Вечер в «счастливой деревеньке»
В мастерской одного из самых модных театральных режиссеров Петра Фоменко прошла премьера его нового спектакля. Наш корреспондент плакал┘
В мастерской у Фоменко уютно. Просто, по-домашнему. Здесь нет ни колосников, ни бенуара, ни аванложи, ни амфитеатра. Лишь пространство да время, актеры и зритель. Последний сюда ходит в простой домотканой одежде и друг друга не лорнирует. Вечернее платье и фрак здесь вовсе не обязательны. И сам Фоменко домашний. Перед началом спектакля он словно смущенный хозяин, который извиняется за беспорядок и неудобства, попросил зрителей чувствовать себя как дома, и если вдруг нестерпимо захочется кому-то по нужде, то вставать и идти, без церемоний. Спектакль-то идет более двух часов. К чести зрителей, никто не воспользовался великодушием режиссера.
Фоменко волновался, внимательно следил за реакцией зала. Зритель был приглашен специально искушенный, подготовленный. Но волнения были напрасны. Потому что «подготовленный зритель» реагировал правильно. Смеялся, когда нужно, и плакал в тех местах, где было ему плакать положено. А не наоборот. Наверное, зрителя легче рассмешить, чем заставить всплакнуть. Охотнее почему-то он поддается радостным эмоциям. Оттого давно не видел, как зритель плачет, да и у самого глаза нет-нет да и блестели предательским блеском.
Да что ж там такого было в этой маленькой «деревне», что так растревожило и разбередило мою душу? Да ничего вроде особенного. Деревня как деревня. Бабы стирают на речке белье, задрав подолы юбок. Песню русскую красиво при этом поют, задушевную. Кудрявый парубок Михеев (Сергей Тарамаев) шибко в строптиву девку Полину (Полина Агуреева) влюблен. Так шибко, что штаны распирает, едва только завидит он, как она воду с речки несет. Деревня как деревня. Только огородное пугало (Карэн Бадалов) в ней разговаривает. Но немного совсем. Чуть-чуть. Но это не воспринимается как гротеск. Что тут такого аллегорического? Когда человек, наделенный поэтической душой, влюблен, он с кем угодно может беседовать. И с птицами, и с ведром. В деревне и колодец (тоже Карэн) говорит человечьим голосом. Потому что он мудрый и глубокий. Но это как-то естественно воспринимается. Как будто так и надо. Да и когда трактор (Томас Моцкус) вдруг начинает материться, это тоже как-то естественно. Поезжайте в деревню и вслушайтесь в звуки заводящегося дизельного мотора, и вы услышите отчетливое: «Карбюратор! Акселератор! Радиатор! Аккумуляторр-р-р-р-р! Амортизатор-р-р-р! Мат-перемат-перемат-перемат-пе-ремат!» А корова (Мадлен Джабраилова) в этой деревне поет и танцует. Любят ее все, вот она и поет. Хорошо и светло в этой абсолютно счастливой деревне.
А где-то там, в далекой счастливой германской деревне, собирается уже на войну немецкий парубок Франц (Илья Любимов): «Немношка фоефать!» И тревожно становится в деревне. Слышатся далекие раскаты. Всё. Кончилось короткое счастье Михеева и Полины. И вот уже Михеев в окопе со своим наивным и трогательным дружком Куропаткиным. О женщинах и любви разговоры ведут. Но, чу! Откуда ни возьмись немецкий парубок Франц на танке трамбует их окопчик со страшным и зловещим грохотом. Небольшая досадная оплошность нашего доблестного командования, и в следующий раз Михеев и Куропаткин встретятся уже на небе и продолжат неоконченный разговор. О женщинах и о любви. О тех, кто остался на земле. Посетуют, конечно, на то, что недолюбили в той земной жизни. Но без обиды и злобы, без щемящей тоски, а так, по доброму как-то.
Ну а что в деревне? А в деревне продолжается жизнь. Растут сыновья Михеева. И немецкий военнопленный парубок Франц в сущности хороший и правильный парень, хоть и педант, конечно, порядочный, станет спустя годы своим в доску парнем в этой абсолютно счастливой деревне. А отчего же нам так светло на душе после такого действа? Да оттого, что не умер Михеев. Не умер Куропаткин. Они не покидают сцены. Они все время будут с нами, с жителями деревни. Только там, высоко. Под потолком. Смотрят сверху на эту счастливую жизнь и иногда, когда нам трудно, подсказывают, как надо поступать. Отчего всплакнулось мне, рядовому зрителю, когда я покидал эту деревню? Деда своего вспомнил, погибшего в сорок первом. Тридцать ему было. Да и ребят жалко, которые сегодня гибнут на войне┘
Фоменко волновался, внимательно следил за реакцией зала. Зритель был приглашен специально искушенный, подготовленный. Но волнения были напрасны. Потому что «подготовленный зритель» реагировал правильно. Смеялся, когда нужно, и плакал в тех местах, где было ему плакать положено. А не наоборот. Наверное, зрителя легче рассмешить, чем заставить всплакнуть. Охотнее почему-то он поддается радостным эмоциям. Оттого давно не видел, как зритель плачет, да и у самого глаза нет-нет да и блестели предательским блеском.
Да что ж там такого было в этой маленькой «деревне», что так растревожило и разбередило мою душу? Да ничего вроде особенного. Деревня как деревня. Бабы стирают на речке белье, задрав подолы юбок. Песню русскую красиво при этом поют, задушевную. Кудрявый парубок Михеев (Сергей Тарамаев) шибко в строптиву девку Полину (Полина Агуреева) влюблен. Так шибко, что штаны распирает, едва только завидит он, как она воду с речки несет. Деревня как деревня. Только огородное пугало (Карэн Бадалов) в ней разговаривает. Но немного совсем. Чуть-чуть. Но это не воспринимается как гротеск. Что тут такого аллегорического? Когда человек, наделенный поэтической душой, влюблен, он с кем угодно может беседовать. И с птицами, и с ведром. В деревне и колодец (тоже Карэн) говорит человечьим голосом. Потому что он мудрый и глубокий. Но это как-то естественно воспринимается. Как будто так и надо. Да и когда трактор (Томас Моцкус) вдруг начинает материться, это тоже как-то естественно. Поезжайте в деревню и вслушайтесь в звуки заводящегося дизельного мотора, и вы услышите отчетливое: «Карбюратор! Акселератор! Радиатор! Аккумуляторр-р-р-р-р! Амортизатор-р-р-р! Мат-перемат-перемат-перемат-пе-ремат!» А корова (Мадлен Джабраилова) в этой деревне поет и танцует. Любят ее все, вот она и поет. Хорошо и светло в этой абсолютно счастливой деревне.
А где-то там, в далекой счастливой германской деревне, собирается уже на войну немецкий парубок Франц (Илья Любимов): «Немношка фоефать!» И тревожно становится в деревне. Слышатся далекие раскаты. Всё. Кончилось короткое счастье Михеева и Полины. И вот уже Михеев в окопе со своим наивным и трогательным дружком Куропаткиным. О женщинах и любви разговоры ведут. Но, чу! Откуда ни возьмись немецкий парубок Франц на танке трамбует их окопчик со страшным и зловещим грохотом. Небольшая досадная оплошность нашего доблестного командования, и в следующий раз Михеев и Куропаткин встретятся уже на небе и продолжат неоконченный разговор. О женщинах и о любви. О тех, кто остался на земле. Посетуют, конечно, на то, что недолюбили в той земной жизни. Но без обиды и злобы, без щемящей тоски, а так, по доброму как-то.
Ну а что в деревне? А в деревне продолжается жизнь. Растут сыновья Михеева. И немецкий военнопленный парубок Франц в сущности хороший и правильный парень, хоть и педант, конечно, порядочный, станет спустя годы своим в доску парнем в этой абсолютно счастливой деревне. А отчего же нам так светло на душе после такого действа? Да оттого, что не умер Михеев. Не умер Куропаткин. Они не покидают сцены. Они все время будут с нами, с жителями деревни. Только там, высоко. Под потолком. Смотрят сверху на эту счастливую жизнь и иногда, когда нам трудно, подсказывают, как надо поступать. Отчего всплакнулось мне, рядовому зрителю, когда я покидал эту деревню? Деда своего вспомнил, погибшего в сорок первом. Тридцать ему было. Да и ребят жалко, которые сегодня гибнут на войне┘
Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова