Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега Глушкова
Разносторонний режиссер вместе с художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой (команда нескромно нарекла себя Московским королевским театром) представили на сцене Мастерской Петра Фоменко философскую, сатирическую притчу, изящно завернутую в бродвейский мюзикл.
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Дмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998