Поцелуи в Таганском тупике
Новая пьеса на сцене Центра драматургии и режиссуры
По прошествии неполных трёх лет стало очевидно, что дело, которое в 1998 году затеял драматург (ещё и режиссёр, и актёр) Алексей Казанцев, доброе, полезное и перспективное. Теперь это Центр драматургии и режиссуры «открытое пространство» для молодых авторов, постановщиков и актёров. Наверное, самое серьёзное, укоренившееся из подобных в Москве.
Материальная база у центра бедная, но зато творческая. Действующий какой уж год семинар драматургов в Любимовке. Журнал «Драматург» (который сам Казанцев и возглавляет), где щедро печатаются пьесы новых авторов и критические отзывы на них. Никто здесь не зарабатывает, даже не подрабатывает. Центр предприятие не коммерческое.
Но ведь идут же люди, идут! Приносят пьесы, предлагают постановочные проекты, репетируют, играют. Теперь у центра два руководителя. Кроме Казанцева ещё и уважаемый, талантливый «мэтр» драматург Михаил Рощин.
Репертуар сложился и «прирастает». Первоначальная идея предоставлять площадку лишь авторам-дебютантам сегодня не обязательна. Новые имена Елена Исаева («Инфернальная комедия» и «Юдифь»), Василий Сигарев («Пластилин»), Артём Хряков («Поцелуй») стоят на афише рядом с такими, как Хулио Кортасар («Игра в классики»), Альфред де Мюссе («Венецианская ночь»), Георг Бюхнер («Войцек»), Иосиф Бродский («Мрамор»). Присутствие гениев и классиков даёт оригинальному и живому репертуару уровень и объём высокой культуры. Три года непростого существования показали: Центр драматургии и режиссуры оправдывает своё назначение. Во времена «мнимостей» и театральной смуты, господства «чёрного» и «белого» пиара (то есть тотальной газетной и телевизионной лжи) помогать талантливым людям (тем, которые без клыков и локтей) продвигаться в искусство и жизнь. Здесь уже были свои сенсации, есть свои знаменитости, востребованные современным «большим театром».
Мрачный, тягостный в чтении «Пластилин» дал Москве режиссёра Кирилла Серебрянникова. Худруки столичных стационаров буквально начали «охоту» на дебютанта, пока не победила Галина Волчек, приглашение которой на постановку в «Современник» Серебрянников принял. Молодой режиссёр Ольга Субботина, имевшая шумный (с привкусом скандала) успех в «Шоппинг & Fucking», теперь ассистирует мировым знаменитостям Штайну и Доннеллану, ездит с их спектаклями («Орестеей» и «Борисом Годуновым») по миру и готовится к собственной премьере «Шоппинг & Fucking» на маленькой сцене Театрального центра имени Высоцкого. Там теперь в ожидании собственного, стабильного «места жительства» разместилось «предприятие» Алексея Казанцева.
Я шла туда воскресным вечером в мороз, по снегам, никем не званная, то ли на премьеру, то ли на рядовой спектакль. В маленьком фойе собиралась публика. Главным образом молодёжь. Казалось, что все знают всех. И друг друга, и актёров. Иначе бы зал не смеялся так счастливо и не смолкал так быстро в опасении помешать. Живой театр от вымороченного и мнимого отличит и самый неискушенный зритель. «Поцелуй» Артёма Хрякова спектакль живой, полный душевного веселья и ума, что на нынешней сцене почти редкость.
Автора я знала режиссёром, который лет восемь тому назад поставил в Театре на Малой Бронной «Моё блаженство» Арбузова и надолго исчез. Теперь узнала драматургом, с несомненным комическим даром, точным и острым чувством сегодняшнего языка. Жаргон, сленг, стёб, грубости и речевые «обнажения» имеются, присутствуют в его «вербальной» пьесе. Но всё в норме и в рамках художественных, а не пошлости. Автор владеет словом, а не оно несёт его неведомо куда. Гротескную ситуацию, когда некий гражданин был трижды судим, трижды отбывал заключение за изнасилование одной и той же женщины, а уходя из зала суда, каждый раз обещал к ней вернуться, драматург развивает и домысливает до конца.
Героиня из девочки с бантами, которой с полного её согласия «насладился» подросток-герой, через пятнадцать лет его лагерного отсутствия превращается в девицу-коммерсантку, затянутую в кожу и металл, а ещё через семнадцать в старуху-боярыню, дожившую до счастливого дня избрания нового «царя» (маленького, беленького, голубоглазого, с тихим голосом и тонкой шейкой, в котором легко узнать нынешнего президента). Девчонка, дама-ведьма, старуха, она с одинаковым упорством всякий раз сдавала «насильника» органам. Потому что не хотела, чтобы он достался кому-нибудь ещё; потому что ревновала к подружке; потому что любила.
Карикатуру на нынешние нравы и характеры автор и актёры соединили с историей любви. Любовь несомненна, как бы убоги, странны, чудны ни показались герои. Она, гражданка Лидка Поцелуй, и он, гражданин Поцелуй Гриша. Не гротескную ситуацию, как бы парадоксальна и смешна та ни была, а течение жизни и любовь играют молодые актёры Олеся Железняк, сумевшая дать невероятное сочетание прелести, поэзии, наива и убогости, и Илья Любимов. В своих театрах-стационарах (Железняк в Ленкоме, Любимов у Петра Фоменко) они занимают не последнее положение и заняты работой так, что спектакль «Поцелуй» часто идти не может. (Оттого очевидны некоторая его разлаженность, забвение текста у героя, опадение ритма. Оттого трудно что-либо определённое сказать о режиссёре Андрее Сычёве, хотя, кажется, он способный человек.)
Не знаю, видел ли Марк Захаров свою актрису у Казанцева. Если видел, то остался бы доволен. Её азартом, её очаровательным куражом и совершенным от слов до пластики умением, её тактом и вкусом в самых рискованных сценических ситуациях.
Обнадёживает этот редкий знак нынешнего театрального альтруизма творчества не для «рынка», а для искусства и для себя. Потому что интересно, потому что свобода. Новое увлекает в маленьком театре Алексея Казанцева, где нет ничего постоянного, кроме таланта работающих здесь людей и доброй, чистой их воли к деянию в искусстве.
Материальная база у центра бедная, но зато творческая. Действующий какой уж год семинар драматургов в Любимовке. Журнал «Драматург» (который сам Казанцев и возглавляет), где щедро печатаются пьесы новых авторов и критические отзывы на них. Никто здесь не зарабатывает, даже не подрабатывает. Центр предприятие не коммерческое.
Но ведь идут же люди, идут! Приносят пьесы, предлагают постановочные проекты, репетируют, играют. Теперь у центра два руководителя. Кроме Казанцева ещё и уважаемый, талантливый «мэтр» драматург Михаил Рощин.
Репертуар сложился и «прирастает». Первоначальная идея предоставлять площадку лишь авторам-дебютантам сегодня не обязательна. Новые имена Елена Исаева («Инфернальная комедия» и «Юдифь»), Василий Сигарев («Пластилин»), Артём Хряков («Поцелуй») стоят на афише рядом с такими, как Хулио Кортасар («Игра в классики»), Альфред де Мюссе («Венецианская ночь»), Георг Бюхнер («Войцек»), Иосиф Бродский («Мрамор»). Присутствие гениев и классиков даёт оригинальному и живому репертуару уровень и объём высокой культуры. Три года непростого существования показали: Центр драматургии и режиссуры оправдывает своё назначение. Во времена «мнимостей» и театральной смуты, господства «чёрного» и «белого» пиара (то есть тотальной газетной и телевизионной лжи) помогать талантливым людям (тем, которые без клыков и локтей) продвигаться в искусство и жизнь. Здесь уже были свои сенсации, есть свои знаменитости, востребованные современным «большим театром».
Мрачный, тягостный в чтении «Пластилин» дал Москве режиссёра Кирилла Серебрянникова. Худруки столичных стационаров буквально начали «охоту» на дебютанта, пока не победила Галина Волчек, приглашение которой на постановку в «Современник» Серебрянников принял. Молодой режиссёр Ольга Субботина, имевшая шумный (с привкусом скандала) успех в «Шоппинг & Fucking», теперь ассистирует мировым знаменитостям Штайну и Доннеллану, ездит с их спектаклями («Орестеей» и «Борисом Годуновым») по миру и готовится к собственной премьере «Шоппинг & Fucking» на маленькой сцене Театрального центра имени Высоцкого. Там теперь в ожидании собственного, стабильного «места жительства» разместилось «предприятие» Алексея Казанцева.
Я шла туда воскресным вечером в мороз, по снегам, никем не званная, то ли на премьеру, то ли на рядовой спектакль. В маленьком фойе собиралась публика. Главным образом молодёжь. Казалось, что все знают всех. И друг друга, и актёров. Иначе бы зал не смеялся так счастливо и не смолкал так быстро в опасении помешать. Живой театр от вымороченного и мнимого отличит и самый неискушенный зритель. «Поцелуй» Артёма Хрякова спектакль живой, полный душевного веселья и ума, что на нынешней сцене почти редкость.
Автора я знала режиссёром, который лет восемь тому назад поставил в Театре на Малой Бронной «Моё блаженство» Арбузова и надолго исчез. Теперь узнала драматургом, с несомненным комическим даром, точным и острым чувством сегодняшнего языка. Жаргон, сленг, стёб, грубости и речевые «обнажения» имеются, присутствуют в его «вербальной» пьесе. Но всё в норме и в рамках художественных, а не пошлости. Автор владеет словом, а не оно несёт его неведомо куда. Гротескную ситуацию, когда некий гражданин был трижды судим, трижды отбывал заключение за изнасилование одной и той же женщины, а уходя из зала суда, каждый раз обещал к ней вернуться, драматург развивает и домысливает до конца.
Героиня из девочки с бантами, которой с полного её согласия «насладился» подросток-герой, через пятнадцать лет его лагерного отсутствия превращается в девицу-коммерсантку, затянутую в кожу и металл, а ещё через семнадцать в старуху-боярыню, дожившую до счастливого дня избрания нового «царя» (маленького, беленького, голубоглазого, с тихим голосом и тонкой шейкой, в котором легко узнать нынешнего президента). Девчонка, дама-ведьма, старуха, она с одинаковым упорством всякий раз сдавала «насильника» органам. Потому что не хотела, чтобы он достался кому-нибудь ещё; потому что ревновала к подружке; потому что любила.
Карикатуру на нынешние нравы и характеры автор и актёры соединили с историей любви. Любовь несомненна, как бы убоги, странны, чудны ни показались герои. Она, гражданка Лидка Поцелуй, и он, гражданин Поцелуй Гриша. Не гротескную ситуацию, как бы парадоксальна и смешна та ни была, а течение жизни и любовь играют молодые актёры Олеся Железняк, сумевшая дать невероятное сочетание прелести, поэзии, наива и убогости, и Илья Любимов. В своих театрах-стационарах (Железняк в Ленкоме, Любимов у Петра Фоменко) они занимают не последнее положение и заняты работой так, что спектакль «Поцелуй» часто идти не может. (Оттого очевидны некоторая его разлаженность, забвение текста у героя, опадение ритма. Оттого трудно что-либо определённое сказать о режиссёре Андрее Сычёве, хотя, кажется, он способный человек.)
Не знаю, видел ли Марк Захаров свою актрису у Казанцева. Если видел, то остался бы доволен. Её азартом, её очаровательным куражом и совершенным от слов до пластики умением, её тактом и вкусом в самых рискованных сценических ситуациях.
Обнадёживает этот редкий знак нынешнего театрального альтруизма творчества не для «рынка», а для искусства и для себя. Потому что интересно, потому что свобода. Новое увлекает в маленьком театре Алексея Казанцева, где нет ничего постоянного, кроме таланта работающих здесь людей и доброй, чистой их воли к деянию в искусстве.
Вера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова