Крыша для таланта
Мастерская Фоменко отмечает новоселье «Бесприданницей»
Наконец «Мастерская Фоменко» обрела новое здание, о котором мечтала с того самого дня, как ее поселили в бывшем кинотеатре «Киев», где построила себе маленький зал на 120 мест. Их новая прописка почти не переменилась полностью переменился окружающий ландшафт: новое здание расположилось на набережной Тараса Шевченко, и из его широких окон видна головокружительная футуристическая панорама делового центра «Москва-Сити», который стремительно возводится на противоположном берегу Москвы-реки.
Главный архитектор проекта Сергей Гнедовский вписал здание нового театра прямо в откос: его фасад обращен к реке и точно повторяет линию склона. Этому зданию как нельзя более кстати подошла пьеса Островского «Бесприданница», действие которой разворачивается на крутом берегу Волги. Ее премьеру и сыграли в первые дни нового года в большом зале на 450 мест.
«Бесприданницу» Фоменко поставил бы в любом случае. Ему блистательному коллекционеру и создателю уникальных женских индивидуальностей давно мерещился такой женский тип, с которым он не имел дела, пожалуй, со времен ленинградского «Театра комедии». Когда-то, еще со старшими «фоменками» сестрами Кутеповыми, Тюниной, Джабраиловой он сотворил нежный и исполненный нового театрального очарования мир в пьесе Островского «Волки и овцы». Он точно «очеховил» Островского, снял всякую жанровую резкость, заменив ее нежнейшим лирическим чувством, наделив всех героинь пьесы особым, неповторимым женским шармом. И еще раз он проделал нечто подобное в Вахтанговском театре.
На этот раз ему явно хотелось расслышать в Островском совсем иные, резкие, трагические интонации. В актрисе Полине Агуреевой ему виделась не лирическая, а страстная, роковая, трагическая героиня, которая, полюбив, способна на самые безрассудные поступки. За время, что Фоменко откладывал «Бесприданницу», его будущая Лариса успела проявить себя именно такой героиней и в жизни, и в театре. В жизни очаровательная Полина Агуреева стала женой одного из самых дерзких лидеров нового театра Ивана Вырыпаева, а в театре бесстрашно сыграла маньяка-убийцу в спектакле по его пьесе «Июль».
Сам же Петр Фоменко и его «Мастерская» наконец обзавелись домом, о котором давно мечтали.
Быть может, именно это парадоксальное сочетание «Мастерской» и нового ультрасовременного пространства наполнило новый спектакль Петра Фоменко теми мрачными, безнадежными интонациями, от которых с первых же его тактов рождается почти физическое ощущение неизбывной тоски.
Деревянные крутые сходы волжской набережной (так рифмующиеся с пейзажем за окнами «Мастерской») марш за маршем ведут вниз, к реке, к смерти. И даже великолепный пейзаж на заднике, открывающий волжские кручи с церковкой и усадьбой, не умиряет это чувство безнадежности и тоски (художник Владимир Максимов).
Кажется, что актерам никак не удается вырваться из этого основного интонационного потока. Явно скучающие господа бродят по сцене, и хоть каждый из них резко не похож на другого, их минорные, монотонные голоса звучат в унисон. Мокий Парменыч Кнуров (Алексей Колубков), его молодой конкурент и товарищ Василий Вожеватов (Андрей Щенников), сам герой-любовник Сергей Сергееич Паратов (Илья Любимов) все они точно вышли из нового московского Сити циничные, мягкоулыбчивые, по-европейски сдержанные и глубоко пресыщенные жизнью.
Резко неожиданным кажется только Евгений Цыганов в роли «маленького человека» Карандышева. Ничего приниженно-пошлого нет в его повадках сдержанно-милый, как и прочие господа, он кажется из них самым обаятельным и единственно живым. И вопрос вызывает только то, отчего же Ларисе он видится таким ничтожным.
Но когда является Лариса, все вопросы отпадают. Она у Полины Агуреевой сильно смахивает на другую героиню Островского Катерину из «Грозы». Она готова к своему финалу, обречена с самого начала.
Актриса точно закована в броню необычной, резкой игровой манеры: она пропевает эту роль едва ли не так же, как монолог вырыпаевского маньяка, странно интонируя, ставя смысловые ударения в самых неожиданных местах. Так говорят безумцы и поэты, ведь актриса воспринимает Ларису как «городскую сумасшедшую». За этой изысканной стилизацией, за этой манерой пока еще трудно услышать токи подлинного чувства и настоящей «русской трагедии», как ее хотел осуществить Фоменко.
И только в последние мгновения Агуреева прорывается к тому состоянию поэтической истовости, которой бывает отмечена подлинная трагедия. И становится понятно, насколько выхолощенная атмосфера современной жизни, одержимой Мамоной, страшноватый урбанизм Сити за окнами нового театра «фоменок» отозвались в строе всего спектакля и в истерически-бравурном выкрике Ларисы: «А ведь так жить холодно!»
Главный архитектор проекта Сергей Гнедовский вписал здание нового театра прямо в откос: его фасад обращен к реке и точно повторяет линию склона. Этому зданию как нельзя более кстати подошла пьеса Островского «Бесприданница», действие которой разворачивается на крутом берегу Волги. Ее премьеру и сыграли в первые дни нового года в большом зале на 450 мест.
«Бесприданницу» Фоменко поставил бы в любом случае. Ему блистательному коллекционеру и создателю уникальных женских индивидуальностей давно мерещился такой женский тип, с которым он не имел дела, пожалуй, со времен ленинградского «Театра комедии». Когда-то, еще со старшими «фоменками» сестрами Кутеповыми, Тюниной, Джабраиловой он сотворил нежный и исполненный нового театрального очарования мир в пьесе Островского «Волки и овцы». Он точно «очеховил» Островского, снял всякую жанровую резкость, заменив ее нежнейшим лирическим чувством, наделив всех героинь пьесы особым, неповторимым женским шармом. И еще раз он проделал нечто подобное в Вахтанговском театре.
На этот раз ему явно хотелось расслышать в Островском совсем иные, резкие, трагические интонации. В актрисе Полине Агуреевой ему виделась не лирическая, а страстная, роковая, трагическая героиня, которая, полюбив, способна на самые безрассудные поступки. За время, что Фоменко откладывал «Бесприданницу», его будущая Лариса успела проявить себя именно такой героиней и в жизни, и в театре. В жизни очаровательная Полина Агуреева стала женой одного из самых дерзких лидеров нового театра Ивана Вырыпаева, а в театре бесстрашно сыграла маньяка-убийцу в спектакле по его пьесе «Июль».
Сам же Петр Фоменко и его «Мастерская» наконец обзавелись домом, о котором давно мечтали.
Быть может, именно это парадоксальное сочетание «Мастерской» и нового ультрасовременного пространства наполнило новый спектакль Петра Фоменко теми мрачными, безнадежными интонациями, от которых с первых же его тактов рождается почти физическое ощущение неизбывной тоски.
Деревянные крутые сходы волжской набережной (так рифмующиеся с пейзажем за окнами «Мастерской») марш за маршем ведут вниз, к реке, к смерти. И даже великолепный пейзаж на заднике, открывающий волжские кручи с церковкой и усадьбой, не умиряет это чувство безнадежности и тоски (художник Владимир Максимов).
Кажется, что актерам никак не удается вырваться из этого основного интонационного потока. Явно скучающие господа бродят по сцене, и хоть каждый из них резко не похож на другого, их минорные, монотонные голоса звучат в унисон. Мокий Парменыч Кнуров (Алексей Колубков), его молодой конкурент и товарищ Василий Вожеватов (Андрей Щенников), сам герой-любовник Сергей Сергееич Паратов (Илья Любимов) все они точно вышли из нового московского Сити циничные, мягкоулыбчивые, по-европейски сдержанные и глубоко пресыщенные жизнью.
Резко неожиданным кажется только Евгений Цыганов в роли «маленького человека» Карандышева. Ничего приниженно-пошлого нет в его повадках сдержанно-милый, как и прочие господа, он кажется из них самым обаятельным и единственно живым. И вопрос вызывает только то, отчего же Ларисе он видится таким ничтожным.
Но когда является Лариса, все вопросы отпадают. Она у Полины Агуреевой сильно смахивает на другую героиню Островского Катерину из «Грозы». Она готова к своему финалу, обречена с самого начала.
Актриса точно закована в броню необычной, резкой игровой манеры: она пропевает эту роль едва ли не так же, как монолог вырыпаевского маньяка, странно интонируя, ставя смысловые ударения в самых неожиданных местах. Так говорят безумцы и поэты, ведь актриса воспринимает Ларису как «городскую сумасшедшую». За этой изысканной стилизацией, за этой манерой пока еще трудно услышать токи подлинного чувства и настоящей «русской трагедии», как ее хотел осуществить Фоменко.
И только в последние мгновения Агуреева прорывается к тому состоянию поэтической истовости, которой бывает отмечена подлинная трагедия. И становится понятно, насколько выхолощенная атмосфера современной жизни, одержимой Мамоной, страшноватый урбанизм Сити за окнами нового театра «фоменок» отозвались в строе всего спектакля и в истерически-бравурном выкрике Ларисы: «А ведь так жить холодно!»
Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова