Владимир Высоцкий о спектакле «Преступление и наказание»
Брехтовский приём отчуждения стал использоваться в Театре на Таганке в спектаклях и на советском материале, и на русской классике: всё время есть выходы в зрительный зал. В спектакле «Преступление и наказание» очень много текста играется в зрительный зал. То есть, зал берётся точно так же, как и партнёр, абсолютно на равных.
В этом спектакле я играл роль Свидригайлова. Это впервые такая трактовка, о которой очень много писал Достоевский. В связи с этим мы пока испытываем молчание прессы по поводу спектакля. Они пока не рискуют высказываться, но всё равно идут разговоры о том, что впервые так поставлен Достоевский на русской сцене. В отличие от всех прежних спектаклей нет никаких эффектов: голая, пустая сцена, свет и всё. Такой очень скромными средствами сделанный спектакль.
Инсценировка называется «Родион Романович Раскольников». Инсценировка оригинальная. Это совсем не похоже на то, как трактовалось в разных других театрах. Вопрос «нравится не нравится», «согласны не согласны» другой. Отправная точка была такая: после фильма «Преступление и наказание» участились убийства старух. Его сняли с экрана. И это из-за того, что намерение режиссуры и в театре, и в кино всегда было таково, что Раскольников, убивши, мучается. Когда его жалко становится, то становятся на его сторону. А Достоевский считал, что Раскольников мучается не из-за того, что убил, а из-за того, что не смог не переживать, из-за того, что он не Наполеон. Свидригайлов про него говорит: «Теорию-то он выдумал, а вот перешагнуть не задумываясь не в состоянии!» Из-за этого он страдает.
Перед началом спектакля у нас читают школьные сочинения, от которых просто дрожь пробирает, например: «Раскольников герой нашего времени». В школах преподают, что его заела среда, а так он замечательный очень. Одно из школьных сочинений кончается фразой: «И правильно сделал Раскольников, что убил старуху. Жаль, что попался!» Это, правда, было в школьном сочинении. Я сам до определённого момента жалел Раскольникова. Достоевский этого эффекта не хотел. Никаким образом. И часто подчёркивал его надменность в обращении с людьми. Его не любили студенты и сокурсники, каторжане побили его за то, что он не хотел молиться всякие такие странные вещи, мимо которых многие проходили. В этой инсценировке исследуется проблема молодого человека. На мой взгляд, она очень своевременна теперь в связи с тем, что происходит в мире повсюду волна террора.
Всё внимание в спектакле на страстях и людях. У нас в спектаклях всегда много режиссуры. А тут значительно меньше видимой режиссуры. Только в снах. Голая сцена. Только в углу весь спектакль, всё это действие присутствуют накрытые простынями убитые две жертвы Раскольникова как вечное напоминание ему. И больше ничего.
Свидригайлову в этой инсценировке дана очень большая нагрузка. Он как-то вышел на первый план как постаревший Раскольников. У Достоевского в дневниках написано, что Свидригайлов должен выглядеть, как привидение, как с того света. Раскольников, разговаривая с Разумихиным, другом своим, говорит: «Ты его видел?» Тот говорит: «Видел». «Ты его ясно видел?» «Ясно!» «Ну слава богу, а то мне показалось, что это было привидение».
Даже в кино, когда меня приглашают сниматься, просят, чтобы я пел. В театре тем более. В этом спектакле, где совсем уж, казалось бы, невозможно, я даже пою старинный романс, душещипательный такой. Видимо, Свидригайлов все свои жертвы соблазнял вот этим самым романсом. И мы решили: ну почему бы ему не дать попеть и поиграть на гитаре, издеваясь над Раскольниковым. Я там пою такой романс, я его сам написал:
Она была чиста, как снег зимой.
В грязь соболя! иди по ним по праву.
Но вот мне руки жжёт ея письмо
Я узнаю мучительную правду.
Не ведал я: смиренье только маска,
И маскарад закончится сейчас.
Да, в этот раз я потерял фиаско,
Надеюсь это был последний раз.
Подумал я: дни сочтены мои.
Дурная кровь в мои проникла вены.
Я сжал письмо, как голову змеи,
Сквозь пальцы просочился яд измены.
Не ведать мне страданий и агоний,
Мне встречный ветер слезы оботрёт.
