Смешные люди
Новое здание театра «Мастерская П. Фоменко» открылось долгожданной премьерой «Бесприданницы»
Ждать «Бесприданницу», обещанную Петром Фоменко, пришлось долго пока новое здание не отстроят. Так что тут все совпало: и новоселье, и премьера. Про здание что сказать? Здорово, что оно наконец есть. В старых зальчиках тесно Фоменко стало, он давно к переменам созрел. Да и тем, кто на билеты записывался, очереди своей бог знает сколько ждал, теперь послабление выйдет, скорее попасть сумеют. Большой зал (450 мест) замечательный, кресла удобные, отовсюду видно. Техническое оснащение самое что ни на есть современное. Изумительная малая сцена с окнами на фаллическую Москва-Сити. Только вот пока там неуютно. Как будто чужое помещение, не свое. И на спектакле это сказывается. Он еще не прирос к новым стенам, не определился в них. Говорят, дома они (стены то есть) помогают, а тут не очень. В этом здании души еще нет, тепла. Словом, гармонии желаемой в спектакле пока не найти, он неустойчив, как только что родившийся жеребенок. Сегодня хорошо прошел, завтра не вполне. И актеры еще только примериваются к ролям, не срослись с ними, кровью не наполнили. Впрочем, все это обычное дело, и артисты набирать будут, успокаиваться, и дом оживет. Лишь бы терпения и уверенности хватило. Потому что «Бесприданницу» эту наверняка станут упрекать в несовременности.
В антракте один коллега сказал, демонстративно зевнув: «Прекрасный спектакль, но это ведь чистый Малый театр». Имея, видимо, в виду, что скучновато ему было: как написано, так и играют. Без фокусов. Мы в последние годы привыкать стали к динамичным, коротким, эффектным зрелищам, где половина текста вычеркивается за ненадобностью, а смысл происходящего в одну броскую фразу уложить можно. А тут и в самом деле развлечением не озаботились, три часа спектакль идет, слов много говорят, про что поставлено, однозначно не сформулировать. Однозначности Фоменко страшно не любит, характеры героев и общий смысл у него мерцают, двоятся, поди разгадай. Но вот сидевший рядом Константин Райкин, большой, кстати говоря, любитель сценической занимательности, по ходу спектакля ерзал, восторженно реагировал и вздыхал: «Как я соскучился по таким спектаклям!» Надо ли объяснять по каким? Да по тем, где к тексту бережно относятся, каждое слово ценят, понять пытаются, что тут автор имел в виду. Где действие никуда не переносят, а все равно современно выходит. И трюков на сцене не выделывают, на голове не стоят. Где за модой не бегут, в общее русло не вписываются. Похоже, скоро такие спектакли, как «Бесприданница» Фоменко, авангардом называть будут, настолько они не «в струе» сегодня.
Эту пьесу Островского на сцене ставят редко, сколько-нибудь значительного спектакля по ней и не вспомнишь. Зато в кино и старый фильм Протазанова событием был, ну и, конечно, рязановский «Жестокий романс» есть породистые усы Никиты Михалкова, «Мохнатый шмель на душистый хмель» под гитару, такое не скоро забудешь. Фоменко решил поиграть и с тем фильмом, и с другим. Мелодраматический сюжет Островского он поместил где-то между графикой черно-белого кино и лихой театральщиной. Плоские тени на заднике, замирающие в странных, изломанных позах актеры, и тут же - преувеличенные интонации, картинные, оперные мизансцены, нелепые парики на цыганах. Цыгане автором выписаны, гуляку Паратова сопровождают, поют. Как без них? Только как хотите, а сегодня вся эта голосящая вольница страшной вампукой на сцене смотрится. Фоменко еще больше ее усилил, а все ради песен, они тут важную роль играют. В переодетых в тряпье женщинах в огромных черных париках нет привычного и буйного цыганского веселья. И поют они мрачноватую песню на стихи Мандельштама, беду пророчащую. Гротеск на сцене Фоменко всегда любил. В молодости пользовался им открыто-грубо-зримо, теперь с нежностью, едва намечая. Потому, наверное, что за ним горечь скрывается, жизнь погубленная.
Это, конечно, о Карандышеве сказано. Он в этом спектакле едва ли не главное действующее лицо, так крупно и сильно сыгран Евгением Цыгановым. «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» в пьяном угаре выкрикивает неуместный Ларисин жених, и это ключ, которым роль открывается. Цыганов играет человека оскорбленного, бедностью и людьми униженного. Городок-то маленький, в нем все соседи, всех видно. Одни, как Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), деловую хватку имеют, успешны, богаты, в себе уверены. А Карандышев неудачник, над ним в лицо смеются. Денег не заработал, в дивный поворот открывшейся вдруг жизни не вписался. Гнетет это его, червем сидит, кровь сосет, вот и выделывается от отчаяния, как может. Он у Цыганова и пошлый, и жалкий до отвращения, и страдающий. Все вместе, не отделить одно от другого.
Впрочем, тут и остальные ничуть не однозначны. Люди все приличные, респектабельные и вкус и чувства имеющие. Кнуров-то Ларису всерьез любит, по-своему страдает, мучается, да вот беда женат, святое ведь дело, в буквальном смысле слова святое. В спектакле и Паратов странен, уж никак на крутого соблазнителя не похож, кого-то точно разочарует. До Никиты Михалкова Илье Любимову далеко, кто бы спорил. Широкие плечи, неотразимо победительная улыбка, «шмель» пресловутый это не про него, у Любимова взгляд остановившийся и тоска в душе. Вроде подлец, с Ларисой ужас как обошелся, а жаль и его. Жизнь-то кончена, отпел свое, отгулял, финита.
С бедной героиней и Фоменко поступил не по правилам. В Интернете, где театралы о спектакле спорят, можно прочитать, что Полина Агуреева никакая не Лариса. Она, мол, девочка, а не роковая женщина, в которую влюбляются до безумия. Написавшие так граждане не сомневаются, какой именно такая женщина быть должна. Не раз видели, канон известен. А у Фоменко при слове «канон», похоже, зубная боль начинается, тут же готов поступить наоборот. Такой уж он озорник. Агуреева здесь и в самом деле девочка, не обольстительница. Только за юной прелестью у нее буйство прячется, время от времени наружу лезет. У этой девочки на лице как будто клеймо вытравлено: беда. И себе, и другим беду несет. У Островского в пьесе она красивый романс поет: «Не искушай меня без нужды », а у Фоменко: «Расскажи, расскажи бродяга, чей ты родом, откуда ты » Вот и она тут бродяга, без рода, без племени, рвется куда-то как помешанная. В последнем акте босая, волосы распущены, отчаянно Паратова домогается, свое требует. Такой и в самом деле смерть избавление. Не всем это понравилось? Ничего страшного. Как сказано в этой пьесе, « один любит арбуз, а другой свиной хрящик».
В антракте один коллега сказал, демонстративно зевнув: «Прекрасный спектакль, но это ведь чистый Малый театр». Имея, видимо, в виду, что скучновато ему было: как написано, так и играют. Без фокусов. Мы в последние годы привыкать стали к динамичным, коротким, эффектным зрелищам, где половина текста вычеркивается за ненадобностью, а смысл происходящего в одну броскую фразу уложить можно. А тут и в самом деле развлечением не озаботились, три часа спектакль идет, слов много говорят, про что поставлено, однозначно не сформулировать. Однозначности Фоменко страшно не любит, характеры героев и общий смысл у него мерцают, двоятся, поди разгадай. Но вот сидевший рядом Константин Райкин, большой, кстати говоря, любитель сценической занимательности, по ходу спектакля ерзал, восторженно реагировал и вздыхал: «Как я соскучился по таким спектаклям!» Надо ли объяснять по каким? Да по тем, где к тексту бережно относятся, каждое слово ценят, понять пытаются, что тут автор имел в виду. Где действие никуда не переносят, а все равно современно выходит. И трюков на сцене не выделывают, на голове не стоят. Где за модой не бегут, в общее русло не вписываются. Похоже, скоро такие спектакли, как «Бесприданница» Фоменко, авангардом называть будут, настолько они не «в струе» сегодня.
