Зачем мы здесь
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Фантазии Фарятьева»
Попробуйте назвать женщину Сикстинской капеллой (это комплимент), ну, будто бы в ней столько же оттенков, и она, эта женщина, ох, что она сделает
Ка-а-ак развернется, ка-а-ак посмотрится в зеркало. Сразу, первым делом, к зеркалу. Удостовериться: точно ли, Сикстинская? А вот насчет «капеллы» это не чересчур? Нет, ну, ничего, ничего, и про оттенки, что ни говори, тонко. Как все-таки приятно иметь дело с порядочными мужчинами.
Александра, она же Саша, она же Шура, она же актриса Полина Кутепова, так и поступает. Отражение в зеркале поправляет причудливый локон, будто читает ее мысли. Ну в конце концов наши зеркальные отражения тоже люди, могут позволить себе какие-то вольности (вон и обняться норовят с «первоисточниками»!), не все же слепо повторять за нами
Надо, впрочем, объяснить по порядку. На малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» премьера спектакля «Фантазии Фарятьева». Многие помнят эти «фантазии» по фильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой. Кто-то вспоминает, что первым, в семидесятых годах, чудесную пьесу Аллы Соколовой поставил Сергей Юрский. Но пьеса настолько живая и естественная для любых времен, что режиссер и педагог «фоменок» Вера Камышникова, к счастью, не пыталась специально делать текст актуальнее, чем он есть. Люди вот не летают, а спектакль летит под кадриль Щедрина из давней оперы «Не только любовь». Сюжетик-то житейский, а летит, легко играя множеством свежих придумок сценографов (тут нельзя забыть и художника-постановщика Марию Трегубову, и художника по свету Владислава Фролова). Гурманы театральные цокают: уж не Лепаж ли навеял вон ведь сколько понакручено? Да нет, какой же тут Лепаж, думают другие вслух, тут все ж таки за чудесами актуальной театральной технологии не исчезает натуральный фоменковский вкус к слову и актерской игре
Теперь можно и к зеркалу вернуться. Вдоль стены в квартире Саши распластано огромное овальное зеркало. Происходящее на сцене идеально отражается в нем пока отражения не позволяют себе вольности. Но поначалу иллюзия зрителям кажется абсолютной. Потом выясняется: тут сплошные обманы зрения. Соскользнул халатик с плечика Саши, Полины Кутеповой, приоткрылось и плечо ее двойника Эльвиры Сулеймановой. Пробежала ее сестра Люба, Вера Строкова, синхронно несется в зазеркалье Анна Симакина. Обои в квартире их в веселенький цветочек: вдруг от стены отлепляется невидимая прежде мамаша двух сестер в халатике из таких же цветочков (Галина Кашковская). Кто тут чье отражение, люди управляют иллюзиями или иллюзии ими? Круговорот вопросов в природе вечный.
«Александра!» вопит стоматолог Фарятьев. «Почему Александра, меня называют Шурой», отвечает она ему. Но нет, он хочет Александра! «Длинно очень, устанете», предупреждает она. Нет, он не устанет! Он вроде бы не от мира сего, у него какая-то теория про побывавших на Земле пришельцев, он встретил ее у приятеля Бетхудова и он предлагает ей выйти за него немедленно замуж. Неотступно следящая мама, сестра, сумасшествие быта от всего этого Саша-Шура готова хоть куда. Инопланетяне ее смущают, но за неимением лучшего В последнюю минуту объявится Бетхудов, и Саша-Шура-Полина Кутепова выпорхнет, вот натурально улетит за ним в открывшуюся дверь. А что же Фарятьев (он же Рустэм Юскаев)? Ну что, страдает, уходит куда-то в себя. И не видит, не слышит юную Любу, хотя та клянется ему в любви.
Говорят, эта пьеса об отсутствии любви. Да нет же, тут как раз все безумно, безумно влюблены. Все на самом деле любят и слышат себя, и окружающее лишь оттого так несносно, что не соотносится с их ожиданиями. И все тут в итоге остаются в проигрыше. Выиграл, пожалуй, один Бетхудов, но он и не появился на сцене, и скорее всего как раз единственный, кто, видимо, никого и себя толком не любит. А что есть любовь, как и кого надо, не надо любить? Кто тут главный герой, а кто второстепенный? Где в их жизни границы чуда и пошлости? Опять круговорот вопросов вечных. Квартира на ходу разбирается, меняет формы, углубляется, паркетный пол вздымается, герои уже почти что ползают по нему, крыши едут, каждый в любую минуту может скатиться, соскользнуть. Каждый цепляется за что-то, но не друг за друга. Инопланетяне, если они есть, молчат безучастно.
Режиссер Вера Камышникова говорит, что в пьесе Соколовой она обнаружила множество «космических черных дыр», неисчерпаемых для театральной игры и раздумий о сущности человека. Кстати, по большому счету очень любопытно перекликается с этой пьесой известный роман Эльфриды Елинек «Пианистка». Саша-Шура, напомню, в пьесе тоже учительница музыки, и в старом фильме про Фарятьева со своими учениками она обращается тоже довольно жестко. Хотя и не сравнить, конечно, с «пианисткой» Эрикой, в которой тонкости душевных конституций ушли скорее в область патологий.
К чему это неявное сравнение? Только к тому, что в пьесе действительно проблемы очень человеческие на все времена. «Фоменковский» спектакль из тех, к которым хочется вернуться. «Мы мучимся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. Помните, как с детства нас учат: Смотри себе под ноги “ Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь» Это вот тоже они, фарятьевские фантазии.
Александра, она же Саша, она же Шура, она же актриса Полина Кутепова, так и поступает. Отражение в зеркале поправляет причудливый локон, будто читает ее мысли. Ну в конце концов наши зеркальные отражения тоже люди, могут позволить себе какие-то вольности (вон и обняться норовят с «первоисточниками»!), не все же слепо повторять за нами
Надо, впрочем, объяснить по порядку. На малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» премьера спектакля «Фантазии Фарятьева». Многие помнят эти «фантазии» по фильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой. Кто-то вспоминает, что первым, в семидесятых годах, чудесную пьесу Аллы Соколовой поставил Сергей Юрский. Но пьеса настолько живая и естественная для любых времен, что режиссер и педагог «фоменок» Вера Камышникова, к счастью, не пыталась специально делать текст актуальнее, чем он есть. Люди вот не летают, а спектакль летит под кадриль Щедрина из давней оперы «Не только любовь». Сюжетик-то житейский, а летит, легко играя множеством свежих придумок сценографов (тут нельзя забыть и художника-постановщика Марию Трегубову, и художника по свету Владислава Фролова). Гурманы театральные цокают: уж не Лепаж ли навеял вон ведь сколько понакручено? Да нет, какой же тут Лепаж, думают другие вслух, тут все ж таки за чудесами актуальной театральной технологии не исчезает натуральный фоменковский вкус к слову и актерской игре
Теперь можно и к зеркалу вернуться. Вдоль стены в квартире Саши распластано огромное овальное зеркало. Происходящее на сцене идеально отражается в нем пока отражения не позволяют себе вольности. Но поначалу иллюзия зрителям кажется абсолютной. Потом выясняется: тут сплошные обманы зрения. Соскользнул халатик с плечика Саши, Полины Кутеповой, приоткрылось и плечо ее двойника Эльвиры Сулеймановой. Пробежала ее сестра Люба, Вера Строкова, синхронно несется в зазеркалье Анна Симакина. Обои в квартире их в веселенький цветочек: вдруг от стены отлепляется невидимая прежде мамаша двух сестер в халатике из таких же цветочков (Галина Кашковская). Кто тут чье отражение, люди управляют иллюзиями или иллюзии ими? Круговорот вопросов в природе вечный.
«Александра!» вопит стоматолог Фарятьев. «Почему Александра, меня называют Шурой», отвечает она ему. Но нет, он хочет Александра! «Длинно очень, устанете», предупреждает она. Нет, он не устанет! Он вроде бы не от мира сего, у него какая-то теория про побывавших на Земле пришельцев, он встретил ее у приятеля Бетхудова и он предлагает ей выйти за него немедленно замуж. Неотступно следящая мама, сестра, сумасшествие быта от всего этого Саша-Шура готова хоть куда. Инопланетяне ее смущают, но за неимением лучшего В последнюю минуту объявится Бетхудов, и Саша-Шура-Полина Кутепова выпорхнет, вот натурально улетит за ним в открывшуюся дверь. А что же Фарятьев (он же Рустэм Юскаев)? Ну что, страдает, уходит куда-то в себя. И не видит, не слышит юную Любу, хотя та клянется ему в любви.
Говорят, эта пьеса об отсутствии любви. Да нет же, тут как раз все безумно, безумно влюблены. Все на самом деле любят и слышат себя, и окружающее лишь оттого так несносно, что не соотносится с их ожиданиями. И все тут в итоге остаются в проигрыше. Выиграл, пожалуй, один Бетхудов, но он и не появился на сцене, и скорее всего как раз единственный, кто, видимо, никого и себя толком не любит. А что есть любовь, как и кого надо, не надо любить? Кто тут главный герой, а кто второстепенный? Где в их жизни границы чуда и пошлости? Опять круговорот вопросов вечных. Квартира на ходу разбирается, меняет формы, углубляется, паркетный пол вздымается, герои уже почти что ползают по нему, крыши едут, каждый в любую минуту может скатиться, соскользнуть. Каждый цепляется за что-то, но не друг за друга. Инопланетяне, если они есть, молчат безучастно.
Режиссер Вера Камышникова говорит, что в пьесе Соколовой она обнаружила множество «космических черных дыр», неисчерпаемых для театральной игры и раздумий о сущности человека. Кстати, по большому счету очень любопытно перекликается с этой пьесой известный роман Эльфриды Елинек «Пианистка». Саша-Шура, напомню, в пьесе тоже учительница музыки, и в старом фильме про Фарятьева со своими учениками она обращается тоже довольно жестко. Хотя и не сравнить, конечно, с «пианисткой» Эрикой, в которой тонкости душевных конституций ушли скорее в область патологий.
К чему это неявное сравнение? Только к тому, что в пьесе действительно проблемы очень человеческие на все времена. «Фоменковский» спектакль из тех, к которым хочется вернуться. «Мы мучимся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. Помните, как с детства нас учат: Смотри себе под ноги “ Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь» Это вот тоже они, фарятьевские фантазии.
Игорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994