Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко
«Извините, но по замыслу режиссера, программка этого спектакля должна быть смята». Театр начинается с вешалки, но в данном случае конкретно спектакль «Молли Суини» — долгожданная премьера «Мастерской Петра Фоменко» — начинается с мятого черного клочка бумаги. Черная афиша – тоже помятый лист. Это и предвосхищение сюжета о жестоко смятой чужими руками жизни, о слепоте внутренней и физической и одновременно предупреждение: зритель, за три часа действия, полного погружения, где не будет желания отвлекаться от каждого, филигранно отточенного слова этой истории, вас тоже сомнут, как бумажку.
Начинало спектакля — как интро ко всей истории: полная темнота, даже чернота, практически как в страшилке: в одной черной-черной комнате появляется мутный силуэт женщины, Молли, который постепенно приобретет понятные очертания. Кажется, зрителя не просто призывают посмотреть на мир глазами героини (как бы это парадоксально ни звучало в данном контексте!), но и прожить эту историю вместе с ней от и до. Всего трое актеров на сцене: Полина Кутепова (Молли Суини), Анатолий Горячев (Доктор Райс) и Юрий Буторин (Фрэнк Суини). Они не вступают в прямой диалог – каждый рассказывает свой взгляд на одну историю, но отсутствие диалогов в пьесе всемирно известного ирландского автора Брайана Фрила не снижает драматизма, даже напротив: каждый из героев создает на сцене свой мир, полный противоречий и конфликтов.
Это уже третье обращение к ирландскому драматургу в «Мастерской Петра Фоменко». На сей раз вызов принимает Иван Поповски – один из ведущих режиссеров театра – и принимает безупречно. Абсолютно актерская постановка, в которой очень много текста, текста сложного, философского, психологического, благодаря Поповски и трем выдающимся артистам превращается из кажущегося поначалу статичного представления в захватывающее зрелище. Напряжение в нем не отпускает ни на секунду. При всей скромности средств художественной выразительности (акцент на словах и смыслах!) спектакль на удивление зрелищный. Здесь каждая деталь работает на раскрытие замысла – если Фрил – ирландский Чехов, то непременно найдется ружье, которое выстрелит.
Так в постановке Поповски все первое действие мы чувствуем, как Молли – ее мир черно-белый, скорее, набросок, силуэт, очертание. Второе действие начинается с красивейшей сцены – после операции на глаза Молли снимают бинты, которые, как паутина, опутывают весь зал, будто перечеркивая жизнь Молли. Эта белая черта разделяет ее жизнь на до и после.
Муж Молли Фрэнк (Юрий Буторин) – энтузиаст, увлекающийся разного рода чепухой (то выращиванием иранских коз, то спасением барсуков), интересуется даже не самой Молли, а, в силу своей импульсивности и увлеченности, ее слепотой. Он пытается постичь ее мир, самодостаточный, а не лишенный чего-то, но привести ее в мир зрячих. Фрэнк Буторина – очень интересный персонаж. Речь Фрэнка быстрая, захлебывающаяся восторгом. Ему интересно в этом мире, кажется, все – это ходячая энциклопедия, но ни в одной сфере деятельности этот чудак с нервными угловатыми движениями и горящими глазами не становится специалистом. Он может быстро загореться и быстро охладеть. И в этом его трагедия.
Доктор Райс (Анатолий Горячев) – третий инструмент этого ансамбля – тоже по-своему несчастен. Потерпевший неудачу в личной жизни, не достигший больших высот в медицине, он пытается взять запоздалый реванш и использовать (может быть, не догадываясь об этом!) Молли Суини. Оба мужских персонажа вовсе не антагонисты, но каждый из них безусловно виноват в самой большой трагедии – несчастье Молли. Прозрев, героиня Полины Кутеповой по-настоящему становится слепой – ей нужно познавать мир заново. Мир становится цветным – все второе действие на сцене изобилие цвета: костюмы героев, коробочка квартиры семейства Суини, ярко-красное пальто Молли — как «сигнал бедствия», к которому неумолимо движется постановка. И трагедия случается здесь не руками классических злодеев, а обычных людей, которые в силу своего эгоизма решают судьбу другого человека.
Очень показателен и пронзителен в этом отношении монолог Фрэнка о спасении барсуков от потопа – действия двух чудаков по предотвращению их гибели на самом деле не увенчаются успехом, и барсуки вернутся в свое жилище, несмотря на то, что им грозит смертельная опасность. Это такая мораль «всей басни» — и Молли не хочет быть «спасенной», потому что она, даже при отсутствии одного из чувств, ощущает и любит этот мир, как никто другой.
Тонкая, полная смыслов и очень правильно-аккуратная постановка о тех вещах, о которых стоит задуматься каждому, об эгоизме и о том, что не стоит решать за других и брать ответственность за других. Иван Поповски, известный своей зрелищностью и экспериментаторством, здесь же делает ставку на превосходных актеров. И эта ставка играет на все сто. Пожалуй, такого мощного потрясения стены Мастерской Петра Фоменко еще не ощущали.
Источник: Musecube
Начинало спектакля — как интро ко всей истории: полная темнота, даже чернота, практически как в страшилке: в одной черной-черной комнате появляется мутный силуэт женщины, Молли, который постепенно приобретет понятные очертания. Кажется, зрителя не просто призывают посмотреть на мир глазами героини (как бы это парадоксально ни звучало в данном контексте!), но и прожить эту историю вместе с ней от и до. Всего трое актеров на сцене: Полина Кутепова (Молли Суини), Анатолий Горячев (Доктор Райс) и Юрий Буторин (Фрэнк Суини). Они не вступают в прямой диалог – каждый рассказывает свой взгляд на одну историю, но отсутствие диалогов в пьесе всемирно известного ирландского автора Брайана Фрила не снижает драматизма, даже напротив: каждый из героев создает на сцене свой мир, полный противоречий и конфликтов.
Это уже третье обращение к ирландскому драматургу в «Мастерской Петра Фоменко». На сей раз вызов принимает Иван Поповски – один из ведущих режиссеров театра – и принимает безупречно. Абсолютно актерская постановка, в которой очень много текста, текста сложного, философского, психологического, благодаря Поповски и трем выдающимся артистам превращается из кажущегося поначалу статичного представления в захватывающее зрелище. Напряжение в нем не отпускает ни на секунду. При всей скромности средств художественной выразительности (акцент на словах и смыслах!) спектакль на удивление зрелищный. Здесь каждая деталь работает на раскрытие замысла – если Фрил – ирландский Чехов, то непременно найдется ружье, которое выстрелит.
Так в постановке Поповски все первое действие мы чувствуем, как Молли – ее мир черно-белый, скорее, набросок, силуэт, очертание. Второе действие начинается с красивейшей сцены – после операции на глаза Молли снимают бинты, которые, как паутина, опутывают весь зал, будто перечеркивая жизнь Молли. Эта белая черта разделяет ее жизнь на до и после.
Муж Молли Фрэнк (Юрий Буторин) – энтузиаст, увлекающийся разного рода чепухой (то выращиванием иранских коз, то спасением барсуков), интересуется даже не самой Молли, а, в силу своей импульсивности и увлеченности, ее слепотой. Он пытается постичь ее мир, самодостаточный, а не лишенный чего-то, но привести ее в мир зрячих. Фрэнк Буторина – очень интересный персонаж. Речь Фрэнка быстрая, захлебывающаяся восторгом. Ему интересно в этом мире, кажется, все – это ходячая энциклопедия, но ни в одной сфере деятельности этот чудак с нервными угловатыми движениями и горящими глазами не становится специалистом. Он может быстро загореться и быстро охладеть. И в этом его трагедия.
Доктор Райс (Анатолий Горячев) – третий инструмент этого ансамбля – тоже по-своему несчастен. Потерпевший неудачу в личной жизни, не достигший больших высот в медицине, он пытается взять запоздалый реванш и использовать (может быть, не догадываясь об этом!) Молли Суини. Оба мужских персонажа вовсе не антагонисты, но каждый из них безусловно виноват в самой большой трагедии – несчастье Молли. Прозрев, героиня Полины Кутеповой по-настоящему становится слепой – ей нужно познавать мир заново. Мир становится цветным – все второе действие на сцене изобилие цвета: костюмы героев, коробочка квартиры семейства Суини, ярко-красное пальто Молли — как «сигнал бедствия», к которому неумолимо движется постановка. И трагедия случается здесь не руками классических злодеев, а обычных людей, которые в силу своего эгоизма решают судьбу другого человека.
Очень показателен и пронзителен в этом отношении монолог Фрэнка о спасении барсуков от потопа – действия двух чудаков по предотвращению их гибели на самом деле не увенчаются успехом, и барсуки вернутся в свое жилище, несмотря на то, что им грозит смертельная опасность. Это такая мораль «всей басни» — и Молли не хочет быть «спасенной», потому что она, даже при отсутствии одного из чувств, ощущает и любит этот мир, как никто другой.
Тонкая, полная смыслов и очень правильно-аккуратная постановка о тех вещах, о которых стоит задуматься каждому, об эгоизме и о том, что не стоит решать за других и брать ответственность за других. Иван Поповски, известный своей зрелищностью и экспериментаторством, здесь же делает ставку на превосходных актеров. И эта ставка играет на все сто. Пожалуй, такого мощного потрясения стены Мастерской Петра Фоменко еще не ощущали.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998