Родом из одержимых
«Бесприданница». Мастерская Петра Фоменко
Долгожданное новоселье театра совпало с долгожданной премьерой пьесы Островского, поставить которую Фоменко задумал еще несколько лет назад. «Бесприданница» спектакль большой формы, хотя и нынешний, новый зал театра рассчитан все же не на тысячу мест, а на четыреста. Но этот спектакль наследует по форме «Трем сестрам», где и декорации большие, и расстояние от актеров до зрительских глаз иное, не камерное. Однажды и навсегда полюбив режиссера за «семейное счастие» человечности, за филигранные ближние планы, где играет каждый вздох, каждый поворот женского плечика, где тончайшие нюансы сливаются в неподражаемые воздушные кантилены, по инерции ждешь всего этого и от нынешней постановки. Но здесь все не то. Огромный мост (художник Владимир Максимов), задник, где сначала «гобеленовый» вид волжского городка, а затем и вовсе сумеречное небо с лунной дорожкой, могут, признаться, даже отпугнуть своей какой-то нарочитой декоративностью. Невыразимо длинная экспозиция, где мужчины неспешно попивают утренний чай и обсуждают грядущее замужество Ларисы Огудаловой, тоже расхолаживает. В этой экспозиции вместо привычных у Фоменко тонких подробностей взаимоотношений видится лишь тягучий традиционализм. Но вот появляются цыганки, и начинается совсем другая история.
Да цыганки ли они, эти темноватые бродяжки с хриплыми голосками и странноватыми песнями? Не ведьмы ли, не порождение ли тинистых волжских заводей, принявших в свое лоно не одну только несчастную Катерину Кабанову, но потенциальное множество девиц Островского, обладательниц горячего сердца и живого воображения? И вот уже перед нами тоненькая, с пухлыми губками и небрежно заплетенной косичкой Лариса Полины Агуреевой. Такая и рук не заломит, и романс «А напоследок я скажу» ни за что не споет. Ее коронный номер «Расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты?». Повадка у нее девичья, порывистая, снаружи бравада, внутри натянутая струна, которая вот-вот оборвется.
И вообще она из одержимых, из тех, кому самой с собой не сладить.
Выбор исполнительницы заглавной роли имеет здесь решающее значение. Совершенно очевидно, что режиссеру нужна не просто красивая и талантливая актриса, но та, в которой скрыт полуребенок-полузверек, речное дитя с душевными безднами. Агуреева Лариса, решившись стать женой жалкого Карандышева, просится на волю, в деревню, и не только потому, что боится новой встречи с возлюбленным Паратовым, а и потому, что ей воздуха хочется. Потому что душно, сил нет. Этой героине не хватает шага, чтобы с обрыва и в воду. Впрочем, внутренние связи «Бесприданницы» с «Грозой» очевидны, но в театре и в кино Огудалову все больше играют томной красавицей, вероятно, оттого, что романсы поет и на гитаре играет. А агуреевская героиня недалеко ушла от тех цыганок, тоже без роду, без племени, тоже воздух любит. Сперва она вообще в деревенской рубашонке бегает, с лукошком, держит Карандышева за руку и норовит таким манером пройти с ним по жизни, как по лесной опушке. Все одно, на другую жизнь средств нет, а так хоть чисто. Но богатые покровители приоденут ее к празднику в какой-то сногсшибательный серебристый сак (костюмы Марии Даниловой), и она станет похожа на Адриенну Лекуврер кинешемского уезда. Тема театра медленно и верно входит в спектакль Фоменко и внезапными картинными позами, и теми самыми малеванными задниками, и теневыми силуэтами, которые доигрывают то, чему Островский не дал словесного обеспечения. Там, на освещенном изнутри полотне, возникают похожие на дагеротипы фигуры персонажей пьесы живут себе, поживают, имеют профили и абрисы, но лишены объема. Мать Ларисы, которую играет Наталия Курдюбова, тоже по-своему театральна, вместо привычного мещанского колорита ей подарен режиссером намек на непростое прошлое, некий декадансный излом, черная гамма и тонкая в мундштуке папироска.
Мужское население спектакля и это тоже принципиальный момент явно не выразительно. Самый объемный тут Карандышев Евгений Цыганов. Его объем это масштаб человека-опечатки, неталантливо сосредоточенного на своей незамысловатой жизни. Ларису он явно любит, но все равно не видит в упор, даже через свои толстые очки, потому что его, так же, как и других мужчин, занимает собственное мелкое тщеславие. Правда, его-то жаль. Он ведь хорош собой и мог бы стать героем-любовником, кабы не бедность. Роль сыграна так, что не столько он сам жалок, сколько жалко его самого, ибо и унижен, и влюблен, и все это подлинно, не игрушки. Богач Кнуров Алексей Колбуков вроде бы тоже любит Ларису искренне, правда, в рамках своего привилегированного положения. И даже Паратов Илья Любимов в сцене, предшествующей гибели героини, проявляет если не любовь, то, по крайней мере, искреннюю страсть. Но ни тому, ни другому, ни третьему (довольно циничному Вожеватову Андрею Щенникову) не дано ни шанса на какую-нибудь человеческую значительность. «Блаародное» предложение Кнурова Ларисе пойти к нему в содержанки заканчивается тем, что герой спотыкается на лестнице и плюхается наземь, как мешок с мусором. Паратов же - красивый, статный, голосистый, но вместе с тем отчетливо мелкий, неяркий, будто не всамделишный. Не «мохнатый шмель» это уж точно. И вообще в какой-то момент закрадывается подозрение, что и его, любезного, просто придумала себе на полном безрыбье эта девушка с «горячим сердцем» Параши (из одноименной пьесы Островского) или с необузданным воображением Катерины (см. «Грозу»).
Молодому поколению фоменок выпало сыграть на новоселье куда более дикую и жесткую историю, чем играли те, прежние, прославившие первый призыв мастерской. Вспоминая милые кудряшки агуреевской Наташи Ростовой в «Войне и мире» или ее девичье декольте, куда импровизатор из «Египетских ночей» макал свое вдохновенное поэтическое перо, осознаешь, как девочка вырастает в трагическую актрису. Процесс пока не завершен, и ее Ларису временами сносит в детскость, в легкомыслие травести, но дорога-то ясна. Песня про бродягу спета с таким диким отчаянием, а финальные предсмертные слова сказаны с таким ощущением бездны, что забыть это трудно. Такую поэзию темного омута, такую тоску по человечности и такую тотальную нелюбовь здесь еще не играли. Играли как раз человечность во всех возможных ее спектрах. А события за стенами маленькой мастерской неумолимо меняли сам воздух жизни. И новые стены театра возводились слишком долго да в непрестанной борьбе. Вот и получился к новоселью совсем другой Островский. Про жажду любви, для которой не осталось ни места, ни времени.
Да цыганки ли они, эти темноватые бродяжки с хриплыми голосками и странноватыми песнями? Не ведьмы ли, не порождение ли тинистых волжских заводей, принявших в свое лоно не одну только несчастную Катерину Кабанову, но потенциальное множество девиц Островского, обладательниц горячего сердца и живого воображения? И вот уже перед нами тоненькая, с пухлыми губками и небрежно заплетенной косичкой Лариса Полины Агуреевой. Такая и рук не заломит, и романс «А напоследок я скажу» ни за что не споет. Ее коронный номер «Расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты?». Повадка у нее девичья, порывистая, снаружи бравада, внутри натянутая струна, которая вот-вот оборвется.
И вообще она из одержимых, из тех, кому самой с собой не сладить.
Выбор исполнительницы заглавной роли имеет здесь решающее значение. Совершенно очевидно, что режиссеру нужна не просто красивая и талантливая актриса, но та, в которой скрыт полуребенок-полузверек, речное дитя с душевными безднами. Агуреева Лариса, решившись стать женой жалкого Карандышева, просится на волю, в деревню, и не только потому, что боится новой встречи с возлюбленным Паратовым, а и потому, что ей воздуха хочется. Потому что душно, сил нет. Этой героине не хватает шага, чтобы с обрыва и в воду. Впрочем, внутренние связи «Бесприданницы» с «Грозой» очевидны, но в театре и в кино Огудалову все больше играют томной красавицей, вероятно, оттого, что романсы поет и на гитаре играет. А агуреевская героиня недалеко ушла от тех цыганок, тоже без роду, без племени, тоже воздух любит. Сперва она вообще в деревенской рубашонке бегает, с лукошком, держит Карандышева за руку и норовит таким манером пройти с ним по жизни, как по лесной опушке. Все одно, на другую жизнь средств нет, а так хоть чисто. Но богатые покровители приоденут ее к празднику в какой-то сногсшибательный серебристый сак (костюмы Марии Даниловой), и она станет похожа на Адриенну Лекуврер кинешемского уезда. Тема театра медленно и верно входит в спектакль Фоменко и внезапными картинными позами, и теми самыми малеванными задниками, и теневыми силуэтами, которые доигрывают то, чему Островский не дал словесного обеспечения. Там, на освещенном изнутри полотне, возникают похожие на дагеротипы фигуры персонажей пьесы живут себе, поживают, имеют профили и абрисы, но лишены объема. Мать Ларисы, которую играет Наталия Курдюбова, тоже по-своему театральна, вместо привычного мещанского колорита ей подарен режиссером намек на непростое прошлое, некий декадансный излом, черная гамма и тонкая в мундштуке папироска.
Мужское население спектакля и это тоже принципиальный момент явно не выразительно. Самый объемный тут Карандышев Евгений Цыганов. Его объем это масштаб человека-опечатки, неталантливо сосредоточенного на своей незамысловатой жизни. Ларису он явно любит, но все равно не видит в упор, даже через свои толстые очки, потому что его, так же, как и других мужчин, занимает собственное мелкое тщеславие. Правда, его-то жаль. Он ведь хорош собой и мог бы стать героем-любовником, кабы не бедность. Роль сыграна так, что не столько он сам жалок, сколько жалко его самого, ибо и унижен, и влюблен, и все это подлинно, не игрушки. Богач Кнуров Алексей Колбуков вроде бы тоже любит Ларису искренне, правда, в рамках своего привилегированного положения. И даже Паратов Илья Любимов в сцене, предшествующей гибели героини, проявляет если не любовь, то, по крайней мере, искреннюю страсть. Но ни тому, ни другому, ни третьему (довольно циничному Вожеватову Андрею Щенникову) не дано ни шанса на какую-нибудь человеческую значительность. «Блаародное» предложение Кнурова Ларисе пойти к нему в содержанки заканчивается тем, что герой спотыкается на лестнице и плюхается наземь, как мешок с мусором. Паратов же - красивый, статный, голосистый, но вместе с тем отчетливо мелкий, неяркий, будто не всамделишный. Не «мохнатый шмель» это уж точно. И вообще в какой-то момент закрадывается подозрение, что и его, любезного, просто придумала себе на полном безрыбье эта девушка с «горячим сердцем» Параши (из одноименной пьесы Островского) или с необузданным воображением Катерины (см. «Грозу»).
Молодому поколению фоменок выпало сыграть на новоселье куда более дикую и жесткую историю, чем играли те, прежние, прославившие первый призыв мастерской. Вспоминая милые кудряшки агуреевской Наташи Ростовой в «Войне и мире» или ее девичье декольте, куда импровизатор из «Египетских ночей» макал свое вдохновенное поэтическое перо, осознаешь, как девочка вырастает в трагическую актрису. Процесс пока не завершен, и ее Ларису временами сносит в детскость, в легкомыслие травести, но дорога-то ясна. Песня про бродягу спета с таким диким отчаянием, а финальные предсмертные слова сказаны с таким ощущением бездны, что забыть это трудно. Такую поэзию темного омута, такую тоску по человечности и такую тотальную нелюбовь здесь еще не играли. Играли как раз человечность во всех возможных ее спектрах. А события за стенами маленькой мастерской неумолимо меняли сам воздух жизни. И новые стены театра возводились слишком долго да в непрестанной борьбе. Вот и получился к новоселью совсем другой Островский. Про жажду любви, для которой не осталось ни места, ни времени.
Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова