«Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме
Пушкин. «Маленькие трагедии». Навязло в зубах со школьных лет, правда же? И, тем не менее, «Мастерская Петра Фоменко» осмелилась в очередной раз подступиться к этому материалу, презентовав спектакль с необычным названием «Рыцарь. Моцарт. Пир» — да не где-нибудь, а прямо в фойе Новой сцены.
О том, что спектакль удался, можно судить уже по тому, что все билеты на ближайшие показы раскуплены. И действительно, режиссёр Фёдор Малышев не просто так выбрал классический материал: он точно знал, что хочет сказать публике и с какой целью принимается за работу.
«Рыцарь. Моцарт. Пир» — это новый взгляд на старину Александра Сергеевича. Не пугайтесь: никаких неуместных экспериментов и переворачивания Пушкина с ног на голову! Малышев — эдакий театральный психолог. Он выстраивает перед собой персонажей пьес «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы» (то есть, четвёртая «маленькая трагедия», «Каменный гость», осталась за бортом постановки) и тщательно изучает их души.
Потому герои получаются абсолютно живыми и современными. Да, из их уст мы слышим всё те же строки — но звучат они крайне актуально.
И, оказывается, мотивация и даже характеры давно знакомых действующих лиц могут быть совершенно иными, нежели мы привыкли. И Сальери отнюдь не завидует Моцарту (кстати, исследователи считают, что сам Пушкин подразумевал именно то прочтение, которое близко Малышеву). А в «Скупом рыцаре» истинный отрицательный персонаж — тот, кого мы и не взялись бы подозревать в подобном.
Форма спектакля — чистый восторг. Я очень люблю, когда постановщики работают с «имеющимся под рукой» пространством. А здесь — великолепный интерьер фойе Новой сцены, который прямо упрашивает использовать его возможности.
Зрители (их всего-то получится чуть более тридцати — то бишь, вещь крайне камерная) размещаются на вращающихся стульях и получают указания, что можно (и нужно!) свободно вращаться в любые стороны. А без этого никак: действие будет развиваться со всех сторон, перемещаясь со сцены фойе на мраморные ступеньки (те, на которых обычно сидит публика в ожидании спектакля), на лестницу, ведущую к выходу из театра, к двери на балкон — тот самый, с которого открывается волшебный вид на Москва-реку и «Москву Сити» (и когда в один прекрасный момент раздвигается штора, просто дух захватывает)…
Вы когда-нибудь смотрели спектакль, в котором главная река столицы исполняет функцию даже не декорации — она почти сама играет роль в постановке? И учтите, что спектакль начинается в десять часов вечера (как раз тогда, когда закончено действо на основной сцене). А значит, на улице уже стемнело, и огни города становятся элементом светового дизайна (который в принципе великолепен — спасибо Степану Синицыну), завораживая и дополняя строки Пушкина.
Могу сразу дать совет, касающийся выбора места. Билеты не зря не разделены по ценовым категориям: куда бы вы ни сели, картина будет одинаково прекрасна. Последний ряд превратится в первый — и наоборот, а в центре импровизированного зрительного зала вам гарантирован идеальный обзор всех сцен вообще.
И совсем не зря опоздавших зрителей не пустят на спектакль (да, это вовсе не голословное предупреждение): после третьего звонка всё фойе превращается в сцену и закулисье, и попытка прокрасться на своё место начисто разрушит театральную магию. Так что будьте пунктуальны!
На сайте указано, что «Рыцарь. Моцарт. Пир» длится ровно час. На деле — примерно час двадцать, а как бы хотелось, чтобы это чудо не заканчивалось как можно дольше!.. Так бы и слушать до утра песню Мэри, внимать гимну чуме, метаться вместе с Сальери или сокрушаться о своих богатствах дуэтом со скупым рыцарем…
Монохромная постановка (костюмы — Валерия Курочкина), в которой рукотворных декораций нет вообще, а мы, по сути, смотрим сами на себя (не зря же артисты в сцене «Пира» размещены в самом настоящем зрительном зале), давит и пугает, одновременно возвышая и восхищая. И, конечно же, нельзя не воспеть хвалу шикарному актёрскому ансамблю. Дмитрий Захаров, Александра Кесельман, Роза Шмуклер, Алексей Колубков, Александр Мичков, Анатолий Анциферов, Дмитрий Рудков, Анатолий Горячев, Фёдор Малышев, Василий Фирсов и Рафкат Бадретдинов (он не только слепой скрыпач, но и ответственный за звуковое оформление постановки) делают то, что я терпеть не могу, так, как я обожаю. В смысле, читают стихи, как будто это не текст автора XIX века, а слова, исходящие из их сердец.
Если в наши дни и ставить «Маленькие трагедии» — то вот так. Без какого-либо пафоса, замещённого неоспоримой жизненной правдой, легко и красиво, изобретательно — и при этом просто.
И ты веришь всем героям. Потому что они — не картонные фигуры, а такие же, как ты сам, как твой сосед по зрительному залу, как прохожие на улице… И пусть их беды и проблемы гипертрофированы, но и они тебе понятны и близки.
«Рыцарь. Моцарт. Пир» — ещё одна яркая строка в афише «фоменок». Так что, если увидите хоть один билет в продаже, хватайте, не раздумывая.
Про такие спектакли сложно рассказывать. Ибо они бьют и в душу, и в разум столь сильно, что их надо переживать молча, смакуя каждую ноту впечатлений. Потому позвольте мне продолжать именно этим и заниматься, предварительно резюмировав: Фёдор Малышев разместил ещё один маленький шедевр на театральной карте Москвы. И я рекомендую прожить его!
Источник: Musecube
О том, что спектакль удался, можно судить уже по тому, что все билеты на ближайшие показы раскуплены. И действительно, режиссёр Фёдор Малышев не просто так выбрал классический материал: он точно знал, что хочет сказать публике и с какой целью принимается за работу.
«Рыцарь. Моцарт. Пир» — это новый взгляд на старину Александра Сергеевича. Не пугайтесь: никаких неуместных экспериментов и переворачивания Пушкина с ног на голову! Малышев — эдакий театральный психолог. Он выстраивает перед собой персонажей пьес «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы» (то есть, четвёртая «маленькая трагедия», «Каменный гость», осталась за бортом постановки) и тщательно изучает их души.
Потому герои получаются абсолютно живыми и современными. Да, из их уст мы слышим всё те же строки — но звучат они крайне актуально.
И, оказывается, мотивация и даже характеры давно знакомых действующих лиц могут быть совершенно иными, нежели мы привыкли. И Сальери отнюдь не завидует Моцарту (кстати, исследователи считают, что сам Пушкин подразумевал именно то прочтение, которое близко Малышеву). А в «Скупом рыцаре» истинный отрицательный персонаж — тот, кого мы и не взялись бы подозревать в подобном.
Форма спектакля — чистый восторг. Я очень люблю, когда постановщики работают с «имеющимся под рукой» пространством. А здесь — великолепный интерьер фойе Новой сцены, который прямо упрашивает использовать его возможности.
Зрители (их всего-то получится чуть более тридцати — то бишь, вещь крайне камерная) размещаются на вращающихся стульях и получают указания, что можно (и нужно!) свободно вращаться в любые стороны. А без этого никак: действие будет развиваться со всех сторон, перемещаясь со сцены фойе на мраморные ступеньки (те, на которых обычно сидит публика в ожидании спектакля), на лестницу, ведущую к выходу из театра, к двери на балкон — тот самый, с которого открывается волшебный вид на Москва-реку и «Москву Сити» (и когда в один прекрасный момент раздвигается штора, просто дух захватывает)…
Вы когда-нибудь смотрели спектакль, в котором главная река столицы исполняет функцию даже не декорации — она почти сама играет роль в постановке? И учтите, что спектакль начинается в десять часов вечера (как раз тогда, когда закончено действо на основной сцене). А значит, на улице уже стемнело, и огни города становятся элементом светового дизайна (который в принципе великолепен — спасибо Степану Синицыну), завораживая и дополняя строки Пушкина.
Могу сразу дать совет, касающийся выбора места. Билеты не зря не разделены по ценовым категориям: куда бы вы ни сели, картина будет одинаково прекрасна. Последний ряд превратится в первый — и наоборот, а в центре импровизированного зрительного зала вам гарантирован идеальный обзор всех сцен вообще.
И совсем не зря опоздавших зрителей не пустят на спектакль (да, это вовсе не голословное предупреждение): после третьего звонка всё фойе превращается в сцену и закулисье, и попытка прокрасться на своё место начисто разрушит театральную магию. Так что будьте пунктуальны!
На сайте указано, что «Рыцарь. Моцарт. Пир» длится ровно час. На деле — примерно час двадцать, а как бы хотелось, чтобы это чудо не заканчивалось как можно дольше!.. Так бы и слушать до утра песню Мэри, внимать гимну чуме, метаться вместе с Сальери или сокрушаться о своих богатствах дуэтом со скупым рыцарем…
Монохромная постановка (костюмы — Валерия Курочкина), в которой рукотворных декораций нет вообще, а мы, по сути, смотрим сами на себя (не зря же артисты в сцене «Пира» размещены в самом настоящем зрительном зале), давит и пугает, одновременно возвышая и восхищая. И, конечно же, нельзя не воспеть хвалу шикарному актёрскому ансамблю. Дмитрий Захаров, Александра Кесельман, Роза Шмуклер, Алексей Колубков, Александр Мичков, Анатолий Анциферов, Дмитрий Рудков, Анатолий Горячев, Фёдор Малышев, Василий Фирсов и Рафкат Бадретдинов (он не только слепой скрыпач, но и ответственный за звуковое оформление постановки) делают то, что я терпеть не могу, так, как я обожаю. В смысле, читают стихи, как будто это не текст автора XIX века, а слова, исходящие из их сердец.
Если в наши дни и ставить «Маленькие трагедии» — то вот так. Без какого-либо пафоса, замещённого неоспоримой жизненной правдой, легко и красиво, изобретательно — и при этом просто.
И ты веришь всем героям. Потому что они — не картонные фигуры, а такие же, как ты сам, как твой сосед по зрительному залу, как прохожие на улице… И пусть их беды и проблемы гипертрофированы, но и они тебе понятны и близки.
«Рыцарь. Моцарт. Пир» — ещё одна яркая строка в афише «фоменок». Так что, если увидите хоть один билет в продаже, хватайте, не раздумывая.
Про такие спектакли сложно рассказывать. Ибо они бьют и в душу, и в разум столь сильно, что их надо переживать молча, смакуя каждую ноту впечатлений. Потому позвольте мне продолжать именно этим и заниматься, предварительно резюмировав: Фёдор Малышев разместил ещё один маленький шедевр на театральной карте Москвы. И я рекомендую прожить его!
Источник: Musecube
Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998