Чаепитие на вулкане
В театре «Мастерская П. Фоменко» сыграли самый изящный спектакль сезона
Для своей постановки «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу известный режиссер Евгений Каменькович воздвиг в «Мастерской П. Фоменко» дом-корабль и рассыпал по сцене бутылочные пробки. Чтобы вернуть зал из мира светских интриг и грез в реальность, в финале (сцене бомбежки) он уронил в зрительный зал массивную деревянную фигуру, заставив публику пережить неподдельный страх.
Бернард Шоу писал «Дом, где разбиваются сердца» в годы между Первой и Второй мировыми войнами. Надуманные проблемы, изящные светские разговоры вдруг обретают другой объем на фоне взрывов. Эдакое чаепитие на вулкане, который уже задымился, приобретает особую остроту. Милые флирты между праздными людьми, собравшимися в доме старого капитана Шотовера, их обманы, выяснения отношений, внезапные влюбленности, очарования и разочарования.
Здесь муж влюбляется в сестру жены, брат преследует жену брата. Молоденькая девушка обнаруживает, что ее возлюбленный муж подруги. Старый 80-летний капитан неравнодушен к юной гостье своей дочери. Бернард Шоу ввел в английскую драматургию «странный дом», где пьют чай в любое время, обедают яблоками и бутербродами с маслом. То одна, то другая дочь хозяина проходит с небольшим подносом, угощая гостей. Бродит кряхтящая няня, а залезший грабитель окажется сослуживцем капитана и мужем служанки-няни.
Сценограф Владимир Максимов остроумно вписал декорацию дома в угол сцены. Двухэтажное здание с коридором наверху, с переговорным устройством наподобие судового (дом капитана построен по подобию корабля), со столиком, который поднимается наверх при помощи подъемного механизма, с ковром из бутылочных пробок, рассыпанных на полу (то ли капитан столько выпил рому, то ли сор долгие годы копился в гостиной). Пробковый ковер создает неожиданную сценическую площадку. По пробкам очень неудобно ходить, надо балансировать, и героям все время приходится поддерживать друг друга. Гибкие женщины на каблуках пробегают это пространство, волнующе и грациозно качаясь. Кажется, Евгений Каменькович выбрал пьесу для Мастерской, думая: где как не у «фоменок» можно найти столько Цирцей, легко делающих из мужчин героев и комнатных собачек.
В пьесе Шоу выражение «разбитое сердце» скорее литературный оборот. Сердца здесь томятся от пустоты, безделья. Игры, которые кажутся опасными, разве что оцарапают кожу. «Моя дочь всю жизнь хотела, чтобы ей разбили сердце, но все не удавалось», эти слова капитана Шотовера (Карэн Бадалов) можно отнести к любому из персонажей. Может, поэтому центром спектакля становится младшая дочь приехавшая в родной дом Шотоверов леди Ариадна. Полина Кутепова внесла в эту роль все привычное богатство кокетливых женственных интонаций, небрежную томность растворяющейся нежности, ту женскую беспомощность, против которой еще не выдумано противоядия. «Я думал, вы просто дура», вздохнет муж ее сестры Гектор (Илья Любимов). «Все поначалу так думают», сокрушенно-завлекающе протянет Ариадна.
Евгений Каменькович поставил один из самых изящных спектаклей этого сезона, умело использовав фирменные приемы Мастерской для создания разнеживающей атмосферы летнего дня, полного томлений, музыки, полувзглядов, полуслов. Люди играют, томятся и чего-то ждут. То ли бомбежки, то ли взрыва динамита. Сомнамбулически медленный спектакль построен на нарастании темы томления, достигающей кульминации в момент бомбежки. Но томление этих мотыльковых людей разрешается ничем. Где-то в саду двоих гостей убило. Остальным надо идти продолжать жизнь авось, завтра что-нибудь произойдет. А пока мотыльки кружатся у огня, звучит музыка, женщины все еще нежны и прекрасны.
В одном из классических романов герой, чтобы добиться естественной реакции от зашнурованной в корсет светской дамы, резко тычет ей пальцем под ребра. Режиссер Евгений Каменькович с угрожающим треском роняет в зал массивную деревянную фигуру (такие ставят на носы корабля). «Ах», выдыхается вполне искренне, когда статуя в последний момент зависает прямо у тебя над головою. Милое театральное времяпрепровождение вдруг прерывается вполне животным страхом. А кто в этом мире может ощутить себя в безопасности?
Бернард Шоу писал «Дом, где разбиваются сердца» в годы между Первой и Второй мировыми войнами. Надуманные проблемы, изящные светские разговоры вдруг обретают другой объем на фоне взрывов. Эдакое чаепитие на вулкане, который уже задымился, приобретает особую остроту. Милые флирты между праздными людьми, собравшимися в доме старого капитана Шотовера, их обманы, выяснения отношений, внезапные влюбленности, очарования и разочарования.
Здесь муж влюбляется в сестру жены, брат преследует жену брата. Молоденькая девушка обнаруживает, что ее возлюбленный муж подруги. Старый 80-летний капитан неравнодушен к юной гостье своей дочери. Бернард Шоу ввел в английскую драматургию «странный дом», где пьют чай в любое время, обедают яблоками и бутербродами с маслом. То одна, то другая дочь хозяина проходит с небольшим подносом, угощая гостей. Бродит кряхтящая няня, а залезший грабитель окажется сослуживцем капитана и мужем служанки-няни.
Сценограф Владимир Максимов остроумно вписал декорацию дома в угол сцены. Двухэтажное здание с коридором наверху, с переговорным устройством наподобие судового (дом капитана построен по подобию корабля), со столиком, который поднимается наверх при помощи подъемного механизма, с ковром из бутылочных пробок, рассыпанных на полу (то ли капитан столько выпил рому, то ли сор долгие годы копился в гостиной). Пробковый ковер создает неожиданную сценическую площадку. По пробкам очень неудобно ходить, надо балансировать, и героям все время приходится поддерживать друг друга. Гибкие женщины на каблуках пробегают это пространство, волнующе и грациозно качаясь. Кажется, Евгений Каменькович выбрал пьесу для Мастерской, думая: где как не у «фоменок» можно найти столько Цирцей, легко делающих из мужчин героев и комнатных собачек.
В пьесе Шоу выражение «разбитое сердце» скорее литературный оборот. Сердца здесь томятся от пустоты, безделья. Игры, которые кажутся опасными, разве что оцарапают кожу. «Моя дочь всю жизнь хотела, чтобы ей разбили сердце, но все не удавалось», эти слова капитана Шотовера (Карэн Бадалов) можно отнести к любому из персонажей. Может, поэтому центром спектакля становится младшая дочь приехавшая в родной дом Шотоверов леди Ариадна. Полина Кутепова внесла в эту роль все привычное богатство кокетливых женственных интонаций, небрежную томность растворяющейся нежности, ту женскую беспомощность, против которой еще не выдумано противоядия. «Я думал, вы просто дура», вздохнет муж ее сестры Гектор (Илья Любимов). «Все поначалу так думают», сокрушенно-завлекающе протянет Ариадна.
Евгений Каменькович поставил один из самых изящных спектаклей этого сезона, умело использовав фирменные приемы Мастерской для создания разнеживающей атмосферы летнего дня, полного томлений, музыки, полувзглядов, полуслов. Люди играют, томятся и чего-то ждут. То ли бомбежки, то ли взрыва динамита. Сомнамбулически медленный спектакль построен на нарастании темы томления, достигающей кульминации в момент бомбежки. Но томление этих мотыльковых людей разрешается ничем. Где-то в саду двоих гостей убило. Остальным надо идти продолжать жизнь авось, завтра что-нибудь произойдет. А пока мотыльки кружатся у огня, звучит музыка, женщины все еще нежны и прекрасны.
В одном из классических романов герой, чтобы добиться естественной реакции от зашнурованной в корсет светской дамы, резко тычет ей пальцем под ребра. Режиссер Евгений Каменькович с угрожающим треском роняет в зал массивную деревянную фигуру (такие ставят на носы корабля). «Ах», выдыхается вполне искренне, когда статуя в последний момент зависает прямо у тебя над головою. Милое театральное времяпрепровождение вдруг прерывается вполне животным страхом. А кто в этом мире может ощутить себя в безопасности?
Ольга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова