За «Бесприданницей» дали новую сцену
Новоселье «Мастерской Петра Фоменко»
Суперсовременный снаружи (чтобы не нарушать ландшафт Москва-СИТИ) и уютно-классический внутри, новый театр, расположенный в нескольких метрах от старого, но просторный и оборудованный по последнему слову техники, открылся премьерой «Бесприданницы» в постановке Петра Фоменко. За «фоменками», обживающими новую сцену, наблюдала АЛЛА ШЕНДЕРОВА.
К «Бесприданнице» Островский относился с особым трепетом: вывел, как это обычно делают композиторы, на титульном листе «Opus 40», и утверждал, что с этой пьесы начнется «новый сорт его произведений». Как ни крути, у «Мастерской», получившей настоящее театральное здание (прежняя обитель «фоменок» перестроенный кинотеатр «Киев»), тоже начался новый период.
«Бесприданница» поставлена с какой-то особой суровой честностью, словно мэтр режиссуры на этот раз решил отказаться от всех театральных хитростей. Декорации Владимира Максимова вполне среднестатистические, условно-традиционные: мостик, нависший над сценой, намекает на крутой берег Волги, рамочки на колесах заменяют дверные проемы, а задник с помощью подсветки превращается в сверкающую под луной Волгу. Все пространство под мостом, почти не меняясь, изображает то трактир, то гостиную Огудаловых, то утлое жилище Карандышева. Разница лишь в том, что в доме Огудаловых на нижнем заднике, отделяющем гостиную от комнаты Ларисы, пляшут заманчивые тени, выдающие девичьи тайны: вот Лариса натягивает чулки, ищет пуговки на платье, вот замирает от стука входной двери Костюмы Марии Даниловой поверхностно стилизуют одежду последней четверти 19-го века, а самые яркие наряды, намекающие на близящуюся эпоху декаданса, достались вовсе не Ларисе, а ее матери, записной моднице города Бряхимова (Наталия Курдюбова).
Теперь, кажется, ясно, почему Петр Фоменко заранее декларировал, что будет делать «Бесприданницу» именно с младшими своими учениками. То есть не со славящимися своим шармом и умением плести тонкое психологическое кружево Галиной Тюниной, сестрами Кутеповыми, Юрием Степановым, Кириллом Пироговым и другими, а с более поздними новобранцами Мастерской. В этом выборе та же суровая честность: маскировать пустоты и провалы разными «кружевами» эти, младшие «фоменки», не умеют. Если им есть что сказать, если роль сделана глаз не оторвешь, а если нет будут сидеть и грамотно, «по школе», произносить текст. Поэтому вначале, когда Алексей Колубков и Андрей Щенников, изображающие пожилого купца Кнурова и молодого Вожеватова, проговаривают весь положенный им Островским диалог, вяло сплетничая про красавицу Ларису, которой приходится идти замуж за ничтожного чиновника, зритель успевает задуматься, зачем нужно все это чтение по ролям.
Вялость пролога улетучивается с появлением Ларисы. И тут режиссер все же позволяет себе один фокус: властительницей мужских дум оказывается не красотка «вамп», а аскетичная, худощавая, очень естественная, но вовсе не кокетливая Лариса Полины Агуреевой. Чем приворожила она все мужское население Бряхимова, сперва неясно. Но вот Лариса по-матерински снисходительно одернет наивного мальчишку Карандышева, и тут же по-цыгански весело зыркнет на купцов, рассмеется будто что-то посулит. Ее брак с Карандышевым воспринимается как бегство. Бежит она не столько от пошлости купцов, рассматривающих ее как красивую безделушку пошлость эта здесь скорее декларируется, чем играется. И не от красавца-погубителя Паратова (Илья Любимов) в спектакле этого короля играет свита «цыган»: актрисы в пестрых платках кидаются к нему со вздохами «Такой барин приехал!». Бежит Лариса от себя.
С давних лет исповедующий мысль о том, что сохранить в себе «душу живу» могут лишь бродяги-комедианты, такие, как Счастливцев и Несчастливцев в его «Лесе», поставленном когда-то в питерском Театре Комедии и совсем недавно в парижском «Комеди Франсез», Петр Фоменко дает Ларисе свой шанс на спасение: не богатого жениха ей надо искать, а бежать в актрисы. Не о попранной красоте его спектакль, а о загубленном таланте.
Потому даже воздух как-то по-особому собирается вокруг Ларисы, когда, ослушавшись запрета Карандышева, она решается спеть. Поет Агуреева старую песню «Бродяга» без надрыва, глуховатым грудным голосом, но так, что сразу ясно, отчего все влюблены в Ларису: в талант влюблены. Но в большом городе Бряхимове не только купцам, но и самой Ларисе невдомек, как зовется та бездна, что открывается у нее внутри, когда она поет. Вот и бежит Лариса с Паратовым не за любовью, а потому, что талант гонит ее прочь из душной каморки Карандышева.
Жаль, но после кульминации в конце первого акта все дальнейшее пение цыганок (ими стали актрисы театра), монологи пьяного актера по кличке Робинзон (Владимир Топцов), презирающего обывательские нравы, споры купцов, разыгрывающих Ларису в орлянку, и даже ее финальное объяснение с Паратовым играется пока довольно приблизительно. Ярче других вышел Карандышев кинозвезда Евгений Цыганов пластически точно перевоплощается в подслеповатого, безвкусного честолюбца, все же куда более чистого душой, чем богатые Ларисины ухажеры. Сцена, в которой подпоенный купцами Карандышев влезает на стол слушать, как Паратов скажет тост в его честь, а того уже и след простыл выходит по-настоящему зловещей.
В целом же (может, оттого, что стены новой обители Мастерской еще чужие, «ненадышанные»?) «Бесприданница» Фоменко пока напоминает бесприданницу, сыграную Полиной Агуреевой: аскетичная и неброская, она то сверкнет роскошью таланта, то сникнет вновь.
Впрочем, если только задуматься, сколько за время существования пьесы было сыграно красавиц-Ларис, то, вопреки Островскому, вовсе не ищущая любви, а лишь пытающаяся усмирить в себе стихию, даже имени которой она не знает, эта бесприданница дорогого стоит.
К «Бесприданнице» Островский относился с особым трепетом: вывел, как это обычно делают композиторы, на титульном листе «Opus 40», и утверждал, что с этой пьесы начнется «новый сорт его произведений». Как ни крути, у «Мастерской», получившей настоящее театральное здание (прежняя обитель «фоменок» перестроенный кинотеатр «Киев»), тоже начался новый период.
«Бесприданница» поставлена с какой-то особой суровой честностью, словно мэтр режиссуры на этот раз решил отказаться от всех театральных хитростей. Декорации Владимира Максимова вполне среднестатистические, условно-традиционные: мостик, нависший над сценой, намекает на крутой берег Волги, рамочки на колесах заменяют дверные проемы, а задник с помощью подсветки превращается в сверкающую под луной Волгу. Все пространство под мостом, почти не меняясь, изображает то трактир, то гостиную Огудаловых, то утлое жилище Карандышева. Разница лишь в том, что в доме Огудаловых на нижнем заднике, отделяющем гостиную от комнаты Ларисы, пляшут заманчивые тени, выдающие девичьи тайны: вот Лариса натягивает чулки, ищет пуговки на платье, вот замирает от стука входной двери Костюмы Марии Даниловой поверхностно стилизуют одежду последней четверти 19-го века, а самые яркие наряды, намекающие на близящуюся эпоху декаданса, достались вовсе не Ларисе, а ее матери, записной моднице города Бряхимова (Наталия Курдюбова).
Теперь, кажется, ясно, почему Петр Фоменко заранее декларировал, что будет делать «Бесприданницу» именно с младшими своими учениками. То есть не со славящимися своим шармом и умением плести тонкое психологическое кружево Галиной Тюниной, сестрами Кутеповыми, Юрием Степановым, Кириллом Пироговым и другими, а с более поздними новобранцами Мастерской. В этом выборе та же суровая честность: маскировать пустоты и провалы разными «кружевами» эти, младшие «фоменки», не умеют. Если им есть что сказать, если роль сделана глаз не оторвешь, а если нет будут сидеть и грамотно, «по школе», произносить текст. Поэтому вначале, когда Алексей Колубков и Андрей Щенников, изображающие пожилого купца Кнурова и молодого Вожеватова, проговаривают весь положенный им Островским диалог, вяло сплетничая про красавицу Ларису, которой приходится идти замуж за ничтожного чиновника, зритель успевает задуматься, зачем нужно все это чтение по ролям.
Вялость пролога улетучивается с появлением Ларисы. И тут режиссер все же позволяет себе один фокус: властительницей мужских дум оказывается не красотка «вамп», а аскетичная, худощавая, очень естественная, но вовсе не кокетливая Лариса Полины Агуреевой. Чем приворожила она все мужское население Бряхимова, сперва неясно. Но вот Лариса по-матерински снисходительно одернет наивного мальчишку Карандышева, и тут же по-цыгански весело зыркнет на купцов, рассмеется будто что-то посулит. Ее брак с Карандышевым воспринимается как бегство. Бежит она не столько от пошлости купцов, рассматривающих ее как красивую безделушку пошлость эта здесь скорее декларируется, чем играется. И не от красавца-погубителя Паратова (Илья Любимов) в спектакле этого короля играет свита «цыган»: актрисы в пестрых платках кидаются к нему со вздохами «Такой барин приехал!». Бежит Лариса от себя.
С давних лет исповедующий мысль о том, что сохранить в себе «душу живу» могут лишь бродяги-комедианты, такие, как Счастливцев и Несчастливцев в его «Лесе», поставленном когда-то в питерском Театре Комедии и совсем недавно в парижском «Комеди Франсез», Петр Фоменко дает Ларисе свой шанс на спасение: не богатого жениха ей надо искать, а бежать в актрисы. Не о попранной красоте его спектакль, а о загубленном таланте.
Потому даже воздух как-то по-особому собирается вокруг Ларисы, когда, ослушавшись запрета Карандышева, она решается спеть. Поет Агуреева старую песню «Бродяга» без надрыва, глуховатым грудным голосом, но так, что сразу ясно, отчего все влюблены в Ларису: в талант влюблены. Но в большом городе Бряхимове не только купцам, но и самой Ларисе невдомек, как зовется та бездна, что открывается у нее внутри, когда она поет. Вот и бежит Лариса с Паратовым не за любовью, а потому, что талант гонит ее прочь из душной каморки Карандышева.
Жаль, но после кульминации в конце первого акта все дальнейшее пение цыганок (ими стали актрисы театра), монологи пьяного актера по кличке Робинзон (Владимир Топцов), презирающего обывательские нравы, споры купцов, разыгрывающих Ларису в орлянку, и даже ее финальное объяснение с Паратовым играется пока довольно приблизительно. Ярче других вышел Карандышев кинозвезда Евгений Цыганов пластически точно перевоплощается в подслеповатого, безвкусного честолюбца, все же куда более чистого душой, чем богатые Ларисины ухажеры. Сцена, в которой подпоенный купцами Карандышев влезает на стол слушать, как Паратов скажет тост в его честь, а того уже и след простыл выходит по-настоящему зловещей.
В целом же (может, оттого, что стены новой обители Мастерской еще чужие, «ненадышанные»?) «Бесприданница» Фоменко пока напоминает бесприданницу, сыграную Полиной Агуреевой: аскетичная и неброская, она то сверкнет роскошью таланта, то сникнет вновь.
Впрочем, если только задуматься, сколько за время существования пьесы было сыграно красавиц-Ларис, то, вопреки Островскому, вовсе не ищущая любви, а лишь пытающаяся усмирить в себе стихию, даже имени которой она не знает, эта бесприданница дорогого стоит.
Алла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова