Ни любви, ни тоски, ни жалости
«Бесприданница» стала первой премьерой в только что отстроенном здании Мастерской Петра Фоменко: оно находится недалеко от старой сцены, на набережной Тараса Шевченко. Внутри все достаточно традиционно: уютное трехуровневое фойе, большой зрительный зал, буфет, зато из окошка открывается совершенно фантастический вид на деловой центр «Москва-сити». То же невероятное сочетание классики и модерна можно увидеть в спектакле. По содержанию это неспешная, вдумчивая и в то же время чудовищная история взаимоотношений четырех мужчин-охотников и одной женщины-жертвы. А по сути современная драма о предельной холодности мира, в котором мужчину оценивают исключительно по толщине кошелька, а женщину, словно дорогую вещь, по тому блеску, который она придает мужчине, становясь его собственностью.
Удивительно, но на этот раз Фоменко обошелся без своего основного состава: не заняты в «Бесприданнице» ни сестры Кутеповы, ни Тюнина, ни Джабраилова, ни Степанов. Вместо них играют актеры из более позднего набора: Алексей Колубков воплощает пожилого богача Кнурова, Андрей Щенников молодого предпринимателя Вожеватова, а Илья Любимов «блестящего барина» Паратова, за которым Лариса побежит «хоть на край земли, хоть за край». Играют они очень правильно и обстоятельно, отдавая дань уважения тексту драматурга и урокам «Станиславского», но все это как-то тяжеловато и скучно. Сидишь в зале, смотришь на новую великолепную сцену, оформленную в виде волжской набережной, и буквально не узнаешь любимый театр. Куда подевалась фирменная фоменковская легкость, лукавая насмешка над персонажами, изящная вязь психологических кружев? А вся игра света? Театральный воздух? Милое кокетство, буйство фантазии, озорство? Словом то, что отличает школу Фоменко от других школ и переполняет лучшие его спектакли например, «Волки и овцы» того же Островского. Всего этого нет, как нет в спектакле рязановского надрыва и душераздирающей любовной драмы.
Тут, во многом, виноваты исполнители главных ролей. Паратов Любимова ничуть не похож на рокового соблазнителя: с самого начала ясно, что им руководит лишь уязвленное самолюбие (Лариса предпочла другого!) и трезвый расчет (он женится на миллионах). В стае других стервятников, разыгрывающих Ларису в «орел-решку», он такой же стервятник. Оттого сцена разрыва с Ларисой не производит особого впечатления: в ней нет неожиданности и боли тоже нет. Нет боли, потому что Лариса Полины Агуреевой очень симпатичная, но отнюдь не роковая бесприданница бежит к Паратову от банальной скуки, а вовсе не по велению чувств. Просто ей надоело вдыхать дым матушкиной сигары, надоело нянчиться с пьяным женихом Карандышевым, надоело слушать пересуды по поводу своего жалкого состояния, а там на «Ласточке» все так весело и хорошо! Шумит Волга, пляшут цыгане и, сколько хочется, можно петь романсы под аплодисменты восторгающихся ее талантом мужчин. Кто бы из современных девушек не поехал? По сути, единственным желанием Ларисы была свобода, а не замужество. Потому отказ Паратова она восприняла удивительно спокойно, и предложение Кнурова быть любовницей ее не оскорбило, и появление Карандышева не вызвало страха. Кажется, не пусти он пулю ей в грудь, нашла бы Лариса счастье с Кнуровым. Жила бы себе в Париже, пела романсы, носила дорогие платья┘ Чем, спрашивается, не жизнь?..
В спектакле есть немало симпатичных моментов: и игра теней на полупрозрачном заднике, и цыганские песни, и очень нервная игра на столовых приборах официанта Ивана┘ Но всего этого, увы, недостаточно, чтобы скрасить почти четыре часа пребывания в зале. Сейчас трудно сказать, чего хотел от своих актеров Петр Наумович. Но, кажется, они сыграли совсем другую историю: без любви, без тоски, без жалости. Очень современно сыграли, по-деловому сухо и сдержанно. Единственный, кто сделал попытку усилить драму Евгений Цыганов в роли жалкого, тщеславного очкарика Карандышева хорошо, с трагическим размахом, начал, но кончил неуместным фарсом: застрелив Ларису, Карандышев волочит ее бездыханное тело по сцене, вытирая белым платьем пол. Так что грустить и переживать даже тут не получится. Только вздохнуть с облегчением: вот и все.
Конечно, на фоне других московских премьер «Бесприданница» выгодно выделяется и качеством игры, и серьезностью материала, и продуманностью образов, но в репертуаре самих «фоменок», право, найдутся спектакли поизящнее. Теперь, когда у театра появилось новое здание, у вас есть прекрасный шанс их посмотреть.
Удивительно, но на этот раз Фоменко обошелся без своего основного состава: не заняты в «Бесприданнице» ни сестры Кутеповы, ни Тюнина, ни Джабраилова, ни Степанов. Вместо них играют актеры из более позднего набора: Алексей Колубков воплощает пожилого богача Кнурова, Андрей Щенников молодого предпринимателя Вожеватова, а Илья Любимов «блестящего барина» Паратова, за которым Лариса побежит «хоть на край земли, хоть за край». Играют они очень правильно и обстоятельно, отдавая дань уважения тексту драматурга и урокам «Станиславского», но все это как-то тяжеловато и скучно. Сидишь в зале, смотришь на новую великолепную сцену, оформленную в виде волжской набережной, и буквально не узнаешь любимый театр. Куда подевалась фирменная фоменковская легкость, лукавая насмешка над персонажами, изящная вязь психологических кружев? А вся игра света? Театральный воздух? Милое кокетство, буйство фантазии, озорство? Словом то, что отличает школу Фоменко от других школ и переполняет лучшие его спектакли например, «Волки и овцы» того же Островского. Всего этого нет, как нет в спектакле рязановского надрыва и душераздирающей любовной драмы.
Тут, во многом, виноваты исполнители главных ролей. Паратов Любимова ничуть не похож на рокового соблазнителя: с самого начала ясно, что им руководит лишь уязвленное самолюбие (Лариса предпочла другого!) и трезвый расчет (он женится на миллионах). В стае других стервятников, разыгрывающих Ларису в «орел-решку», он такой же стервятник. Оттого сцена разрыва с Ларисой не производит особого впечатления: в ней нет неожиданности и боли тоже нет. Нет боли, потому что Лариса Полины Агуреевой очень симпатичная, но отнюдь не роковая бесприданница бежит к Паратову от банальной скуки, а вовсе не по велению чувств. Просто ей надоело вдыхать дым матушкиной сигары, надоело нянчиться с пьяным женихом Карандышевым, надоело слушать пересуды по поводу своего жалкого состояния, а там на «Ласточке» все так весело и хорошо! Шумит Волга, пляшут цыгане и, сколько хочется, можно петь романсы под аплодисменты восторгающихся ее талантом мужчин. Кто бы из современных девушек не поехал? По сути, единственным желанием Ларисы была свобода, а не замужество. Потому отказ Паратова она восприняла удивительно спокойно, и предложение Кнурова быть любовницей ее не оскорбило, и появление Карандышева не вызвало страха. Кажется, не пусти он пулю ей в грудь, нашла бы Лариса счастье с Кнуровым. Жила бы себе в Париже, пела романсы, носила дорогие платья┘ Чем, спрашивается, не жизнь?..
В спектакле есть немало симпатичных моментов: и игра теней на полупрозрачном заднике, и цыганские песни, и очень нервная игра на столовых приборах официанта Ивана┘ Но всего этого, увы, недостаточно, чтобы скрасить почти четыре часа пребывания в зале. Сейчас трудно сказать, чего хотел от своих актеров Петр Наумович. Но, кажется, они сыграли совсем другую историю: без любви, без тоски, без жалости. Очень современно сыграли, по-деловому сухо и сдержанно. Единственный, кто сделал попытку усилить драму Евгений Цыганов в роли жалкого, тщеславного очкарика Карандышева хорошо, с трагическим размахом, начал, но кончил неуместным фарсом: застрелив Ларису, Карандышев волочит ее бездыханное тело по сцене, вытирая белым платьем пол. Так что грустить и переживать даже тут не получится. Только вздохнуть с облегчением: вот и все.
Конечно, на фоне других московских премьер «Бесприданница» выгодно выделяется и качеством игры, и серьезностью материала, и продуманностью образов, но в репертуаре самих «фоменок», право, найдутся спектакли поизящнее. Теперь, когда у театра появилось новое здание, у вас есть прекрасный шанс их посмотреть.
Евгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова