощью женитьбы улучшить свое материальное положение, а Агафья Тихоновна – сословное. Но, к счастью ли, или к несчастью, никому не удастся осуществить задуманное. Финал раскрывать не будем, читайте Гоголя или идите в театр!
О постановке Мастерской Петра Фоменко, перефразируя название спектакля, хочется сказать так: почти “совершенно классическая постановка”. Сюда спокойно, без волнений могут прийти консервативные зрители, поклонники традиционного театра. Но классический здесь не значит скучный, а напротив, очень живой, игривый и веселый, с большим уважением к автору и его тексту.
В спектакле все актеры играют на высоком уровне. За сценографию отвечала известная художница Ирина Корина: создатели спектакля тонко заметили появление и распространение дагерротипа в Петербурге и сделали фотокарточки всех женихов.
По ходу пьесы зритель идет вместе с Гоголем, такое соответствие оригинальному тексту сейчас большая редкость. Не обошлось и без реверанса в сторону автора, все же в эпоху пост/мета модерна было бы странно обойтись без автора на сцене. Так и здесь — Гоголь мелькает то на портрете, то в виде подписи. Полемизируя и общаясь с создателем произведения, герои пьесы будто перекидывают мостик между прошлым и настоящим, между автором и зрителем. Появляется в спектакле и Пушкин, старший товарищ и автор идей для некоторых произведений Гоголя: его стихи декламирует Кочкарев в исполнении чудесного Юрия Буторина.
Подытожим. В спектакле нет ни одного момента, который бы смущал или вызывал вопросы: все плавно, красиво, тонко и иронично — именно так, как и задумывал Николай Васильевич Гоголь.
Источник: Porusski
Пьесу Гоголь начал писать в 1833 году, без малого 200 лет назад, а финальную версию опубликовал в 1842 году. Несмотря на то, что первые постановки успеха не имели, произведение оказалось невероятно живучим: его до сих пор активно ставят на подмостках ведущих театров. В чем же заключается такая актуальность “Женитьбы” для современности?
Свою пьесу, где главной темой было сватовство, автор задумывал как комедию. А известно, где есть сватовство, там есть и финальная точка: в те времена она была в церкви. Без этого произведение не казалось законченным, но Гоголь не планировал угождать публике. Вместо классического ромкомовского “жили они долго и счастливо” он высветил и высмеял характерные пороки своего времени на примере всем известного явления: брака по расчету.
Что удивительного было в этом явлении? Чтобы лучше понять спектакль, углубимся в историю XIX века и в то, как тогда тогда люди знакомились, встречались (а встречались ли?) и заключали союзы. 200 лет назад в сети спутника не найти — нет ни тиндера, ни интернета. Познакомиться в баре тоже не получится: в основном это были кабаки, и вход туда для женщин был практически закрыт, увы. Родовитые и состоятельные дворяне обычно женились на людях “своего круга”, знакомясь на балах и городских увеселениях. А куда и к кому идти людям других сословий, тем, кто хотел поправить свое материальное положение или изменить свой социальный статус? Здесь в свои права вступал характерный для того времени персонаж и главный двигатель сего процесса — сваха. Именно в ее власти было познакомить и свести между собой людей из разных социальных кругов, что, при удачном раскладе, заканчивалось венчанием.
Сюжет произведения Гоголя довольно прост: главную героиню, купеческую дочь Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) хотят выдать замуж. Тетушка (Елизавета Бойко) желает ее брака с купцом Стариковым (харизматичный Виталий Метлин), однако героиня мечтает только о дворянине, так как сама хочет стать дворянкой. Есть шесть кандидатов, два — за кадром. В итоге, остаются четверо претендентов на руку и сердце, а также на весьма солидный капитал. Все четверо — протеже свахи Феклы Ивановны (блестящая роль Мадлен Джабраиловой). Главный герой: Иван Кузьмич Подколесин (Иван Вакуленко), надворный советник, экспедитор (в переводе на современный язык — начальник отдела в некоем департаменте), – человек довольно вялый, аморфный, в чем-то предтеча Ильи Обломова. Три месяца он в сговоре со свахой, слушает ее рассказы, но предпринимать ничего не планирует. Волею судеб в дело вмешивается его приятель Кочкарев (его роль превосходно отыгрывает Юрий Буторин), эдакий и Хлестаков, и Остап Бендер, и Пушкин в одном лице. Кочкарев вовлекается в дело со всей страстью и силой. Что им движет, сложно сказать наверняка — Гоголь дает лишь намеки: когда-то та же сваха женила и его, и судя по всему тоже по расчету и неудачно, вот он и хочет, чтобы его товарищ плыл с ним в одной лодке по несчастью. Есть еще трое женихов, претендующих на “движимое и недвижимое имущество невесты”: экзекутор со смешной фамилией Яичница (Василий Фирсов), отставной офицер Анучкин (Томас Моцкус) и бывший моряк Жевакин (Степан Пьянков). Все они, на первый взгляд, в чем-то хороши. Кого же выбрать Агафье Тихоновне? Стоит отметить, что здесь купеческая невеста, в отличии от девушек других, более привилегированных сословий, пользовалась большей свободой и действительно могла выбирать, особенно при таком обилии кандидатов. Но нужна ли ей свадьба? Гоголь вкладывает в уста Агафьи Тихоновны фразу: “Вот жила, жила — а теперь приходится выходить замуж!”
Здесь и заключается ирония автора над всем происходящим. У каждого из персонажей своя цель и свой расчет, ни о каких глубоких чувствах здесь и речи нет. Всем управляет общественное мнение: невесте пора выходить замуж, хотя ей всего 27. У женихов другие мотивы: Яичница и Подколесин – начальники, в их положении уже принято было быть в браке. Все претенденты хотят с помощью женитьбы улучшить свое материальное положение, а Агафья Тихоновна – сословное. Но, к счастью ли, или к несчастью, никому не удастся осуществить задуманное. Финал раскрывать не будем, читайте Гоголя или идите в театр!
О постановке Мастерской Петра Фоменко, перефразируя название спектакля, хочется сказать так: почти “совершенно классическая постановка”. Сюда спокойно, без волнений могут прийти консервативные зрители, поклонники традиционного театра. Но классический здесь не значит скучный, а напротив, очень живой, игривый и веселый, с большим уважением к автору и его тексту.
В спектакле все актеры играют на высоком уровне. За сценографию отвечала известная художница Ирина Корина: создатели спектакля тонко заметили появление и распространение дагерротипа в Петербурге и сделали фотокарточки всех женихов.
По ходу пьесы зритель идет вместе с Гоголем, такое соответствие оригинальному тексту сейчас большая редкость. Не обошлось и без реверанса в сторону автора, все же в эпоху пост/мета модерна было бы странно обойтись без автора на сцене. Так и здесь — Гоголь мелькает то на портрете, то в виде подписи. Полемизируя и общаясь с создателем произведения, герои пьесы будто перекидывают мостик между прошлым и настоящим, между автором и зрителем. Появляется в спектакле и Пушкин, старший товарищ и автор идей для некоторых произведений Гоголя: его стихи декламирует Кочкарев в исполнении чудесного Юрия Буторина.
Подытожим. В спектакле нет ни одного момента, который бы смущал или вызывал вопросы: все плавно, красиво, тонко и иронично — именно так, как и задумывал Николай Васильевич Гоголь.
Источник: Porusski
Наталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009