Нам ли их осуждать
Сезон подходит к концу. Театральный воздух разряжен. Если бы не Чеховский фестиваль, в сценической жизни уже начался бы обычный летний застой. И вдруг премьера, да еще в «Мастерской Петра Фоменко». Здесь поставили пьесу Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Пока на театральном небосклоне вспыхивали (а некоторые, не успев толком вспыхнуть, тут же гасли) новые театральные имена, в Москве жил и работал Евгений Каменькович. Нешумно так жил. Никаких тебе скандалов, провалов и громких побед. Забубенных театральных экспериментов и надругательств над классикой. Кропотливая работа над каждой ролью. Тяга к густонаселенным пьесам. Почти неизбежные длинноты. В общем, типичный режиссер-труженик.
В нынешнем сезоне Каменькович поставил на курсе Сергея Женовача один из лучших своих (и сезона) спектаклей «Мариенбад» по роману Шолом-Алейхема. Любовная лихорадка, адюльтерная чехарда, местечковые обитатели варшавской улицы Налевки, их домочадцы, уехавшие на знаменитый немецкий курорт, флирт, флирт, еще флирт В бесшабашной театральной круговерти, несмотря на общий сумбур, каждый характер был остроумно придуман и любовно прорисован. Народ повалил на «Мариенбад» валом. Критики включили его в топ-десятку сезона. Терпение и труд многое перетрут (в отличие от напора и нахрапа).
Новая постановка Каменьковича по пьесе категорически непохожего на Алейхема желчного пессимиста Бернарда Шоу парадоксальным образом к «Мариенбаду» отсылает. Напоминающий корабль дом капитана Шатовера (совсем не Ноев ковчег, а скорее «Корабль дураков»: поделом он должен погибнуть в горниле Первой мировой), так вот дом этот в спектакле «Мастерской» тоже кажется курортным местечком. Деградация обитателей дома (читай: дряхлеющей европейской цивилизации) приключениями из жизни отдыхающих. Компания дурашливых людей, эдакая компания сэра Тоби из «Двенадцатой ночи» (ее Каменькович тоже ставил), прожигает тут жизнь ко всеобщему удовольствию зрителей. Чего не позволишь себе на отдыхе!
Все мотивы пьесы сохранены и все претворены не выветриваемым из «Мастерской» духом студийности в свою противоположность. Ни сатиры, ни желчи, ни эсхатологических предчувствий. Никакого тебе скорбного бесчувствия. Лишь энциклопедия умилительных человеческих слабостей. Герои не развенчаны, они расцвечены. Если уж сказано, что у Гектора Хэшебая (Илья Любимов) большие усы, так пусть они будут преогромные. Пусть капитан Шатовер (Карен Бадалов) носит фуражку с торчащей из-под нее паклей. Пусть одна дочь Шатовера (Наталья Курдюбова) будет лукавой роковухой, а другая (Полина Кутепова) эфирным созданием, невзначай цитирующим Аркадину из «Чайки». С о-о-острыми такими коготками. Пусть музыка Доницетти смягчит и опоэтизирует сочиненный недобрым ирландцем гиньоль. Сердцееды и жертвы страсти, бездельники и дельцы, дамы света и беспросветные дуры нам ли их осуждать!
У Шоу сошедший с ума мир катится в преисподнюю. Для артистов «Мастерской» жизнь без сумасшедшинки, как борщ без томата. В конце концов у обитателей Налевки тоже крыша в пути. Таки стоит ли делать из этого вывод о скором конце света?
Шоу отвратительно всякое притворство. Он срывает все и всяческие маски. Для артистов «Мастерской» притворство это розыгрыш. Розыгрыш это веселье. Плох не тот, кто носит маску, а тот, кто не умеет отличить ее от лица.
Громоздкая и сумрачная пьеса все дорогу пытается оказать обаятельным насильникам нешуточное сопротивление она замедляет движение спектакля, глушит сценические шутки нешуточной риторикой, но в конце концов все же сдается. Если этот корабль и тонет, то совсем не так, как у Шоу, а так, как у Феллини, под звуки божественного Верди.
Пока на театральном небосклоне вспыхивали (а некоторые, не успев толком вспыхнуть, тут же гасли) новые театральные имена, в Москве жил и работал Евгений Каменькович. Нешумно так жил. Никаких тебе скандалов, провалов и громких побед. Забубенных театральных экспериментов и надругательств над классикой. Кропотливая работа над каждой ролью. Тяга к густонаселенным пьесам. Почти неизбежные длинноты. В общем, типичный режиссер-труженик.
В нынешнем сезоне Каменькович поставил на курсе Сергея Женовача один из лучших своих (и сезона) спектаклей «Мариенбад» по роману Шолом-Алейхема. Любовная лихорадка, адюльтерная чехарда, местечковые обитатели варшавской улицы Налевки, их домочадцы, уехавшие на знаменитый немецкий курорт, флирт, флирт, еще флирт В бесшабашной театральной круговерти, несмотря на общий сумбур, каждый характер был остроумно придуман и любовно прорисован. Народ повалил на «Мариенбад» валом. Критики включили его в топ-десятку сезона. Терпение и труд многое перетрут (в отличие от напора и нахрапа).
Новая постановка Каменьковича по пьесе категорически непохожего на Алейхема желчного пессимиста Бернарда Шоу парадоксальным образом к «Мариенбаду» отсылает. Напоминающий корабль дом капитана Шатовера (совсем не Ноев ковчег, а скорее «Корабль дураков»: поделом он должен погибнуть в горниле Первой мировой), так вот дом этот в спектакле «Мастерской» тоже кажется курортным местечком. Деградация обитателей дома (читай: дряхлеющей европейской цивилизации) приключениями из жизни отдыхающих. Компания дурашливых людей, эдакая компания сэра Тоби из «Двенадцатой ночи» (ее Каменькович тоже ставил), прожигает тут жизнь ко всеобщему удовольствию зрителей. Чего не позволишь себе на отдыхе!
Все мотивы пьесы сохранены и все претворены не выветриваемым из «Мастерской» духом студийности в свою противоположность. Ни сатиры, ни желчи, ни эсхатологических предчувствий. Никакого тебе скорбного бесчувствия. Лишь энциклопедия умилительных человеческих слабостей. Герои не развенчаны, они расцвечены. Если уж сказано, что у Гектора Хэшебая (Илья Любимов) большие усы, так пусть они будут преогромные. Пусть капитан Шатовер (Карен Бадалов) носит фуражку с торчащей из-под нее паклей. Пусть одна дочь Шатовера (Наталья Курдюбова) будет лукавой роковухой, а другая (Полина Кутепова) эфирным созданием, невзначай цитирующим Аркадину из «Чайки». С о-о-острыми такими коготками. Пусть музыка Доницетти смягчит и опоэтизирует сочиненный недобрым ирландцем гиньоль. Сердцееды и жертвы страсти, бездельники и дельцы, дамы света и беспросветные дуры нам ли их осуждать!
У Шоу сошедший с ума мир катится в преисподнюю. Для артистов «Мастерской» жизнь без сумасшедшинки, как борщ без томата. В конце концов у обитателей Налевки тоже крыша в пути. Таки стоит ли делать из этого вывод о скором конце света?
Шоу отвратительно всякое притворство. Он срывает все и всяческие маски. Для артистов «Мастерской» притворство это розыгрыш. Розыгрыш это веселье. Плох не тот, кто носит маску, а тот, кто не умеет отличить ее от лица.
Громоздкая и сумрачная пьеса все дорогу пытается оказать обаятельным насильникам нешуточное сопротивление она замедляет движение спектакля, глушит сценические шутки нешуточной риторикой, но в конце концов все же сдается. Если этот корабль и тонет, то совсем не так, как у Шоу, а так, как у Феллини, под звуки божественного Верди.
Марина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова