«Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты
В Мастерской Фоменко поставили спектакль о мечтах зубного врача.
Пьеса Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена (многие помнят экранизацию Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях). И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
В Мастерской всегда бережно относились к первоисточнику, вот и на этот раз здесь не изменили ни строчки в выбранной пьесе. «Расширила горизонт» невероятная сценография. Мария Трегубова — главный художник всех крымовских шедевров. Понятно, что с фоменками она более сдержанна (даже осторожна), однако не узнать ее размашистый яркий почерк в этой прекрасно сыгранной трагикомедии, невозможно. Под руководством Трегубовой маленькая квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась в загадочный и безумный космос.
Здесь оживают цветные обои на стенах, раздвигаются стены, поднимается и опускается пол. В таинственном зазеркалье живут двойники главных действующих лиц, с которыми эти же действующие лица потом обнимаются (отражения героев играют другие актеры). В гостиной летают наволочки, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок, когда вздумается, превращается в облака. Этот удивительно красивый и ирреальный мир, созданный посредством современных театральных технологий — отражение фантазий Павла Фарятьева (его играет Рэстэм Юскаев).
Нескладный и нелепый, он живет со старенькой тетушкой и работает стоматологом. Забыть о жестокой реальности и гулком одиночестве ему помогают теория-мечта: Фарятьев уверен, все беды человечества происходят от того, что оно случайно попало на эту Землю. Настоящий родной дом, где все счастливы, находится на другой планете. Учительница Саша (Полина Кутепова), в которую Фарятьев влюблен, его мечтаний не разделяет. Да и вообще Фарятьева сторонится, но, поддавшись на уговоры наседки-мамы (великолепная работа Галины Кашковской), предложение руки и сердца принимает. Несмотря на отчаянную любовь к некоему Бетхудову (который, конечно же, ее не любит), оставаться незамужней и бездетной Саше не хочется.
Кутепова играет свою героиню так, если бы слова Фарятьева сбылись, и она, Саша, оказалась инопланетянкой. Смешная манерность, блондинистый парик Монро, узкая дешевая юбка, пошлые каблуки, и при тяжелая усталость и заметная нездешность. Когда она говорит, то обращается к кому угодно, только не к собеседнику. Как будто напряжено всматривается в себя, ищет ответы и никогда их не находит. Как только Бетхудов позовет ее, она уйдет. А Фарятьев останется сидеть в ее комнате, с сестрой Саши, дерзкой школьницей Любой (ее играет Вера Строкова). И не понимать ни любиных признаний в любви к нему, ни сашиного поступка, ни земных законов вообще. Маленькое любовное сумасшествие, произошедшее в этой семье и с этими людьми, обернется тотальной растерянностью перед миром. Увы, эта растерянность — обязательный фон сегодняшнего нашего существования. Все мы, как Фарятьев, Саша, Люба и др. — одинокие, непонятые и по большому счету непонятные друг другу.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994