О чем молчат «Записки сумасшедшего»
Моноспектакль Мастерской Петра Фоменко «Он был титулярный советник» я видела 1,5 раза. Так уж получилось, что во второй мой приход Анатолий Горячев, исполняющий роль Поприщина, не смог доиграть роль. Ближе к концу действия в яростном порыве он ударился лбом о железный выступ и, как ни пытался продолжить не смог из-за хлеставшей крови. Что-то заставило меня прийти именно на этот спектакль во второй раз, несмотря на то, что очередь на бесплатный проход в Мастерскую нужно занимать за 2 часа.
Серая тюремная гамма, вечный полумрак малого зала, Поприщин, укутанный в старую шинель, парики на шестах почти под ногами первого ряда. Герой бросается от наглухо зарешеченного окна к огромной тени своего родителя Гоголя и молит о спасении. Молит и не может понять, за что же его сделали обычным титулярным советником: «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет вот беда».
Вот где сила великого Гоголя почти двести лет прошло, а проблема не менее актуальна. Не те же ли вопросы задает себе современный «титулярный советник» служащий скромного достатка, мечтающий жить по навязываемым обществом стандартам? Разве не о том же вопрошает молодой человек любого города за МКАДом, без денег и связей, каждый день наблюдая с мертвых экранов бездушную, но яркую жизнь? Блеск, радость, красота казалось бы, все это так близко, но он всего лишь титулярный советник.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» сколько в этом вопросе боли и обиды не на себя, а на судьбу. Когда нет больше сил бороться с начальством, которое за эти два века разве что сменило очиняемые перья на позолоченные авторучки да карету на ВМW; с системой которую как ни старайся, а без нужных знакомств, полученных изво╛ротливостью души и тела, не получить. Да и воровать, как делают все, не позволяет (к сожалению?) уже не современное чувство совесть. Россия осталась Россией, как будто так и должно быть.
Из мира, словно потустороннего, доносятся до нас голоса генерала, кухарки, звучит и песенка «Он был титулярный советник, она генеральская дочь», звонкая и хрупкая, она точно режет сердце настолько сюжет ее правдив. Несмотря на свое низкое положение, Поприщин уверен, что дочь генерала, у которого он служит, неравнодушна к его маленькой, но гордой персоне. И свой надушенный платок, от которого «так и дышит генеральством», уронила она перед ним не случайно. Дочь генерала Ею ли он бредит все это время или теми хрусталями и пуховыми подушками, которые таятся за плотно закрытой дверью ее спальни? Бредит ли он?
На сцене лестница символически карьерная, по которой герой так мечтает забраться в жизни реальной, превратившись из титулярного советника в генерала. В конце у него это получается он забрался, он наверху, но мир вокруг уже нереальный. Это мир его фантазий, его сумасшествия. И взобрался он по шаткой лестнице и стал тем, кем так мечтал, ценой рассудка. Но какой мир реальней тот, где человек всего лишь незаметная пешка, или тот, что дарит исполнение мечты хоть и мнимое? Где вместо золотой короны ведро с выбитым дном, а вместо прекрасной мантии рваный кусок алого атласа.
Сумасшествие частный случай, обычно все происходит более привычно для общества одиноче╛ство заливается горьким градусом, к сожалению, не делающим жизнь хоть на минуту слаще. Невозможность достичь общепринятых идеалов (а судьи кто в их принятии?), когда, вместо дерзкой блондинки в шоколаде, девушка просто умна и мила и вече╛ром ждет ее не отвязная вечеринка в модном клубе, а суп и кот. Но встает вопрос что из этого лучше на самом деле? Трудно вовремя закрыть глаза и создать собственные идеалы для счастливой жизни они имеют свойство разбиваться с грохотом и скрежетом о бампер летящего на зеленый тонированного джипа.
Поприщин же - титулярный советник, посмевший стать чем-то большим, не уведомив об этом общество. Тонкая грань разделяет просто маленького человека с комплексами и неудачами от сумасшедшего уже уверенного в себе и в своем мире. Эту эволюцию актер на сцене прописывает ревностно и цепляющее. Так что даже не знаешь, жалеть ли его героя. И если да, то по какую сторону границы.