Моих коней обида не нагонит,
Моих следов метель не заметёт
Сейчас пошли сплетни, что я покинул театр, ушёл. Это неправда я просто собирался делать своё кино, поэтому оставил только спектакли, где мне нет замены: «Гамлет», «Вишнёвый сад», «Преступление и наказание». Я из этого театра никуда не собираюсь уходить, потому что для меня это не просто театр, где есть возможность выходить на сцену и прикидываться Принято говорить: «Мой дом». Нет, не дом, не храм, в котором священнодействуешь. Это необходимое здание для меня, и без него я уже не могу существовать
В этом спектакле я играл роль Свидригайлова. Это впервые такая трактовка, о которой очень много писал Достоевский. В связи с этим мы пока испытываем молчание прессы по поводу спектакля. Они пока не рискуют высказываться, но всё равно идут разговоры о том, что впервые так поставлен Достоевский на русской сцене. В отличие от всех прежних спектаклей нет никаких эффектов: голая, пустая сцена, свет и всё. Такой очень скромными средствами сделанный спектакль.
Инсценировка называется «Родион Романович Раскольников». Инсценировка оригинальная. Это совсем не похоже на то, как трактовалось в разных других театрах. Вопрос «нравится не нравится», «согласны не согласны» другой. Отправная точка была такая: после фильма «Преступление и наказание» участились убийства старух. Его сняли с экрана. И это из-за того, что намерение режиссуры и в театре, и в кино всегда было таково, что Раскольников, убивши, мучается. Когда его жалко становится, то становятся на его сторону. А Достоевский считал, что Раскольников мучается не из-за того, что убил, а из-за того, что не смог не переживать, из-за того, что он не Наполеон. Свидригайлов про него говорит: «Теорию-то он выдумал, а вот перешагнуть не задумываясь не в состоянии!» Из-за этого он страдает.
Перед началом спектакля у нас читают школьные сочинения, от которых просто дрожь пробирает, например: «Раскольников герой нашего времени». В школах преподают, что его заела среда, а так он замечательный очень. Одно из школьных сочинений кончается фразой: «И правильно сделал Раскольников, что убил старуху. Жаль, что попался!» Это, правда, было в школьном сочинении. Я сам до определённого момента жалел Раскольникова. Достоевский этого эффекта не хотел. Никаким образом. И часто подчёркивал его надменность в обращении с людьми. Его не любили студенты и сокурсники, каторжане побили его за то, что он не хотел молиться всякие такие странные вещи, мимо которых многие проходили. В этой инсценировке исследуется проблема молодого человека. На мой взгляд, она очень своевременна теперь в связи с тем, что происходит в мире повсюду волна террора.
Всё внимание в спектакле на страстях и людях. У нас в спектаклях всегда много режиссуры. А тут значительно меньше видимой режиссуры. Только в снах. Голая сцена. Только в углу весь спектакль, всё это действие присутствуют накрытые простынями убитые две жертвы Раскольникова как вечное напоминание ему. И больше ничего.
Свидригайлову в этой инсценировке дана очень большая нагрузка. Он как-то вышел на первый план как постаревший Раскольников. У Достоевского в дневниках написано, что Свидригайлов должен выглядеть, как привидение, как с того света. Раскольников, разговаривая с Разумихиным, другом своим, говорит: «Ты его видел?» Тот говорит: «Видел». «Ты его ясно видел?» «Ясно!» «Ну слава богу, а то мне показалось, что это было привидение».
Даже в кино, когда меня приглашают сниматься, просят, чтобы я пел. В театре тем более. В этом спектакле, где совсем уж, казалось бы, невозможно, я даже пою старинный романс, душещипательный такой. Видимо, Свидригайлов все свои жертвы соблазнял вот этим самым романсом. И мы решили: ну почему бы ему не дать попеть и поиграть на гитаре, издеваясь над Раскольниковым. Я там пою такой романс, я его сам написал:
Она была чиста, как снег зимой.
В грязь соболя! иди по ним по праву.
Но вот мне руки жжёт ея письмо
Я узнаю мучительную правду.
Не ведал я: смиренье только маска,
И маскарад закончится сейчас.
Да, в этот раз я потерял фиаско,
Надеюсь это был последний раз.
Подумал я: дни сочтены мои.
Дурная кровь в мои проникла вены.
Я сжал письмо, как голову змеи,
Сквозь пальцы просочился яд измены.
Не ведать мне страданий и агоний,
Мне встречный ветер слезы оботрёт.
Моих коней обида не нагонит,
Моих следов метель не заметёт
Сейчас пошли сплетни, что я покинул театр, ушёл. Это неправда я просто собирался делать своё кино, поэтому оставил только спектакли, где мне нет замены: «Гамлет», «Вишнёвый сад», «Преступление и наказание». Я из этого театра никуда не собираюсь уходить, потому что для меня это не просто театр, где есть возможность выходить на сцену и прикидываться Принято говорить: «Мой дом». Нет, не дом, не храм, в котором священнодействуешь. Это необходимое здание для меня, и без него я уже не могу существовать
«Вагант,», 1997
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998