Эту пьесу Островского на сцене ставят редко, сколько-нибудь значительного спектакля по ней и не вспомнишь. Зато в кино и старый фильм Протазанова событием был, ну и, конечно, рязановский «Жестокий романс» есть породистые усы Никиты Михалкова, «Мохнатый шмель на душистый хмель» под гитару, такое не скоро забудешь. Фоменко решил поиграть и с тем фильмом, и с другим. Мелодраматический сюжет Островского он поместил где-то между графикой черно-белого кино и лихой театральщиной. Плоские тени на заднике, замирающие в странных, изломанных позах актеры, и тут же - преувеличенные интонации, картинные, оперные мизансцены, нелепые парики на цыганах. Цыгане автором выписаны, гуляку Паратова сопровождают, поют. Как без них? Только как хотите, а сегодня вся эта голосящая вольница страшной вампукой на сцене смотрится. Фоменко еще больше ее усилил, а все ради песен, они тут важную роль играют. В переодетых в тряпье женщинах в огромных черных париках нет привычного и буйного цыганского веселья. И поют они мрачноватую песню на стихи Мандельштама, беду пророчащую. Гротеск на сцене Фоменко всегда любил. В молодости пользовался им открыто-грубо-зримо, теперь с нежностью, едва намечая. Потому, наверное, что за ним горечь скрывается, жизнь погубленная.
Это, конечно, о Карандышеве сказано. Он в этом спектакле едва ли не главное действующее лицо, так крупно и сильно сыгран Евгением Цыгановым. «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» в пьяном угаре выкрикивает неуместный Ларисин жених, и это ключ, которым роль открывается. Цыганов играет человека оскорбленного, бедностью и людьми униженного. Городок-то маленький, в нем все соседи, всех видно. Одни, как Кнуров (Алексей Колубков) и Вожеватов (Андрей Щенников), деловую хватку имеют, успешны, богаты, в себе уверены. А Карандышев неудачник, над ним в лицо смеются. Денег не заработал, в дивный поворот открывшейся вдруг жизни не вписался. Гнетет это его, червем сидит, кровь сосет, вот и выделывается от отчаяния, как может. Он у Цыганова и пошлый, и жалкий до отвращения, и страдающий. Все вместе, не отделить одно от другого.
Впрочем, тут и остальные ничуть не однозначны. Люди все приличные, респектабельные и вкус и чувства имеющие. Кнуров-то Ларису всерьез любит, по-своему страдает, мучается, да вот беда женат, святое ведь дело, в буквальном смысле слова святое. В спектакле и Паратов странен, уж никак на крутого соблазнителя не похож, кого-то точно разочарует. До Никиты Михалкова Илье Любимову далеко, кто бы спорил. Широкие плечи, неотразимо победительная улыбка, «шмель» пресловутый это не про него, у Любимова взгляд остановившийся и тоска в душе. Вроде подлец, с Ларисой ужас как обошелся, а жаль и его. Жизнь-то кончена, отпел свое, отгулял, финита.
С бедной героиней и Фоменко поступил не по правилам. В Интернете, где театралы о спектакле спорят, можно прочитать, что Полина Агуреева никакая не Лариса. Она, мол, девочка, а не роковая женщина, в которую влюбляются до безумия. Написавшие так граждане не сомневаются, какой именно такая женщина быть должна. Не раз видели, канон известен. А у Фоменко при слове «канон», похоже, зубная боль начинается, тут же готов поступить наоборот. Такой уж он озорник. Агуреева здесь и в самом деле девочка, не обольстительница. Только за юной прелестью у нее буйство прячется, время от времени наружу лезет. У этой девочки на лице как будто клеймо вытравлено: беда. И себе, и другим беду несет. У Островского в пьесе она красивый романс поет: «Не искушай меня без нужды », а у Фоменко: «Расскажи, расскажи бродяга, чей ты родом, откуда ты » Вот и она тут бродяга, без рода, без племени, рвется куда-то как помешанная. В последнем акте босая, волосы распущены, отчаянно Паратова домогается, свое требует. Такой и в самом деле смерть избавление. Не всем это понравилось? Ничего страшного. Как сказано в этой пьесе, « один любит арбуз, а другой свиной хрящик».
«Итоги», 15.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова