Замри-умри-воскресни
«Бесприданница» в Мастерской Петра Фоменко
В Мастерской Петра Фоменко идут премьерные представления «Бесприданницы». Драму Островского режиссер начинал репетировать в старом здании, но специально ждал завершения строительства, чтобы сыграть премьеру на большой новой сцене. Теперь спектакль и здание, можно сказать, обживают друг друга.
Можно было заселяться не спеша, примеряя старые, проверенные временем спектакли на новой площадке, ощущая ее размеры, пространство, звук. Фоменко выбрал куда более рискованный вариант такой двойной премьеры сразу и сцены, и спектакля. А дальше┘ Дальше не случилось ничего экстраординарного: в том смысле, что новое здание, конечно, радует и особенно впечатляет огромное в три, а то и все пять этажей окно, выходящее на набережную.
Спектакль настоящий, фоменковский, очень хороший спектакль, который, как все настоящее и фоменковское, оживает не сразу. И на третьем или пятом (смотря с какого «боку» считать) представлении, как на фотографии, местами почему-то выпрыгнувшей из проявителя, какие-то фрагменты уже оформились, идут в полном цвете, а другие еще только обозначены и находятся на полдороги. Фоменко, зная об этом родовом свойстве своих премьер, как будто специально подчеркивает контуры, целые сцены превращая в своеобразный театр теней, в игру «замри-отомри», когда пары игроков или целые группы вдруг замирают на заднем плане или за тканевым занавесом. Ни дать ни взять фарфоровые статуэтки или неподвижные силуэты-профили, безмятежные, чуть ли не приторные, так далеко отстоящие, отлетающие в сторону от сюжета, стремительно направляющегося к трагической развязке.
Итак, «Бесприданница», слова Александра Николаевича Островского, музыка цыганская. Несколько лет назад на открытии сезона на вопрос о «новой драме», которой что-то нет в репертуаре «Мастерской┘», Петр Наумович ответил, что «новая драма» непременно появится и он вот-вот приступит к репетициям «Бесприданницы».
Приходится признать, история в самом деле звучит современно впрочем, как и «Живой труп», который поставил в Александринке Валерий Фокин. Как и «Власть тьмы», только-только выпущенная Юрием Соломиным в Малом. Где стрельба там и современность, с этим и спорить незачем┘
Пожалуй, самый главный талант «фоменок» в умении увлечь искренним рассказом серьезной и сложной истории. Это есть и в «Бесприданнице»: неторопливость, в которую то и дело проникает, как будто бы выскакивает из-за кулисы, этакий хитрый режиссерский прищур, и тогда рама то ли дверной, то ли оконный проем решительно переворачивается кем-либо из персонажей, размывая и размыкая круг театральной условности. Но это вмешательство и обозначение театральной иллюзии, как ни странно, не разрушает серьезного взгляда на вещи и не дает взглянуть на происходящее с иронической отстраненностью: мол, что за ерунда, сойти с ума из-за сбежавшего любовника, когда тут такой катит фарт Мокий Пармёныч Кнуров (Алексей Колубков) предлагает поехать в Париж, а за это пожизненное содержание и любой каприз┘ И мать (Наталия Курдюбова) наверняка посоветует┘
Нет, все всерьез, и слова, вернее, интонации Ларисы (Полина Агуреева), когда она тихо говорит Паратову: «Пойдемте», забыть это ее «пойдемте» нельзя. В этой интонации согласие не то что по Волге кататься, а хоть на край земли, хоть за край (как пелось в «Жестоком романсе»). Оттого понятно безумие Ларисы, подлинное помешательство, когда Паратов ее оставляет. Для нее выстрел Карандышева счастье, единственно возможный выход┘
«Фоменки» и в «Бесприданнице» верны себе. Мир их героев сходит с котурнов время титанов осталось в прошлом, но и люди обыкновенные живут сложно, трагедии случаются и среди них. То есть можно назвать это некоторым снижением или даже опрощением классического текста, но это снижение делает историю понятной и даже, можно сказать, повседневной, то есть историей нашего времени. Может, потому центральной фигурой этой «Бесприданницы» становится Карандышев (Евгений Цыганов), а не Паратов (Илья Любимов). Цыганов, привычно уже воспринимаемый красавцем и супергероем, в роли Карандышева очень даже интересен в конце концов достаток и характер и лепят осанку, и диктуют привычки. И вдруг будто ветром сносит все то, что казалось красивым, и на сцену является закомплексованный, но самолюбивый┘
Три с половиной часа. С цыганами и живой Мананой Менабде, которая поет романс собственного сочинения «Сегодня ночью не солгу┘» на стихи Мандельштама. Играет старую цыганку.
Протазанов и Михалков, в общем, сумели сформировать кое-какие представления об этой трагической истории, разворачивающейся на волжском берегу. Фоменко как будто бы и не спорит с ними вернее же, как обычно, спорит исподволь. В результате же выясняется, что все у него по-другому, весь мир героев другой, хотя слова и события как будто те же.
Можно было заселяться не спеша, примеряя старые, проверенные временем спектакли на новой площадке, ощущая ее размеры, пространство, звук. Фоменко выбрал куда более рискованный вариант такой двойной премьеры сразу и сцены, и спектакля. А дальше┘ Дальше не случилось ничего экстраординарного: в том смысле, что новое здание, конечно, радует и особенно впечатляет огромное в три, а то и все пять этажей окно, выходящее на набережную.
Спектакль настоящий, фоменковский, очень хороший спектакль, который, как все настоящее и фоменковское, оживает не сразу. И на третьем или пятом (смотря с какого «боку» считать) представлении, как на фотографии, местами почему-то выпрыгнувшей из проявителя, какие-то фрагменты уже оформились, идут в полном цвете, а другие еще только обозначены и находятся на полдороги. Фоменко, зная об этом родовом свойстве своих премьер, как будто специально подчеркивает контуры, целые сцены превращая в своеобразный театр теней, в игру «замри-отомри», когда пары игроков или целые группы вдруг замирают на заднем плане или за тканевым занавесом. Ни дать ни взять фарфоровые статуэтки или неподвижные силуэты-профили, безмятежные, чуть ли не приторные, так далеко отстоящие, отлетающие в сторону от сюжета, стремительно направляющегося к трагической развязке.
Итак, «Бесприданница», слова Александра Николаевича Островского, музыка цыганская. Несколько лет назад на открытии сезона на вопрос о «новой драме», которой что-то нет в репертуаре «Мастерской┘», Петр Наумович ответил, что «новая драма» непременно появится и он вот-вот приступит к репетициям «Бесприданницы».
Приходится признать, история в самом деле звучит современно впрочем, как и «Живой труп», который поставил в Александринке Валерий Фокин. Как и «Власть тьмы», только-только выпущенная Юрием Соломиным в Малом. Где стрельба там и современность, с этим и спорить незачем┘
Пожалуй, самый главный талант «фоменок» в умении увлечь искренним рассказом серьезной и сложной истории. Это есть и в «Бесприданнице»: неторопливость, в которую то и дело проникает, как будто бы выскакивает из-за кулисы, этакий хитрый режиссерский прищур, и тогда рама то ли дверной, то ли оконный проем решительно переворачивается кем-либо из персонажей, размывая и размыкая круг театральной условности. Но это вмешательство и обозначение театральной иллюзии, как ни странно, не разрушает серьезного взгляда на вещи и не дает взглянуть на происходящее с иронической отстраненностью: мол, что за ерунда, сойти с ума из-за сбежавшего любовника, когда тут такой катит фарт Мокий Пармёныч Кнуров (Алексей Колубков) предлагает поехать в Париж, а за это пожизненное содержание и любой каприз┘ И мать (Наталия Курдюбова) наверняка посоветует┘
Нет, все всерьез, и слова, вернее, интонации Ларисы (Полина Агуреева), когда она тихо говорит Паратову: «Пойдемте», забыть это ее «пойдемте» нельзя. В этой интонации согласие не то что по Волге кататься, а хоть на край земли, хоть за край (как пелось в «Жестоком романсе»). Оттого понятно безумие Ларисы, подлинное помешательство, когда Паратов ее оставляет. Для нее выстрел Карандышева счастье, единственно возможный выход┘
«Фоменки» и в «Бесприданнице» верны себе. Мир их героев сходит с котурнов время титанов осталось в прошлом, но и люди обыкновенные живут сложно, трагедии случаются и среди них. То есть можно назвать это некоторым снижением или даже опрощением классического текста, но это снижение делает историю понятной и даже, можно сказать, повседневной, то есть историей нашего времени. Может, потому центральной фигурой этой «Бесприданницы» становится Карандышев (Евгений Цыганов), а не Паратов (Илья Любимов). Цыганов, привычно уже воспринимаемый красавцем и супергероем, в роли Карандышева очень даже интересен в конце концов достаток и характер и лепят осанку, и диктуют привычки. И вдруг будто ветром сносит все то, что казалось красивым, и на сцену является закомплексованный, но самолюбивый┘
Три с половиной часа. С цыганами и живой Мананой Менабде, которая поет романс собственного сочинения «Сегодня ночью не солгу┘» на стихи Мандельштама. Играет старую цыганку.
Протазанов и Михалков, в общем, сумели сформировать кое-какие представления об этой трагической истории, разворачивающейся на волжском берегу. Фоменко как будто бы и не спорит с ними вернее же, как обычно, спорит исподволь. В результате же выясняется, что все у него по-другому, весь мир героев другой, хотя слова и события как будто те же.
Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова