Чарующий «Сон »
Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» открыл сезон премьерой прошлого сезона «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. После смерти мастера театральный люд взволнованно ожидал, как он будет выживать без своего отца-основателя, куда вырулит. Прошло три года со дня смерти Петра Наумовича. Было сыграно несколько премьер, которые картину, увы, особо не прояснили. И вот наступил тот день, когда можно смело сказать: дух и заветы Петра Фоменко не покинули эти стены.
Пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь» поставил Иван Поповски верный ученик Фоменко. Каждый новый его спектакль всегда ждешь с радостным предвкушением театрального счастья.
Давно уже постановки режиссера, успешно работающего еще и в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, стали изысканным украшением московского ландшафта. Но там он ставит ювелирно, мелким штрихом. Здесь же на большой сцене буйство режиссерской фантазии поражает воображение. Снова Иван Поповски не обманул ожиданий: странноватый сюжет с тремя параллельными планами, изобретательно интерпретирован и превосходно обыгран актерами разных поколений «фоменок» в лучших традициях одного из самых популярных и невероятно любимого публикой театра, где, к счастью, не особо рьяно гонятся за европейской модой, не злоупотребляют злободневностью и гражданским пафосом.
Нынче в Москве на подмостках идут сразу несколько «Снов », но самый пленительный у «фоменок», наверное, благодаря тому, что не претендует на какое-то новое, нетривиальное прочтение сказочного сюжета, впрямую не делая аллюзий на сегодняшний день. Да и странно бы это было. Он просто красивый, остроумный и талантливый. На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы стать событием даже на фоне вполне успешного прошедшего московского театрального сезона.
В пьесе-сказке «Сон в летнюю ночь» три сквозные сюжетные линии, связанные между собой грядущей свадьбой герцога Афинского Тезея и царицы амазонок Ипполиты. В начале герои все в белых одеяниях и поставлены на котурны (в прямом смысле), однако они то и дело начинают смешно прихрамывать, теряя один из них и тем самым снижая пафос собственной значимости.
Блистательные «старички» Галина Тюнина и Карэн Бадалов играют большую зрелую любовь Тезея и Ипполиты, на пути которой стоят чисто психологические проблемы. В другой, сказочной, реальности они же преображаются в царицу и царя эльфов Титанию и Оберона, которые ссорятся по более мелким поводам. На этом фоне резвится молодежь: Лисандр и Деметрий страстно любят красавицу Гермию, а дурнушка Елена без ума от второго. Убежав из Афин в лес, Лисандр и Гермия Серафима Огарева и Александр Мичков попадают в царство эльфов. Гермия любит Лисандра, но отец запрещает ей выйти за него замуж, и тогда влюбленные решают бежать из Афин, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти. Следом за ними в лес отправляется и другая пара.
Там-то с ними и происходят разные головокружительные (в прямом смысле) метаморфозы благодаря воле Оберона. Он был в тот момент в плохом настроении из-за ссоры с Титанией, поэтому дает указание своему слуге Робину (замечательный Амбарцум Кабанян) смешать все карты, все перепутать, чтобы две пары «перелюбились» по-другому. Он и жену не пощадил, в результате чего Титания не на шутку увлеклась Ослом
Сказочка эта хороша тем, что дает фантастический простор для театральных решений. Визуальный ряд блистательно разработан художником Ангелиной Атлагич, придумавшей удивительные костюмы для всех персонажей от аристократов до ремесленников, которые играют смешной спектакль про Пирама и Фисбу. Пластикой «заведовал» Олег Глушков, придав действу объемность и «воздушность».
Иван Поповски придумал так, что свисающие полотна ткани то белые афинские колонны, то серебристо-голубые деревья таинственного леса. Вообще в спектакле эти подсвеченные полотна играют свои роли. Используя их, герои лазают, закручиваются, делают невероятные кульбиты. Молодые артисты, особенно Елена Ирина Горбачева самоотверженно, прямо по-цирковому совершают немыслимо сложные телодвижения.
В ролях ремесленников, разыгрывающих «Пирама и Фисбу» выступили Кирилл Пирогов (та самая Фисба), Андрей Казаков (Пирам и Осел), Рустэм Юскаев, Никита Тюнин, Олег Нирян, Степан Пьянков. Эта компашка щедро повеселила участников свадебного пира и особенно публику в зале! А вот свита Титании это вообще что-то невероятное: над сценой, где-то в воздухе парят музыканты в светящихся сказочных одеяниях
Пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь» поставил Иван Поповски верный ученик Фоменко. Каждый новый его спектакль всегда ждешь с радостным предвкушением театрального счастья.
Давно уже постановки режиссера, успешно работающего еще и в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, стали изысканным украшением московского ландшафта. Но там он ставит ювелирно, мелким штрихом. Здесь же на большой сцене буйство режиссерской фантазии поражает воображение. Снова Иван Поповски не обманул ожиданий: странноватый сюжет с тремя параллельными планами, изобретательно интерпретирован и превосходно обыгран актерами разных поколений «фоменок» в лучших традициях одного из самых популярных и невероятно любимого публикой театра, где, к счастью, не особо рьяно гонятся за европейской модой, не злоупотребляют злободневностью и гражданским пафосом.
Нынче в Москве на подмостках идут сразу несколько «Снов », но самый пленительный у «фоменок», наверное, благодаря тому, что не претендует на какое-то новое, нетривиальное прочтение сказочного сюжета, впрямую не делая аллюзий на сегодняшний день. Да и странно бы это было. Он просто красивый, остроумный и талантливый. На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы стать событием даже на фоне вполне успешного прошедшего московского театрального сезона.
В пьесе-сказке «Сон в летнюю ночь» три сквозные сюжетные линии, связанные между собой грядущей свадьбой герцога Афинского Тезея и царицы амазонок Ипполиты. В начале герои все в белых одеяниях и поставлены на котурны (в прямом смысле), однако они то и дело начинают смешно прихрамывать, теряя один из них и тем самым снижая пафос собственной значимости.
Блистательные «старички» Галина Тюнина и Карэн Бадалов играют большую зрелую любовь Тезея и Ипполиты, на пути которой стоят чисто психологические проблемы. В другой, сказочной, реальности они же преображаются в царицу и царя эльфов Титанию и Оберона, которые ссорятся по более мелким поводам. На этом фоне резвится молодежь: Лисандр и Деметрий страстно любят красавицу Гермию, а дурнушка Елена без ума от второго. Убежав из Афин в лес, Лисандр и Гермия Серафима Огарева и Александр Мичков попадают в царство эльфов. Гермия любит Лисандра, но отец запрещает ей выйти за него замуж, и тогда влюбленные решают бежать из Афин, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти. Следом за ними в лес отправляется и другая пара.
Там-то с ними и происходят разные головокружительные (в прямом смысле) метаморфозы благодаря воле Оберона. Он был в тот момент в плохом настроении из-за ссоры с Титанией, поэтому дает указание своему слуге Робину (замечательный Амбарцум Кабанян) смешать все карты, все перепутать, чтобы две пары «перелюбились» по-другому. Он и жену не пощадил, в результате чего Титания не на шутку увлеклась Ослом
Сказочка эта хороша тем, что дает фантастический простор для театральных решений. Визуальный ряд блистательно разработан художником Ангелиной Атлагич, придумавшей удивительные костюмы для всех персонажей от аристократов до ремесленников, которые играют смешной спектакль про Пирама и Фисбу. Пластикой «заведовал» Олег Глушков, придав действу объемность и «воздушность».
Иван Поповски придумал так, что свисающие полотна ткани то белые афинские колонны, то серебристо-голубые деревья таинственного леса. Вообще в спектакле эти подсвеченные полотна играют свои роли. Используя их, герои лазают, закручиваются, делают невероятные кульбиты. Молодые артисты, особенно Елена Ирина Горбачева самоотверженно, прямо по-цирковому совершают немыслимо сложные телодвижения.
В ролях ремесленников, разыгрывающих «Пирама и Фисбу» выступили Кирилл Пирогов (та самая Фисба), Андрей Казаков (Пирам и Осел), Рустэм Юскаев, Никита Тюнин, Олег Нирян, Степан Пьянков. Эта компашка щедро повеселила участников свадебного пира и особенно публику в зале! А вот свита Титании это вообще что-то невероятное: над сценой, где-то в воздухе парят музыканты в светящихся сказочных одеяниях
Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994