Зойкина квартира. Театр «Эрмитаж». Режиссер Михаил Левитин
Настоящее Зойкино имя Любовь Полищук и на самом деле новая квартира ей хорошо знакома: когда-то актриса была примадонной труппы Михаила Левитина. Впрочем, таковой и осталась, что подтверждает приглашение на заглавную роль в трагифарс Михаила Афанасьевича. Помнится, в телефильме «12 стульев» Андрей Миронов носил ее на руках и преданно напевал: «Поймите, милая, поверьте, милая, вы мой кумир, я не покину вас!» Страсть разрешилась конфузом. Остап уронил свою прекрасную даму на пол. Не так у Левитина. Режиссер бережет имидж безукоризненной женщины-вамп, не позволяя актрисе даже в самых рискованных сценах выглядеть некрасивой. Она, в свою очередь, выдерживает эстетическую дистанцию, не приближаясь к своей героине вплотную, никогда не совпадая с Зойкой до конца. Даже Зойкин гнев не повод для всклокоченных волос, неловких жестов и гримас. Квартира Зои Денисовны Пельц (таково полное имя героини) поражает роскошью. И это правильно: Любовь Полищук идеально вписывается в пестрый и заманчивый антураж 20-х годов. На сцене изобилие вещей, рюшей, покрывал, подушек и гамбсовских стульев из тех. что восхищали и манили товарища Бендера, который пребудет рядом с актрисой навсегда. Точно ангел-хранитель. Heт, скорее, бес-искуситель. Атмосфера скандала, такого же шумного, веселого и бессмысленного, как и весь нэпманский быт, сопутствует выразительной пластике Полищук, властным интонациям победительницы. Постепенно действие выходит из жанровых берегов. На сцене половодье шаржированных чувств и движений. Вставные вокальные номера чередуются с плюшевой сентиментальностью, патетикой и гротеском. К четвертому действию всеобщие разброд и шатание достигают кульминации. Но зрителю уже все равно. После многочасового бдения с двумя антрактами-буфетами он с удовольствием изучает роскошных женщин, срывающих с себя одежды и чулки прямо на сцене. Кузен Аметистов (Анатолий Горячев), интриган, шулер и позер, напоминает Воланда для бедных. Его усилиями действие стремительно движется к развязке. Всеобщая суматоха и моторная энергия персонажей подавляют индивидуальные человеческие голоса. Ну и пусть. Такова Зойкина квартира, таковы ее оголтелые обитатели. Уже зарождается среди них человек нового типа, жилец всеобщей советской коммуналки. Скоро он поднимет голову и сделает первый шаг в несбыточное коммунистическое далеко. Пока же, вглядываясь в лицо реактивной хозяйки, хочется снова и снова повторять: «Поймите, милая, поверьте, милая, вы мой кумир, я не покину вас».
Анна Щербина, «журнал Вечерняя Москва», 23.05.1998
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998