«Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме
В «Мастерской Петра Фоменко» ещё один спектакль в, если позволите так выразиться, фирменном стиле: очень красивый, очень лёгкий, очень наполненный, очень… созерцательный. Театр в очередной раз покусился на отечественную классику: режиссёр Иван Поповски презентовал публике своё видение «Вишнёвого сада».
История человеческого взросления — не физического, но морального. Вот что жаждут продемонстрировать «фоменки», и именно эту грань пьесы Чехова они «полируют» с максимальным тщанием. Поповски размышляет об инфантильности как отдельных людей, так и общества в целом, о том, что боязнь роста, неотвратимых перемен порой приводит к жизненным трансформациям совершенно катастрофического характера — причём, таким, на которые ты уже никак не можешь повлиять.
Общественные перестройки, столь болезненные для Чехова, у «фоменок» остаются на втором плане — они, по сути, являются фоном, на котором развиваются события. Почему нет? Откровенно говоря, трансформации, происходившие в России на рубеже 19-20 веков нам, сегодняшним, куда менее интересны, чем некие психологические поиски, актуальные во все времена.
И герои спектакля никак не могут оторваться от былого, символами которого становятся старые игрушки, видавшая виды мебель и, конечно же, тот самый вишнёвый сад, словно бы ограждающий имение Раневской от опасностей внешнего мира.
Сценография постановки, за которую отвечали Нина Бачун (Oaza) и сам Иван Поповски, одновременно и впечатляет, и вызывает ряд вопросов. В левой части авансцены — небольшой подиум, так сказать, островок спокойствия. Львиную долю времени он «играет роль» усадьбы Раневской — «схлопнувшейся» до одной крохотной комнаты, как будто бы мягко обнимающей персонажей.
Большая часть сцены совершенно пуста (если не считать уютно разместившегося посреди свободного пространства рояля), но каков вишнёвый сад!.. Художники превратили в него задник из полиэтиленовых полотен, которые, будучи освещены театральными прожекторами (световой дизайн принадлежит Степану Синицыну), действительно кажутся бесконечными рядами цветущих деревьев, тесно переплетающихся ветвями. (А на «рояль в кустах» обратите особое внимание, он ещё сыграет свою роль — да какую! — в самом финале.)
Невероятно красиво и эффектно! Правда, не очень понятно, как смотрится постановка из правой части зрительного зала в те моменты, когда все персонажи — и надолго — собираются на подиуме. Смею надеяться, что публика получает весь спектр эмоций, ибо режиссёр слишком опытен и не может позволить себе промашек с «картинкой». Но на всякий случай порекомендую приобретать билет на левую половину кресел.
Поповски творит изящный, выразительный мир. Он делает отсылки к ряду других произведений Чехова (эти «пасхалки» весьма порадуют знатоков творчества писателя), уделяет максимальное внимание малейшим деталям, неимоверно оживляющим действо, добивается от артистов психологической правды и усердно отвечает на те вопросы, которые поставил перед собой, создавая свой «Вишнёвый сад».
Возможно, именно из-за такой обстоятельности и доскональности спектакль, увы, в итоге и страдает. Детальность оказывает медвежью услугу: и без того размеренное, не наполненное действием чеховское повествование начинает тянуться в принципе бесконечно. Уж на что лично я люблю «фоменковскую созерцательность», но тут даже ваша покорная жаждала хоть чуть, но подогнать «Вишнёвый сад», чтобы его жернова закрутились поактивнее.
И ведь нет провалов по темпу, нет пустых моментов, нет лишних мизансцен — всё на своём, идеальном месте. Только сюжет не льётся задорной струйкой, а стекает тягучими каплями мёда. Так что поклонникам драйва и движухи, пожалуй, стоит крепко задуматься, идти ли на премьеру «фоменок».
Остальных успокою: постепенно к темпоритму постановки привыкаешь, втягиваешься в него и даже впадаешь в какой-то своеобразный транс, начиная думать и чувствовать с той же скоростью, с какой продвигается повествование. И всё же, будь «Вишнёвый сад» хоть чуточку динамичнее, идеи постановщика попадали бы в головы зрителей с большей точностью. Сейчас половина из них гаснет на подлёте.
Но снова вспомним, что Поповски центрируется на психологических аспектах — а значит, восприятие спектакля во многом зависит от того, насколько гостеприимно артисты впустят публику во внутренний мир своих героев. Ну, а как раз здесь-то проблем не будет. Состав чудесен. Великолепна экзальтированная и по-детски непосредственная Любовь Андреевна Раневская (Галина Тюнина). Трогательны и милы её дочери Аня и Варя (Александра Кесельман и Мария Андреева). Очарователен и непутёв брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев (Рустэм Юскаев / Никита Тюнин — в рамках пресс-показа мы имели возможность оценить обоих актёров). Весом и трагичен персонаж, которого сам Чехов считал главным в пьесе, — Ермолай Алексеевич Лопахин (Денис Аврамов).
Прелестен «изобретённый» Поповски любовный треугольник конторщика Епиходова, лакея Яши и горничной Дуняши (Иван Рябенко, Александр Мичков и Мария Геращенко). Очень интересна и точна гувернантка Шарлотта Ивановна (Дани Каган). Мой поклон студенту Трофимову (Фёдор Малышев) и помещику Симеонову-Пищику (Олег Нирян). Удивительно, как Карэн Бадалов ухитряется сделать свой короткий выход в роли прохожего эдаким звёздным часом. Ну, и тот, кто ответственен за финал спектакля — и кто делает его разрывающим сердце. Фирс — Кирилл Пирогов.
«Мастерская Фоменко» снова доказала, что её труппа состоит из мастеров высочайшего класса. И хотя бы ради них стоит прийти и ознакомиться с премьерой — ну, если уж вам совсем не близка стилистика, в которой работает режиссёр.
В целом же свеженький «Вишнёвый сад» — отнюдь не театральная революция (и кто сказал, что это плохо?), зато он гарантирует эстетическое наслаждение как зрению, так и мозгу. Не хватает эмоциональных всплесков, срывов темпа, сбоя ритма — всего того, что создаёт дополнительный объём и нерв постановки (конечно, я говорю лично о себе). Зато правдивость тут — на недосягаемой высоте, а щепетильность режиссёра вызывает восторг.
Посмотреть этот спектакль стоит всем, кто предпочитает старую добрую классику и деликатное отношение к литературному первоисточнику. Но при этом — никакого консерватизма, постановка сделана для нас, жителей 21 века (того самого, который нередко именуют «веком инфантилизма»).
Может быть, моя проблема в том, что я (признаюсь, как на духу) не люблю пьесу «Вишнёвый сад». Слишком много разговоров (мы давно уже всё поняли, а они всё общаются и общаются), а где действие-то?.. Вот коли вы со мной не согласны, совершенно непонятно, почему вы до сих пор не дошли до «Мастерской Фоменко»? Вы-то здесь получите своё по полной, обещаю! PS. Замечу, что зал «Мастерской Фоменко» почти уникален — он, в отличие от большинства «аналогов», спроектирован адекватными людьми, сделавшими так, что отличная видимость открывается с абсолютно любого кресла, в каком бы ряду оно ни находилось. А уж амфитеатр — вообще наиудобнейшее место с прекрасным подъёмом, так что смело можно покупать билет именно туда. Кстати, полагаю, именно из амфитеатра созерцание мощного финала (и, нет, я не буду спойлерить) идеально.
Источник: Musecube.org
История человеческого взросления — не физического, но морального. Вот что жаждут продемонстрировать «фоменки», и именно эту грань пьесы Чехова они «полируют» с максимальным тщанием. Поповски размышляет об инфантильности как отдельных людей, так и общества в целом, о том, что боязнь роста, неотвратимых перемен порой приводит к жизненным трансформациям совершенно катастрофического характера — причём, таким, на которые ты уже никак не можешь повлиять.
Общественные перестройки, столь болезненные для Чехова, у «фоменок» остаются на втором плане — они, по сути, являются фоном, на котором развиваются события. Почему нет? Откровенно говоря, трансформации, происходившие в России на рубеже 19-20 веков нам, сегодняшним, куда менее интересны, чем некие психологические поиски, актуальные во все времена.
И герои спектакля никак не могут оторваться от былого, символами которого становятся старые игрушки, видавшая виды мебель и, конечно же, тот самый вишнёвый сад, словно бы ограждающий имение Раневской от опасностей внешнего мира.
Сценография постановки, за которую отвечали Нина Бачун (Oaza) и сам Иван Поповски, одновременно и впечатляет, и вызывает ряд вопросов. В левой части авансцены — небольшой подиум, так сказать, островок спокойствия. Львиную долю времени он «играет роль» усадьбы Раневской — «схлопнувшейся» до одной крохотной комнаты, как будто бы мягко обнимающей персонажей.
Большая часть сцены совершенно пуста (если не считать уютно разместившегося посреди свободного пространства рояля), но каков вишнёвый сад!.. Художники превратили в него задник из полиэтиленовых полотен, которые, будучи освещены театральными прожекторами (световой дизайн принадлежит Степану Синицыну), действительно кажутся бесконечными рядами цветущих деревьев, тесно переплетающихся ветвями. (А на «рояль в кустах» обратите особое внимание, он ещё сыграет свою роль — да какую! — в самом финале.)
Невероятно красиво и эффектно! Правда, не очень понятно, как смотрится постановка из правой части зрительного зала в те моменты, когда все персонажи — и надолго — собираются на подиуме. Смею надеяться, что публика получает весь спектр эмоций, ибо режиссёр слишком опытен и не может позволить себе промашек с «картинкой». Но на всякий случай порекомендую приобретать билет на левую половину кресел.
Поповски творит изящный, выразительный мир. Он делает отсылки к ряду других произведений Чехова (эти «пасхалки» весьма порадуют знатоков творчества писателя), уделяет максимальное внимание малейшим деталям, неимоверно оживляющим действо, добивается от артистов психологической правды и усердно отвечает на те вопросы, которые поставил перед собой, создавая свой «Вишнёвый сад».
Возможно, именно из-за такой обстоятельности и доскональности спектакль, увы, в итоге и страдает. Детальность оказывает медвежью услугу: и без того размеренное, не наполненное действием чеховское повествование начинает тянуться в принципе бесконечно. Уж на что лично я люблю «фоменковскую созерцательность», но тут даже ваша покорная жаждала хоть чуть, но подогнать «Вишнёвый сад», чтобы его жернова закрутились поактивнее.
И ведь нет провалов по темпу, нет пустых моментов, нет лишних мизансцен — всё на своём, идеальном месте. Только сюжет не льётся задорной струйкой, а стекает тягучими каплями мёда. Так что поклонникам драйва и движухи, пожалуй, стоит крепко задуматься, идти ли на премьеру «фоменок».
Остальных успокою: постепенно к темпоритму постановки привыкаешь, втягиваешься в него и даже впадаешь в какой-то своеобразный транс, начиная думать и чувствовать с той же скоростью, с какой продвигается повествование. И всё же, будь «Вишнёвый сад» хоть чуточку динамичнее, идеи постановщика попадали бы в головы зрителей с большей точностью. Сейчас половина из них гаснет на подлёте.
Но снова вспомним, что Поповски центрируется на психологических аспектах — а значит, восприятие спектакля во многом зависит от того, насколько гостеприимно артисты впустят публику во внутренний мир своих героев. Ну, а как раз здесь-то проблем не будет. Состав чудесен. Великолепна экзальтированная и по-детски непосредственная Любовь Андреевна Раневская (Галина Тюнина). Трогательны и милы её дочери Аня и Варя (Александра Кесельман и Мария Андреева). Очарователен и непутёв брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев (Рустэм Юскаев / Никита Тюнин — в рамках пресс-показа мы имели возможность оценить обоих актёров). Весом и трагичен персонаж, которого сам Чехов считал главным в пьесе, — Ермолай Алексеевич Лопахин (Денис Аврамов).
Прелестен «изобретённый» Поповски любовный треугольник конторщика Епиходова, лакея Яши и горничной Дуняши (Иван Рябенко, Александр Мичков и Мария Геращенко). Очень интересна и точна гувернантка Шарлотта Ивановна (Дани Каган). Мой поклон студенту Трофимову (Фёдор Малышев) и помещику Симеонову-Пищику (Олег Нирян). Удивительно, как Карэн Бадалов ухитряется сделать свой короткий выход в роли прохожего эдаким звёздным часом. Ну, и тот, кто ответственен за финал спектакля — и кто делает его разрывающим сердце. Фирс — Кирилл Пирогов.
«Мастерская Фоменко» снова доказала, что её труппа состоит из мастеров высочайшего класса. И хотя бы ради них стоит прийти и ознакомиться с премьерой — ну, если уж вам совсем не близка стилистика, в которой работает режиссёр.
В целом же свеженький «Вишнёвый сад» — отнюдь не театральная революция (и кто сказал, что это плохо?), зато он гарантирует эстетическое наслаждение как зрению, так и мозгу. Не хватает эмоциональных всплесков, срывов темпа, сбоя ритма — всего того, что создаёт дополнительный объём и нерв постановки (конечно, я говорю лично о себе). Зато правдивость тут — на недосягаемой высоте, а щепетильность режиссёра вызывает восторг.
Посмотреть этот спектакль стоит всем, кто предпочитает старую добрую классику и деликатное отношение к литературному первоисточнику. Но при этом — никакого консерватизма, постановка сделана для нас, жителей 21 века (того самого, который нередко именуют «веком инфантилизма»).
Может быть, моя проблема в том, что я (признаюсь, как на духу) не люблю пьесу «Вишнёвый сад». Слишком много разговоров (мы давно уже всё поняли, а они всё общаются и общаются), а где действие-то?.. Вот коли вы со мной не согласны, совершенно непонятно, почему вы до сих пор не дошли до «Мастерской Фоменко»? Вы-то здесь получите своё по полной, обещаю! PS. Замечу, что зал «Мастерской Фоменко» почти уникален — он, в отличие от большинства «аналогов», спроектирован адекватными людьми, сделавшими так, что отличная видимость открывается с абсолютно любого кресла, в каком бы ряду оно ни находилось. А уж амфитеатр — вообще наиудобнейшее место с прекрасным подъёмом, так что смело можно покупать билет именно туда. Кстати, полагаю, именно из амфитеатра созерцание мощного финала (и, нет, я не буду спойлерить) идеально.
Источник: Musecube.org
Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994