Четвертое рождение театра
Вчера на новой сцене театра «Мастерская П. Н. Фоменко» завершился премьерный месяц спектакля «Бесприданница» А. Н. Островского, которого вся театральная Москва ждала, как открывающего, наконец, двери уникального здания. Театралы проходили мимо хорошо известного старого фоменковского театра и, перейдя шоссе, устремлялись к архитектурному сооружению, созданному, как кажется во мраке зимнего вечера, из одного стекла.
Конечно, для москвичей большая радость получить еще один настоящий театр. Театроведы, наверное, возмутятся таким утверждением. Ведь рождением театра считается создание труппы со своей стилистикой, которую сформировал режиссер. Если исходить из этого определения, то театр «Мастерская П. Н. Фоменко» создан в 1988 году педагогом актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства, народным артистом РФ Петром Фоменко. Или в 1993 году, когда театр был зарегистрирован и преподаватель определен, как художественный руководитель. Или в 2002 году, когда актеры получили, наконец, постоянную сцену и адрес, вселившись в бывший кинотеатр «Киев» на набережной Тараса Шевченко. Этот маленький театр, с маленькой труппой для смелых режиссерских экспериментов обрел тогда маленькое помещение и стал еще более популярен среди тех, кто идет в театр не отдыхать, а соучаствовать в сценическом действе своим восприятием, мироощущением, встречаться с мудростью режиссера, и проникаться тонкими переживаниями актеров. Тесный зал в отдаленном от театральных мест районе стал притягателен. Билеты спрашивали от метро «Кутузовская». А купить их стало возможно, только заказав по электронной почте. Я ждала на нужный мне спектакль три месяца.
И вот через 6 лет вошли «фоменки» (так называют театралы актеров труппы) в настоящий, достойный их театр, выстроенный на высоком берегу Москвы-реки, что сказалось на его архитектуре. Невысокий снаружи (чтобы не закрывать окна жителей дома напротив) он раскрывается многоступенчатым фойе, про которое при вознесшемся потолке можно сказать, что оно глубокое, лабиринтное и просторное. Его переходы позволяют избежать толчеи и просматриваются насквозь с разных точек. В общем-то, сверкающее ненавязчивыми светильниками помещение по-хайтековски холодное. Создается ощущение, что ты не в театре, а на фантастическом космическом корабле, что даже интересно.
Новую сцену большую на 450 мест (есть еще и на 150) театр рискнул осваивать «Бесприданницей» после блистательных фильмов «Бесприданница» с Алисовой и «Жестокого романса» с Гузеевой да Михалковым. Наверное, было у режиссера, что сказать нового. В поиске нового и следишь за развертывающимся действием, сравнивая героев с теми, которых, видела раньше на экране. И это мешает: ощущение будто выслеживаешь героев этого спектакля. Вот совсем не блистательный, хотя и статен и красив, но ленивый соблазнитель Сергей Сергеич Паратов (Илья Любимов). Вот Лариса Дмитриевна (Полина Агуреева), ожидающая просвета в скучной жизни. Вырываясь за Волгу с любимым, цыганами и прочими восхищающимися ею мужчинами, она выходит из роли молодой соблазнительной дамы в современную девчонку рисковую, порывистую. С распущенными волосами, босая, в большом, с чужого плеча плаще она наша, современная. А рядом ужасные: люди и оборотистая, циничная в своем безразличии мать (Наталия Курдюбова), и отворачивающийся от нее, как от ненужной вещи купец-друг ее детства (Андрей Щенников), и типичный человек бизнеса, который ценит красоту и непрочь ее присвоить опять-таки как вещь, стоящую денег (Алексей Колубков). А жених (Евгений Цыганов), как и положено ему по пьесе, гротескно стремится доказать своим неудавшимся званым обедом, что он этого общества достоин. Да, все это среда спектакля зрителям знакомая. Зрелые люди, знающие историю наизусть, не выдерживают уходят разочарованно после первого действия. А зря. Стоило дождаться проникновенного монолога Ларисы, с болью говорящей о своем разочаровании, своей печали, потере нити, которая должна была привести ее к счастью, о своей ненужности в этой жизни среди мужчин, которые по сути все «сво┘». И финального выстрела, к которому спектакль тянулся все три часа. С пистолетом в руке еще один человек, понявший, что он никому не нужен и все потерял, так как невеста уходит от него.
Все-таки чувствуется, что актеры сыграли не все задуманное. Наверное, не освоились с новыми стенами и сценой и даже, похоже, со ступенчатыми двухэтажными конструкциями декорации, на которых они спотыкаются то ли по роли, то ли случайно. Приятно звучит песенный репертуар, любопытны графичные тени на заднике сцены, изображаемые актерами. Они и развлекают, и отвлекают от действа. Хотя все это и красиво, но не эти детали раздвигают стены театры, вводя зрителя как соучастника в жизненную историю, происходящую на сцене.
И все же, судя по тому, как захватывают отдельные сцены, и тому восторгу, щемящей нежности, которая заполняет душу при последних звуках голоса Ларисы, при виде онемевших в растерянности персонажей, думается, что спектакль еще раскроется новыми гранями.
Конечно, для москвичей большая радость получить еще один настоящий театр. Театроведы, наверное, возмутятся таким утверждением. Ведь рождением театра считается создание труппы со своей стилистикой, которую сформировал режиссер. Если исходить из этого определения, то театр «Мастерская П. Н. Фоменко» создан в 1988 году педагогом актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства, народным артистом РФ Петром Фоменко. Или в 1993 году, когда театр был зарегистрирован и преподаватель определен, как художественный руководитель. Или в 2002 году, когда актеры получили, наконец, постоянную сцену и адрес, вселившись в бывший кинотеатр «Киев» на набережной Тараса Шевченко. Этот маленький театр, с маленькой труппой для смелых режиссерских экспериментов обрел тогда маленькое помещение и стал еще более популярен среди тех, кто идет в театр не отдыхать, а соучаствовать в сценическом действе своим восприятием, мироощущением, встречаться с мудростью режиссера, и проникаться тонкими переживаниями актеров. Тесный зал в отдаленном от театральных мест районе стал притягателен. Билеты спрашивали от метро «Кутузовская». А купить их стало возможно, только заказав по электронной почте. Я ждала на нужный мне спектакль три месяца.
И вот через 6 лет вошли «фоменки» (так называют театралы актеров труппы) в настоящий, достойный их театр, выстроенный на высоком берегу Москвы-реки, что сказалось на его архитектуре. Невысокий снаружи (чтобы не закрывать окна жителей дома напротив) он раскрывается многоступенчатым фойе, про которое при вознесшемся потолке можно сказать, что оно глубокое, лабиринтное и просторное. Его переходы позволяют избежать толчеи и просматриваются насквозь с разных точек. В общем-то, сверкающее ненавязчивыми светильниками помещение по-хайтековски холодное. Создается ощущение, что ты не в театре, а на фантастическом космическом корабле, что даже интересно.
Новую сцену большую на 450 мест (есть еще и на 150) театр рискнул осваивать «Бесприданницей» после блистательных фильмов «Бесприданница» с Алисовой и «Жестокого романса» с Гузеевой да Михалковым. Наверное, было у режиссера, что сказать нового. В поиске нового и следишь за развертывающимся действием, сравнивая героев с теми, которых, видела раньше на экране. И это мешает: ощущение будто выслеживаешь героев этого спектакля. Вот совсем не блистательный, хотя и статен и красив, но ленивый соблазнитель Сергей Сергеич Паратов (Илья Любимов). Вот Лариса Дмитриевна (Полина Агуреева), ожидающая просвета в скучной жизни. Вырываясь за Волгу с любимым, цыганами и прочими восхищающимися ею мужчинами, она выходит из роли молодой соблазнительной дамы в современную девчонку рисковую, порывистую. С распущенными волосами, босая, в большом, с чужого плеча плаще она наша, современная. А рядом ужасные: люди и оборотистая, циничная в своем безразличии мать (Наталия Курдюбова), и отворачивающийся от нее, как от ненужной вещи купец-друг ее детства (Андрей Щенников), и типичный человек бизнеса, который ценит красоту и непрочь ее присвоить опять-таки как вещь, стоящую денег (Алексей Колубков). А жених (Евгений Цыганов), как и положено ему по пьесе, гротескно стремится доказать своим неудавшимся званым обедом, что он этого общества достоин. Да, все это среда спектакля зрителям знакомая. Зрелые люди, знающие историю наизусть, не выдерживают уходят разочарованно после первого действия. А зря. Стоило дождаться проникновенного монолога Ларисы, с болью говорящей о своем разочаровании, своей печали, потере нити, которая должна была привести ее к счастью, о своей ненужности в этой жизни среди мужчин, которые по сути все «сво┘». И финального выстрела, к которому спектакль тянулся все три часа. С пистолетом в руке еще один человек, понявший, что он никому не нужен и все потерял, так как невеста уходит от него.
Все-таки чувствуется, что актеры сыграли не все задуманное. Наверное, не освоились с новыми стенами и сценой и даже, похоже, со ступенчатыми двухэтажными конструкциями декорации, на которых они спотыкаются то ли по роли, то ли случайно. Приятно звучит песенный репертуар, любопытны графичные тени на заднике сцены, изображаемые актерами. Они и развлекают, и отвлекают от действа. Хотя все это и красиво, но не эти детали раздвигают стены театры, вводя зрителя как соучастника в жизненную историю, происходящую на сцене.
И все же, судя по тому, как захватывают отдельные сцены, и тому восторгу, щемящей нежности, которая заполняет душу при последних звуках голоса Ларисы, при виде онемевших в растерянности персонажей, думается, что спектакль еще раскроется новыми гранями.
Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова