Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!
Сразу после наступления Нового года, 5 января, Театр «Мастерская Петра Фоменко» сыграл долгожданную премьеру «Бесприданницы» А. Н. Островского. Сыграл не в крохотном помещении бывшего кинотеатра «Киев» и не на арендованной сцене свои двери распахнуло еще более долгожданное новое здание (автор проекта архитектор С. В. Гнедовский), возведенное в нескольких шагах от прежнего, на берегу Москвы-реки. Нынешний адрес фоменок Набережная Тараса Шевченко, 29.
Теперь у нежно любимого москвичами театра есть свой Большой (на 450 мест) и Малый (на 150 мест) зрительные залы, оборудованные по последнему слову театральных технологий, довольно просторное фойе с видом на реку, два репетиционных зала и один спортивный, 720 квадратных метров складских помещений, достаточное количество гримерных и кабинетов. Кочевая жизнь закончилась. На пятнадцатом году жизни фоменок в статусе театра у них все, как у взрослых.
В «Мастерской Фоменко» есть традиция: всем вместе, с друзьями-гостями, встречать Старый Новый год. На этот раз его празднование совместили с новосельем. В фойе красовалась огромная елка, а в зрительном зале капустник перемежался поздравлениями от близких театру людей. Официоз, как здесь водится, даже не пытался проникнуть в эти стены.
Первым на сцену вышел, естественно, Петр Наумович Фоменко. Зал встал, Фоменко смущенно махнул рукой и попытался уйти. Но все-таки не ушел. Благодарно говорил о новом здании, о своих артистках и артистах, был артистичен, задорен, но стремился к лаконизму (как сам заявил, «гений проявляется в самоограничении»).
Следом на экране пошли кадры разных этапов строительства театра, показали даже фрагменты своеобразной экскурсии артистов и журналистов на стройку на открытии прошлого сезона: все в белых касках, включая Фоменко.
Потом настал черед капустника. Подмостки заполнили герои «Трех сестер», со стульями, чемоданами, табуретками, сундуком, роялем, столом, белой скатертью, самоваром, шампанским и т.д., и т.п., быстро обжились (Маша, Ольга, Ирина и Наташа устроились на сундуке, мужчины оккупировали стулья вокруг стола, Тузенбах за роялем) и признались: «ну, вот мы и дома наконец! Спасибо вам, сцены большие и малые!» И перечислили впечатляющий список театров и клубов, где «Мастерской» довелось играть. В этот список попали не только Малый, МХАТ, Театр имени Моссовета и Театр имени Вахтангова, но и ДК «Меридиан» и кинотеатр «Зенит», и даже ГУМ. По завершении списка подвели итог: «И прекрасно мы там пожили. До свиданья! До свиданья!»
Затем скакнули к еще более далеким временам. Ольга, она же Галина Тюнина, произнесла следующий монолог: «Мы поступили в институт 20 лет назад. Я думала, я не переживу. Все лежали в обмороке, как мертвые».
Стали приезжать гости, с каждым хозяева фотографировались на память (допотопным аппаратом из тех же «Трех сестер»), а кому и наливали рюмочку. Возгласом «начальница приехала!» встретили Наталью Дементьеву; поздравительную телеграмму от Татьяны Шестаковой и Льва Додина принесла няня Анфиса; сестры и Наташа быстро чокнулись и выпили за новоселье, Наташа, она же Мадлен Джабраилова, оглянулась на зал и процитировала: «У нас такое большое общество, я смущена ужасно!» Звучало много музыки и песен: Татьяна и Сергей Никитины исполнили песню из спектакля «Двенадцатая ночь», Елена Камбурова окуджавскую «Когда метель кричит, как зверь┘», Юлий Ким свой экспромт, тоже по мотивам Окуджавы (на музыку «Надежды маленький оркестрик»), с рефреном, тут же подхваченным залом: «Театр имени Фоменки / Под руководством самого». Кстати Юлий Ким предварил свое выступление эпиграфами из двух Александров Сергеевичей: первый эпиграф оказался вполне предсказуемым, второй достаточно неожиданным. Итак, «Люблю тебя, Петра творенье!» и «Петрушка, вечно ты с обновкой!»
Было еще много капустных цитат из «Трех сестер» и новорожденной «Бесприданницы», поздравления от студентов, от театра «Студия Театрального Искусства» Сергея Женовача, от Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, от стажерской группы «Мастерской Фоменко».
Пересказывать капустник дело неблагодарное. И все же еще чуть-чуть себе позволим. Вершинин, он же Рустэм Юскаев, философствовал о Петре Наумовиче Фоменко: «Если бы к его таланту прибавить наше трудолюбие┘». Соленый, он же Карэн Бадалов, запальчиво утверждал: «У Петра Наумовича два театра, старый и новый», а когда с ним попытались поспорить, обиженно заявил: «Я даже могу уйти выпивать┘ на набережную!» Тут встряла Ирина, она же Ксения Кутепова: «А я вот говорю, в этом городе иметь два театра непозволительная роскошь┘ И вообще мы сыграли много лишнего». Тут уж взвился Вершинин: «Как сказать┘ Как сказать┘»
Всех примирила реплика Ольги: «Сегодня мы дома, завтра мы дома, мы теперь каждый день дома!» С тем и встретили Старый Новый год. В своем доме.
Теперь у нежно любимого москвичами театра есть свой Большой (на 450 мест) и Малый (на 150 мест) зрительные залы, оборудованные по последнему слову театральных технологий, довольно просторное фойе с видом на реку, два репетиционных зала и один спортивный, 720 квадратных метров складских помещений, достаточное количество гримерных и кабинетов. Кочевая жизнь закончилась. На пятнадцатом году жизни фоменок в статусе театра у них все, как у взрослых.
В «Мастерской Фоменко» есть традиция: всем вместе, с друзьями-гостями, встречать Старый Новый год. На этот раз его празднование совместили с новосельем. В фойе красовалась огромная елка, а в зрительном зале капустник перемежался поздравлениями от близких театру людей. Официоз, как здесь водится, даже не пытался проникнуть в эти стены.
Первым на сцену вышел, естественно, Петр Наумович Фоменко. Зал встал, Фоменко смущенно махнул рукой и попытался уйти. Но все-таки не ушел. Благодарно говорил о новом здании, о своих артистках и артистах, был артистичен, задорен, но стремился к лаконизму (как сам заявил, «гений проявляется в самоограничении»).
Следом на экране пошли кадры разных этапов строительства театра, показали даже фрагменты своеобразной экскурсии артистов и журналистов на стройку на открытии прошлого сезона: все в белых касках, включая Фоменко.
Потом настал черед капустника. Подмостки заполнили герои «Трех сестер», со стульями, чемоданами, табуретками, сундуком, роялем, столом, белой скатертью, самоваром, шампанским и т.д., и т.п., быстро обжились (Маша, Ольга, Ирина и Наташа устроились на сундуке, мужчины оккупировали стулья вокруг стола, Тузенбах за роялем) и признались: «ну, вот мы и дома наконец! Спасибо вам, сцены большие и малые!» И перечислили впечатляющий список театров и клубов, где «Мастерской» довелось играть. В этот список попали не только Малый, МХАТ, Театр имени Моссовета и Театр имени Вахтангова, но и ДК «Меридиан» и кинотеатр «Зенит», и даже ГУМ. По завершении списка подвели итог: «И прекрасно мы там пожили. До свиданья! До свиданья!»
Затем скакнули к еще более далеким временам. Ольга, она же Галина Тюнина, произнесла следующий монолог: «Мы поступили в институт 20 лет назад. Я думала, я не переживу. Все лежали в обмороке, как мертвые».
Стали приезжать гости, с каждым хозяева фотографировались на память (допотопным аппаратом из тех же «Трех сестер»), а кому и наливали рюмочку. Возгласом «начальница приехала!» встретили Наталью Дементьеву; поздравительную телеграмму от Татьяны Шестаковой и Льва Додина принесла няня Анфиса; сестры и Наташа быстро чокнулись и выпили за новоселье, Наташа, она же Мадлен Джабраилова, оглянулась на зал и процитировала: «У нас такое большое общество, я смущена ужасно!» Звучало много музыки и песен: Татьяна и Сергей Никитины исполнили песню из спектакля «Двенадцатая ночь», Елена Камбурова окуджавскую «Когда метель кричит, как зверь┘», Юлий Ким свой экспромт, тоже по мотивам Окуджавы (на музыку «Надежды маленький оркестрик»), с рефреном, тут же подхваченным залом: «Театр имени Фоменки / Под руководством самого». Кстати Юлий Ким предварил свое выступление эпиграфами из двух Александров Сергеевичей: первый эпиграф оказался вполне предсказуемым, второй достаточно неожиданным. Итак, «Люблю тебя, Петра творенье!» и «Петрушка, вечно ты с обновкой!»
Было еще много капустных цитат из «Трех сестер» и новорожденной «Бесприданницы», поздравления от студентов, от театра «Студия Театрального Искусства» Сергея Женовача, от Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, от стажерской группы «Мастерской Фоменко».
Пересказывать капустник дело неблагодарное. И все же еще чуть-чуть себе позволим. Вершинин, он же Рустэм Юскаев, философствовал о Петре Наумовиче Фоменко: «Если бы к его таланту прибавить наше трудолюбие┘». Соленый, он же Карэн Бадалов, запальчиво утверждал: «У Петра Наумовича два театра, старый и новый», а когда с ним попытались поспорить, обиженно заявил: «Я даже могу уйти выпивать┘ на набережную!» Тут встряла Ирина, она же Ксения Кутепова: «А я вот говорю, в этом городе иметь два театра непозволительная роскошь┘ И вообще мы сыграли много лишнего». Тут уж взвился Вершинин: «Как сказать┘ Как сказать┘»
Всех примирила реплика Ольги: «Сегодня мы дома, завтра мы дома, мы теперь каждый день дома!» С тем и встретили Старый Новый год. В своем доме.
Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994