Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»
Сегодня, 31 октября, на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Ивана Шалаева «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.
Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».
Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».
Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.
«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».
Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.
Источник: Театръ
Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».
Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».
Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.
«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».
Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.
Источник: Театръ
Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель артеОльга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998