«Спасите меня! возьмите меня!.. Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси своего бедного сына ». Мольба о помощи, ждать которую неоткуда. Последний крик тонущего, шлюпку которому уже не сбросят. Спа╛сти себя мог только он, этот совсем маленький человек, величие которого просыпается лишь в безумии.
Серая тюремная гамма, вечный полумрак малого зала, Поприщин, укутанный в старую шинель, парики на шестах почти под ногами первого ряда. Герой бросается от наглухо зарешеченного окна к огромной тени своего родителя Гоголя и молит о спасении. Молит и не может понять, за что же его сделали обычным титулярным советником: «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет вот беда».
Вот где сила великого Гоголя почти двести лет прошло, а проблема не менее актуальна. Не те же ли вопросы задает себе современный «титулярный советник» служащий скромного достатка, мечтающий жить по навязываемым обществом стандартам? Разве не о том же вопрошает молодой человек любого города за МКАДом, без денег и связей, каждый день наблюдая с мертвых экранов бездушную, но яркую жизнь? Блеск, радость, красота казалось бы, все это так близко, но он всего лишь титулярный советник.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» сколько в этом вопросе боли и обиды не на себя, а на судьбу. Когда нет больше сил бороться с начальством, которое за эти два века разве что сменило очиняемые перья на позолоченные авторучки да карету на ВМW; с системой которую как ни старайся, а без нужных знакомств, полученных изво╛ротливостью души и тела, не получить. Да и воровать, как делают все, не позволяет (к сожалению?) уже не современное чувство совесть. Россия осталась Россией, как будто так и должно быть.
Из мира, словно потустороннего, доносятся до нас голоса генерала, кухарки, звучит и песенка «Он был титулярный советник, она генеральская дочь», звонкая и хрупкая, она точно режет сердце настолько сюжет ее правдив. Несмотря на свое низкое положение, Поприщин уверен, что дочь генерала, у которого он служит, неравнодушна к его маленькой, но гордой персоне. И свой надушенный платок, от которого «так и дышит генеральством», уронила она перед ним не случайно. Дочь генерала Ею ли он бредит все это время или теми хрусталями и пуховыми подушками, которые таятся за плотно закрытой дверью ее спальни? Бредит ли он?
На сцене лестница символически карьерная, по которой герой так мечтает забраться в жизни реальной, превратившись из титулярного советника в генерала. В конце у него это получается он забрался, он наверху, но мир вокруг уже нереальный. Это мир его фантазий, его сумасшествия. И взобрался он по шаткой лестнице и стал тем, кем так мечтал, ценой рассудка. Но какой мир реальней тот, где человек всего лишь незаметная пешка, или тот, что дарит исполнение мечты хоть и мнимое? Где вместо золотой короны ведро с выбитым дном, а вместо прекрасной мантии рваный кусок алого атласа.
Сумасшествие частный случай, обычно все происходит более привычно для общества одиноче╛ство заливается горьким градусом, к сожалению, не делающим жизнь хоть на минуту слаще. Невозможность достичь общепринятых идеалов (а судьи кто в их принятии?), когда, вместо дерзкой блондинки в шоколаде, девушка просто умна и мила и вече╛ром ждет ее не отвязная вечеринка в модном клубе, а суп и кот. Но встает вопрос что из этого лучше на самом деле? Трудно вовремя закрыть глаза и создать собственные идеалы для счастливой жизни они имеют свойство разбиваться с грохотом и скрежетом о бампер летящего на зеленый тонированного джипа.
Поприщин же - титулярный советник, посмевший стать чем-то большим, не уведомив об этом общество. Тонкая грань разделяет просто маленького человека с комплексами и неудачами от сумасшедшего уже уверенного в себе и в своем мире. Эту эволюцию актер на сцене прописывает ревностно и цепляющее. Так что даже не знаешь, жалеть ли его героя. И если да, то по какую сторону границы.
«Спасите меня! возьмите меня!.. Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси своего бедного сына ». Мольба о помощи, ждать которую неоткуда. Последний крик тонущего, шлюпку которому уже не сбросят. Спа╛сти себя мог только он, этот совсем маленький человек, величие которого просыпается лишь в безумии.
Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998