«Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!
Старую пьесу Аллы Соколовой о зубном враче не от мира сего, влюбленном в одинокую учительницу музыки Александру, все прекрасно помнят по фильму Ильи Авербаха, где главные роли были у Андрея Миронова и Марины Нееловой
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
А кто-то видел и спектакль Сергея Юрского 76-года. И фильм, и сама пьеса сделаны еще в советские времена, но такие чудики упрямо не вымерзают, как динозавры, и в сегодняшнем, холодном и генномодифицированном времени.
Вот во славу современных фарятьевых и поставила свой спектакль режиссер Вера Камышникова в содружестве с прекрасным художником Марией Трегубовой, выстроившей особенный сценический мир-зеркало для героев. Да, нелепый Фарятьев – герой и есть. Вам вот хватит смелости влюбиться, сказать все, как есть, и руку-сердце сейчас и сразу, потому что мечтатели не торгуются?
Он не молод, не красив, живет тесновато и с тетушкой под боком (ну, допустим, что раньше и такие стоматологи встречались). К тому же смешной идеалист уверяет, что все мы родом не отсюда, на Землю нас занесло случайно, и оттого мы несчастны и друг друга не понимаем («И я, и вы, и все люди вообще живем не на той планете. Мы инопланетяне, так сказать»).
Шуру (Полина Кутепова), в которую влюблен Фарятьев (Рустэм Юскаев), эти «тараканы» совсем не вдохновляют, а раздражают. Ее усталая, растерянная красота все время спотыкается на каблуках, слова безучастны, да и вообще, ее свежеразбитое сердце только и ждет, когда же позовет бросивший ее Бетхудов. Но под давлением заботливой мамы (Галина Кашковская в нужный момент может запросто отпочковаться от стены, оклеенной обоями с цветочками точь-в-точь как на халате) Шура предложение Фарятьева принимает. Потому что чувства чувствами, но количество боевых вылетов ограничено, а замуж-то надо, да и любит ее этот чудак, кажется.
В этом мире вообще все всем кажется. Посреди сцены большое зеркало, где кажутся отражения – они хоть и копии персонажей, но какие-то чересчур самостоятельные, то рюмочку без спросу нальют, то прическу поправят, хоть оригинал, ничего такого и не делал, а только хотел, может быть. Сами себе, а заодно и нам хозяева. И кажется, отражения тут лучше нас знают, с кем им обниматься – кого мы больше всего любим тут. А кого? Сами себя, конечно. Ну, им виднее И зачем только этот Чужой Фарятьев со своим самоваром… в смысле, со своей инопланетной любовью тут оказался? От нее здесь вред один происходит. Пододеяльники летают, космонавты прогуливаются, пол топорщится, потолок уходит в облака. Словом, сумасшедшая квартирка со страстями и несовпадениями, где никто теперь и себя-то не понимает, не то что друг друга. Фарятьев любит Шуру, Шура любит Бетхудова, а ее младшая сестра Люба (Вера Строкова) – Фарятьева, который ее в упор не видит и не слышит. Бестолково все. Все здесь мечтатели, то есть инопланетяне, каждый на свой манер и каждый сам себе отдельная самолюбивая звезда. А уж смеяться над этим или плакать – вам решать. Но нам с этой планеты деваться некуда.
Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994